Контрольно-измерительные материалы.

 

Контрольно-измерительные материалы.

                

I. Тексты художественных произведений по курсу «История русской

            литературы XIXVII веков» (Древнерусская литература).

 

1.    «Как Бог сотворил Адама».

2.     «Хождение Богородицы по мукам».

3.     «Сказание о Соломоне и Китоврасе».

4.     «Александрия».

5.     «Девгениево деяние».

6.     «Житие Алексея человека Божия».

7.     «Физиолог» (отрывки).

8.     «Пчела» (отрывки).

9.     «Повесть временных лет».

10.«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

11.«Поучение» Владимира  Мономаха.

12.«Сказание о Борисе и Глебе».

13.«Киево-Печерский патерик».

14.«Хождение» игумена Даниила.

15.«Слово о полку Игореве».

16.«Моление» Даниила Заточника».

17.«Повесть о битве на реке Калке».

18.«Повесть о разорении Рязани  Батыем».

19.«Повесть о Меркурии Смоленском».

20.«Слово о погибели русской земли».

21.«Житие А. Невского».

22.«Сказание о траве емшан».

23.«Задонщина».

24.«Сказание о Мамаевом побоище».

25.«Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича».

26.«Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого.

27.«Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого.

28.«Повесть о взятии Царьграда турками» Нестора-Искандера.

29.«Сказание о князьях Владимирских».

30.«Повести о Вавилонском царстве».

31.«Повесть о новгородском посаднике Щиле».

32.«Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим».

33.«Повесть о новгородском белом клобуке».

34.«Повесть о псковском взятии».

35.«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

36.«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма.

37.«Сказание о царе Константине и Магмет-салтане» Ивана Пересветова.

38.«История о Казанском царстве».

39.Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

40.«Домострой».

41.«Повесть о Горе и Злочастии».

42.«Повесть о Савве Грудцыне».

43.«Повесть о Фроле Скобееве».

44.«Повесть о Ерше Ершовиче».

45.«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

46.«Повесть о Карпе Сутулове».

47.«Азбука о голом и небогатом человеке».

48.«Сказание о Куре и Лисе».

49.«Калязинская челобитная».

50.«Повесть о Шемякином суде».                         

51.Избранные произведения С. Полоцкого.

 

 

III.Тематика рефератов для самостоятельной работы студентов.

1.Значение «Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы.

2.Проблема авторства «Слова о полку Игореве» в современном литературоведении.

3.Типологические связи  «Слова о полку Игореве» со средневековым эпосом других народов («Песня о Роланде»,  «Песня о моем Сиде», « Песня о Нибелунгах»).

4.Первое издание  «Слова о полку Игореве» и современное прочтение текста.

5.Идеальные женские образы в литературе древней Руси.

6.Проблема барокко в русской литературе второй половины XVII – начала XVIII в.

7.Проблема «отцов и детей» в бытовых повестях XVII века и в рукописных анонимных повестях Петровского времени.

8.Элементы дуалистического воззрения Богомила в апокрифах XI  века («Как бог сотворил Адама») и в произведениях русской классической литературы («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М.А.  Булгакова)

9.Зарождение классицистического стиля в виршевой поэзии и драматургии конца XVII  века.

10. Проблема творческого метода древней русской литературы.

11.Переводные средневековые «естественнонаучные» энциклопедии.

12.История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве».

13.Проблема автора «Слова о полку Игореве».

14.Особенности русского барокко.

15.Проблема «отцов и детей» в бытовых повестях XVII века и в рукописных анонимных повестях Петровского времени.

16.Торжественные «Слова» Кирилла Туровского.

17.Публицистика XVI века.

18.Начало русского театра и драматургии.

19.Творчество Симеона Полоцкого.

20.«Школьный театр» и его репертуар.

 

IV.Примерные тесты для итогового контроля.

 

 

ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ (11-13 ВВ.)

-1)

Хронологические границы древней русской литературы:
1)
XI-XYII вв.              2) X-XYIIIвв.         3)X-XYI  вв.

-2)

 Ведущий принцип творческого метода древней русской литературы:
1) реализм                 2) символизм        3) рационализм

-2)

 Кто из исследователей древней русской литературы называет ее творческий метод «синкретическим»?
1) Кусков В.В.              2) Азбелев С.Г.      3) Лихачев Д.С.

