| ||||||
|
| |||||
Тема 5. Методика обучения орфографии (правописанию) 1. Орфография как совокупность правил правописания и как раздел науки о языке 2. Лингвистические основы изучения орфографии в школе (принципы русской орфографии) 3. Основные принципы методики обучения правописанию 4. Методы и приёмы обучения правописанию 5. Списывание и диктант как основные, специальные виды упражнений по орфографии 6. Работа над ошибками как одно из средств повышения орфографической грамотности учащихся Методика орфографии является одним из разделов методики обучения правописанию. В широком смысле под правописанием понимается и орфографическая и пунктуационная грамотность. В узком смысле правописание рассматривается как синоним орфографии. Под орфографией понимается совокупность правил различных написаний: буквенных-правила обозначения звуков буквами; заглавных, прописных и строчных букв; слитных, полуслитных и раздельных. Это также и раздел языкознания, изучающий свойства правописания. Академик Щерба подчёркивал: «…писать безграмотно –значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому недопустимо в правильно организованном обществе». Этот раздел занимает в школьном курсе РЯ особое место. Изучается не компактно, а рассредоточенно, параллельно с другими разделами: фонетикой, морфемикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом. Орфографические правила изучаются на протяжении 3-х лет в 5-7классах, но их закрепление должно осуществляться в 8-11классах. В истории преподавания РЯ к обучению правописанию относились по-разному. В одно время занимало центральное место, грамматика подчинялась изучению правил правописания. «Грамматика была служанкой орфографии» -как сказал один лингвист. В 60-70-е годы стало уделяться внимание разным уровням языка, были включены разделы морфемика, словообразование, лексика. Особое место в школьной практике заняла работа по развитию навыков связной речи, и обучению правописанию стало уделяться меньше внимания, что сказалось на грамотности учащихся. Изучение орфографии в средних классах преследует несколько целей: основной является формирование у учащихся относительной грамотности. В методике существуют понятия абсолютной и относительной грамотности. Абсолютная грамотность – знание всех правил орфографии и умение их применять. Однако этих правил много, в школе изучаются не все. Овладеть всеми невозможно. Л.В.Щерба писал: «…самого себя я никак не могу считать абсолютно грамотным…» Относительная грамотность – знание правил средней школы и умение их применять. Другими задачами являются –ознакомление учащихся с основными орфографическими понятиями, наиболее важными орфографическими правилами, формирование умений распознавать орфограммы в слове, знать опознавательные признаки орфограмм, умение производить орфографический разбор, обнаруживать орфографические ошибки и работать над ними. Методика обучения правописанию опирается на научные основы самой орфографии, на её принципы. Основной принцип русской орфографии – морфологический. Сторонники МФШ называют его фонематическим или морфонематическим. ЛФШ – морфологическим. Он требует единообразного написания одной и той же морфемы, независимо от произношения (пиши так, как в сильной позиции). Морфологическому принципу подчинено большое количество орфографических правил: безударная гласная в корне, проверяемая ударением; написание согласных в корнях слов –дуб-суп, вторник, сказка; написание окончаний имён существительных –земле, буре; правописание повелительного наклонения глагола –будь-будьте; правописание частиц НЕ и НИ; правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи; правописание неизменяемых приставок –вбить, вспыхнуть. Наряду с этим принципом выделяли и другие: традиционный, фонетический. Фонетический – как слышишь и как произносишь: приставки на –з-с-; написание О-А в приставке роз-раз-:рОздал – раздАть –рОзвальни; написание Ы вместо И в корне после приставок, оканчивающихся на согласный: отыскать, сыграть; написание О в суффиксах ОНОК-ОНКА после шипящих: галчонок, ручонка, но львёнок, избёнка; написание Ы в суффиксе ЫН после Ц: сестрицын, синицын. Исторический (традиционный) – «пиши, как писали прежде» (Панов) - это слова с непроверяемыми написаниями –словарные слова: вокзал, веранда, бетон. Наличие большого количества таких слов требует от учителя мобилизовать на уроках все виды памяти учащихся: слуховую, зрительную, рукодвигательную (моторную). Дифференцирующий принцип: омофоны –туш –короткое торжественное музыкальное приветствие – тушь-краска; кампания –военная операция, совокупность мероприятий; компания –группа, общество. Принципы методики обучения преподавания опираются на принципы самой орфографии. При изучении морфологических написаний большое внимание уделяется изучению грамматических категорий, умению распознавать части речи. При изучении фонетических категорий упор делается на различение гласных –ударных- безударных; звонких- глухих, твёрдых- мягких согласных. При работе над словарными словами проводится много упражнений на многократную запись этих слов, на составление словообразовательных гнёзд, используется этимологический анализ. При обучении правописанию учитываются общедидактические, общеметодические принципы. Методика орфографии располагает собственными принципами: принцип взаимосвязи орфографии и фонетики, орфографии и морфологии, принцип опоры на опознавательные признаки орфограмм. Определение орфограммы и опознавательных признаков в школе не даётся, но практически учащихся учат распознавать эти признаки орфограмм. Так, для гласных опознавательными признаками служит безударность, наличие шипящих и ц. Для согласных опознавательные признаки –слабые позиции: конец слова, положение не перед сонорными. Для Н и НН опознавательный признак –НЫЙ (прилагательное, наречие, причастие). Для некоторых правил используются частные принципы: лексико-семантический –сопоставление собственного и нарицательного имени; структурно-семантический принцип –поласкать –полоскать. От значения слова зависит морфемный состав и правописание. Для определённых орфограмм важен морфолого-синтаксический принцип –сопоставление частей речи и членов предложения: Солнце греет по-весеннему (наречие). По весеннему небу плыли облака. Море взволновано ветром (краткое причастие). Лицо девушки было взволнованно (краткое прилагательное). Оратор говорил взволнованно (наречие). Для формирования знаний разбора орфограмм придерживаются следующего порядка: записываются на доске слова, подчёркиваются изучаемые орфограммы, указываются их опознавательные признаки, даются фонетические , с которыми связано правило или делается вывод на основании наблюдений и анализа, или учитель даёт правило в готовом виде. Есть одновариантные орфограммы и дву-многовариантные. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |