Тема 3. Система управления финансами

 

 

1.    Понятие управления финансами

2.    Функциональные элементы  управления финансами, их характеристика

3.    Общая характеристика органов управления государственными и муниципальными финансами

4.    Органы управления финансами в коммерческих и некоммерческих организациях

5.    Особенности управления финансами в домохозяйствах.

 

1.    Понятие управления финансами

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

В управлении финансами можно выделить объекты и субъекты управления. Объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений. Субъекты управления — организацион­ные структуры, которые осуществляют управление: это органы управления финансами, их называют финансовыми органами. Со­вокупность финансовых органов образует финансовую систему с точки зрения управления финансами или финансовый аппарат.

Субъекты управления финансами в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений применяют специфические мето­ды воздействия на финансы. Наряду с этим существуют единые приемы и способы управления.

Цель оперативного управления — получение максимального эффекта при минимуме затрат. На этой стадии с помощью перераспределения финансовых ресурсов различными методами 1) обеспечивается пропорциональное развитие всей экономики страны, отдельных отраслей, территорий, субъектов хозяйствования; 2) решаются социальные задачи; 3) предотвращаются чрезвычайные ситуации; 4) ликвидируются их последствия. Основное содержание оперативного управления составляет маневрирование финансовыми ресурсами. Цель такого маневрирования — обеспечение финансовыми средствами мероприятий, которые не предусматривались в планах; исправление наметившихся диспропорций; финансирование решений вновь появившихся задач. В ходе оперативного управления часто задействуются финансовые резервы.  Оперативное управление — главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов местных органов власти, руководителей внебюджетных фондов, финансовых служб предприятий и организаций.

Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами, к которым относятся:

- существование границы возможностей научного предвидения развития финансовой системы, зависящей от уровня развития финансовой науки, методики планирования и прогнозирования, применения экономико-математических методов и прочих факторов;

- субъективные факторы, возникающие в результате неправильных действий работников финансовых органов, органов законодательной и исполнительной власти, имеющих отношение к финансовому планированию и прогнозированию, управлению финансовыми потоками организации, распределению и использованию финансовых ресурсов на  макроуровне;

- непредвиденные обстоятельства (т.е. изменение условий организации финансовых отношений, например, изменения порядка осуществления налоговых платежей), возникшие при выполнении финансового плана, нарушающие заданный темп развития или ритм производства как на отдельных предприятиях, так и в экономике в целом;

- новые научные и технические открытия, не учтенные ранее при прогнозировании экономического развития и способные дестабилизировать финансовую деятельность;

- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, нарушающие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, что обуславливает необходимость использования финансовых ресурсов или мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий;

- непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые вызывают необходимость увеличения объема государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов с использованием финансового рынка;

- непредвиденные ситуации, вызванные переходом к рыночным условиям, когда трудно прогнозировать некоторые условия функционирования экономики из-за определенной стихийности в ее развитии.

Различают также стратегическое управление финансами (его могут выделять как отдельный элемент и самостоятельную стадию). В задачи стратегического управления входит определение потребностей в финансовых ресурсах и мобилизация последних, создание резервов в процессе прогнозирования на перспективу, установление объема финансовых ресурсов для реализации целевых программ. Стратегическое управление осуществляется органами государственной власти: Правительством РФ, аппаратом Президента РФ, Минфином РФ и др.

Научный подход к управлению финансами и при стратегическом, и при оперативном управлении определяет многоплановый характер и системный подход к управлению в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений.  В процесс разработки управленческих решений финансового характера учитываются требования объективных экономических и юридических, законов, результаты экономического анализа итогов развития за несколько предшествующих плановых периодов. Применяются экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, обеспечивается рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Выработанные   решения   и   методы   их   реализации   оформляются   в юридических актах, финансовых прогнозах, планах, постановлениях и в других документах.

Создание  научного фундамента для разработки и осуществления конкретных практических мер в области управления финансами особенно важно в условиях рыночной экономики, когда деятельность экономических субъектов находится под влиянием жесткой конкуренции и функционирование экономики характеризуется проявлением многих элементов стихийности. Научный подход к управлению финансами способствует  обеспечению стабильного финансирования отраслей экономики и организаций, повышению финансового благополучия населения, позволяет предотвратить или сгладить последствия неблагоприятных событий в ходе финансов-хозяйственной деятельности организаций и в совокупности обеспечить стабильное развитие экономики государства.