-2)

  Назвать жанр, характерный только для жанровой системы древней русской литературы:
1)историческая повесть  2)княжеское житие  3)плутовская новелла

-2)

 Назвать один из видов житийных сборников:
1)Паримийник               2)Патерик         3)Псалтырь

-3)

 Какой из стилей академик Лихачев Д.С. считал ведущим в литературе XYI в.?
1)эмоционально - экспрессивный стиль
2)стиль средневекового монументального историзма
3)стиль идеализирующего биографизма

-3)

 Согласно христианской топографии Козьмы Индикоплова земля имеет форму :
1) шара            2) квадрата       3) прямоугольника

-2)

«Александрия»- повесть об…
1) Александре Невском            2)Александре Македонском
3)Александре Михайловиче Тверском

-2)

 События, описанные в патериковой новелле о христианке Таисе, относятся к эпохе:
1)Константина Флавия   2)Диоклетиана      3)Нерона

-3)

 Дуалистическое воззрение Богомила отразилось в апокрифе:
1) «О старце Герасиме и льве»    
2) «Хождение богородицы по мукам»
3) «Как Бог сотворил Адама»

-3)

 Из скольких «частей» создает Бог Адама?
1) из 3       2) из 7                     3)из 8

-2)

 К какой группе апокрифов относится «Сказание о Соломоне и Китоврасе»?
1)Новозаветные       2)Старозаветные       3)Эсхатологические

-1)

 К кому обращается Богородица с просьбой облегчить страдания грешников в аду?
1) к Богу               2) к Иисусу            3)к Дьяволу

-3)

 В «Хронике» Иоанна Малалы преобладают рассказы об истории:
1) византийской        2) древнееврейской           3) античной

-3)

 «Киево-Печерский Патери» создан:
1) Феодосием Печерским        2)Владимиром Мономахом
3) Симоном и Поликарпом

-1)

 Старец Прохор («Киево-Печерский патерик») превращал:
1)пепел в соль       2) ртуть в золото     3) глину в хлеб

-3)

 Кирилл Туровский дал обет:
1)странствия          2) юродства          3)столпничества

-2)

 Кто из исследователей назвал летопись «открытым» жанром?
1) А.А. Шахматов      2)Д.С. Лихачев       3) Б.А. Рыбаков

-3)

 Назвать автора первой редакции «Повести временных лет» (1111-1113 годы).
1)Сильвестр       2)Лаврентий               3)Нестор

-2)

 «Доваряжская» версия о происхождении княжеской власти на Руси изложена:
1)в «Сказании о призвании варяжских князей»
2)в «Легенде об основании города Киева»
3)в «Легенде о посещении Киева апостолом Андреем»

-1)

 Какой из смертных грехов, по мнению летописца,  явился причиной гибели князей Игоря, Олега и Святослава?
1) гордыня              2) гнев         3)алчность

-2)

 При каком византийском  императоре княгиня Ольга посетила Константинополь и приняла крещение (950 г.)?
1) При Константине Мономахе       
2) При Константине Багрянородном
3) При Константине Палеологе

-1)

 Княгиня Ольга после крещения приняла имя
1)Елена               2)Анастасия                3)Ирина

-3)

 С каким жанром фольклора сравнивал Д.С. Лихачев беседу княгини Ольги с древлянскими послами-сватами?
1)сказка            2)заговор             3)загадка

-1)

 Какой героине принадлежат слова: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка»
1)Рогнеде           2)Февронии         3)княгине Ольге

-3)

 О ком писал Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Церковь нарекла ее святой, история – мудрой, молва – хитрой»?
1) о княгине Февронии       2) о княгине Ярославне   

3) о княгине Ольге

-3)

 «Повесть временных лет « не включает в себя:
1)историческую повесть       2)библейскую легенду

3) светскую бытовую повесть

-2)

 Варяги-христиане были убиты в Киеве при князе:
1) Святославе Игоревиче      2) Владимире Святославиче
3)Ярославе Мудром

-1)

 Какое произведение Пушкин в письме к  П.А. Плетневу  назвал  «прелестью простоты и вымысла»?
1) «Киево-Печерский Патерик»     2) «Слово о погибели русской земли»
 3) «Повесть временных лет»

