Информация представляет собой общенаучное понятие, исследуемое в естественных, технических, гуманитарных науках с разных сторон в зависимости от направлений научных исследований и решаемых в каждой научно-прикладной ситуации задач.
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сообщение, разъяснение, изложение. В статье 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ информация определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
В настоящее время информация становится одним из важнейших ресурсов, а доступ к информационным ресурсам – необходимым фактором социально-экономического развития. Согласно ФЗ «Об информации», информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию и на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В условиях формирования информационного общества, когда роль информации неизмеримо возрастает, когда она становится главной ценностью, информационную функцию рассматривают уже не только как реально существующую, но как основную функцию государства. При этом информационная функция государства направлена на информационное обеспечение не только государственных органов, но и граждан, юридических лиц, различных структур гражданского общества. Именно тогда, когда направленность информационной функции перестала быть ограниченной только органами государственной власти, она приобрела новое содержание, непосредственным образом затрагивая права и свободы личности, стала основной для государства. Знание и информация становятся одним из стратегических ресурсов социально-экономического развития государства.
Характерным для информационного общества является возрастание значимости прав на доступ к информации, на защиту от нежелательной информации, на информационное обслуживание. Новые информационные и коммуникационные технологии позволяют расширить права граждан и организаций путем оказания услуг доступа к разнообразной информации, которая концентрируется как в государственных и муниципальных, так и частных структурах.
Этим правам корреспондируют обязанности государственной и муниципальной власти: обязанность обеспечивать доступ к запрашиваемой информации; обязанность собирать и предоставлять информацию, имеющую общественный интерес и значимость; обязанность поддерживать развитие информационной сферы государства. Реальное исполнение публичной властью указанных информационных обязанностей гарантирует информационную прозрачность, транспарентность ее деятельности.
К показателям движения к информационному обществу принято относить расширение номенклатуры общедоступной информации и упрощение процедур доступа к ней, увеличение объемов информационных услуг. Вопросы доступа к информации в условиях, когда постиндустриальные общества превращаются в общества информационные, в общества знаний, - одни из самых актуальных. Неизбежно должна происходить переоценка как прав, так и обязанностей органов власти и граждан в информационной сфере. Не готовые к такой трансформации государства могут оказаться на обочине мирового развития. Информационное законодательство должно быть ориентировано на интересы людей, на повышение качества жизни, обеспечивать открытость информации и доступ к ней.
Возрастание роли и увеличение объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, совершенствование технологий накопления и распространения информации увеличивают потребность в информационных услугах, которые позволяют удовлетворить публичный интерес и сами по своей сути являются публичными. Общественные структуры и каждый гражданин, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель должны иметь возможность оперативно получать достоверную и объективную информацию по интересующим их вопросам, свободно обмениваться информацией.
Развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления информационных и коммуникационных технологий вызвало к жизни так называемые «электронные правительства». Практически все развитые страны рассматривают свои усилия в области «электронных правительств» в качестве одного из центральных элементов своей политики по модернизации государства.
Основными задачами этого направления являются расширение объема информации и перечня информационных услуг, предоставляемых гражданам и хозяйствующим субъектам органами государственной власти и органами местного самоуправления с использованием информационных и коммуникационных технологий, формирование механизма общественного контроля их деятельности.
Слово «режим» весьма богато и многозначно по своему содержанию, употребляется в самых различных смыслах и контекстах. В переводе с французского и латинского оно означает:
1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти;
2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна);
3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности (например, судоходства, лесо-, водо-, землепользования, охоты, рыболовства и т. д.);
4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражения: «режимный завод», «режимный объект», «режимное производство»).
В теории сложилось два основных подхода к пониманию категории «правового режима» в юридической науке: функциональная характеристика права, особый порядок правового регулирования (Н.И. Матузов, А.В. Малько, О.С. Радионов); система норм, регулирующих определенную деятельность разных субъектов, их отношения по поводу определенного объекта (Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило).
В литературе правовой режим определяется как:
- социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств;
- порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования[;
- результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений.
Учитывая сказанное, правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовой режим информации - это объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия в информационной сфере посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств, характеризующих особое сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантий по его соблюдению.
Правовой режим информации определяется нормами, устанавливающими:
- порядок документирования информации;
- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
- категорию информации по уровню доступа к ней;
- порядок правовой защиты информации.
Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой возрастания дозволений, что равнозначно мере убывания запретов, мы можем говорить о льготном информационном режиме.
Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой убывания дозволений, что равнозначно мере возрастания запретов, мы может говорить об ограниченном информационном режиме.
Правовой режим информации характеризуется следующими признаками:
- информацией как объектом права и ее нематериальной природой;
- устанавливается для достижения желаемого социального эффекта;
- отражается в правилах, которые в своей совокупности призваны обеспечить достижение поставленной цели;
- правила установлены или санкционированы государством, т.е. имеют общеобязательную силу;
- правила представляют собой систему, сочетающую в себе в различном соотношении запреты и обязывания, льготы и дозволения.
Типовыми элементами содержания правового режима информации являются:
1) целевое назначение, заключающееся в установлении прав и обязанностей субъектов по поводу информации, их защите, обеспечении информационной безопасности и баланса интересов личности, общества, государства;
2) объект правового регулирования – информация, обладающая общими свойствами, характерными для любых видов информации, а также свойствами, характерными для отдельных видов информации, может быть объектом прав как в частноправовых, так и в публично-правовых отношениях;
3) правовое положение субъектов правового режима, характеризуемое с точки зрения их равенства: равное и неравное. Круг субъектов правового режима информации чрезвычайно широк: это практически любые субъекты права, от физических и юридических лиц до государственных органов, органов местного самоуправления и самого государства. Правильное определение круга субъектов правового режима исключительно важно, поскольку позволяет установить, на кого возложены обязанности по обеспечению режима, соблюдению режимных требований, кто несет ответственность за нарушение режима;
4) комплекс способов правового регулирования и средств юридического воздействия, включающий основные способы правового регулирования (дозволение, запрещение, позитивное обязывание), направленные на поддержание режима в заданных параметрах и выражены в юридических нормах. Конкретный состав режимных правовых средств и правил, их сочетание различаются в зависимости от установленного правового режима информации и определяют степень его жесткости.
Система режимных требований конкретизируется применительно к правовому режиму определенного вида информации с помощью правовых установлений, учитывающих специфические особенности объекта, осуществляется регламентация порядка деятельности в рамках установленного режима, включая систему разрешений и запретов отдельных действий, и все в совокупности обеспечивается применением различных видов ответственности за нарушение действующих правил. Из этого следует, что одна из задач законодателя - правильно регламентировать правовой режим конкретного вида информации.
Правовой режим информации включает:
1) право использования информации в качестве объекта правовых отношений;
2) право обладания информацией;
3) право доступа к информации;
4) право собственности и иные вещные права на магнитные носители, содержащие документированную информацию;
5) документирование информации;
6) право распространения и предоставления информации.
1. Право использования информации в качестве объекта правовых отношений заключается в возможности установления публичных, гражданских и иных правовых отношений, объектом которых является информация. Законодательством установлено, что в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами. Электронное сообщение, подписанное электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
2. Право обладания информацией заключается в возможности распоряжения ею (разрешение или ограничение доступа; использование, включая распространение; передача другим лицам; правовая защита и иные действия) по усмотрению обладателя.
3. Право доступа к информации заключается в возможности ее свободного получения и использования любым лицом и передачи одним лицом другому лицу, в случае если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
4. Законодательством установлено, что право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством. Это означает, что такие носители являются объектами гражданских прав наряду с другими вещами.
5. Документирование информации как составляющая правового режима информации заключается в том, что недокументированная информация преобразуется в документированную в соответствии с требованиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации или соглашением сторон. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.
6. Право распространения и предоставления информации заключается в возможности свободного осуществления действий, направленных на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц (распространение), и действий, направленных на получение информации определенным кругом лиц или на передачу информации определенному кругу лиц (предоставление), при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Информацию в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяют на свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; подлежащую в соответствии с федеральными законами предоставлению или распространению; распространяемую в Российской Федерации ограниченно или запрещаемую к распространению.
К требованиям, предъявляемым к распространению и предоставлению информации, относят:
- включение в информацию, распространяемую без использования средств массовой информации, достоверных сведений о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и объеме, которые достаточны для идентификации такого лица;
- обеспечение получателю информации лицом, распространяющим информацию, возможности отказа от нее при использовании для распространения средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений;
- установление соглашения, определяющего порядок предоставления информации, между лицами, участвующими в обмене информацией;
- запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.