Конспект лекций по логистике.

Абдуллаев Н.А

Нажмутдинова С.А.

 

Введение в логистику. Теоретичеcкие основы и понятийный аппарат логистики.

 

               1. Происхождение и трактовка термина«логистика».

        Большинство исследователей сходятся на том, что происхождение слова «логистика» восходит к Древней Греции. Для древних греков логистика представляла собой «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления», а высших  государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью, называли логистами. По свидетельству Архимеда,  в Древней Греции было 10 логистов.

     В Римской империи термин «логистика» использовался в качестве обозначения правил распределения продовольствия, а служители, которые занимались распре-делением  продуктов питания, носили титул «логистики».

       Во времена византийского императора Леона VI (865–912), названного «Мудрым», логистика являлась искусством снабжения армии и управления ее перемещениями. В частности, немецкий исследователь профессор Г. Павеллек отмечает, что назначением логистики в Византийской империи было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и подразделять ее, снабжать оружием и военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях и, соответственно, подготавливать каждый акт военного похода, т.е. рассчитывать пространство и время, делать правильный анализ местности с точки зрения передвижения армии, а также силы сопротивления противника и в соответствии с этими функциями управлять и руководить, одним словом, распоряжаться движением и распределением собственных вооруженных сил». В армии Византийской империи существовала специальная должность -  «логистас».

        Исторически можно проследить две основных трактовки термина, которые дошли до наших дней. Первая связана с применением логистики в военной области.  Первым автором предметных трудов по логистике принято считать французского военного теоретика Антуана Анри Джомини (1779–1869). Некоторое время он работал в России под именем Генриха Вениаминовича Жомини и был автором капитального труда по истории революционных войн в 15 томах. В своих трудах он утверждал, что логистика охватывает широкий круг вопросов, включающих планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск, а также определение места их дислокации, строительство дорог, укреплений и др.

      Считается, что некоторые принципы логистики применялись и в армии                 Наполеона, однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX в.

      В наиболее широких масштабах принципы и подходы логистики в военном деле получили развитие во время Второй мировой войны. Особенно умело это продемонстрировала американская армия. Возможно, поэтому большинство англо-русских словарей до сих пор переводят слово «логистика» как исключительно военный термин, обозначающий организацию и осуществление работы тыла. Таким образом, только благодаря согласованному взаимодействию военно-промышленного комплекса, транспортной системы и баз снабжения  удалось организовать устойчивое обеспечение дислоцированных в Европе союзных войск продовольствием, оружием, боеприпасами, снаряжением и военной техникой. Большое значение в решении этой сложной задачи имело массовое применение прогрессивных методов и способов транспортировки, в частности использование контейнерных перевозок - новшество для того времени.

        Вторая трактовка термина «логистика» в значении математической логики использовалась в работах знаменитого немецкого математика Г.Лейбница (1646–1716 гг.). Данное значение термина было закреплено на философском конгрессе             в Женеве в 1904 г. В данном качестве логистика широко используется при изучении математических закономерностей, конструировании технических систем вычислительной  техники, в робототехнике и т.п.

        В начале 50-х гг. XX в. термин «логистика» стал применяться в бизнесе, а                 к 70-м гг. крепко укоренился в этой среде. Почти все страны Западной Европы и Америки в этот период переживали тяжелейший энергетический кризис, следствием которого явились спад производства, растущая безработица, снижение активности рынка, а в результате - глубокое ухудшение состояния экономики в национальных и транснациональных масштабах. Политика, правительства, специалисты не исключали угрозы социального взрыва, который мог повлечь за собой ещe более тяжелые последствия. Все это послужило катализатором для форсированных разработок срочных мер по стабилизации и улучшению ситуации в сфере экономики. Ученые, экономисты и предприниматели обратились к логистике как к науке, наиболее эффективно координирующей взаимодействие материально-технического обеспечения, производства, распределения, транспорта, коммуникационной  инфраструктуры и рынка.

     Таким образом, предназначение логистики заключается в обеспечении и получении продуктов и услуг там, где они необходимы, и тогда, когда они требуются.

 

                                       

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

                       2.Основные понятия в логистике

 

        В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

        Логистика – теория и практика управления материальными и связанными с ними информационными потоками. Сравним управление материальным потоком и управление струей воды: закрываем, открываем кран, добавляем горячую или холодную воду, разбрызгиваем с помощью смесителя, направляем в любую сторону с помощью гибкого шланга. В результате этих действий изменяются интенсивность потока, его направление, меняется качественная характеристика – температура, при распылении через душевую сетку изменяется структура.

      Несмотря на многообразие материальных потоков, циркулирующих в экономических системах, управление ими, в принципе, аналогично управлению струей воды:

 

·        открыли кран – от поставщика к покупателю пошел товар;

·        открыли кран больше – усилили поставки;

·        закрыли кран – прекратили поставки.

 

       Можно изменить адресата, поток пойдет по другому пути, изменить качественный состав потока, поменяв ассортимент поставляемых товаров и т.д. Несмотря на сходство, управление материальными потоками сложнее.

        Управление материальным потоком, как и любым объектом, складывается из принятия решения и реализации его. Для того, чтобы принимать обоснованные решения, необходимы определенные знания. Поэтому логистика – это  и междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

         Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованные решения в области управления материальными потоками, а для их реализации нужна конкретная хозяйственная деятельность. Логистика – направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

        Если рассмотреть схему сквозного материального потока, основного объекта логистики, то можно заметить, что качественный состав потока по мере продвижения от источника сырья до конечного потребителя меняется.

        Вначале движется продукция производственно-технического назначения, затем изделия народного потребления. Управление разнокачественными материальными потоками отражается в следующем определении логистики:

Логистика – это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

       В зарубежной литературе понятие логистики трактуется как процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег-получения денег).

         Очень точно отражает управленческий характер деятельности в логистике следующее определение логистики: Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте в заданное время.

        Логистика – интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или  оперативных целей  организации бизнеса за счет эффективного управления материальными или сервисными, а также сопутствующими им потоками.

       Логистика – совокупность  различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.

         Основная цель логистики – доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт транспорт, благодаря чему улучшаются условия функционирования всей экономики.

        Шесть правил логистики отражают основную цель логистики:

ГРУЗ - нужный товар

КАЧЕСТВО – необходимого качества

КОЛИЧЕСТВО – в необходимом количестве

ВРЕМЯ – должен быть доставлен в нужное время

МЕСТО - в нужное место

ЗАТРАТЫ – с минимальными затратами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             3. Эволюция  логистики.

      Логистика - уникальная область деятельности, поскольку ею занимаются повсюду в мире по 24 часа в сутки, по 7 дней в неделю на протяжении 52-х недель в год. Лишь немногие сферы деловых операций могут похвастаться той же сложностью внутренних взаимосвязей и такой же широтой географического охвата, какие характерны для логистики. Современная логистика—явление парадоксальное. То, что мы сегодня называем  логистикой, возникло с зарождением цивилизации, т.е. это никакое не новшество. Однако самых совершенных достижений логистика достигла в военной среде и несколько позже - в экономической среде, т.е. в среде современного бизнеса.                                                 В развитии логистики можно выделить несколько исторических этапов.

        Этап 1. Период фрагментации (1920–1950 гг.)

В этот период идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована. Отдельные логистические фрагменты были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, в транспортировке и т.п.

        Показательным в этом отношении является этап развития экономики США.               В рассматриваемый период США имели быстрорастущий рынок, характеризую-щийся внедрением новых производственных технологий, высоким уровнем                 специализации, изобилием природных ресурсов, хорошим инвестиционным                  климатом, минимальным государственным регулированием экономики. Производители товаров и услуг едва справлялись с потребностями расширяющегося рынка. Естественно, что в этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск технических и  технологических  резервов в производстве продукции, пренебрегая при этом другими логистическими фрагментами (развитием дистрибьюции, управлением закупками, запасами и т.п., всем тем, что существенно влияет на общие  затраты организации и удовлетворенность потребителя).

             Рассматриваемый период важен тем, что в нем были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести следующие факторы:

           • возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров;

            • рост транспортных тарифов;

            • появление и быстрое распространение концепции маркетинга;

            • развитие теории и практики военной логистики.

     В течение этого периода вышел ряд работ по маркетингу, в которых была вскрыта природа физического распределения как составной части маркетинга, указана его особая роль в организации и повышении эффективности сбыта товаров. Становление концепции маркетинга, как следствие постепенного перехода мировой экономики от рынка производителя к рынку потребителя, явилось ключевым фактором, объясняющим поведение логистики в бизнесе.

         Этап 2. Период становления (1950–1970 гг.)

       Период с середины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты также называют периодом концептуализации логистики, который характеризуется интенсивным развитием теории и практики логистики, прежде всего снова в США. Философия маркетинга широко распространилась в западных организациях бизнеса. Стало очевидным, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического распределения (в дистрибьюции), в первую очередь с позиции снижения затрат .

         Одним из ключевых факторов стремительной экспансии логистики в западный бизнес явилось возникновение концепции общих (тотальных) затрат в дистрибьюции. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т.е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут, общий уровень затрат в распределительной сети уменьшится.

     В этот период возникли следующие предпосылки дальнейшего развития логистики:

         • изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков);

         • давление фактора затрат на производство;

         • прогресс в компьютерных технологиях;

         • изменения в стратегиях формирования запасов;

         • влияние военного опыта.

                 Этап 3. Период развития (1970–1980 гг.)

       К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес - логистики, и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике. Однако для многих фирм логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Кроме того, попытки внедрить логистическую координацию натолкнулись во многих западных фирмах на противодействие среднего и даже высшего звена менеджмента. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например, закупок, транспортировки, грузопереработки, часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальными потоками на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали существовавшие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических операций  фирм.

                 Этап 4. Период интеграции (1980–1990 гг.)

      В период с 1980-х до середины 1990-х годов логистика приобрела статус «образа мышления», или, другими словами, концептуальной стратегии, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую  систему.

      Принципиальная новизна логистического подхода в том, что главным здесь являлся не продукт, а процесс в форме потока (материального, информационного, финансового).

     Период характеризуется стремительным развитием современных маркетинговой и интегральной концепций логистики в индустриальных странах Запада. Действительно, за этот период теория и практика логистики на Западе шагнули далеко вперед, намного превзойдя уровень, достигнутый в предыдущие десятилетия. Определяющей идеей развития логистики в это время была максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемой полной логистической  цепи: «закупки - производство - дистрибьюция - продажи» для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами.

       В течение рассматриваемого периода произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического «взлета». Основными  из них являются следующие:

1)  революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);

2)  глобализация рынка;

3)  изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

4)  повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;

5)  рост партнерства и стратегических союзов;

6)  структурные изменения в организациях бизнеса.

      Таким образом, эволюция логистики за рубежом показывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

        В России логистика появилась и стала развиваться в 1990-е годы. Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса. Первоначально усилия фирм были направлены на снижение себестоимости каждой единицы продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели стали признавать также  важность обеспечения сбыта за счет снижения общих издержек.

      К основным тенденциям развития логистики в России относятся следующие факторы:

1.     Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и инфляцией. Повышение уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставки продукции, распределение, финансы).

2.     Достижение предела эффективности производства. Становится все труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат, потому что с производства уже «сняты все сливки». С другой стороны, логистика остается областью, где еще сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек фирмы.

3.     Фундаментальные изменения в философии запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина - у оптовых продавцов и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и у 90% дистрибьюторов и производителей.

 

4.     Создание новых продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему необходима).

 

5.     Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание местоположения каждого потребителя; размера каждого заказа, местоположения средств производства, складов и центров распределения, затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предлагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных технологий позволяет осуществить на практике концепцию логистики.

