Рабочая тетрадь к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных

Введение

Правила техники безопасности на лабораторных занятиях

Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника

Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги

Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы

Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы

Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки

Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака

Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы

Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки

Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные

Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы

Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы

Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся

Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя

Лабораторная работа №14.  Строение скелета сизого голубя.

Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы

Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы

Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика

Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие

   

ВВЕДЕНИЕ

 Прохождение базового курса кафедры зоологии и физиологии – «Зоология позвоночных» невозможно без лабораторных занятий. Параллельно с теоретическим изучением отдельных таксономических групп позвоночных животных с помощью учебников необходимо проведение лабораторных занятий, на которых студенты знакомятся с объектами изучения. На лабораторных занятиях студенты не только изучают отдельных представителей различных таксономических групп, но также приобретают навыки вскрытия животных, учатся наблюдать, исследовать, работать с приборами и оборудованием и др.

Тематические планы лабораторных занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебного курса «Зоология» и с учетом объема часов в учебном плане университета. Содержание тем и методические рекомендации к выполнению лабораторных занятий приводится в учебно-методическом пособии к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных. Темы, предлагаемые в данной рабочей тетради, могут быть выполнены в большей своей части самостоятельно, однако, не исключают живой помощи со стороны преподавателя. Рабочая тетрадь содержит перечень лабораторных работ с указанием в каждом конкретном случае: цели и заданий, необходимых для выполнения студентами к экзамену.

Особое внимание при выполнении лабораторных занятий по зоологии позвоночных, как и по зоологии беспозвоночных, уделяется рисованию изучаемых объектов. При этом необходимо помнить, что при рисовании объекта можно правильно понять его особенности строения. В процессе рисования внимание фиксируется на тех деталях, которые ускользают при простом просмотре препарата. Рисование изучаемых объектов является одним из основных методов его изучения.

Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях и во внеаудиторное время по заданию преподавателя, а также научить студентов выполнять технические рисунки.

Рекомендации к работе с тетрадью:

Приступая к оформлению в рабочей тетради, выполненной на занятии практической части лабораторной работы, студент записывает дату и систематическое положение изучаемого объекта. При заполнении рабочей тетради необходимо внимательно изучить задание по каждой теме и руководствоваться методическими указаниями к выполнению лабораторных занятий по зоологии позвоночных. Рисунки в тетради выполняются аккуратно с помощью набора цветных карандашей и хорошо отточенного простого карандаша с натурального объекта, учебника или учебной демонстрационной таблицы. Все рисунки необходимо выполнить достаточно крупными и четкими. На рисунке должны быть выделены главные, наиболее характерные черты строения изучаемого объекта, опуская второстепенные, несущественные детали. После названия каждого рисунка в тетради, указано, что необходимо обозначить на рисунке, в каждом отдельно взятом случае. Различные системы внутренних органов у разных животных следует изобразить различными цветами: пищеварительную – зеленым, дыхательную – оранжевым, половую – коричневым, выделительную – фиолетовым, нервную – желтым, кровеносную – красным (сосуды несущие артериальную кровь) и синим (сосуды несущие венозную кровь). Стрелочки, направленные на органы и указывающие соответствующие номера органов должны быть нарисованы четко и соответствовать их названиям. К рисованию ни в коем случае не стоит приступить, не разобравшись в строении изучаемого объекта.

Задание по теме лабораторного занятия считается выполненным, если оно выполнено в лаборатории, оформлено в рабочей тетради и проверено и подписано преподавателем. В случае пропуска студентом какого-либо занятия (болезнь и т. п.), соответствующая по теме лабораторная работа выполняется во внеурочное время под контролем лаборанта или преподавателя. При этом в журнале отработок ставится отметка о выполнении практической части работы.

В результате выполнения всех работ студент должен знать: морфологические, анатомические особенности и систематическое положение групп животных изучаемых на лабораторных занятиях. Студент должен уметь: вскрывать животных, препарировать органы, работать с микроскопом, лупой, микропрепаратами и таблицами.

    Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология  позвоночных: рабочая тетрадь к лабораторным занятиям. – Махачкала: Алеф, 2018. 113 с.