-2)

 Борис и Глеб были убиты свои братом:
1)Ярославом Мудрым       2)Святополком Окаянным
3)Мстиславом Владимировичем

-1)

  Князь Глеб («Сказание о Борисе и Глебе») был:
1)зарезан       2)обезглавлен    3)утоплен

-3)

 Князь Глеб («Сказание о Борисе и Глебе» ) перед смертью:
1) молится            2) рыдает     
3)произносит пространный поэтический монолог

-1)

 В каком произведении древней русской литературы впервые появляются «элементы реалистичности»  (Д.С. Лихачев)?
1) «Повесть об ослеплении Василька Требовльского»
2) «Слово о Законе и Благодати»           3) «Поучение» Владимира Мономаха

-3)

 Творчество  кого из «проповедников» выходит за рамки традиционной церковной проповеди?
1)Феодосия Печерского                2)Луки Жидяты                3)Илариона

-1)

 В ослеплении Василька Теребовльского принимал участие
1)Давыд                            2)Владимир Мономах          3)Володарь

-2)

 Решающий фактор в крещении Руси Владимиром?
1) беседа с греческим философом
2) сватовство к византийской императрице Анне  

3) пример княгини Ольги

-3)

 Князь Святослав погиб:
1) в  походе на Византию     2) в осажденном Киеве

 3)в печенежской засаде

-1)

 Жизнь какого князя, по выражению академика А.С. Орлова, прошла «на коне  и на ковре»?
1) Владимира Мономаха    2)Александра Невского   3)Дмитрия Донского

-3)

 Какой из героев «Повести временных лет» оставил следующее завещание сыновьям: «Живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и  одной матери. И если будете жить в любви друг к другу, бог будет с вами и покорит вам врагов ваших..»?
1)Владимир Мономах      2)Святослав         3)Ярослав Мудрый

-1)

 Жанр «Слова о Законе и Благодати» Илариона:
1) ораторская проза       2) историческая повесть    3)апокриф

-1)

 Какой библейской героине уподобляет Иларион Новый Завет?
1)Сарре                       2)Агари         3)Еве

-1)

 Первый издатель «Слова о полку Игореве» .
1) А.И. Мусин-Пушкин    2) Н.П. Румянцев  3) Н.М. Карамзин

-1)

 Когда, согласно гипотезе французского слависта Мазона, было создано !Слово о полку Игореве»?
1) в 18 в.          2) в 15 в.                  3) в 13 в.

-1)

 Кто из исследователей доказал подлинность «Слова о полку Игореве»?
1)С.К. Шамбинаго       2)А.А. Зимин        3)Н.М. Карамзин

-2)

 В каком из фрагментов выражена основная идея «Слова о полку Игореве»?
1) плач Ярославны      2) «Золотое слово» Святослава

3) обращение Игоря к дружине

-3)

 Вторая битва русских с половцами, описанная в «Слове о полку Игореве», происходила на берегу:
1)Дона          2) реки Калки      3)Каялы-реки

-1)

 В походе на половцев во главе с князем Игорем  («Слово о полку Игореве») принимал участие:
1) князь Всеволод     2) князь Владимир Мономах     3)князь Ярослав

-1)

 Князь Игорь Святославич:
1)бежал из половецкого плена      2)остался в половецкой земле    3)погиб в плену

-2)

 Князь Владимир («Слово о полку Игореве»):
1)был убит половцами  2)женился на дочери половецкого хана  

3) бежал из плена

-2)

 Как звали княгиню Ярославну, жену князя Игоря Святославича:
1)Ольга           2)Ефросинья          3)Евдокия

-3)

Князь Игорь («Повесть временных лет»)
1)погибает в  битве с хазарами
2)погибает в походе на Византию
3) убит древлянами  во время сбора дани

-1)

Назвать одну из основных предпосылок возникновения литературы:
1) наличие высокоразвитых форм фольклора
2)военные победы первых русских князей
3) налаживание экономических и торговых связей с Византией

-3)

«Сказание о белгородском киселе»
1)самостоятельное произведение
2)входит в состав «Киево-Печерского патерика»
3)входит в  состав «Повести временных лет»


-2)

Основной вид почерка на Руси в ХI-XIII вв.
1)скоропись   2)устав       3)полуустав

-2)

Согласно апокрифу «Как Бог сотворил Адама» вместе с Богом в создании человека принимает участие…
1)Богородица    2)Дьявол    3)Архангел Михаил

-3)

Вещий Олег («Повесть временных лет»):
1) сын Рюрика      2) брат Рюрика    3) дружинник Рюрика

-1)

«Апокриф» в переводе с греческого языка означает
1) тайный, сокровенный      2) ложный        3) истинный

-2)

«Физиолог»    сборник, рассказывающий …
1) о сотворении мира
2) о животных реально существующих и фантастических
3) о загробной жизни

-1)

Летописание на Руси возникает в годы княжения…
1) Ярослава Мудрого 2) Святослава Игоревича  3) Владимира Мономаха

-1)

Во Вступлении («Слово о полку Игореве») автор…
1) размышляет о художественных принципах изложения материала
2)определяет хронологический диапазон своего повествования
3)дает характеристику  походу Игоря

-2)

Какое природное явление предсказало  поражение Игоря
1) землетрясение  2) затмение Солнца  3) затмение Луны

-1)

Древляне убили Игоря за его
1)алчность        2)жестокость       3)хитрость

-3)

Основу «Киево-Печерского» Патерика» составляет…
1)летопись
2)исторические повести
3)переписка двух монахов

-3)

Символизирует человека в средневековой символике…
1)число 3       2)число 4             3)число 7

 

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (13-14 ВВ). ОБЛАСТНЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ 15 В.

-1)

 В каком произведении древней русской литературы  впервые провозглашена идея внесословной ценности человеческой личности?
1) «Моление» Даниила Заточника    2) «Слово о полку Игореве»        3) «Задонщина»

-1)

 Какому герою принадлежат слова: «Одно есть лодка, другое   корабль, один  – умен, другой – глуп. Глупых же не куют, не льют, но сами родятся?»
1) Даниилу Заточнику   2) Владимиру Мономаху 
  3) Дмитрию Ивановичу

-1)

 Назвать произведение, из которого взята цитата: «…один…бился с тысячью, а два с тьмою (десятью тысячами)…все равно умерли и единую чашу смертную испили»:
1) «Повесть о разорении Рязани Батыем»   
2) «Слово о полку Игореве»              3) «Задонщина»

-2)

 Какое произведение древней русской литературы начинается словами: «О светло светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами ты нас дивишь…»?
1) «Слово о полку Игореве»   
2) «Слово о погибели русской земли»
3) «Слово о Законе и Благодати»

-1)

 В основе «Задонщины» лежит:
1)Куликовская битва      2)Ледовое побоище 
3)Битва на реке Калке

-1)

 Какое произведение Д. С. Лихачев назвал «нестилизационным подражанием» «Слову о полку Игореве»?
1) «Задонщину»           2) «Повесть о битве на реке Калке»
3) Сказание о Мамаевом побоище.

-1)

 Кто из князей объявил: «Не в силе бог, а в правде»?
1)Александр Невский     2)Ярослав Мудрый      3)Владимир Мономах

-3)

 Какое чудо произошло после смерти А. Невского?
1) Исцелились больные          
2) самопроизвольно загорались и гасли свечи
3)умерший князь протянул руку и принял прощальную грамоту из рук митрополита

-3)

 Какому русскому князю дается следующая характеристика: «Ростом он был выше всех людей, голос его – как труба в народе, лицо его     как у Иосифа…сила же его была частью силы Самсона. И дал ему бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана»?
1)Ярославу Мудрому        2) Владимиру Святославичу
3)Александру Невскому

-1)

 Герой какого произведения сказал: «Лучше на своей земле костьми лечь, чем на чужой славным быть»?
1) «Сказание  траве Емшан» (Отрок)   
 2) «Моление» Даниила Заточника (Даниил)
3) «Поучение» Владимира Мономаха (Владимир Мономах)

-1)

 В каком произведении говорится о  том, что  татары «...убили Александра Поповича и с ним семьдесят богатырей»?
1) «Повесть о битве на реке Калке»          2) «Задонщина»
3) «Сказание о Мамаевом побоище»

-1)

 «Слово о погибели русской земли», по мнению академика  А.С. Орлова,     это вступление к
1) «Житию Александра Невского»      2) «Житию Феодосия Печерского»
3) «Житию Стефана Пермского»

-2)

 Сюжет из какого произведения взят художником  М.В. Нестеровым для картины «Видение отроку Варфоломею»?
1) «Житие Стефана Пермского»           2) «Житие Сергия Радонежского»
3) «Житие Александра Невского»

-1)

 Кого из князей благословил перед сражением Сергий Радонежский?
1) Дмитрия Донского  2) Александра Невского   3)Владимира Мономаха

-1)

 Князь Петр из «Повести о Петре и Февронии Муромских» в поисках врача отправляется:
1)в Рязанскую землю     2)в Смоленскую землю
 3) во Владимирскую землю

-2)

 Княгиня Феврония Муромская дочь:
1) боярина           2) крестьянина           3)священника

-2)

 Какой сказочный герой присутствует в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?
1) Баба-Яга          2)Змей-оборотень         3)Василиса Премудрая

-1)

  С какой просьбой Петр обратился к Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских»)?
1)об исцелении           2)об уничтожении врага   
3)о предсказании судьбы

-2)

 В каком обличии являлся Змей-оборотень к жене Павла («Повесть о Петре и Февронии Муромских»)?
1) в образе Петра           2) в образе Павла     3)в образе инока

-1)

  Как назывался меч, которым Петр убил змея-оборотня?
1)Агриков меч          2)меч-кладенец          3)меч-самосек

-3)

 С какой просьбой обратились Петр и Феврония к Богу?
1)чтобы их похоронили в одном гробу             2)о бессмертии
3)чтобы умереть в один день и час

-2)

 Какое чудо произошло после смерти Петра и Февронии?
1)они воскресли       2)их тела оказались лежащими в одном гробу
3)их тела оставались нетленными

-1)

 «Повесть о новгородском посаднике Щиле» направлена против:
1)стригольников         2)иосифлян          3)заволжских старцев

-2)

 Посадник Щил («Повесть о новгородском посаднике Щиле») был:
1)купцом       2)ростовщиком             3)воеводой

-1)

 За что Иоанн Новгородский был изгнан из Новгорода?
1)из-за козней дьявола     2)из-за нарушения монастырского устава     3)из-за денег

-2)

 Кто из героев плыл на плоту против течения реки?
1) Дмитрий Донской       2) Иоанн Новгородский
3)Александр Невский

-1)

 «Житие Довмонта» – это памятник литературы:
1)псковской          2)новгородской      3)тверской

-3)

 Политическая теория «Москва    третий Рим»  получила отражение:
1) в «Сказании о траве Емшан»         2)в «Повести о Савве Грудцыне»
3) в «Повести о взятии Царьграда турками»

-1)

 В «Хождении за три моря» Афанасий Никитин описывает:
1)Индию               2)Китай                      3)Египет

-1)
-2)

 Какие местные легенды рассказывает А. Никитин в «Хождении за три моря»?
1) «О птице Гукук»   2) «Об обезьяньем царе»  3) «О змее-оборотне»

-3)

 Стиль Епифания Премудрого можно определить как:
1)эпический       2)исторического монументализма
3)экспрессивно- эмоциональный

-2)

Финал какого произведения отвечает на вопрос « Как перевелись богатыри на Руси?»
1) «Слово о погибели русской земли»
2) «Повесть о битве на реке Калке»
3) «Сказание о траве Емшан»

-2)

В каком произведении можно найти отголоски исторической песни «Авдотья Рязаночка»
1)«Повесть о битве на реке Калке»
2) «Повесть о разорении Рязани Батыем»
3) «Повесть о Меркурии Смоленском»

-1)

Перу Кирилла Туровского принадлежит
1) «Слово на Антипасху»
2) «Слово о Законе и Благодати»
3) «Слово о погибели русской земли»

-1)

Святые Борис и Глеб привиделись ижорцу Пелгусию
1) перед Невской битвой
2)перед Куликовской битвой
3) перед битвой на реке Калке

-1)

О каком герое В.Г. Белинский писал: «Можно заключить не без основания, что это была одна из тех личностей, которые, на беду себе,  слишком умны, слишком даровиты, много знают и, не умея прятать от людей своего превосходства, оскорбляют самолюбивую посредственность»
1)Даниил Заточник
2)Дмитрий Иванович
3)Александр Невский

-1)

Основной художественный принцип в «Словах» Кирилла Туровского
1)риторическая амплификация
2)градация
3)гиперболизация

-2)

Александр Невский был объявлен святым
1)за ум и красоту
2) за воинские заслуги
3) за  благородное происхождение

-3)

«Летописец Даниила Галицкого»   это  часть летописи
1)Ростовской
2)Рязанской
3)Галицко-Волынской

-3)

Что побудило Отрока вернуться на Родину («Сказание о траве Емшан»)?
1) сообщение о смерти Владимира Мономаха
2)половецкие песни
3)запах полыни

-1)

На «Житие Довмонта» оказало влияние
1) «Житие Александра Невского»
2) «Житие Дмитрия Ивановича»
3) «Сказание о Борисе и Глебе»

-1)

Некоторые образы «Сказания об индийском царстве» совпадают с былиной
1) «Дюк Степанович»
2) «Добрыня и змей»
3) «Алеша и сестра Петровичей»

-1)

Роль народа в происходящих событиях отразилась
1) в «Повести о нашествии Тохтамыша на Москву»
2)в «Сказании о Мамаевом побоище»
3)в «Задонщине»

-1)

Император Константин в «Повести о взятии Царьграда турками»
1) погибает под мечами турок
2)бежит из города
3) сдается в плен

-2)

«Повесть о Новгородском белом клобуке» утверждает, что «Третьим Римом» является
1) Москва
2) Новгрод
3) Псков

-2)

Кому из правителей Иван Пересветов в «Сказании о Магмете-Салтане» предлагает  программу общественного преобразования?
1) Иоанну
III
2) Иоанну
IV
3)Алексею Михайловичу

-3)

При каком правителе в Россию был привезен герб в виде двуглавого орла?
1) При Петре
I
2)При Дмитрии Ивановиче
3) При Иоанне
III

-2)

Идеологи стригольничества проповедуют:
1) полезность заупокойных молитв
2) бесполезность заупокойных молитв
3) атеизм

-3)

Элемент какого жанра не включает в себя «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
1) сказка
2) агиография
3) эпиграмма

 

ЛИТЕРАТУРА 16-17 ВВ.

-2)

 Придворная и школьная драматургия появляется:
1) в 15 в.            2)в 17 в.          3) в 16 в.

-1)

 Идею о  создании русской армии выдвинул в своем произведении:
1)Иван Пересветов         2)Максим Грек          3)Епифаний Премудрый

-2)

 В каком произведении ставилась проблема отцов и детей?
1) в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
2) в «Повести о Горе и Злосчастии»
3) в «Повести о Шемякином суде»

-1)

 Молодец  в конце повести о  «Горе и Злосчастии»:
1) уходит в монастырь       2) возвращается домой    3) живет «своим умом»

-3)

 «Повесть о Горе и Злосчастии» по жанру:
1)историческая повесть   2)агиографическое произведение  3)биографическая повесть

-3)

 Кто является ответчиком в «Повести о Шемякином суде»?
1)богатый крестьянин         2)поп          3)бедный крестьянин

-2)

 Сколько судебных разбирательств описывается в «Повести о Шемякином суде»?
1) 2                   2)3                    3) 4

-3)

 Что предлагал бедный крестьянин судье Шемяке за свое оправдание?
1)деньги         2)золото         3)камень

-2)

 Дьявол помогает герою в решении любовной проблемы:
1)в «Повести о Фроле Скобееве»           2)в «Повести о Савве Грудцыне»
3)в «Повести о Карпе Сутулове»

-3)

 Придворный театр появился при царе:
1)Иване Грозном              2)Борисе Годунове         3)Алексее Михайловиче

-2)

 Название первого русского спектакля (17 октября 1672 г.)?
1) «Иудифь»          2) «Артаксерксово действо»  
3) «Комедия притчи о блудном сыне»

-3)

 Представителем барокко в русской литературе 17 в. является:
1)Ермолай Еразм            2)Софоний Рязанец                3)Симеон Полоцкий

-1)

