Тема 3.Урок как основная форма организации обучения русскому языку, требования к современному уроку

 

1.                      Структурные элементы урока (этапы, компоненты).

2.                      Типы традиционных уроков РЯ

3.                      «Нестандартные» (нетрадиционные) уроки.

4.                      Подготовка учителя к уроку.

5.                      Основные недостатки, недочёты в подготовке и проведении уроков РЯ.

В истории российской общеобразовательной школы известны различные организационные формы обучения. Это и индивидуальные занятия, занятия групповые, обучение парами, лабораторные работы, учебные экскурсии, просмотры видеоматериалов (различные экранные пособия, презентации, кинофрагменты, диапозитивы).

    В последние годы получает распространение дистанционное обучение. Однако основной формой организации учебного процесса уже на протяжении почти 200лет является урок. Впервые об уроках заговорили в 20годы 19века.

      Урок - это организационная форма учебно-воспитательного процесса, направленная на достижение конкретных целей обучения, воспитания и развития учащихся, ограниченная временными рамками (40-45 минут), с одним и тем же составом учащихся(класс). Качество образования, воспитания и развития учащихся зависит от того, как проводятся уроки. Урок –творческое произведение совместной работы учителя и учащихся.

   Цель урока РЯ –вооружить учащихся строго и точно очерченным кругом знаний по РЯ, сформировать учебно-языковые умения (умение производить языковой анализ, распознавать изучаемые языковые явления и т. п.); выработать речевые, орфографические и пунктуационные навыки; пробудить у учащихся и поддерживать интерес к РЯ как к предмету; способствовать развитию мышления различных видов памяти; воспитанию нравственных качеств.

      В  практике учителей основные этапы урока отражаются в поурочных планах (конспектах уроков) конкретизированно.

                   Примерная схема урока

1.Оргмомент (приветствие, организация класса).

2.Сообщение целей и задач урока.

3.Проверка домашнего задания.

4.Опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотнённый –работа по карточкам).

5.Работа над ошибками (в домашнем задании, в классной работе).

6.Словарно-орфографическая работа.

7.Словарная работа (лексико-семантическая).

8.Психолого-педагогическая подготовка к восприятию нового материала.

9.Объяснение (изучение) нового.

10.Первичное закрепление.

11.Закрепление(формирование учебно-языковых, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков:

а)устное и письменное выполнение упражнений учебника

б)обучающий диктант (предупредительный, объяснительный, зрительный)

в)занимательная пятиминутка

г)работа с тестами

12.Творческая работа (изложение или сочинение-миниатюра), сочинение по картине и т.д.)

13.Обобщение

14.Подведение итогов урока, выставление поурочных баллов с мотивировкой).

15.Запись домашнего задания

16.Прощание с классом.

    Оргмомент  предназначен для создания в классе рабочей обстановки. Затягивание его приводит к появлению методических недочётов в организации урока.

     Проверка домашнего задания включает в себя опрос и проверку письменного задания. Основная функция –выяснение осознанного усвоения пройденного. Дополнительная функция –контроль за выполнением (все или не все выполнили). Как правило, домашнее задание в начале урока (можно после объяснения нового материала, после закрепления) и обычно выборочно. Проверка не должна занимать много времени (5-7; 9-10минут).

Опрос. На этом этапе урока учитель проверяет, как ученики поняли материал(учёт принципа сознательности). Различают три основных вида опроса: фронтальный, индивидуальный, уплотнённый (по карточкам).

  Положительные признаки фронтального опроса –активизация класса, предупреждает забывание знаний. Учитель опрашивает или заранее намеченных, или желающих ответить, опрашивает многих. Недостатки в том, что учитель не может проверить глубину знаний учащихся, возникают условия для получения случайной оценки. Краткие, недостаточно развёрнутые ответы учеников не способствуют развитию связной речи, но фронтальный опрос позволяет сэкономить урочное время (5-7минут).

