Тема 2. Методы и приёмы обучения русскому языку

 

1.      Понятие метода и приёма в дидактике и МРЯ

2.      Классификация методов обучения по разным основаниям

3.      Основные методы сообщения(получения) знаний

4.      Приёмы обучения РЯ

5.      Условия выбора методов и приёмов обучения

6.      Средства обучения РЯ

Метод от греческого «methodos» обозначает «способ, путь, приём деятельности». В дидактике под методом понимают способ взаимосвязанной совместной деятельности учителя и учащегося, направленный на достижение определённых целей обучения, воспитания и развития.

    Понятия метода и приёма близки, но не тождественны. В методической литературе нередко используются как синонимичные (приём-это тоже способ деятельности). Большинство педагогов- методистов рассматривает метод как более широкое, общее  понятие, а приёмом считает конкретную реализацию, составную часть метода, т.е. или они равны, или соотносятся как общее и частное.  В различных учебных пособиях по методике методы и приёмы строго не разграничиваются, понимаются по-разному: то, что одни называют методами, другие называют приёмами и наоборот. Одним из первых на основные методы обучения языку указал основоположник научной методики Ф.И.Буслаев («О преподавании отечественного языка»1844г).

    В дидактике  и методике существуют разные типологии, классификации методов обучения в зависимости от того, что кладётся в их основу. Так, по источнику получения знаний учащимися различают методы словесные (вербальные), наглядные и практические (лабораторные работы, экскурсии). С точки зрения степени самостоятельности и активности обучаемых различают методы репродуктивные (воспроизводимые), рецептивные (восприятие, понимание, запоминание, узнавание изученных явлений), продуктивные. Известные дидакты Лернер и М.Скаткин по данному основанию выделяют следующие методы: догматические (материал преподносится учителем в готовом виде и подлежит запоминанию), репродуктивные (полученные знания многократно повторяются учащимися и воспроизводятся), объяснительно-иллюстративные (учитель сам излагает новый материал, раскрывает те или иные лингвистические понятия на уроке и иллюстрирует их примерами), частично-поисковые (эвристические: учитель ставит перед классом определённые поисковые задачи, показывает пути их решения, учащиеся на основе анализа языкового материала делают сами выводы); проблемные (при их использовании перед учащимися ставятся определённые задачи, учитель сталкивает школьников с определёнными трудностями, и учащиеся самостоятельно находят пути решения этих задач); исследовательские (учитель ставит перед учащимися проблему, а их в положение исследователей-лингвистов, и школьники на основе анализа языковых фактов должны самостоятельно сделать «открытия», т.е. как в своё время делали открытия учёные).

    Известный методист Лидия Прокофьевна Федоренко предложила делить методы на теоретические (методы сообщения знаний),  теоретико-практические (выполнение упражнений, решение лингвистических задач) и практические (составление планов текста, тезисов, конспектов, изложение, сочинение).

    Известна классификация методов по этапам обучения: методы изучения нового материала, методы закрепления (формирование учебно-языковых умений и навыков) и методы контроля.

    По цели обучения различают методы обучающие и методы контроля, по месту деятельности - классные и домашние, по форме деятельности- устные и письменные.

    Особое внимание в МРЯ уделяется методам в зависимости от содержания обучения. Различают методы обучения фонетике, лексике и фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации.

    Больше всего внимания методисты и учителя-практики уделяют методам изучения нового материала (методам сообщения новых знаний.

    Различают 4 основных метода изложения нового материала.

1.      Слово учителя (рассказ, сообщение, лекция) –от 10минут -5-7 классы; до 20 минут -8-11 классы.

2.      Беседа учителя и учащихся –от 10-20 минут -5-7 классы; до 15-30 минут – 8-11 классы.

3.       Наблюдение и анализ языковых фактов.

4.      Самостоятельная работа учащихся (по учебнику, ДМ, таблице, ТСО, ИКТ).

    Метод «слово учителя» используется, как правило, в тех случаях, когда новый материал является для учащихся действительно новым или представляет определённую трудность. Чаще всего к этому методу учитель прибегает тогда, когда начинается изучение нового раздела ( фонетики, лексики, фразеологии, морфемики и т.д. По этим темам, а также связанными с общими сведениями о языке, с историей языка, его функциями, возможно использование лекции (не более 10-15 минут).

    При изучении таких тем, как причастие, деепричастие, с которыми учащиеся сталкиваются впервые, также возможно использование «слова учителя».

    На уроках РЯ преобладает метод «беседы». Этот метод используется в том случае, если у учащихся по теме имеются определённые сведения, полученные в начальных классах или в предыдущих. Так, например, этот метод успешно используется на первых уроках, посвященных  частям речи. Учитель ставит перед учащимися ряд вопросов, а они на них отвечают и приводят свои примеры. Если при первом методе учитель излагает новый материал, а ученики внимательно воспринимают, усваивают его, то при беседе они становятся участниками диалога и не только отвечают на вопросы учителя, но могут и сами задавать ему вопросы, а затем подводятся учителем к выводам.

