Конспект лекций по логистике.

Абдуллаев Н.А

Нажмутдинова С.А.

 

Современная концепция и особенности развития логистики на предприятиях РД.

 

       

                        Логистика нового Дагестана

 

 

 

       О Дагестане в настоящее время говорят часто, и выделяют самое хорошее. В сознании многих россиян Дагестан – регион, в который опасно приезжать, республика, где на каждом углу подозрительные любители красной обуви, которые могут спрятать гостя в подвал, ограбить его, край, где ежедневно проходят террористические акты, где бородачи убивают полицейских, а полицейские убивают бородачей, а с ними и случайных прохожих. Причин тому несколько.  В-первых, активная деятельность журналистов центральных средствах массовой информации, которые соревнуются в поисках «жаренного», восстребованного аудиторией негатива из самого южного региона России. Во-вторых, агрессивное поведение самих дагестанцев, приезжающих в другие регионы страны и пытающихся там установить свои порядки.

     Старшее поколение помнит другой, старый Дагестан, теплый мирный край у моря с золотыми песчаными пляжами, с приветливыми и гостеприимными людьми, Дагестан Расула Гамзатова и ансамбля «Лезгинка», республика народных промыслов Унцукуля, Балхара, Табасарана и ювелирного искусства Кубачи и Гоцатля. В последние годы в Дагестане делается всё возможное, чтобы вернуть в республику радость от того, что в нее приезжают гости со всей России, вернуть жителям других регионов России желание приезжать в Дагестан вновь и вновь.

 

       В последние годы Дагестан меняется – и меняется в лучшую сторону. Скоро два года, как в республике не произошло ни одного террористического акта. Бандитское подполье, которое в недавнем времени сильно влияло на жизнь республики, практически уничтожено. Дагестан ежегодно увеличивает объемы производства во всех отраслях народного хозяйства, и шаг за шагом приближается к тому, чтобы стать процветающей республикой, снять с себя клеймо депрессивного, дотационного региона.

       Руководство республики взяло курс на «Новый Дагестан» - это своеобразная реинкарнация старого Дагестана – Дагестана прежних времен, но без недостатков и особенностей, характерных для эпохи Советского Союза и строящегося коммунизма. Водоразделом между негативными штампами – «пугалками» либеральных СМИ и реальностью сегодняшнего дня должен стать Бренд «Новый Дагестан» - первый в стране республиканский бренд, под которым Дагестан хочет представить стране все лучшее, позитивное, новое, что заслуживает внимания как в туристической сфере, так и в продукции агропромышленного комплекса и традиционных промыслов.

       Одной из важных проблем, о которой много говорят, но решают неторопливо и бессистемно, является  логистика – организация хранения и перевозки товаров, как производящихся в Дагестане, так и поступающих извне. Кроме того, надо учитывать, что Дагестан находится на перепутье маршрутов Север-Юг, Запад-Восток, и для того, чтобы его территория могла использоваться для транзита товаров, надо сделать очень многое.

 

                                     Продукция сельского хозяйства

 

      Много лет в Дагестане расквартированы военные части, в том числе отряды пограничников и моряков. И все эти годы руководство Дагестана предлагает обеспечить военных  продуктами местного производства, начиная с овощей и фруктов, заканчивая мясом и хлебобулочными изделиями. Сегодня система в принципе несложная – объявляется тендер, и надо его выиграть, предложив армии условия, более выгодные, чем предлагают другие регионы и коммерческие структуры.

       Дагестан может поставлять экологически чистые овощи и фрукты, причем в сезон их может быть невероятно много, как, например, в 2015 году, когда в горах не знали, что делать с невиданным урожаем абрикосов, который не успевали перерабатывать на консервном заводе «Кикуни». А когда сезон закончится – закончатся огурцы и помидоры, ягоды и фрукты, которые производители из других регионов готовы поставлять круглый год. Главная проблема кроется  в том, что в Дагестане урожай в конце концов портится и выбрасывается.

      Возникает очень важный вопрос – логистика. Одно из определений логистики – «это процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей".

      Нужно организовать склады для хранения овощей и фруктов на длительный срок    с глубокой заморозкой, с использованием современных технологий, чтобы овощи и фрукты  сохраняли свои вкусовые, питательные и полезные качества. Нужно строить и цеха для переработки фруктов и ягод в компоты, соки, нектары, мяса в колбасы и полуфабрикаты.

      Та же проблема в рыбоводстве, в разведении скота, производстве шерсти, молока и молочных продуктов. На селекторном заседании рабочей группы по развитию агропромышленного комплекса в Северно-Кавказском федеральном округе при правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО министр сельского хозяйства России Александр Ткачев отметил: «Необходимо обеспечить бесперебойное, качественное и конкурентоспособное производство шерсти и развитие скотоводства. Это позволит увеличить производство продукции и создать новые рабочие места. Для продвижения продукции СКФО на внутренний рынок и на экспорт важны прозрачные логистические цепочки. Развитие логистики имеет принципиальное значение и для реализации молочной продукции, поскольку, создавая центры сбора и переработки молока, регион имеет все шансы стать одним из основных лидеров по экспорту молочной продукции».

      Программа импортозамещения и приоритетный проект развития Республики Дагестан «Эффективный аграрно-промышленный комплекс» нацелены на рост производства продукции сельского хозяйства как через осуществление инвестиционных проектов и создание новых крупных предприятий агропрома, так и через развитие фермерских хозяйств. Необходимо развитие агрологистики. И крупным предприятиям, и небольшим фермерским хозяйствам будет удобно сдавать свою продукцию на склады, находящиеся в близости от местонахождения сельскохозяйственного производства.

        

                     Склады для хранения продуктов и промышленных изделий

         ООО «Агрико Северный Кавказ» приобретен земельный участок в Карабудахкентском районе общей площадью 100 га, где осуществляется  инвестиционный проект «Строительство комплексного логистического центра», предусматривающий хранение, обработку, фасовку плодоовощной продукции, переработку мяса, возделывание и переработку риса, транспортную логистику.

       Мощность существующих в Дагестане хранилищ с холодильным оборудованием составляет около 11 тыс. тонн. В Дагестане  отсутствуют современные хранилища овощей, слабо развита система  предпродажной подготовки, упаковки и фасовки. Это лишает возможности закладывать на хранение востребованную на рынках страны экологически чистую дагестанскую продукцию. Хранение овощей в неприспособленных овощехранилищах приводит к потере до 35 процентов урожая. В республике реализуется ведомственная целевая программа «Развитие логистических (оптово-распределительных) центров для хранения, предпродажной подготовки и реализации овощей, фруктов и картофеля в Республике Дагестан на 2013-2015 годы».

      Одним логистическим проектом ОАО «Агрико» дело не закончится. Нужно строить склады, ангары и цеха для переработки сельскохозяйственной продукции в тех местах, где имеются большие производственные мощности.

         Для ОАО «Каспийский завод листового стекла» приоритетным рынком сбыта является домашний регион – Дагестан, Северный Кавказ, юг России. Но завод интересует все, что находится в радиусе полутора тысяч километров от завода. Транспортная логистика именно в этом направлении остается экономически рентабельной. Это такие страны, как Армения, Грузия, Иран, Азербайджан, Восточная Украина, Западный Казахстан, Туркмения. И естественно, на территории Дагестана необходимо строительство нескольких складов для готовой продукции.

 

                                     Логистика и таможня

         Депутат Государственной думы от Республики Дагестан Мамед Абасов организовал в Южном Дагестане строительство таможенно-логистического терминала «Виадук». Благодаря новой площадке, снизились транспортные потоки в Дербенте. На новой площадке оперативно производится таможенное  оформление практически всех автомашин, перевозящих скоропортящуюся сельскохозяйственную продукцию.

         Цель таможни – своевременный осмотр и таможенное оформление ввозимых и вывозимых товаров. Необходима большая оперативность в работе таможни. И таможенно-логистический терминал «Виадук» значительно увеличил грузопоток, сэкономил время для многих водителей, пересекающих границу между Азербайджаном и Дагестаном. Идет реконструкция пункта пропуска Тагиркент-Казмаляр, открыт новый пункт Ново-Филя, строится пешеходный переход на посту Яраг-Казмаляр. Строится новый мост через реку Самур. На время строительства старый мост будет сохранен. Без этого просто невозможно сохранить оборот грузового транспорта между Россией, Азербайджаном и Ираном.

        Как рассказал советник Председателя Правительства Республики Дагестан Джафар Абуев, «В рамках реализации программы «Север-Юг» завершается строительство железной дороги, которая свяжет Азербайджан с Ираном. Осталось проложить несколько  километров пути у иранской границы. Через республику пройдет один из самых удобных маршрутов, связывающих страны Ближнего Востока с Россией и Европой. И грузопоток через Дагестан вырастет, что принесет и рост таможенных платежей».

 

Куда ведут дороги?


       Дагестан, будучи частью России, географически выгодно расположен и служит "мостом", связывающим Азию с Европой, являясь важным звеном международных транспортных сообщений между Севером и Югом. 
Являясь важнейшей составляющей производственной сферы, ведущим звеном транспортной инфраструктуры Южного федерального округа дорожно-транспортный комплекс Дагестана связывает север и юг, запад и восток. Махачкалинский морской торговый порт считается единственным незамерзающим портом на Каспии и находится в выгодном географическом положении в зоне международных транспортных направлений. Кроме того, республика располагает международным аэропортом, развитой сетью автомобильных дорог. Следовательно, здесь проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные магистрали федерального значения.
       Занимая геостратегическое положение, Дагестан имеет прямой выход к морю. По суше и по морю, он граничит со странами ближнего и дальнего зарубежья - Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном.
"Развитие транспортной инфраструктуры имеет большое значение не только для экономики Дагестана, но и для всей страны, так как она обеспечивает им роль одного из главных участников процесса транспортировки каспийской нефти и перевозки продукции, производящейся в Казахстане, Турции, Индии, Иране и других странах Юго-Восточной Азии. Кроме того, уменьшатся сроки транспортировки грузов по направлению Север - Юг до 21 дня против нынешних 45 по существующим сейчас маршрутам морским путем через Индийский океан, Средиземное и Балтийское моря. Предполагается, что не менее чем на 20% сократятся затраты грузоотправителей на транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы, загрузятся имеющиеся мощности трубопроводной сети, железнодорожного и морского транспорта страны.

        «Дагестан становится транспортным коридором для Северного Кавказа и Юга России. В этом направлении предстоит существенная работа. В этой связи нам нужно строить дороги быстро и без лишних затрат. Выкупов участков под дороги ценой 4 миллиона за 40 миллионов не должно быть», – заявил врио главы РД и пригласил депутатов на закладку камня (18 октября) у основания нового мостового перехода из России в Азербайджан, который в ближайшее время возведут через реку Самур.

На следующий день, 18 октября, Васильев вместе с прибывшим в Дагестан по этому случаю министром транспорта России Максимом Соколовым, министром транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана Рамином Гулузаде, а также чрезвычайным и полномочным послом РФ в АР Владимиром Дорохиным заложили камень у будущего моста.

Как обещают власти, от границы Азербайджана на Каспий должна выйти международная четырёхполосная  трасса. Васильев связывает с ней благоприятные условия для развития экономики. «Вокруг хорошей трассы жизнь меняется к лучшему на глазах», – заявил Васильев.

Всеми присутствующими при открытии чиновниками было сказано немало добрых слов. В этих речах мост обозначался и как залог «взаимодействия двух самостоятельных государств», и как «исторический момент», и как «символ развития транспортной инфраструктуры всего Дагестана». Но главным было резюме от Соколова:«Мы надеемся, что стройка (моста) будет идти строго по графику».

Васильев в ответ отметил, что Минтранспорта России берёт под контроль не только строительство этого моста, но и дальнейшую работу (с ним) в республике.

