| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие 1. Свойства и уровни организации живых систем
СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
Тема 1. Живые системы и их свойства Жизнь определяют как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение специфической структуры. По определению Ф. Энгельса «Жизнь это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей средой, причем с прекращением этого обмена прекращается и жизнь». Одно из современных определений жизни принадлежит М.В. Волькенштейну: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров белков и нуклеиновых кислот». Основными свойствами живых организмов являются: сходный химический состав, особенности структурной организации, обмен веществ, энергозависимость и способность противостоять нарастанию энтропии, дискретность, целостность, размножение, наследственность, изменчивость, наличие генотипа и фенотипа, рост, развитие (онто- и филогенез), подвижность, раздражимость, приспособляемость, упорядоченность, способность к поддержанию гомеостаза, регенерация, ритмичность и др. Кроме того, отмечают (Сыч, 2007) вовлеченность организмов в эволюционный процесс и существование отдельных организмов лишь во взаимодействии с другими в составе сообществ – биоценозов. Только совокупность этих критериев может охарактеризовать жизнь, большинство из них по отдельности можно наблюдать и у объектов неживой природы. Жизнь – сложная иерархическая система, в которой выделяют разные уровни организации: молекулярно-генетический, клеточный, тканево-органный, организменный, или онтогенетический, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Для каждого уровня выделяют элементарную единицу и элементарное явление. Элементарная единица это структура или объект, закономерные изменения которых (называемые элементарными явлениями) составляют специфический для соответствующего уровня вклад в процесс сохранения и развития жизни (Ярыгин и др., 2006). Так, элементарной единицей на молекулярно-генетическом уровне является ген фрагмент молекулы нуклеиновой кислоты, в котором записана информация об одной молекуле полипептида (или одной функциональной РНК). Элементарное явление: конвариантная редупликации (удвоение ДНК и генные мутации). Биологическая информация, заключающаяся в молекулах ДНК, не участвует непосредственно в процессах жизнедеятельности, а переводится благодаря механизму матричного синтеза в аминокислотную последовательность белков. При этом ДНК служит матрицей для синтеза мРНК, а мРНК – матрицей для синтеза белков. Матричный синтез информационных макромолекул также относят к элементарному явлению на молекулярно-генетическом уровне организации жизни. Воплощение биологической информации в конкретные процессы жизнедеятельности в живой природе обеспечивает клетка, а элементарное явление здесь реакции клеточного метаболизма, составляющие основу потоков энергии, веществ и информации. На клеточном уровне сопрягаются механизмы передачи биологической информации и превращения веществ и энергии. Элементарное явление на этом уровне служит энергетической и вещественной основой жизни на всех других уровнях ее организации. Уровни отражают важнейшие биологические явления, без которых невозможны эволюция и само существование жизни.