 Назвать повесть, в которой сатирически изображается духовенство:
1) «Калязинская челобитная»          2) «Повесть о Савве Грудцыне»
3) «Азбука о голом и небогатом человеке»

-2)

 Кто из исследователей выступил с резким отрицанием существования барокко в русской литературе?
1)А.А. Морозов             2)П.Н. Берков          3)С. Матхаузерова

-1)

 В каком произведении по-новому     в пользу детей   решается проблема «отцов и детей»?
1) «Повесть о Фроле Скобееве»         2) «Повесть о Савве Грудцыне»
3) «Повесть о Горе и Злосчастии»

-3)

 В «Повести о Ерше Ершовиче» сатирически изображается:
1)духовенство          2)купечество         3)продажный суд

-3)

 К старообрядческой литературе относится:
1) «Калязинская челобитная»          
2) «Повесть о Савве Грудцыне»
3) «Повесть о житии боярыни Морозовой»

-1)

 А. Курбский в письмах к Ивану Грозному выражает идеологию:
1)опального боярства            2)служилого дворянства           3)купечества

-1)

 К обобщающим литературным работам второй половины 16 века относится:
1) «Степенная книга»      2) «Челобитная»  Ивана Пересветова
3) «Калязинская челобитная»

-3)

Премьера первого русского театра длилась
1)1 час         2)3 часа        3)10 часов

-1)

Фрол Скобеев («Повесть о Фроле Скобееве»)
1) женится на Аннушке               2) разоряется
3) попадает в тюрьму

-1)

Кто из героев написал по требованию дьявола «богоотступную грамоту»?
1)Савва Грудцын   2)Карп Сутулов     3)Фрол Скобеев

-1)

Кто помог Савве Грудцыну избавиться от бесовских мучений?
1)Богородица       2)Бог      3)Иисус

-1)

В финале повести («Повесть о Савве Грудцыне») Савва
1) умирает в монастыре
2) женится
3) возвращается в родительский дом

-3)

Савва Грудцын – сын…
1)воеводы      2) священника        3) купца

-1)

Савва Грудцын  родился в городе
1) Казань          2) Рязань        3) Орел

-1)

Савва Грудцын  вместе с дьяволом участвовал
1) в битве с поляками за Москву
2)в Куликовской битве
3)в Ледовом побоище

-1)

Фрол Скобеев познакомился с Аннушкой
1) на вечеринке   2)в церкви    3)на конной прогулке

-3)

Фрол Скобеев  похитил Аннушку по просьбе
1) ее тетушки-монахини   2) ее мамки    3)самой Аннушки

-1)

«…Богомольцы  калязинского монастыря… дьякон Дамаск да  чернец  Боголеп бьют челом на архимандрита  Гавриила…» за то, что он:
1)требует от них соблюдения монастырского этикета
2)требует нарушения правил монашеского общежития
3) ведет недостойный наставника образ жизни

-3)

Протопоп Аввакум в своем «Житии» выступал против
1) произвола судей
2)самодержавия
3) церковной реформы Никона

-2)

«Демократическая сатира» как особый литературный слой появляется:
1) в
XVI в.           2) в XVII в.        3) в ХIV  в.

-1)

«Изнаночная», карикатурная модель мира, где смешно –  значит страшно (Лотман Ю.М.) представлена
1) в «Азбуке о голом и небогатом человеке»
2) в «Повести о Карпе Сутулове»
3) в «Повести о Фроле Скобееве»

-1)

Типичный для средневековья «смех над самим собой» (Лихачев Д.С.) звучит:
1)в «Службе кабаку»
2)в «Степенной книге»
3)в «Повести о Горе и Злочастии»

-2)

Протопоп Аввакум «за великие на царский дом хулы»
1) сожжен в земляной тюрьме  2)обезглавлен   3) повешен

-1)

Кто из представителей русского барокко считает поэта «вторым Богом»?
1) Симеон Полоцкий    2)Сильвестр Медведев  3) Карион Истомин

-2)

Кто из деятелей русской литературы XVII  века составил устав («привилей») Московского университета (1685)?
1) Симеон Полоцкий     2)Сильвестр Медведев     3)Протопоп Аввакум

 

 

                  V. Контрольные вопросы для текущего контроля.

 

1.    Основные особенности древнерусской литературы.