    Индивидуальный опрос позволяет полностью выявить знания учащихся, развитие связной речи, мышления, учитель опрашивает только 2-3 учеников.  Не следует затягивать ответ отдельного ученика. Следует иметь в виду, что индивидуальный  опрос ценен не только как способ углублённой проверки знаний учащихся, но и как средство совершенствования их речевых навыков, умения  правильно держаться перед аудиторией и силой своего слова влиять на слушателей. (Рассказ из школьной жизни юмориста Гальцева: учительница во время индивидуального опроса водила пальцем по журналу в алфавитном порядке от начала до конца и наоборот. В это время класс, затаив дыхание, наблюдал за движением  её пальца. И вдруг один из его (Гальцева) одноклассников не выдержал,  вскочил и крикнул: «Спросите же,  наконец, кого-нибудь, хотя бы меня»). Необходимо обучать учащихся умению давать аргументированную оценку ответа одноклассника.

        Уплотнённый (комбинированный) опрос способствует накопляемости оценок, т.к. оценивается работа по карточкам. Данный опрос позволяет учителю в течение 20-25 минут проверить знания 5-10 школьников.  Положительная сторона уплотнённого опроса –индивидуализация обучения, дифференциация заданий. В распоряжении учителя для уплотнённого опроса имеется ДМ(карточки готовые), к которым надо подходить творчески, т.к. они большие по объёму. Два ученика работают у доски, 5-6 на местах. Недостаток в том, что данный опрос исключает работающих по карточкам от коллективной работы класса. Проверять работу по карточкам на доске нужно выборочно, привлекая класс к проверке(«Давайте посмотрим на доску»). Ответившим письменно учитель задаёт ещё дополнительные вопросы (обычно 1-2) и ставит оценки.

      Опрос считается удачным, если в процессе его проведения все ученики будут участвовать в учебной деятельности, в поисковой работе.

     Повторение.  Почти на каждом уроке повторяется ранее изученный материал. Различают несколько видов повторения: повторение в начале учебного года (повторяют то, что изучено в предыдущем классе). Повторение в конце учебного года –то, что изучено в течение года в данном классе. Систематическое повторение –на каждом уроке, особенно это повторение важно в 9 выпускном классе. Попутное и сопутствующее повторение –наиболее важный вид повторения, который имеет место почти на каждом уроке и связан с изучением нового материала, призван подготовить учащихся к усвоению нового, так, например, при изучении прилагательного повторяют признаки существительного; причастия, деепричастия – признаки глагола. Различают также обобщающее повторение (после изучения большой темы: фонетика, лексика; повторение в конце четверти, полугодия).

     Объяснение нового материала. Сообщению новых знаний предшествует повторение на предыдущих уроках, психологическая подготовка учащихся к восприятию нового, переход от старого к новому («мостик»). Новый материал изучается, объясняется одним из 4-х известных методов(до 15 минут):

1.слово учителя

2.беседа

3.наблюдение и анализ языковых фактов

4.самостоятельная работа

    Закрепление. Этот этап занимает львиную долю урочного времени (20-30минут). Закрепление должно быть разнообразным, проводиться как в устной, так и в письменной форме, с использованием учебника, дидактических материалов, практикумов. Для того, чтобы вызвать у учащихся положительную мотивацию к работе, надо использовать элементы занимательности.

     Важное значение имеет и этап обобщения (5-6минут).

    Оценка учащихся –это этап при индивидуальном опросе; работающих по карточкам у доски следует оценивать сразу и мотивировать оценки.  В конце же урока выставляются поурочные баллы, которыми оцениваются ученики, участвовавшие в опросе, в работе у доски.

    Поурочный балл

Учитель должен уметь достаточно быстро ориентироваться в том, какая оценка должна быть выставлена. В среднем за урок намечают спросить 7-9 учеников. Итоговая оценка складывается из суммы ответов учащегося на протяжении всего урока. Не следует торопиться «награждать» оценкой каждый краткий фрагментарный ответ ученика с места. За несколько минут до звонка учитель выставляет оценки и одновременно говорит о достоинствах и недостатках ответов учащихся, чтобы одних побудить лучше готовиться, а других поощрить, поставив их в пример другим ученикам.

         Домашнее задание следует задавать за 2-3минуты до звонка и записать на доске в правом верхнем углу. Можно записать домашнее задание во время самостоятельной работы, домашнее задание объясняется, ученики читают условие. Учитель иногда даёт образец. Некоторые учителя дают дифференцированную домашнюю работу: одни задания обязательные, другие –факультативные. Домашнее задание не должно занимать более 30минут. Упражнение письменное целесообразно давать объёмом в 4-6строк в 5-7классах, 6-8строк в 8-9классах.

                  Основные типы традиционных уроков

   В МРЯ известны различные классификации уроков, каждая из которых зависит от того, что кладётся в основу. Так, по цели проведения различают уроки обучающие, формирующие умения и навыки, и контрольные

       В зависимости от используемого основного метода различают уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, урок-зачёт.

      В зависимости от содержания, т.е. темы урока, того языкового аспекта, которому посвящён урок, различают уроки фонетики, лексики, грамматики и т.д.

      Однако общепринятой, наиболее распространённой является классификация урока по преобладающему психолого-педагогическому этапу усвоения нового материала учащимися или в зависимости от преобладающего компонента. С этой точки зрения выделяют следующие типы уроков:

1.урок изучения нового  материала – урок сообщения новых знаний

2.урок закрепления знаний и формирования умений и навыков

3.обобщающе-повторительный урок

4.комбинированный урок

     В системе уроков  РЯ особое место занимают специфичные для данного предмета уроки –это уроки развития речи. Среди них выделяют 2типа:

1.уроки обучения изложениям

2.уроки обучения сочинениям

       Уроками вспомогательного типа Борис Трофимович Панов считает контрольные уроки (диктант, тестирование) и уроки анализа письменных работ учащихся (урок работы над ошибками).  

     Важное место в системе типов уроков занимают уроки сообщения новых знаний. На уроках изучения нового отдельные компоненты могут отсутствовать: домашнее задание может не проверяться в классе (если объяснение нового требует много времени, то тетради лучше собрать для проверки дома). Нежелательно проведение индивидуального и уплотнённого опросов. Предпочтение следует отдать фронтальному опросу, если он подготовит учащихся к восприятию нового материала. Допускается работа по карточкам 2-3 учащихся у доски, если этот материал можно удачно использовать для перехода к изучению новой темы. Основное внимание должно быть уделено повторению тех сведений, которые необходимы для восприятия нового материала и методу его объяснения (слово учителя, беседа, анализ и наблюдение языковых фактов, самостоятельная работа). На уроке данного типа обязательна проверка понимания, усвоения изученного. Закрепление занимает сравнительно небольшое время.

     Примерная схема урока объяснения нового материала

1.Оргмомент 1-2минуты

2.Опрос(фронтальный).Проверка домашнего задания.Повторение.8-10минут

3.Сообщение цели   урока и психолого-педагогическая подготовка учащихся к восприятию нового 5минут

4.Сообщение новых знаний 10-15минут

5.Первичное закрепление (чтение параграфа учебника) 10-15минут

6.Проверка понимания изученного2-3м.

7.Обобщение. Итог.2-3м.

8.Запись домашнего задания 2-3м.

     Оптимальная работоспособность на уроках в 5-8классах- -20 -25минут, а в  9-11классах –до 30минут.

      План комбинированного урока РЯ на тему: »Разряды количественных числительных» -учительницы сш№13)

1.Повторение изученного: а)опрос домашнего задания

                                                   б)разбор предложения

                                                   в) словарный диктант

2.Усвоение новой темы: а)работа по таблице

                                                   б)запись примеров на доске и их анализ

                                                   в)работа по учебнику(таблица)

3. Закрепление: а)выполнение упражнений по учебнику(письменно)

                               б)выборочный диктант

                                в) самостоятельная  работа

                                г) словарная(лексическая)работа –устно

                               д) определение разрядов числительных в тексте                   

                                      (раздаточный материал)

4.Обобщение: а)выводы по уроку

                               б)домашнее задание

                              в)выставление оценок

                               г) прощание с классом.   

    Важной формой закрепления знаний и формирования выработки умений и навыков являются уроки- закрепления. Уроки этого типа в преподавании РЯ преобладают: на 1урок изучения нового иногда приходятся 2-4 урока закрепления. Одним из требований к этому уроку является не только повторение, но и некоторое расширение знаний, полученных на предыдущих уроках, рассмотрение языковых фактов, а главное –разнообразие тренировочных упражнений, чередование устной и письменной форм работы, использование элементов занимательности для поддержания интереса учащихся.

                   Примерный план урока –закрепления

1.Оргмомент (создание в классе рабочей обстановки)

2.Проверка домашнего задания. Опрос, работа по карточкам 10-12минут

3.Словарно-орфографическая работа с языковым разбором 8-10минут

4.Закрепление 12-20минут:

а) выполнение упражнений по учебнику 10-12м.

б)обучающие диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный)

в)творческая работа (сочинение-миниатюра, мини-изложение, работа по картине)

5.Обобщение. Подведение итогов урока. Выставление поурочных баллов  2-4минуты

6.Запись домашнего задания 1-2минуты

                   Обобщающе-повторительные уроки

Данные уроки близки по структуре к урокам закрепления. На них проводятся разные виды опроса (см. контрольные вопросы и задания в конце каждой большой темы в учебнике). На этих уроках изученный материал представляется в виде обобщающих таблиц(опорных конспектов). Этим урокам предшествует длительная подготовка учащихся: заранее предлагается изучить материал данного класса и предыдущего. Такие уроки посвящаются не только отдельным разделам (фонетика, фразеология, грамматика), но и крупным темам ( имя существительное, имя прилагательное, глагол). Они могут быть посвящены нескольким орфографическим или пунктуационным взаимосвязанным правилам: буквы О и Е после шипящих в разных частях слова;

     правописание Ь на конце слов после шипящих в разных  частях речи;  Н и   НН в разных частях речи; запятая в предложениях с одиночным союзом И.

    Формированию умений и навыков на таких уроках способствует использование алгоритмов.

               Нестандартные (нетрадиционные) уроки

   В последние годы некоторые учителя стали проводить так называемые нестандартные уроки. Это уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачёты, урок-конференция, эстафета, экскурсия, консультация, игра, концерт, театр, суд, ярмарка, аукцион.  К нестандартным относят также разнообразные по форме проведения уроки.

   Какие отличия существуют между нестандартными и традиционными уроками? Какое преимущество имеют нестандартные уроки перед традиционными? С какой целью проводятся нестандартные уроки? Можно ли их считать уроками?

  Нестандартные уроки отличаются прежде всего новизной, оригинальностью: каждый урок неповторим, он представляет собой творческую находку учителя.

      Нестандартный урок соответствует новой концепции  общего среднего образования, в которой основное внимание уделяется ученику как личности, развитию его творческих возможностей, привитию интереса к учёбе. Именно нестандартные уроки направлены на «преодоление безликого, удушающего единообразия» в преподавании.

      Уроки, позволяющие создавать атмосферу заинтересованного сотрудничества между учителем и учащимся, раскрепощающие школьников, помогающие им проявлять свои способности, называются нетрадиционными.

     Как часто можно проводить нестандартные уроки? Во-первых, не в каждом классе, во-вторых, не по каждой теме, в-третьих, не каждым учителем.

    Нестандартные уроки обладают огромными потенциальными возможностями для реализации идей педагогики сотрудничества, демократизации педагогического процесса, создание благоприятных условий общения на русском языке. Остановимся подробнее на некоторых из них.

                                            Урок-лекция

      Может проводиться как при изучении нового материала, так и при закреплении изученного. К лекции целесообразнее всего обращаться, начиная с 9 класса.

     Лекция в школе должна носить проблемный характер, т.е. содержать достаточно сложную учебную проблему и намечать оптимальные способы активизации мыслительной деятельности учащихся.

      Лекционный способ изложения знаний на уроках должен перемежаться с беседой, в ходе которой учащимися разрешаются вопросы проблемного характера, выполняются отдельные задания учителя.

      С точки зрения затрат учебного времени школьная лекция может занимать от 25-30 минут урока. Остальное время обычно затрачивается на самостоятельную работу учащихся по изучаемой теме. Принимаются во внимание также возрастные возможности учащихся, умение на протяжении длительного отрезка времени слушать объяснения учителя, выделять в них главное.

Урок-лекция предоставляет возможности для выработки у учащихся навыков конспектирования.