В управлении финансами при определении целей и задач фи­нансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участву­ют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

2.    Функциональные элементы управления финансами, их характеристика

В управлении финансами выделяют несколько функциональ­ных элементов и соответствующих им стадий управления. В эконо­мической литературе некоторые авторы отмечают от трех до пяти функциональных элементов. Общепризнанными являются три: планирование, оперативное управление, контроль.

В ходе планирования каждый субъект хозяйствования всесто­ронне оценивает состояние своих финансов. Выявляются возмож­ности увеличения финансовых ресурсов, направления наиболее эффективного   их   использования.   В   процессе   планирования управленческие решения принимаются на основе анализа финан­совой информации (сбор и анализ финансовой информации ино­гда выделяют в самостоятельный элемент и первую стадию управ­ления). Своевременно собранная, полная и достоверная информа­ция позволяет принять обоснованные решения, которые ложатся в основу финансовых планов.

Оперативное управление — это комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа фактически складывающейся фи­нансовой ситуации.

Финансовый контроль — последний функциональный эле­мент системы управления. Его трудно выделить в отдельную ста­дию, так как он осуществляется и в процессе планирования, и в процессе оперативного управления. В ходе контроля сопоставля­ются фактические результаты от использования финансовых ре­сурсов с плановыми и выявляются резервы роста финансовых ре­сурсов, намечаются пути рационального ведения хозяйства. Результаты финансового контроля необходимы для исправления допущенных финансовых ошибок и нарушений; они также явля­ются основанием для наказания за совершенные финансовые пре­ступления.

Непосредственное государственное управление финансами осуще­ствляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государст­венными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утвержде­нию государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного раз­мера государственного долга и т. д.

Управление государственными финансами имеет целью обеспече­ние: (а) относительного баланса экономических институтов государ­ства, юридических и физических лиц; (б) бездефицитного государст­венного бюджета; (в) устойчивости национальной валюты как осно­вополагающего элемента в финансовых отношениях.

3. Общая характеристика органов управления государственными и муниципальными финансами

В управлении финансами при определении целей и задач фи­нансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участву­ют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления

Депутаты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, рассматривающие и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении, другие финан­совые и связанные с ними законодательные акты, правитель­ственные программы, могут, обладая правом законодательной инициативы, вносить на рассмотрение проекты финансовых за­конодательных актов, поправки в действующее законодатель­ство. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счетную палату Российской Федерации — орган государственного финан­сового контроля законодательной власти Российской Феде­рации.

Участие Президента Российской Федерации в управлении финансами связано с определением целей и задач финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию, в том числе ежегодном Бюджетном послании, с подписанием законов по фи­нансовым вопросам, внесением проектов финансового законо­дательства, изданием указов, осуществлением государственного финансового контроля.

Правительство Российской Федерации, ответственное за раз­работку и реализацию финансовой политики России, составле­ние и исполнение федерального бюджета, осуществляет разра­ботку других проектов законов по финансовым и связанным с ними вопросам, утверждает постановления, издает распоряже­ния, обеспечивающие реализацию финансового законодатель­ства. Оно определяет задачи, функции федеральных органов ис­полнительной власти, их права и обязанности, в том числе конк­ретный круг вопросов, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства Российской Федерации, по управлению финансами.

Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:

  разработку проектов законов по вопросам развития бюджет
ной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюд­жетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъек­тами и органами местного самоуправления;

  разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реа­лизацией;  

• разработку проекта закона о федеральном бюджете и орга­низацию его исполнения, составление отчетности об исполне­нии федерального бюджета и консолидированного бюджета Рос­сийской Федерации;

  координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;

  управление государственным долгом Российской Федера­ции и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Рос­сийской Федерации;

  ведение книги учета государственных долгов и регистрации
эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований;

  разработку нормативных актов в области бухгалтерского
учета и составления финансовой отчетности.

4.Органы управления финансами в коммерческих и некоммерческих организациях

Современная практика финансового менеджмента позволяет выделить три основных группы субъектов управления в коммерческих организациях.

1. Собственник предприятия самостоятельно осуществляет функции финансового управления, как правило, на малых предприятиях с небольшим объемом финансовой деятельности. В этом случае в привлечении для осуществления этих функций специалиста – наемного работника нет необходимости.

2. Финансовый менеджер широкого профиля является специалистом – наемным работником, осуществляющим практически все функции финансового управления предприятием. Такие специалисты и-пользуются в основном на предприятиях для общего руководства финансовой деятельностью.

3. Функциональный финансовый менеджер является узким специалистом – наемным работником, осуществляющим специализированные функции управления в одной из сфер финансовой деятельности предприятия.

Состав и структура органов некоммерческих организаций, учредителем которых выступает государство или муниципальное образование в лице органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, как правило, регламентируется нормативными правовыми актами. Этими актами определяются порядок утверждения финансовых планов таких организаций и финансовой отчетности, формы участия представителей учредителей в принятии решений в области управления финансами. Учредители государственных (муниципальных) некоммерческих организаций определяют государственные (муниципальные) задания, объемы бюджетного финансирования в качестве оплаты оказанных услуг в соответствии с заданием, возможности получения доходов от платных услуг, сдачи имущества в аренду, дают согласие на совершение крупных сделок.

Некоммерческие организации могут быть разными по масштабам. В управлении финансовой деятельностью небольших государственных и муниципальных учреждений (школы, детские сады, поликлиники, учреждения культуры) нередко принимают участие ценрализованные бухгалтерии. В этом случае они занимаются составлением финансовых планов учреждений, учетом их исполнения, составлением бухгалтерской отчетности. Законодательство разных стран особым образом прописывает участие государства в управлении финансами крупных некоммерческих организациях.

Управление финансами некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.

5.Особенности управления финансами домохозяйств

Управление финансами домохозяйств происходит как внутренними силами, так и со стороны государства.

Говоря о возможном финансовом контроле над финансовыми отношениями домохозяйств можно выделить два основных вида контроля в зависимости от субъекта, осуществляющего контроль: Финансовый контроль государства. Внутренний контроль или самоуправление. Финансовый контроль государства над домашними хозяйствами носит специфический характер, поскольку государство не имеет прямых инструментов контроля над личными финансами домохозяйств. Но между тем, государственный финансовый контроль домашних хозяйств необходимо осуществлять регулярно и находить инструменты для прямого контроля над распределением финансов домашних хозяйств.

Государство имеет только косвенные инструменты для контроля финансовых отношений домашних хозяйств. К таким инструментам можно отнести: - налоговую систему страны; - асимметрия финансовой информации; - социальная политика государства; - система национальных счетов. Налоговая система страны помогает не только косвенно влиять на распределение финансов домашних хозяйств через налоговую ставку, о также контролировать это распределение через налоговые органы. Налоговая система- это достаточно чувствительный инструмент для государственного контроля финансовых отношений домашних хозяйств. Увеличение налоговых ставок сокращает доход, остающийся в распоряжении домашних хозяйств для дальнейшего перераспределения. При этом, отрицательно влияет, как увеличение ставок налога на доходы домашних хозяйств, так и повышение ставок налога, касающиеся различных предприятий, поскольку большая часть участников домохозяйств является наемными работниками различных предприятий. Так, увеличение ставки налога на прибыль, приведет к тому, что предприятие будет вынуждено искать статьи сокращения своих расходов, и в первую очередь, это коснется выплат работникам. Таким образом, с помощью ставок по налогам, государство может косвенно контролировать формирование доходов домашних хозяйств, но только в том случае, если доходы домашнего хозяйства являются официальными. Асимметрия финансовой информации предполагает, что участники финансовых отношений, в том числе, домашние хозяйства, получают информацию не в равных объемах, и поэтому не могут составить полного и адекватного вывода о той или иной ситуации. Так, домашние хозяйства, зная особенности налоговой системы Российской Федерации, могут получить некоторые льготы или социальные дотации от государства, которые помогу увеличить доходы домашних хозяйств. Проблема асимметрии информации является одной из самых главных проблем в современной экономике, и одной из самых трудно решаемых, поскольку это требует прозрачности в экономике на всех этапах. Социальная политика государства напрямую связана с налоговой системой, поскольку за счет налогов формируются бюджетные и внебюджетные фонды в России. Повышение налогов приводит к сокращению доходов домашних хозяйств, но одновременно увеличивается социальных выплат, которые производятся домашним хозяйствам, и которые способствуют увеличению дохода домашних хозяйств за счет социальных трансфертов. Еще один инструмент финансового контроля государства домашних хозяйств- это система национальных счетов. Система национальных счетов- это система взаимосвязанных статистических показателей, представленных в виде таблиц. В России данная система стала использоваться только с 1991 года и в ней отражаются основные показатели макроэкономической деятельности, связанные с ВВП. Домашние хозяйства также представлены в этих таблицах, поскольку они являются одним из главных участников перераспределительной системы. Показатели по деятельности домашних хозяйств предоставляются Госкомстатом России на основании проведенных исследований ежегодно.

