| ||||||
|
| |||||
Тема 4. Государственные и муниципальные финансы
1. Экономическое содержание и значение государственных и муниципальных финансов 2. Модели организации государственных и муниципальных финансов и федеративных и унитарных государствах. 3. Источники и виды финансовых ресурсов государственных и муниципальных финансов. 4. Государственные внебюджетные (специальные) фонды.
1. Экономическое содержание и значение государственных и муниципальных финансов. Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований. На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов. Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня. В-третьих, особый статус отдельных территориальных образований. Для муниципальных образований законодательство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым статусом обусловлено: концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус закрытого административно-территориального образования — далее по тексту ЗАТО); специализацией градообразующих организаций муниципального образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные источники их финансового обеспечения. Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов. Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий. Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства. Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов. Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. направлениям. Необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). 2.Модели организации государственных и муниципальных финансов и федеративных и унитарных государствах. Типы организации государственных финансов 1. Унитарный тип предполагает построение двухзвенной системы в составе централизованного и местного уровней. Отличается жесткой централизацией принимаемых решений, наличием сильных центральных и слабых местных органов власти, а также значительнымуровнем перераспределительных процессов, преобладанием в совокупном общественном продукте государственных средств. Характерен для унитарных государств. Классический пример – финансовая система СССР. Преимущества: 1. в случае тяжелого экономического положения страны при значительном дефиците финансовых ресурсов позволяет использовать их на наиболее значимых направлениях в интересах всей страны; 2. позволяет управлять страной при незначительном количестве центральных органов. Недостатки: 1. отсутствие оперативного руководства; 2. чрезмерное перераспределение и централизация замедляют оборачиваемость средств. 2. Конфедеративный тип основан на сильных местных органах и слабом центре, характерны значительные центробежные явления при распределении средств и низкий уровень перераспределительных процессов. Преимущества: 1. быстрое принятие решений и оборачиваемость средств; 2. высокая степень самостоятельности местных органов власти. Недостатки: 1. в случае неравномерности развития территорий, возникает проблема с финансовым выравниванием; 2. слабые центральные органы власти не могут контролировать экономическое положение страны. Пример – система государственных финансов в СССР при М. С. Горбачеве. 3. Федеративный тип основан на сочетании черт унитарного и конфедеративного типов. Существует в союзных государствах. Предполагает наличие трехзвенной системы организации государственных финансов в составе центрального правительственного, регионального и местного уровней. Бюджетный федерализм – распределение прав, компетенций, источников доходов между уровнями власти. Модели бюджетного федерализма: 1. кооперативная (европейская) – в странах с жесткой вертикалью власти. Существует единый перечень налогов, определяемый федеральным правительством, полномочия нижестоящих бюджетов существенно ограничены, ведется активная политика территориального выравнивания за счет дотаций. Уместно отметить, что оптимальна для стран с неравномерным развитием территорий, но порождает иждивенчество на местах, так как большая часть доходов носит регулирующий характер; 2. децентрализованная (американская). Отметим, что каждый уровень системы самостоятельно определяет ставки и размеры налогов, в законодательном и финансовом плане нижестоящие уровни независимы от вышестоящих. Действует четкое разграничение доходов и расходов между уровнями системы и отсутствуют предметы совместного ведения. 3.Источники и виды финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления В Российской Федерации в составе государственных финансов можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне). Государственные финансы на федеральном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти РФ, государственные финансы на региональном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ. Государственные финансы на федеральном уровне состоят из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ. Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и территориальные государственные внебюджетные фонды. Федеральный бюджет является основной финансовой базой деятельности органов государственной власти РФ. В нем концентрируется основной объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов. Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Формирование федерального бюджета осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и других доходов. К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством, в том числе - налог на прибыль организаций – по нормативу 100%, НДС – по нормативу 100%, акцизов на соответствующие группы товаров по различным нормативам, установленным ФЗ и др. Неналоговыми доходами федерального бюджета являются: - доходы от использования или продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, - доходы от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающихся после уплаты налогов – в размерах, установленных Правительством РФ, - сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и др. В федеральный бюджет могут зачисляться безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов РФ, от различных организаций (резидентов и нерезидентов), из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, прочие безвозмездные перечисления, а также доходы от внешнеэкономической деятельности и прибыль ЦБРФ после уплаты налогов (по нормативам, установленным ФЗ). Помимо различных видов доходов в федеральный бюджет зачисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые согласно ст. 94 Бюджетного кодекса РФ подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета. Поступившие в федеральный бюджет средства направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета обеспечиваются: финансирование деятельности Президента РФ, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; финансирование национальной обороны и государственной безопасности Российской Федерации; государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для Российской Федерации отраслях экономики (капиталоемких, инновационных, стратегических); финансирование деятельности государственных учреждений, производящих на нерыночной основе социальные услуги общественного потребления; финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; финансовая поддержка субъектов РФ и муниципальных образований особого статуса; финансирование выборов и референдумов Российской Федерации; обслуживание государственного долга Российской Федерации; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ. Основной объем финансовых ресурсов органов государственной власти субъектов РФ концентрируется в региональных бюджетах. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и других доходов. Налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ являются: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством; региональные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным и региональным законодательством; пени и штраф ы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет. В состав неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ включаются: доходы от использования и продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, или от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ; платы за негативное воздействие на окружающую среду, сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемой органами исполнительной власти субъектов РФ и др. Средства, зачисленные в бюджеты субъектов РФ, направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. За счет средств бюджетов субъектов РФ обеспечиваются: финансирование деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ; государственная поддержка приоритетных для региона отраслей экономики (преимущественно сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность); государственная поддержка пригородного (железнодорожного, автомобильного, речного) транспорта; реализация конституционного права граждан на обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или в ведении органов государственной власти субъектов РФ; содержание исторических памятников и объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности субъектов РФ; финансовая поддержка муниципальных образований на территории данного субъекта РФ; финансирование выборов и референдумов субъектов РФ; обслуживание государственного долга субъектов РФ; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ. Основная задача организации муниципальных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения. Местные бюджеты - центральное звено местных финансов, в котором мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований и за счет средств которого финансируются основные потребности местного сообщества. Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, других доходов местных бюджетов. Налоговые доходы местных бюджетов образуют: федеральные и региональные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также решениями органов местного самоуправления; местные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с федеральным законодательством и решениями органов местного самоуправления. В качестве неналоговых доходов в местные бюджеты зачисляются: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности или от деятельности муниципальных организаций (дивиденды по акциям, находящимся в муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и др.); доходы от предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; доходы от оказания услуг или компенсации затрат муниципального образования; платежи от муниципальных организаций; средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход муниципального образования; административные платежи и сборы; штрафные санкции и возмещение ущерба муниципальным образованиям. Согласно основному назначению муниципальных финансов — финансовому обеспечению полномочий органов местного самоуправления, средства местных бюджетов направляются на осуществление расходов: по решению вопросов местного значения, находящихся в компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования; по реализации делегированных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; по осуществлению полномочий, делегированных другими органами местного самоуправления. 4.Государственные внебюджетные (специальные) фонды Государственный внебюджетный фонд РФ предназначен для исполнения расходных обязательств РФ. Доходы государственных социальных внебюджетных фондов РФ формируются за счет: обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации; средств федерального бюджета; добровольных взносов физических и юридических лиц; доходов от размещения временно свободных средств фондов; других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ: -является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ; -находится в государственной собственности РФ. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ представляет собой форму образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ. Доходы бюджета Пенсионного фонда формируются за счет следующих источников: - налоговых доходов, распределяемых органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 60%; - неналоговых доходов (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимок, пеней и штрафов по взносам в Пенсионный фонд РФ; доходов от размещения средств Пенсионного фонда РФ; штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба; - безвозмездных поступлении (межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду РФ; поступлений от негосударственных пенсионных фондов; прочих поступлений). Средства Пенсионного фонда РФ направляются: -на выплату трудовых пенсий; -перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии; -доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ; -финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); -иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. Фонд социального страхования РФ — это государственный централизованный внебюджетный фонд, предназначенный для государственного управления финансами социального страхования в РФ. Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда социального страхования, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда социального страхования не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Основными задачами Фонда социального страхования являются: -обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности; беременности и родам; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг); -санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; -участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; - осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; -разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; -организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; -сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования и др. Источниками доходов Фонда социального страхования являются: -страховые взносы работодателей; -доходы, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5%; -в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 5%; -единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 6,4%; - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; -недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ; -доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ; -штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба - безвозмездные поступления: - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования РФ; -прочие поступления. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — это государственный централизованный внебюджетный фонд, предназначенный для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Основными задачами Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются: - финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 № 1499-1 (ред. от 29.12.2006); -обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; -аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет: -части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом; -ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; -добровольных взносов юридических и физических лиц; -доходов от использования временно свободных, финансовых средств; -нормированного страхового запаса Федерального фонда; -поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования включает следующие виды расходов: - на выполнение Федеральной программы обязательного медицинского страхования; -на обучение специалистов системы обязательного медицинского страхования; -информационно-публицистическую деятельность; -проведение семинаров, совещаний и др. Доходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет: отчислений от страховых взносов, отчислений от налогов по специальным режимам налогообложения, поступлений из территориальных бюджетов в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поступлений из государственных внебюджетных фондов РФ, доходов от размещения временно свободных денежных средств фондов и др. Основной объем расходов указанных фондов направляется на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов РФ. Кроме того, за счет средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования финансируются отдельные мероприятия в области здраво-охранения (например, в рамках различных целевых программ), а также деятельность фондов.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |