Тема 5. Монтаж на ТВ и его виды

 

Сегодня на телевидении в заставках, в новостях, на видео в рекламных и песенных клипах зрителю постоянно предлагаются кадры с множественным изображением. Некоторые по незнанию называют такие кадры "мультипланами" или "мультикадрами". Но у них есть точное название, появившееся и утвердившееся в кино в 60-е годы: поликомпозиция, множественная композиция или поликадр. Оказывается, весь опыт кинематографа и знания тридцатилетней давности сегодня вызваны жизнью к действию. Приставка "поли" пришла в русский язык из греческого. "Поли" на языке эллинов означает "полюс", "весьма", "намного", "самый", "очень" и в отдельных случаях передаст значение множественности. Но в русской словесности окончательно приобрела смысловой оттенок множественности, и мы по-другому ее не воспринимаем. По-английски кадр, сложенный из нескольких изобразительных кусков, называется "multiple shot" - составной, сложенный из частей, множественный кадр. А читается, как "малтипл шот", но совсем не - "мультиплан". Долгое время развитие и массовое применение поликадров на телевидении сдерживалось малыми размерами экрана и недостаточной четкостью изображения, хотя электронная технология позволяла пользоваться этим выразительным средством уже давно.

 Монтаж ( фр. montage ) видео- или аудиоматериала ( в кинематографе, на телевидении, на радио, на звукозаписывающих студиях) - процесс  переработки или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной целевой материал. Считается, что монтажно - тонировочный период в кинопроизводстве не менее важен , чем съемочный : монтаж способен придать фильму нужный ритм и атмосферу. Различают внутрикадровый и межкадровый монтаж.

 

Последовательный и параллельный монтаж

 

Последовательным монтажом называется способ изложения содержания, при котором действие фильма или передачи продолжается без видимых для зрителя разрывов во времени. Этот вид монтажа самый простой и наиболее распространенный. Его используют при съемках игровых фильмов, документальных передач или учебных программ

 

Параллельным монтажом называется прием поочередного показа двух или более событий (образов), происходящих одновременно, но в разных местах, или происходящих в разное время. Параллельный показ развития двух действий, объединенных одним сюжетным ходом, иногда называют перекрестным монтажом

 

Рефрен в монтаже

 

Рефрен встречается уже в древнегреческой поэзии. Повторяющийся припев широко распространен в народных песнях и других музыкальных формах. Для иллюстрации этого приема воспользуемся теми же примерами. В "Сказке о царе Салтане..." Пушкин дважды повторяет одно и то же четверостишие:

 

"Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах."

 

Рефрен применяется и в кино. Гриффит в фильме "Нетерпимость" между эпизодами из разных эпох вставляет один и тот же кадр: женщина, качающая колыбель.

 Этим он хочет подчеркнуть, что нетерпимость характерна для разных времен. Он сопровождает этот кадр словами Уитмена: "Ныне, как и прежде, колыбель безостановочно качается, принося одни и те же человеческие страсти, радости и горести." Рефрен может быть использован не только в фильмах с глубоким философским содержанием, но и в комедиях и др.

 

Ассоциативный монтаж

 

Ассоциативный монтаж - это такой монтаж кадров, образы которых вызовут у зрителя определенную связь (ассоциацию), и у него возникнет понимание принципиально нового смысла основного действия или характера персонажей. Чтобы добиться такого эффекта, необходимо придать действиям или персонажам какие-то общие черты, которые позволят зрителю понять взаимосвязь этих образов, уловить авторский замысел.

 

 

Тематический монтаж - это прием, при котором смонтированные рядом кадры, (более четырех) объединены одной темой

 

  Аналитический монтаж - это прием последовательного показа кадров, содержащих детали или элементы какой-либо сцены (без показа ее общим планом в одном кадре) или события таким образом, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что он увидел эту сцену целиком, возникла общая картина происходящего. 

 

 

 

ЛИНЕЙНЫЙ И НЕЛИНЕЙНЫЙ МОНТАЖ



  Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников ( видеомагнитофонов, камер ) поступает через коммутатор на приемник  ( эфирный транслятор, записывающее устройство ) . В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссер линейного монтажа. О линейном монтаже также говорят в случае процесса урезания сцен в видеоматериале без нарушения их последовательности.

 При нелинейном монтаже видео или кинопленка ( которая может быть отсканирована и переведена в цифровой вариант ) разделяется на фрагменты , после чего фрагменты записываются в нужной последовательности, в нужном формате на выбранный видеоноситель. При этом фрагменты могут быть урезаны , то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность ; подчас сокращения бывают очень масштабными.

  В случае кинопленки процесс нелинейного монтажа происходит вручную : монтажер с применением монтажного стола под руководством кинорежиссера режет пленку в нужных местах , а затем склеивает фрагменты в выбранной режиссером последовательности.

  Нелинейный монтаж осуществляется с цифровым видеоматериалом на дисковых устройствах , при этом не происходит процесс перезаписи , а изменяется последовательность адресов фрагментов передачи. Если исходный журналистский материал  записывался на камеру с жестким диском , к нелинейному монтажу можно приступать сразу после окончания съемки. В случае использования видеокамер с ленточными носителями оцифровка занимает значительное время ( реальное время записи ) . Операция может быть осуществлена даже на рабочем месте журналиста. При цифровой технологии число циклов не должно превышать 20 раз. Примерный объем памяти для записи одночасовой передачи эфирного качества составляет 18 Гбайт.

   Достоинства :
- отсутствие контактных и структурных шумов во время " сгона " видеоряда , так как операция перезаписи отсутствует.
- прямой доступ к любому месту видеосюжета, так как ввиду отсутствия видеоленты ее не надо перематывать.
-  низкая стоимость аппаратуры.
- относительная легкость выполнения операции из - за возможности визуального контроля частотного спектра на мониторе.
- возможность многократного возврата к монтажу.

  Недостатки :
- Большое время оцифровки видеосигнала в случае применения ленточных носителей.
- временные затраты на обратное преобразование сигнала в аналоговый вид ( так как в настоящее время основное телевещание происходит в аналоговом виде )
- трудность работы с большим количеством " исходников " из - за ограниченности дискового пространства видеосервера.

 В случае необходимости восстановления исходной информации частотный спектр сокращается, так как цифровой сигнал , как правило подвергается компрессии. 

 

Затемнение

 

Затемнение - это отбивка во времени: кончилось одно событие и началось другое. Древнейший прием, который, как правило, используется для плавного и спокойного завершения сцены или эпизода, чтобы дать понять зрителю, что между сценой, которая закончилась, и сценой, которая началась, прошло какое-то время.

 

 

Наплыв

 

Наплывом называется прием, в процессе которого на глазах у зрителей происходит постепенная замена одного изображения другим путем ослабления свечения на экране первого и плавного проявления второго. Длительность наплывов выбирается в зависимости от режиссерских задач (от 0,5 до 2 с). Однако наплыв - это не просто плавный переход от кадра к кадру С помощью этого приема можно показать также какое-либо превращение, например, лягушки в Василису-прекрасную (если второй кадр снять без изменения крупности фона, ракурса и точки установки камеры) или избушки пушкинского рыбака в боярские хоромы и т.п.

Прием может быть использован и с противоположным эффектом, когда неизменным остается герой, а плавно изменяется фон, на котором он находится. С помощью наплыва можно показать и разрыв во времени (как затемнение). Современные компьютерные программы позволяют осуществлять превращения не только целого кадра в другой, но и какого-либо одного объекта в кадре без изменения фона. Иногда наплыв называют "вытеснением", но в данном случае применение этого термина может вызвать только путаницу, потому что под вытеснением подразумевается целый набор различных специфических способов перехода от кадра к кадру

 

Вытеснение

 

Вытеснение - это выталкивание одного кадра другим, которое осуществляется с помощью так называемых "шторок". Часто режиссеры так и говорят: поставим на стык кадров "шторку". А "шторки" могут быть самые разнообразные: от прямых линий (полос) до сложных геометрических фигур. Механизм действия "шторок" на зрительское восприятие незамысловат. 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»