    Учитель может обратиться к использованию лекции при рассмотрении, например, таких тем: основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными; сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи; общие сведения о языке и др.

  Урок-лекцию можно провести и при повторении и обобщении материала по РЯ в конце учебного     года.

                                  Урок-семинар

    Обращение к элементам вузовских форм обучения в школе соответствует задачам развивающего обучения старшеклассников. У-семинар целесообразно проводить в 9классе при повторении и обобщении ранее пройденного материала.

     Семинарские занятия позволяют глубоко обобщать изученный материал, совершенствуют навыки самостоятельной работы.

    Наряду с этим выступления на семинаре развивают коммуникативные (речевые) умения школьников.

     Семинары обычно проводятся по определённой проблематике. В 9классе подобные семинары целесообразно проводить в 4четверти, когда обобщается и систематизируется пройденный материал.

 У-семинар может быть организован по таким темам: состав слова и словообразование. Орфография; Морфология, Самостоятельные части речи; Основные виды сложных предложений; Употребление знаков препинания и др.

              Методика подготовки и проведения семинара

    Учитель членит избранную для обсуждения на семинаре общую тему на 4-5 частных подтем и составляет списки литературы к теме в целом.

       Затем учащиеся делятся на подгруппы, состоящие из 3-4 человек, которые избирают для подготовки докладов (рефератов) одну из частных подтем. Учитель консультирует учащихся, помогает им подобрать необходимую литературу, составить план. Затем примерно в течение недели учащиеся собирают «рабочие материалы» к докладам и пишут тексты своих будущих выступлений.

       Необходимо добиваться, чтобы каждый из учащихся, принимал участие в коллективной разработке темы, готовил индивидуальное выступление (самостоятельно подбирал примеры для иллюстрации тех или иных языковых фактов, по-своему компоновал теоретический материал.

     Накануне  семинара учитель  проводит общую консультацию учащихся, где разбираются достоинства и недостатки докладов, а также проводится их окончательная правка.

    Выступления учащихся на семинаре обязательно должны носить характер свободных высказываний, для чего написанные ими дома тексты не читаются, а излагаются своими словами по заранее составленным планам. Иногда для этой цели могут составляться краткие тезисы. Для выступления с докладом по определённой подтеме отводится не более 5-7минут.  По окончании доклада выступающему задаются вопросы в устной форме.  В конце урока оставляется 12-15минут для обсуждения докладов и заключительного слова учителя. Доклады учащихся иллюстрируются примерами, взятыми из упражнений учебника, ДМ. В ходе выступления учащимися используются различные ТСО. После проведения семинара доклады учащихся в письменном виде сдаются учителю, который тщательно проверяет и оценивает их, выставляя 2оценки: за содержание и за грамотность.

    Несмотря на сложность подготовки урока-семинара, такая форма урока находит активное применение  в опыте учителей. Суммируем достоинства этой формы урока:

-эффективность самостоятельной поисковой деятельности учащихся в процессе подготовки к уроку, возможность коллективных форм обсуждения проблемы и формирования обобщающих знаний;

-активность, реферирование первоисточников, подготовка материала доклада-система аргументации, подбор доказательств, цитирование и т.п.;

-стимулирование речевого развития учащихся, коммуникативные возможности семинара, формирование культуры полемики, умения отстаивать собственное мнение.

Некоторые часто встречающиеся недочёты в построении и                 

                   проведении уроков

1.Затягивание оргмомента

2.Затянувшийся индивидуальный опрос

3.Однообразная шаблонная проверка домашнего задания

4.Необъективная оценка знаний учащихся, отсутствие мотивировки, неправильное выставление поурочных баллов

5.Неудачный выбор метода изучения нового материала (злоупотребление «лекционным»  методом)

6.Выполнение однотипных работ при закреплении, отсутствие чередования устных и письменных форм

7.Отсутствие элементов занимательности

8.Отсутствие или неправильная организация лексико-семантической работы (работа по обогащению словарного запаса учащихся): ельник, сосняк, березняк, чащоба.

9.Отсутствие внутрипредметных и межпредметных связей (родной язык, литература)

10.Неумение активизировать класс

11.Невнимательность к устной речи учащихся, к их записям на доске и в тетради.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»