Рабочая тетрадь к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила техники безопасности на лабораторных занятиях Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя Лабораторная работа №14. Строение скелета сизого голубя. Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие |
… / … / 201 ... г. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №14. СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА СИЗОГО ГОЛУБЯ
Цель: ознакомиться с особенностями строения скелета птиц на примере сизого голубя. Систематическое положение объекта
Рисунок 45. Схема строения черепа голубя (А – вид сбоку; Б – вид снизу): 1. – большое затылочное отверстие; 2. – основная затылочная кость; 3. – боковая затылочная кость; 4. – верхняя затылочная кость; 5. – затылочный мыщелок; 6. – теменная кость; 7 —лобная кость; 8. – носовая кость; 9. – чешуйчатая кость; 10. – наружный слуховой проход; 11. – боковая клиновидная кость; 12. – средняя обонятельная кость; 13. – предлобная кость; 14. – предчелюстная кость; 15. – верхнечелюстная кость; 16. – скуловая кость; 17. – квадратно-скуловая кость; 18. – квадратная кость; 19. – основная височная кость; 20. – клювовидный отросток парасфеноида; 21. – сошник; 22. – нёбная кость; 23. – крыловидная кость; 24. – зубная кость; 25. – сочленовная кость; 26. – угловая кость.
Рисунок 46. Строение шейных позвонков голубя (А – атлант; Б – эпистрофей; В – средний шейный позвонок): 1. – сочленовная ямка для затылочного мыщелка; 2. – канал для спинного мозга; 3. – тело позвонка; 4. – зубовидный отросток; 5. – верхняя дуга; 6. – остистый отросток; 7. – передние сочленовные отростки; 8. – задние сочленовные отростки; 9. – поперечный отросток; 10. – шейное ребро; 11. - позвоночное отверстие.
Рисунок 47. Строение сложного крестца голубя (вид снизу): 1. – поясничные позвонки; 2. – крестцовые позвонки; 3. – хвостовые позвонки; 4. – подвздошная кость; 5. – седалищная кость; 6. – лобковая кость.
Рисунок 48. Скелет передней (А) и задней (Б) конечностей голубя: 1. – плечевая кость; 2. – лучевая кость; 3. – локтевая кость; 4. – самостоятельные косточки запястья; 5. – пряжка (слившиеся косточки запястья и пясти); 6. – фаланги II пальца; 7. – единственная фаланга I пальца, 8. – единственная фаланга III пальца; 9. – бедренная кость; 10. – коленная чашечка; 11. – голено-предплюсна; 12. – малая берцовая кость; 13. – цевка (слившиеся кости предплюсны и плюсны); 14. – интертарзальный сустав; 15. – фаланги I-IV пальцев.
Охарактеризуйте основные признаки морфофункциональной организации скелета сизого голубя
Заключение. На основе анализа рассмотренных данных морфофункциональной организации скелета голубя охарактеризуйте, каким образом примитивные и прогрессивные черты организации этого вида соответствуют его образу жизни.
_______ бал. / _______________________________ (подпись преподавателя) Домашнее задание. Перечислите основные черты организации скелета сизого голубя отличающих их от представителей других классов позвоночных животных.
1. _______ бал. / _______________________________ (подпись преподавателя)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология позвоночных: рабочая тетрадь к лабораторным занятиям. – Махачкала: Алеф, 2018. 113 с. |