Работа 1. Методы исследования биологического материала. Микроскопия. Правила работы с микроскопом Многие объекты (растительные клетки, ткани и даже целые организмы) имеют микроскопические размеры, и изучают их с помощью биологических микроскопов оптико-механических устройств, позволяющих увеличивать объекты исследования примерно в 1400 раз. Изучение объектов исследования с помощью микроскопа проводится на приготовленных из них препаратах (тотальных или представленных тонкими срезами тканей, органов). В микроскопе различают механическую и оптическую части (рис.1). Механическая часть представляет собой штатив с вмонтированной оптической системой. Штатив состоит из прямоугольного основания (обеспечивает устойчивое положение на рабочем столе) и прикрепленной к нему коробки с механизмом микрометрической (тонкой) фокусировки. К нему крепится кронштейн с предметным столиком с пружинными клеммами для закрепления препарата. Кроме того, к коробке подвижно крепится тубусодержатель (дуга) с двумя рукоятками (винты, кремальеры для грубой фокусировки) и с тубусом. В верхней части тубусодержателя располагается револьвер с объективами. Оптическая система микроскопа состоит из осветительного аппарата, объектива и окуляра. Между объективом и окуляром расположен тубус (полый цилиндр). В его верхнее отверстие вставляется окуляр, а нижнее соединяется с револьвером. Осветительный аппарат представлен конденсором, ирисовой диафрагмой и зеркалом. Конденсор состоит из двух линз, вставленных в цилиндрическую оправу, и служит для освещения объекта. Диафрагма это система многочисленных тонких пластинок, подвижно укрепленных в круглой оправе. С ее помощью, изменяя величину отверстия, можно регулировать освещение объекта пучком света, идущего от зеркала в конденсор. В нижней части оправы конденсора располагается откидная рамка, предназначенная для светофильтра или матового стекла. Зеркало в оправе подвижно устанавливается под конденсором и с помощью вилки соединяется со штативом. Оно имеет две отражающие поверхности: плоскую и вогнутую. Первая устанавливается при работе с объективами, дающими большое увеличение (60х, 90х) и малые поля зрения, вторая - при работе с объективами, дающими малые увеличения (7х, 8х, 15х, 40х). Лучи света, пройдя через конденсор и преломившись в его линзах, освещают препарат, расположенный на столике микроскопа, проходят через него и попадают в объектив. Объектив состоит из нескольких линз, вправленных в металлическую гильзу. Он дает обратное изображение предмета и выявляет особенности его строения, недоступные невооруженному глазу. Окуляр состоит из линз (часто двух) и диафрагмы, вставленных в цилиндрическую оправу. Верхняя линза служит для наблюдения, нижняя играет вспомогательную роль фокусирует изображение, даваемое объективом. Диафрагма окуляра определяет границы поля зрения. Приступая к работе, надо организовать рабочее место. На стол с левой стороны располагают микроскоп, с правой инструменты и альбом для записи результатов наблюдений. Работу выполняют сидя за столом, не сдвигая микроскоп с места. Перед изучением объекта нужно добиться равномерного оптимального освещения поля зрения. Для этого следует: а) установить фронтальную линзу конденсора на уровне предметного столика; б) полностью открыть диафрагму; в) установить объектив малого увеличения на расстоянии примерно 1 см от предметного столика; г) вращая зеркало, оптимально осветить поле зрения. Смотреть в микроскоп рекомендуется левым глазом, не закрывая правый. Затем надо положить препарат на предметный столик и движением кремальеры установить объектив малого увеличения на уровне примерно 4-5 мм от предметного столика. Вращая кремальеру к себе, поднимая тубус и одновременно наблюдая в окуляр, нужно добиться четкого изображения объекта. При работе с винтами не следует применять силу. Для получения большого увеличения расположить объект в центр поля зрения и движением револьвера сменить объектив. Далее, работая кремальерой, нужно добиться неясного изображения и отрегулировать его четкость микрометрическим винтом. По окончании работы микроскоп переводят на малое увеличение и снимают предметное стекло с объектом.
Задание 1. Изучить микроскоп и правила работы с ним. Схематически зарисовать и обозначить детали микроскопа. Рассмотреть готовые препараты. Задание 2. Опишите последовать этапов работы с микроскопом. Задание 3. Опишите путь светового луча в микроскопе.
Рис.1. Микроскоп «Биомед 2»
Работа 2. Изучение уровней организации живых систем
Задание 1. Заполните таблицу 1. Указывая элементарные единицы и явления для каждого уровня организации жизни, дайте им определения.
Таблица 1. Уровни организации живых систем
Задание 2. Ответьте на вопросы. 1.Каким образом на клеточном уровне организации происходит сопряжение механизмов передачи биологической информации и превращении веществ и энергии. Изобразите примерную схему. 2.Опишите специфичные связи, характерные живым систем на разных уровнях организации.
При разработке содержания занятия использованы источники: 1. Ярыгин, В.Н. Биология (в 2-х т.) / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова (под ред. В.Н. Ярыгина). - М.: Высшая школа, 2006. - 448с. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |