Лекция № I4.

 

Лекция №14. Старообрядческая литература.

 

1. Раскол в русской церкви (1653), его социальная сущность и значение.

2. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

 

          1.Раскол в русской церкви (1653), его социальная сущность и значение.

          В 40-вые годы XVII века создается кружок «ревнителей благочестия».  Этот кружок ставил своей целью поднять нравственный уровень русской церкви, а также придать благообразие и чинность беспорядочно-суетливой  церковной службе. На первых порах кружок объединил как будущих деятелей церковной реформы, так и ее позднейших противников. Но это единство нарушилось после того, как в патриархи в 1652 году был возведен Никон (в миру Никита Минов, (1605 – 1681).

          В 1653 году по инициативе патриарха Никона была произведена церковная реформа.

          Сущность реформы заключалась в приведении к единству русского церковного обряда и написаний богослужебных книг с обрядами и книгами, практиковавшимися в современной греческой церкви. (Русские и греческие обряды не во всем совпадали).

          «Память» Никона заменила земные поклоны поясными, а двуперстное крестное знамение – троеперстным.

         Идея полного единения русской и греческой церкви была,  прежде всего идеей политической. Царь Алексей Михайлович (1629-1676) считал себя преемником византийских императоров и наследником власти греческих царей. Царь полагал, что он или его преемники выполнят историческую миссию – отвоюют у Турции  завоеванную  столицу Византийской империи. Для успеха этого предприятия необходимо было устранить все то, что даже внешне разъединяет церкви русскую и византийскую.

          Реформа была поддержана царем. Она усиливала царскую власть. Она была выгодна и патриарху, так как повышала авторитет церкви в государстве. Таким образом, в реформе были заинтересованы и верхи правящей аристократии, и верхи аристократии церковной.

         2. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

           Реформа Никона вызвала мощное антифеодальное движение, получившее название раскола или старообрядчества.

          В оппозиционное отношение к реформе встало прежде всего среднее и низшее духовенство. Позднее к расколу примкнуло и крестьянство, к середине XVII века окончательно закрепощенное и доведенное до крайней нужды.

           Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Петров – 1620 или 1621-1682) был самым ярким и самым влиятельным вождем старообрядческой оппозиции. Он был также самым талантливым писателем, выдвинутым расколом.

          Аввакум прожил жизнь полную всяческих испытаний и порой  нечеловеческих лишений. О своей жизни он рассказал в своем «Житии» –  первой в русской литературе автобиографии. (Вспомним «Поучение» Владимира Мономаха, но там совмещаются элементы дидактики и автобиографии).

          Из «Жития» мы узнаем подробности жизни Аввакума. Родился Аввакум в селе Григорове Нижегородской области в 1620 или 1621 году. Незадолго до своей кончины мать женила его на сироте Настасье Марковне.

Жена стала духовной спутницей Аввакума, героически делила его страдания и ободряла его на трудном жизненном пути.

          Из родного села его изгнали. И потом в течение всей его долгой жизни Аввакума били и изгоняли из разных мест. А все потому, что он был ярым борцом за справедливость. Выступал против начальников и управляющих в защиту бедных. В 23 года Аввакум стал священником. Несколько раз он ходил в Москву. В Москве он в 1652 году устроился священником в Казанском соборе. В это время избирали на патриаршество Никона, и Аввакум поддерживал перед царем его кандидатуру.

           Но вскоре Аввакум вступает в борьбу против реформ Никона. Это воспринимается как борьба против царской власти, поскольку царь ревностно реформу поддерживал. За это его заключили в Андрониев монастырь. Его, как он говорит в «Житии», посадили на цепь, били, морили голодом, драли за волосы, плевали в лицо.

          После этого его с семьей сослали в Сибирь, в Тобольск. Там он вступает в конфликт с дьяконом и его ссылают в Даурию на границу с Монголией. Там от голода и нужды у него умирают двое сыновей.

          С целью примирения Аввакума с официальной церковью царь вызывает его в Москву. В Москве царь и бояре встретили его  «как ангела Божия». Ему сулили почетные должности и давали деньги. Причем власти просили его только, чтобы он молчал. Полгода Аввакум сдерживался, присматриваясь к новым церковным порядкам, но потом послал царю «челобитную» с просьбой отменить никоновскую реформу: «вернуть старое благочестие».

          Царь и власти, убедившись в его неуступчивости, сменяют милость на гнев. Кроме того, Аввакум стал энергично группировать вокруг себя всех недовольных реформой. Аввакума вместе с семьей ссылают на крайний север в Пустозерск. Через 1,5 года, в марте 1666 года его снова привозят в Москву. На Соборе решено было окончательно решить вопрос по борьбе со сотарообрядцами. В Москве продержали его 1,5 года, всячески старались победить его упорство. Но ни заключение, ни оковы, ни убеждения не сломили воли Аввакума. Он вместе со своими соратниками по борьбе был лишен Собором  сана, предан проклятию и сослан в Пустозерск. Здесь он просидел в срубе, в земляной тюрьме 15 лет, в самых тяжелых условиях. Но тяжелые бытовые условия не помешали Аввакуму продолжить борьбу.  Именно здесь по-настоящему началась его литературная деятельность. В пустозерской тюрьме была написана большая часть его произведений, с помощью которых он общался со своими  последователями.

          Место ссылки Аввакума стало  местом паломничества его сторонников – старообрядцев. Аввакум не сдавался. После смерти царя Алексея Михайловича он написал сыну его Федору Алексеевичу «челобитную», в которой устрашал сына участью отца. Алексей Михайлович, по его словам, мучается в аду за то, что принял и поддержал реформу Никона.

          Вскоре решено было окончательно расправиться с Аввакумом и его союзниками. 14 апреля 1682 года он вместе с попом Лазарем, иноком Епифанием и дьяконом Федором был сожжен в срубе «за великие наговоры на царский дом».

         Хотя Аввакум называет свое произведение «Житием», с традиционным агиографическим жанром его связывает немногое.  В нем преобладают новаторские черты в изображении внутреннего мира человека. Новаторские приемы можно отметить и в изображении семейно-бытовых отношений, в сатирическом обличении духовенства, в этнографическом описании Сибири.

          Но главное своеобразие «Жития» Аввакума – в его языке и стиле. Для стиля «Жития» характерно сочетание сказовой формы с проповедью. Это привело к тесному переплетению разговорно-просторечных элементов языка с церковно-книжными.  

      От Аввакума, кроме его «Жития» (3 редакции), осталось 80 сочинений разного рода и объема. Все написанное Аввакумом непосредственно связано с его борьбой за старую веру и с проповедью нерушимости старой религиозной, нравственной и бытовой традицией. Руководящий принцип его религиозного поведения сформулирован лучше всего в его следующих словах: «Держу до смерти, как принял… До нас положено, лежи оно так во веки веков!»

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»