Тема 4. Изобразительный материал

 

Технологии ввода изображений. Ввод изображений в ПЭВМ осуще­ствляется на основе сканирования оригиналов иллюстративных мате­риалов, использования цифровых фотокамер или путем создания ри­сунков и других элементов графического оформления публикаций с по­мощью инструментария графических пакетов.

Необходимо отметить, что процесс ввода изображений тесно вза­имосвязан с параметрами соответствующих иллюстраций в подготав­ливаемом издании. В связи с этим классические процедуры сканирования изображений дополняются тем или иным набором операций, ко­торые можно отнести к этапу обработки изображений. В первую оче­редь при сканировании изображений следует указать на разрешение, ко­торое должно соответствовать разрешению растрирования изобра­жения при его выводе на фотонаборные автоматы. В процессе скани­рования изображения могут также осуществляться тоновая и цветовая коррекции изображения, поэтому практически все профессиональные графические пакеты обработки изображения (например, Adobe Photoshop) содержат специальные программные модули настройки (управления) процессов сканирования изображений.
Виды изобразительных материалов. Графические изображения имеют две формы представления: растровую (точечную) и векторную. Растр — это сетка из пересекающихся линий, разбивающая полутоновое изображение на микроштриховые элементы. Величина растра определяет разрешение изображения и измеряется в точках на дюйм (dpi). Чем мельче ячейки, образуемые линиями растра, тем больше градация тонов. Главной характеристикой растра является еголиниатура, т. е. число линий, приходящихся на 1 погонный сантиметр, — от 24 и выше.

Растровая графика. Принцип кодирования графической информации в точечной графике чрезвычайно прост для понимания.

Он был изобретен и использовался людьми за много веков до компьютеров, мониторов и сканеров. Это и рисование «по клеточкам» — продуктивный способ переноса изображения с подготовительного картона на стену, предназначенную для фрески. Это и такие направления монументального и прикладного искусства, как мозаика, витраж, вышивка: в любой из этих техник изображение строится из дискретных элементов.

Все точечные изображения представляют собой не совокупность отдельных объектов, а мозаику из очень мелких элементов — пикселей, характеризующихся положением в так называемой битовой карте (таблице, матрице) и цветовыми характеристиками. Каждый пиксель, как стеклышко в витраже, независим друг от друга. Если задать больший физический размер ячеек, то и изображение будет отображаться с увеличением, и наоборот.

Достоинств у точечной графики, как ни странно, не слишком много.


  • Основным является простота и, как следствие, техническая реализуемость автоматизации ввода (оцифровки) изобразительной информации. Существует развитая система внешних устройств для ввода фотографий, слайдов, рисунков, акварелей и прочих изобразительных оригиналов. К ним относятся сканеры, видеокамеры, цифровые фотокамеры, графические планшеты. 

  • Не менее важным достоинством точечной графики для художников и фотографов является фотореалистичность. Можно получать живописные эффекты, например туман или дымку, добиваться тончайшей нюансировки цвета, создавать перспективную глубину и нерезкость, размытость, акварельность и т. д. 

  • Форматы файлов, предназначенные для сохранения точечных изображений, являются стандартными, поэтому не имеет решающего значения, в каком графическом редакторе создано то или иное изображение. Файл, сохраняющий точечное изображение, легко открывается и импортируется в редакторах точечной и векторной графики, а также в программах верстки и браузерах. 


Однако точечной графике присущи и существенные недостатки.


  • Недостаток, который обнаруживается при первой же попытке что-нибудь нарисовать в программе точечной графики, заключается в том, что до начала рисования она потребует введения конкретных значений разрешения (количества пикселей на единицу длины) и глубины цвета (количества цветовых бит на пиксель), а также геометрического размера (длины и ширины изображения, т. е. площади). Конечно, потом эти значения можно изменить, но, как правило, это приводит к тем или иным погрешностям, да и нельзя это делать многократно и в широком диапазоне. 

  • Второй недостаток не замедлит проявиться при попытке отсканировать не очень большую фотографию с максимальными разрешением и глубиной цвета.
    Объем файла в точечной графике однозначно определяется произведением площади изображения на квадрат разрешения и на глубину цвета (если они приведены к единой размерности, например, к дюймам и байтам). Поэтому программное обеспечение любого сканера в состоянии сосчитать эту величину и "предсказать" объем, необходимый для сохранения изображения. При этом совершенно не важно, что отображено на фотографии: белый снежный пейзаж с одиноким путником вдалеке, или сцена рок концерта с обилием цвета и форм. Если три параметра одинаковы, размер файла (без сжатия) будет практически одинаков. В качестве примера, можно указать, что максимальный размер цифрового изображения, который может обрабатывать типичный представитель редакторов точечной графики — программа Adobe Photoshop, составляет 30000x30000 пикселов, а максимальное разрешение равно 10000 ppi. Максимальный размер файла составляет 2 Гбайт. Разумеется, что эти значения могут быть очень сильно ограничены аппаратными возможностями. 

  • Третий недостаток всплывет при попытке слегка повернуть на небольшой угол изображение, например, с четкими тонкими вертикальными линиями. Сразу обнаруживается, что четкие линии превращаются в четкие «ступеньки». Это означает, что при любых трансформациях (поворотах, масштабировании, наклонах и т. д.) в точечной графике невозможно обойтись без искажений. 


Можно даже сказать, что точечную графику легче деформировать, чем трансформировать.

Поэтому в программах большинство фильтров (всевозможные шумы, размытия, волны, ряби), если к ним приглядеться, не что иное, как сознательное искажение, т. е. искажение, возведенное в принцип, а художественный эффект — это просто прием отвлечения внимания.

Основная программа для работы с растровой графикой — пакет Adobe Photoshop.
Векторная графика. В векторной графике все изображения описываются в виде математических объектов — контуров (path). Каждый контур представляет собой независимый объект, который можно перемещать, масштабировать и изменять. В основе этих контуров лежат т. н. кривые Безье. Векторную графику часто называют также объектно-ориентированной графикой.

У векторной графики много преимуществ по сравнению с точечной графикой.


  • Она экономна в плане объемов дискового пространства, необходимого для хранения изображений: это связано с тем, что сохраняется не само изображение, а только некоторые основные данные, используя которые программа всякий раз воссоздает изображение заново. Кроме того, описание цветовых характеристик не сильно увеличивает размер файла. 

  • Объекты векторной графики легко трансформируйте ими просто манипулировать, что не оказывает практически никакого влияния на качество изображении. В тех областях графики, где принципиальное значение имеет сохранение ясных и четких контуров, например в шрифтовых композициях, в создании фирменных знаков логотипов и пр., векторная графика незаменима. 

  • Векторная графика максимально использует возможности разрешающей способности любого выводного устройствам: изображение всегда будет выглядеть настолько качественно, насколько способно данное устройство. Векторная графика может включать в себя и изображения точечной графики, которые становятся таким же объектом, как и все остальные (правда, с особым статусом и со значительными ограничениями в обработке). 


Важным преимуществом программ векторной графики является развитые средства интеграции изображений и текста, единый подход к ним, и как следствие — возможность создания конечного продукта, который может быть без дополнительных операций отправлен на цветоделение и растрирование. Поэтому программы векторной графики нашли широчайшее применение в области графического и полиграфического дизайна, технического рисования, для чертежно-графических и оформительских работ.

Очень популярны такие программы, как CorelDRAW, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand.

Однако, с другой стороны, изображения векторной графики могут показаться чрезмерно жестковатыми, «фанерными». Векторная графика действительно ограничена в чисто живописных средствах и не предназначена для создания фотореалистических изображений. Правда, в последних версиях векторных программ внедряется все больше элементов «живописности» (падающие тени, прозрачности и другие эффекты, ранее свойственные исключительно программам точечной графики).

Сложность векторного принципа описания изображения не позволяет автоматизировать ввод графической информации и сконструировать устройство, подобное сканеру для точечной графики.

Значительным недостатком векторной графики является программная зависимость: каждая программа сохраняет данные в своем собственном формате, Поэтому изображение, созданное в одном векторном редакторе, как правило, не конвертируется в формат другой программы без погрешностей.

Кроме графических изображений приходится иметь дело с различными графиками и диаграммами. Этот вид изображений обычно получают при помощи программ типа Microsoft Excel. 

Способы получения и обработки. Способов получения изобразительных материалов много. Это фотографии и рисунки, которые вводятся в компьютер при помощи сканера; с цифровых видеокамер и фотоаппаратов снятые кадры можно вводить в компьютер, используя встроенные интерфейсы непосредственно, минуя сканирование. Графики и диаграммы, как было отмечено, получаются при помощи некоторых программ и могут быть импортированы в рабочую среду при верстке. Наконец, существует огромное количество библиотек растровых и векторных изображений, распространяемых на дисках или посредством Интернета.

Кроме указанных выше источников можно отметить, что все программы работы с графикой (как с растровой, так и с векторной) позволяют при помощи встроенных модулей создавать несложные изображения в своей среде. Это относится и к программам набора текста (Microsoft Word) и верстки (Adobe PageMaker и др.)

Для профессионалов в области допечатных процес­сов программа Adobe Photoshop обеспечивает такие возможности, как сканирование, корректировка и редактирование изображения, выпол­нение цветоделения полноцветных изображений, анализ пробных CMYK-копий в процессе обработки RGB-изображений, редактирова­ние цвета в режиме субтрактивной цветовой CMYK-модели, отслежи­вание тех из них, которые не могут быть воспроизведены при печати, оп­ределение количества наносимой краски, а также генерирование высо­кокачественных одно-, двух-, трех– и четырехцветных изображений.

Для фотографов и других специалистов подобного рода Adobe Photoshop обеспечивает разнообразные возможности по электронной обработке и оптимизации отсканированных фотоизображений. Обла­дая полным набором необходимых инструментов для коррекции цве­та, ретуширования, регулировки контрастности и насыщенности цве­тов, маскирования, создания различных световых эффектов и т. д., этот пакет позволяет выполнить монтаж разнообразных сюжетов.

Дизайнерам программа Adobe Photoshop открывает новые возмож­ности электронной обработки информации. Для сканированного изображения могут быть образованы объектные уровни (или слои), в каждом из которых можно создать или разместить графические элементы и объ­екты и отредактировать любой из этих слоев независимо от других.

Adobe Photoshop дает возможность импортировать файлы из раз­личных программ, например, из Adobe Illustrator. Большое обилие фильтров позволит создавать разнообразные специальные визуаль­ные эффекты. Результаты обработки в виде изображений или их фраг­ментов могут быть экспортированы в программные пакеты верстки.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»