Учитель: Сегодня, ребята, мы будем изучать одну из частей речи. Вы с ними знакомы. Как называется часть речи, которая обозначает предмет?

Ученик: Имя существительное.

Учитель: На какие вопросы отвечает существительное?

Ученик:  Кто? Что?

 Учитель:  А как изменяется имя существительное?

Ученик:  По числам и падежам.

 Учитель:  Итак, какая  же часть речи называется именем существительным?

    На уроках РЯ одним из основных  является метод наблюдения и анализа языковых фактов. Он также используется в тех случаях, когда у учащихся есть определённые знания по теме. Материал анализируется по учебнику, по таблице, по записи на переносной доске, на стене или экране, сделанной с помощью кодоскопа (код – классная оптическая доска). Учитель организует наблюдение, вопросами помогает учащимся производить анализ и подводит их к выводу, обобщает. Ученики наблюдают языковой материал, анализируют его и с помощью учителя делают выводы. Закрепить сделанные выводы можно, прочитав параграф. Тема урока -«Суффиксы».

Учитель: На прошлом уроке, ребята, мы познакомились с основной значимой частью слова – корнем. Сегодня мы познакомимся с суффиксами. Хотя некоторые из вас знают, что такое суффикс, мы прочитаем примеры. Прочтите.

Ученик:  Читает примеры: рыба-рыбка.

Учитель: Чем отличается первое слово от второго? Из каких частей слова они состоят?

Ученик:  Из окончания, корня и суффикса.

 Учитель: Какое значение имеет суффикс? Где он обычно стоит? Сделаем вывод: что такое суффикс?

Ученик: Суффикс – это значимая часть слова, которая обычно стоит после корня и служит для образования новых слов и вносит дополнительный оттенок в значение слова.

    К    методу «самостоятельной работы» учитель прибегает в тех случаях, когда новый материал не представляет для учащихся особой трудности и у учащихся есть достаточно сведений для того, чтобы самостоятельно усвоить материал. Чаще всего учитель проводит самостоятельную работу, предлагает открыть учебник и прочитать теоретический материал параграфа. Учителем формулируются вопросы или задания, на которые ученики должны ответить, а главное привести собственные примеры. Метод «самостоятельной работы»  может использовать таблицы. Так, например, при изучении «членов предложения» в 8 классе учитель использует таблицу «Выражение подлежащего». Учитель предлагает ученикам посмотреть таблицу и сделать вывод, чем выражено подлежащее и, главное, сказать, что нового они узнали в 8 классе по сравнению с другими классами.

    Данная классификация методов изучения нового материала опирается  на характер учителя и учащихся.

    В отличие от методов приёмы рассматриваются как часть методов, как их реализация. Иногда метод называют совокупностью приёмов. В связи с этим одни и те же приёмы могут использоваться в разных методах. Приёмами считают логические, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, сопоставление.  

    Наиболее важным считается в преподавании РЯ приём анализа или языковой разбор (фонетический, лексический, словообразовательный, морфемный, морфологический, синтаксический и др.).

    В последние годы в преподавании РЯ важное место занял приём алгоритмизации. Алгоритм – это инструкция о выполнении в определённой последовательности простых операций (действий, шагов) для решения задач определённого типа- грамматических, орфографических, пунктуационных.

Буквы О, Е после шипящих и Ц

1.      Находится ли гласный в корне?                          

Да                                                                                         Нет

2.Чередуется ли гласный О с Е?         3. Падает  ли ударение на суфф. и                                                                             

                                                                               оконч.?

Да                                    Нет                                Да                                   Нет

пиши Ё                        пиши О                

4.Это слово глагольная  форма?

                     Да                      Нет

                  пиши Ё              пиши О

    В методике обучения языкам различают сопоставления  двух видов: внутриязыковые и межъязыковые. Наиболее часто на уроках  употребляются

внутриязыковые сопоставления явлений языка по их различиям. Межъязыковые сопоставления характерны для условий обучения неродным языкам. Факты двух языков могут сопоставляться по сходству, различиям и по сходству и различиям попеременно.

    Сопоставления по сходству с фактами родного языка обычно проводятся тогда, когда при изучении языковой темы или формировании ЗУН нужно опереться на знания по родному языку или навыки речи на родном языке.

    Явления двух языков чаще всего сопоставляются для того, чтобы предупредить ошибки, вызываемые интерференцией родного языка, например, положение сказуемого в предложении: в предложениях русского языка сказуемое расположено чаще всего сразу же после подлежащего, в отличие от тюркских языков.

    Использование того или иного метода определяется и характером учителя, его темпераментом и педагогическим общением.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»