Тема 3. Выразительные средства радиожурналистики

 

К выразительным средствам радиожурналистики относятся звучащее слово, шумы и музыка. В качестве четвертого средства некоторые исследователи журналистики относят тишину. В радиоматериалах иногда необходима пауза (полная тишина), которая дает возможность осмыслить, подумать, понять.

Основным выразительным средством радиожурналистики является речь, звучащее слово. Журналист должен научиться констатировать и доносить до слушателей факт, заключенный в том или ином речевом высказывании.

Это предполагает изучение основ логики звучащей речи. Для постижения этой логики журналист должен идти от постепенного частного разбора отдельных понятий (составных частей текстового материала) к анализу всего текстового периода в целом. А затем следует определить главную задачу, или логическую перспективу создания всего материала – статьи, интервью, информационной заметки, репортажа и т.д. Следовательно, радиожурналист должен научиться ясно, четко, грамотно и последовательно передавать слушателям определенные понятия, представления, факты.

Культура радиоречи предполагает скрупулезную работу над текстом, для того чтобы правильно, точно оперировать данным текстом, с которым он обращается к радиослушателю Анализ мысли, заключенной в тексте, позволит заставить звучать текст не так, как он написан, а так, как того требует заключенная в нем речевая логическая мелодия. Как известно, любое предложение состоит из главных – основных и вспомогательных – служебных слов. Умение выделить опорные, основные слова с помощью правильных ударений, пауз до и после этих слов обеспечивает ту интонацию, которая даст возможность услышать не монотонную, утомительную для уха, речь, а выразительную, захватывающую воображение речь.

Радиожурналист должен уметь разбивать текст на речевые отрезки, ибо при правильном логическом чтении надо опираться не на опорные слова, а на речевые периоды. В звучащей речи слово или несколько слов, выражающих одно видение – есть речевой отрезок. После каждого речевого отрезка важно сделать паузу, чтобы в этой паузе дать слушателю представить себе объект повествования и его действие. Требуется определить длительность таких пауз, так как это существенно влияет на смысл предложения или речевого отрезка. Каждый речевой отрезок организует звучание составляющих его слов с помощью ударения. Цель ударения состоит в том, чтобы выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в тексте.

Для радиожурналиста очень важно владеть так называемой логической инверсией. Любая перестановка слов в предложении, изменяющая прямой по мысли порядок слов, называется логической инверсией. В отличие от многих западноевропейских языков, русский язык допускает всевозможные перестановки слов, речевых тактов, составов и целых предложений в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Научиться определять ее наличие необходимо, ибо часто при нарушении прямого по логике порядка слов инверсированное слово переносит с собой на новое место звучание, свойственное ему при прямом порядке слов, и образует самостоятельный такт с собственным ударением.

Правильного звучания предложения при инверсии можно добиться только в результате тренировки на материале прозы, а затем и стихов, так как они сложнее и чаще всего построены на инверсиях. Одним из важнейших компонентов речевого мастерства является умение находить логическую перспективу публицистического или литературного произведения, способность выделить главное, не упустив при этом, однако, второстепенного.

Очень часто и по радио, и по телевидению можно услышать неправильно произнесенное слово – это недопустимо. Радиожурналист должен в совершенстве владеть так называемой орфоэпией, или правильным произнесением тех или иных слов. Написание и звучание одних и тех же слов сильно отличается друг от друга. Время меняется, меняются и стиль речи, звучание слов и даже расстановка ударений. Поэтому словари правильного русского языка и специальные словари для радио и телевидения должны стать настольными книгами для радио - и тележурналистов.

Важной стороной речевого мастерства является постановка голосовых связок и дыхания с опорой на диафрагму. Разработка силы, гибкости и выразительности голоса достигается целой системой специальных упражнений. Речь должна быть легкой, плавной. К этому следует добавить и тренировки четкости дикции на материале пословиц, поговорок, скороговорок - стихов, произносимых в разных тональностях и ритмах.

Звуковой образ – это совокупность звуковых элементов (речи, музыки и шумов), создающих у слушателя посредством ассоциаций представление (в обобщенном виде) о материальном объекте, жизненном событии, характере человека.

Итак, совокупность элементов, равно значимых, равно важных. Поиск оптимального их сочетания в каждом конкретном случае и составляет суть творчества радиожурналиста, стремящегося достичь наиболее доходчивой и выразительной формы для передачи своих мыслей и жизненных наблюдений. Собственно говоря, здесь как раз и обретает он индивидуальность, вырабатывает неповторимый или, напротив, стандартный профессиональный почерк.

В практике вещания прослеживаются разные тенденции в отношении к звуковому образу, в том числе и к его упрощению, к «скупости красок», доходящей порой до полного отказа от всех выразительных средств, кроме слова. Появлялись даже попытки подвести теоретическую базу под это явление, когда любое проявление индивидуальности журналиста или диктора у микрофона, любое его стремление придать радиосообщению эмоциональную окраску расценивалось как подрыв авторитета официального органа пропаганды: «Радио ведь не ваше, а государственное».

Один известный режиссер и теоретик радио утверждал, что звучание музыки в общественно-политической программе не должно занимать более 15–20 секунд, «дабы не дискредитировать содержание». Невольно вспоминается директива многолетней давности, которая категорически требовала не допускать женщин к чтению радиогазеты и других политических материалов, поскольку женские голоса «не гармонируют с голосами чтецов и содержанием газеты». Исключение допускалось для «чтицы, у которой голос похож на мужской».

Борьба с монотонностью радиосообщений, с «единообразием» передач была и остается одним из основных стимуляторов развития радио как средства массовой информации. Уже на заре массового вещания при чтении довольно невыразительной рекламы дикторы стремились вносить в нее элементы театрализации: разыгрывали текст между собой (по образцу, как писали безо всякой иронии тогдашние критики, клоунов Бима и Бома). В 30-е годы на страницах журнала «Говорит СССР» проходила длительная дискуссия о том, как «драматургией и монтажом сообщений» сделать выпуски «Последних известий» и радиогазет наиболее выразительными и доходчивыми.

Познание возможностей радио как системы образного общения с аудиторией началось с обыкновенного деления «на голоса». Затем в ткань передачи стали вводить музыку и шумы. Следующий этап – усложнение драматической композиции, соединение в определенных пропорциях элементов различных жанров, относящихся к документальному и художественному видам вещания, становление радиорежиссуры как профессии. Вот путь формирования звукового образа.

Отметим любопытный факт: профессиональная терминология радио полностью заимствована у театра и кинематографа, хотя первому из них уже тысячи лет, а второй – ровесник радио. Случайно ли это совпадение в терминах? Не является ли оно естественным, логически обоснованным выражением не соседства, а органического родства вышеназванных видов искусства и СМИ? «Надо к вне представления на сцене слагать фабулу так, чтобы всякий, слушающий о происходящих событиях, содрогался и чувствовал сострадание по мере того, как разворачиваются события». Не правда ли, как точно обозначены принципы искусства звуковых образов? А ведь это Аристотель, начало 14-й главы его «Поэтики».

В любом материале, в том числе и информационно-хроникальном, автор стремится найти свой сюжетный ход, выстроить выгодную композицию материала, определить эффектный момент для кульминации – словом, следует тем самым законам воздействия на ум и чувства человека, которые были сформулированы как основы драматического искусства еще древнегреческим философом.

Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы, находящиеся в неразрывной связи друг с другом.

К первой группе, стабильной, не подверженной количественным изменениям, относится тот исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист: это четыре элемента – слово (речь), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.

Эти четыре элемента системы мы называем природными, или формообразующими. Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.

Вторая группа, напротив, мобильна, ибо находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики мы называем техническими, или стилеобразующими. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

По мере развития радиотехники и изменений в технологии производства радиосообщений, а также в зависимости от творческой фантазии авторов радиосообщений число стилеобразующих выразительных средств, безусловно, будет изменяться: увеличиваться (благодаря техническому прогрессу) или уменьшаться (в соответствии с реальными функциональными потребностями вещания конкретной станции или личными вкусами автора).

Рассмотрим более подробно каждое из выразительных средств.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»