«Убеждён, что Министерство транспорта страны, как, пожалуй, немногие министерства, сумело выстроить очень чёткую систему мониторинга, контроля, эффективного использования средств. Президент поставил задачу – изменить ситуацию, когда Дагестан на территории России был тупиком, после которого уже граница, другое государство. Теперь эта граница с огромным развитием и потенциалом», – заявил врио главы РД.

 Активность врио главы РД Владимира Васильева в южном направлении отчасти объясняет и причины смены руководства республики. Юждаг в последнее время воспринимался как территория, отданная на откуп Азербайджану. Если вспомнить передовицы различных печатных и интернет-изданий (как российских, так и АР) за последние два года, то увидим, что активность азербайджанских инвесторов (а также желание их вкладываться в нашу республику) воспринималась в народе не иначе как подготовка к передаче Дербента и различных земель под протекторат соседнего государства.

Акцент Васильева на юге Дагестана, если исходить из оглашённого им тезиса «К вам пришла Россия», означает, что в эту часть республики пришло государство и намерено взаимодействовать с Азербайджаном, как и должно быть: на равных, а не с позиций младшего партнёра. И здесь не только интересы республики, но и глобальные интересы страны. Мост и международная трасса – это важный элемент стратегического проекта Минкавказа России – создания Каспийского транспортно-логистического комплекса.

«Это не просто мост между районами Азербайджана и России, это важнейшее звено международного транспортного коридора евразийского значения. Поскольку именно через Дагестан и Азербайджан проходит транспортный коридор Север – Юг, который год от года показывает растущие результаты грузопотока и пассажирского движения», – это заявление Соколова на закладке камня показывает серьёзность данного проекта. Но у него, конечно же, есть и внутренняя сторона.

Заметим, что руководство Минкавказа РФ было первым, с которым 11 октября встретился Васильев в ранге врио главы РД. И там, на встрече с министром Львом Кузнецовым и его первым замом Одесом Байсултановым, было отмечено, что именно логистический комплекс – это то, с чем связывают развитие как Дагестана, так и СКФО в целом.

Заметим, что Дагестан к моменту окончания строительства международной трассы, в силу географических (и политических) причин, возможно, останется только транзитной территорией. А Чечня, куда эта трасса, несомненно, свернёт, – значимым логистическим узлом, через который будут идти транспортные потоки в СКФО и далее. Дагестан, только в том случае, если будет воля Кремля, хватит федерального финансирования, а также если республиканские финансово-политические группы и группировки не прошляпят ситуацию, может тоже стать серьёзным хабом, распределяя транспортные потоки на СКФО, ЮФО и Казахстан. Но об этом пока говорить очень рано, дагестанская элита вместо стратегического планирования своего будущего ищёт способы выжить или сохранить свой статус-кво сейчас, в данную минуту…

 

 

Для организации транспортных потоков с грузами в Дагестан и из Дагестана, необходимы современные освещенные автомобильные дороги. Идет реконструкция трассы «М-29» Краснодар-Баку на территории Дагестана.

       С целью улучшить торгово-экономические отношения с Грузией, в планах строительство Аваро-Кахетинской дороги, которая свяжет с соседней страной приграничные районы Дагестана. Это даст и новые  рабочие места, и дополнительные доходы от таможенного оформления товаров из Грузии, и возможность поездок дагестанцев в Грузию и наоборот. Нужны удобные современные дороги, связывающие Дагестан и соседние регионы – Ставропольский край и Республику Калмыкия. Это увеличит и пассажиропоток и грузопоток.

           Логистика в любом регионе – важная часть его экономики. Отсутствие железнодорожного сообщения с           европейской частью России во время чеченских войн сильно подкосило экономику Дагестана. И только строительство участка железной дороги «Кизляр-Казмаляр» в свое время дало возможность ездить и безопасно перевозить грузы в другие регионы страны.

       Задач логистики у Дагестана немало, но они решаются. Новые современные инновационные подходы к решению проблем республики – это очередной шаг к созданию и развитию «Нового Дагестана».

                 

     

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»