 

6.     Рост использования компьютеров поставщиками (продавцами) и потребителями. Это позволяет фирмам систематически изучать качество услуг  различных поставщиков. На основе такого анализа можно достаточно точно определить уровень обслуживания, предоставляемого поставщиками. Результаты анализа приводят многие фирмы к осознанию необходимости модернизации используемых ими систем распределения.

 

 

 

 

4. Цели, функции и задачи логистики.

      Главной целью логистики   является  обеспечение  конкурентоспособных  позиций  организации  бизнеса  на  рынке.

   Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующе­го количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).

Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться.

Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом происходит интеграция целейгоризонтальная (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вер­тикальная (взаимоувязка целей по уровням управления). Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при мини­мальных затратах на складирование.

         Логистическая функция – это укрупнённая группа логистических операций.        

      На микроуровне (с позиций конкретного бизнеса) логистической функцией называется обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности и управления логистическим  процессом.                   

       Обособление логистических функций чаще всего связано с выделением в компании структурных подразделений, отвечающих за управление запасами, закупками, транспортировкой, складированием, упаковкой, грузопереработкой, таможенным оформлением грузов и т.п. В зарубежной практике и учебной литературе по логистике принято разделять все логистические функции на основные (ключевые) и поддерживающие.

       К ключевым функциям логистики  относятся:

·        Закупка материального ресурса для обеспечения производства. Это комплекс таких задач, как выбор поставщиков, планирование потребности, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы и другое.

·        Транспортировка. Процесс транспортировки нужно рассматривать в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, а именно: как совокупность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других  сопутствующих логистических операций.

·        Управление запасами. Представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в закупках, производстве и реализации продукции.

·        Управление процедурами заказов. Данная функция определяет процедуры получения и обработки заказов, времени получения готовой продукции и другого. Значение данной функции очень велико в современном бизнесе, так как напрямую определяет качество обслуживания потребителей.

·        Поддержка производственных процедур.

·        Поддержание стандартов качества производства готовой продукции и сопутствующего сервиса. Обеспечение и поддержание качества производства продукции, послепродажного сервиса.

·        Информационно-компьютерная поддержка.  

 

К поддерживающим функциям логистики относятся:

·        Складирование. Определение количества, типов и дислокации складов, объема хранения материального ресурса и готовой продукции, планировки складских площадей и т.п.

·        Прогнозирование спроса на готовую продукцию и расхода материального ресурса.

·        Поддержка возврата продукции. 

·        Обеспечение запасными частями и сопутствующим сервисом. 

·        Сбор и утилизация возвратных отходов (управление вторичными материальными ресурсами) и другое.

     Задачи, стоящие перед логистикой, можно разделить на общие, глобальные и частные. Достижение максимального эффекта с минимальными затратами – это главная глобальная задача логистики. Моделирование логистических систем и факторов их функционирования также относят к глобальным задачам.

К общим задачам относятся:

1) создание системы регулирования материальных и информационных потоков;

2) прогнозирование возможных объемов производства, перевозок, складирования;

3) определение несостыковки между необходимостью и возможностью реализовать ее на производстве;

4) выявление спроса на продукт, выработанный и продвигаемый в рамках логистической системы;

5) организация предпродажного и послепродажного обслуживания.

На основании решений общих задач создается сеть складских систем для организации обслуживания заказчиков и оптимального прикрепления их к пунктам производства.

Частные задачи имеют более узкое направление и включают:

1) создание минимальных запасов;

2) максимальное сокращение времени хранения готовой продукции;

3) сокращение времени перевозок.

Основные правила логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами. Основным объектом исследования в логистике является материальный поток. Прилагаемые к материальному потоку действия называются логистическими операциями, или логистическими функциями. Материальные ресурсы, находящиеся в состоянии движения, незавершенное производство, выпущенная продукция, к которым применяются логистические операции или функции, определяют материальный поток.

Логистическая операция – это движение, согласованное с возникновением, поглощением и преобразованием материального и сопутствующего ему информационного, финансового и сервисного потока.

Логистическая функция – это автономная составляющая логистических операций, нацеленных на решение выдвинутых перед логистической системой и звеньями задач. От вида логистической системы зависит объединение логистических операций и функций.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»