В финансовом контроле домашних хозяйств важную роль играет не внешний контроль, а внутренний, поскольку основные финансовые отношения происходят внутри домашних хозяйств и требуют самостоятельного контроля со стороны домохозяйств, как субъектов экономического процесса. Стоит отметить, что внутренний финансовый контроль домашних хозяйств предполагает, что члены данных хозяйств самостоятельно ведут свои финансовые отношения и осуществляют управление своими финансами. Сложность на данный момент состоит в том, что в российские домашние хозяйства в редких случаях ведут контроль над своими финансовыми отношениями, и тем более, немногие занимаются процессом управления в полной мере. Тем не менее, в последнее время стала формироваться культура внутреннего финансового контроля среди домохозяйств в России на основе личного финансового плана. Личный финансовый план является одним из главных инструментов внутреннего финансового контроля домашних хозяйств, и представляет собой систему показателей формирования финансовых потоков внутри отдельного домохозяйства на основе совокупного дохода всех его участников. Личный финансовый план (ЛФП) домохозяйства включает в себя те же финансовые потоки, что и предприятие: - операционная деятельность; - инвестиционная деятельность; - финансовая деятельность. В отношении домашних хозяйств они приобретают новую направленность и содержание, но суть их остается той же, что на предприятиях. Так, личный финансовый план по своей сути универсальный инструмент для внутреннего финансового контроля, который домашние хозяйства могут осуществлять самостоятельно, не используя спе6циальные навыки и дорогостоящее программное обеспечение. Четко поставленные финансовые цели помогут спланировать последовательность финансовых отношений домашних хозяйств с другими участниками финансовой системы страны. Расчетные показатели могут служить ориентиром для проведения дальнейшего финансового контроля самими домохозяйством. При необходимости план можно скорректировать в соответствии с ситуацией на реальном рынке. Таким образом, личный финансовый план подразделяется на : - предварительный контроль предполагает анализ существующего финансового положения домашних хозяйств и разработку долгосрочного плана для отдельно взятого домашнего хозяйства на основе имеющихся активов и пассивов участников домашних хозяйств; - текущий контроль предполагает ежемесячное сравнение составленного плана с реально осуществляемыми мероприятиями домашними хозяйствами и при необходимости корректировка имеющегося плана. - последующий финансовый контроль предполагает контроль достижения поставленных целей в заданный временной промежуток и определение эффективности используемых стратегий и инструментов, постановка новых целей. Как следует из всего вышесказанного, особенность финансового контроля для домашних хозяйств заключается в том, что у домашних хозяйств нет обязательного внешнего контроля со стороны сторонних организаций, это приводит к тому, что добровольно и самостоятельно внутренний финансовый контроль ведется крайне нерегулярно и в незначительных объемах. Складывается ситуация, когда домашние хозяйства не рассматриваются как хозяйствующий субъект, что вносит определенную необязательность и несерьезность финансового контроля со стороны самих домохозяйств. Учитывая то, что домашние хозяйства являются одним из основных участников перераспределительной системы финансов, отсутствие адекватной системы внешнего и внутреннего контроля ведет к снижению экономической эффективности взаимодействия всех элементов финансовой системы России. Основными причинами этого можно считать следующие: - низкий уровень финансовой культуры домашних хозяйств в России; - отсутствие информации о возможности управления личными финансами домохозяйств; - низкий уровень реальных доходов домашних хозяйств в России; - отсутствие системы экономических показателей, которые бы характеризовали экономическую эффективность финансовых отношений домашних хозяйств.

Таким образом, если говорить о домашних хозяйствах, как хозяйствующем субъекте финансовой системы, то можно предложить им использовать в своей деятельности ряд положений и инструментов, используемых на предприятиях: - отчет о активах и пассивах домашних хозяйств в упрощенной форме- позволяют сделать вывод о имеющихся исходных ресурсах домашних хозяйств; - отчет о прибылях и убытках с постатейным разнесением в течение определенного временного промежутка- позволяет осуществлять финансовый контроль над доходами домашних хозяйств. - отчет о движении денежных средств- представляет информацию о движении различных финансовых поток домашних хозяйств

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»