2.    Древнехристианская книжность на Руси (библейские книги, апокрифы, агиографическая литература.)

3.    Жанрово-стилистические особенности «Повести временных лет».

4.    Жанрово-стилистические особенности «Слова о полку Игореве».

5.    Повести о татарском нашествии. («Повесть о Меркурии Смоленском», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели русской земли», «Житие А. Невского».)

6.    Повести о Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Летописная повесть о Куликовской битве»)

7.    Творчество Епифания Премудрого.

8.    «Хождение за три моря» А. Никитина.

9.    Повесть о Петре и Февронии Муромских.

10. Московская литература XIVXV  веков.

11.Новгородская литература XIVXV веков.

12.Тверская и псковская литература XIVXV  веков.

13.Публицистика XVI  века.

14.Бытовые повести XVII века.

15.Демократическая сатира XVII  века.

16.Старообрядческая литература

17.Вирши Е. Полоцкого, С. Медведева, К. Истомина.

18.Проблема барокко в  литературе XVII века.

 

VI.          Примерные вопросы к экзамену.

 

1.    Хронологические границы древней русской литературы. Принципы периодизации.

2.    Типологические особенности древней русской литературы.

3.    Возникновение  древней русской литературы. Основные предпосылки и источники.

4.    Особенности жанровой системы древней русской литературы.

5.    Проблема творческого метода  древней русской литературы.

6.    Переводная литература Киевской Руси. (Библейские книги, апокрифы).

7.    Переводная литература Киевской Руси. Агиография.

8.    Переводная церковно-историческая литература XI века.

9.    Переводные средневековые «естественнонаучные» энциклопедии.

10.Переводная повествовательная литература XI-XII веков («Александрия», «Девгениево деяние»).

11.Жанровые и стилистические особенности «Повести временных лет».

12.Особенности композиции «Повести временных лет».

13.Идейное содержание  «Повести временных лет».

14.Ораторская проза Киевской Руси. «Слово о Законе и Благодати» Илариона.

15.Дидактическая проза Киевской Руси. «Поучение» Владимира Мономаха.

16.Агиография Киевской Руси. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе».

17.Творчество Нестора.

18.Киево-Печерский патерик. История создания и основные редакции.

19.История открытия и публикации  «Слова о полку Игореве». Дискуссия по поводу подлинности памятника.

20.Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Система образов.

21.Жанровое своеобразие и стиль «Слова о полку Игореве»

22.Литература периода феодальной раздробленности. «Моление» Даниила Заточника.

23.Галицко-Волынская летопись. «Сказание о траве емшан».

24.Повести о  татарском нашествии («Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Батыем Рязани»).

25.Повести о татарском нашествии («Слово о погибели русской земли», «Житие Александра Невского»).

26.Отражение событий татарского нашествия в агиографической литературе. «Повесть о Меркурии Смоленском».

27.Повести о Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича»).

28.Творчество Епифания Премудрого.

29.Общая характеристика творчества Пахомия Логофета.

30.Отражение политической теории «Москва – третий Рим» в произведениях литературы XV века.

31.Новгородская литература XV века.

32.Псковская литература XV века.

33.Тверская литература XV века.

34.Муромо-рязанская литература. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

35.Особенности литературного процесса XVI века. Борьба «Иосифлян» с «Заволжскими старцами».

36.Сочинения митрополита Даниила и Максима грека.

37.Публицистические сочинения Ивана Пересветова.

38.Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

39.«Обобщающие предприятия» второй половины XVI века.

40.«История о Казанском царстве».

41.Литература XVII века. Общая характеристика.

42.Бытовые повести второй половины XVII  века («Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне»).

43.Бытовые повести второй половины XVII  века («Повесть Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове»).

44.Демократическая сатира второй половины  XVII века («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»).

45.Обличение социального неравенства в «Азбуке о голом и небогатом человеке».

46.Антиклерикальная сатира XVII века («Калязинская челобитная», «Сказание о Куре и Лисице»).

47.Старообрядческая литература. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

48.Проблема барокко в русской литературе  XVII века.

49.Стихотворство второй половины XVII века. Творчество Симеона Полоцкого.

      50.Появление первого русского театра. Зарождение драматургии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»