| ||||||
|
| |||||
Тема 4. Методика развития речи 1. Общие вопросы развития речи (Рр) учащихся в школе. 2. Словарная работа (обогащение словарного запаса учащихся. 3. Развитие связной речи учащихся. Развитие русской устной и письменной речи – одна из важнейших задач современной школы. Социальная значимость данной методической проблемы состоит в овладении русской речью как средством общения. Под Рр в широком смысле понимают деятельность учителя по формированию у учащихся речевых умений и навыков по повышении их речевой культуры. На уроках РЯ учащиеся должны овладеть различными языковыми нормами: произносительными (включая акцентологию), лексическими (нормы словоупотребления), грамматическими (морфологическими –нормы словоизменения; синтаксическими – при изучении синтаксиса) и стилистическими. Этими нормами учащиеся овладевают не на специальных уроках, а в связи с изучением основных разделов науки о языке. Каждый урок РЯ должен быть уроком развития речи какой бы теме он ни был посвящён. Привить навыки правильной устной и письменной речи учащимся невозможно на отдельных уроках Рр. Этого можно достичь, если Рр заниматься систематически, изо дня в день, на уроках по всем предметам. Под Рр в узком смысле понимают развитие связной речи, т.е. формирование у учащихся умения самостоятельно строить высказывание разных типов. Содержание работы по Рр отражено в программах. Так, в программе по русскому языку (2003год) указано количество часов, выделяемых на уроки Рр в 5-11классах: 5-6классы –по 41часу, 7-34часа, 8-21час, 9-11классы по 20часов(10 за счёт уроков русского языка, 10- за счёт уроков литературы. Также в программе указаны виды работ по развитию связной речи, например: ответы на вопросы по изучаемому материалу, составление диалогов, устный и письменный пересказ небольшого рассказа, составление простого и сложного плана, описание предмета, животного, птицы, цветка; сочинение по картине, перевод с родного языка на русский, объявление о собрании, сочинение о летнем отдыхе и т.д. Развитие речи учащихся рассматривается как конечная и основная цель обучения русскому языку. Составной частью этой работы является словарная работа (лексико-семантическая), работа по обогащению словарного запаса учащихся новыми словами, значениями. Под словарной работой в широком смысле понимается любая работа с изолированными словами. В этом отношении можно говорить о словарно-орфографической работе (усвоение правописания слов), словарно-фонетической (усвоение произношения слов) и т.д. Однако под словарной работой в узком смысле подразумевают введение в словарный запас учащихся новых слов, значений известных слов, усвоение лексической сочетаемости, понимание и использование системных связей слов и предложений (синонимических, антонимических и т.д.). Словарный запас учащихся должен пополняться не случайной лексикой, а тщательно отобранным, научно обоснованным материалом. Планирование словарной работы должно опираться на действующие учебники русского языка. Одно из важнейших требований к словарной работе –развитие у школьников умение видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Программа определяет лексический минимум по усвоению в каждом классе: в 5-9 классах-600-700слов. В единый лексический минимум для НШ для активного усвоения включено 4 тысячи слов. Многие опытные учителя лексико-семантическую работу сделали составной частью каждого урока. Словарно-семантическая работа должна быть направлена на предупреждение речевых лексических ошибок, на предупреждение и устранение интерферентных ошибок на лексическом уровне (большой-старый, идти-ехать, положила-поставила). В РЯ крик домашних и диких животных, пение многих птиц передаются посредством особых глаголов: кричать, орать, реветь, блеять, петь, лаять, пищать, мычать, квакать, мяукать, куковать и т.д. По наблюдениям Грозбега Магомед-Касумова, в лезгинском языке во всех этих случаях употребляется один и тот же глагол. По этой же причине лезгины по русски говорят «Корова кричит вм. мычит, овца кричит вм. блеет, кошка кричит вм. мяукает, лягушка кричит вм. квакает, петух кричит вм. поёт, цыплёнок кричит вм. пищит, паровоз кричит вм.гудит и т.д. Я поставила яблоко в карман, я принёс брата в школу вм. привёл. Лексико-семантическая работа предполагает отбор слов для активного усвоения с учётом принципов: 1. частотность слова 2. практическая необходимость (коммуникативный принцип) 3. словообразовательная активность и др. На каждом уроке РЯ может вводиться от 3 до 5 новых слов. М.Т.Баранов «МПРЯ» 2000г. с.252 ..»успешно усваивается за урок 2-3 максимум 3-4 слова». Фаталиев (НИИ педагогики «На каждом уроке учитель раскрывает значения 4-5 новых слов» с.21, 1983. Методика работы над новыми словами такова: учитель сам записывает на доске слово, кратко записывает его ЛЗ (перелесок –небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков или редкий лес, соединяющий лесные массивы), изморозь –род инея, рыхлый снежный покров; изморось –очень мелкий, моросящий дождь; экспресс – скорый вид транспорта с небольшим числом остановок; ставится ударение, подчёркивается орфограмма. Если это слово имеет какие-то грамматические особенности, то делаются соответствующие пометы: бандероль – и, ж. – почтовое отправление в бумажной обёртке (отправить бандеролью). Затем с новыми словами составляются предложения, называются родственные слова.(сель-я-ем м.р. – страшный сель, селевой поток; сель – бурный грязе-каменный поток, возникающий в горах во время сильных дождей; мозоль –и-ж.р. –наступить на любимую мозоль. В словарно-орфографическую работу может включаться определённое количество слов по классам: 5класс -10-15слов; 6 – 15-20; 7- 20-25; 8 – 25-30; 9 – 30-35; 10-11классы – 35-40 слов. В диктант целесообразно включать слова, содержащие специфические трудности (непроизносимые согласные, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные). Слово считается усвоенным, если ученик правильно воспринимает на слух, правильно произносит, пишет, знает его ЛЗ и уместно употребляет в речи. Чтобы вызвать интерес к запоминанию слов, можно прибегнуть к занимательным играм: 1. «Кто больше помнит слов? (по определённым темам: «Моё село», «Мой город», «Наша школа», «Спорт», «Родина». 2. «Подбери слово на конечную букву»: арбуз-завод-дом-мир-родина—армия-яблоко-океан-ненависть. Надо помнить, что игра должна быть логически связана с материалом урока, с его темой. В школьной практике, особенно в НШ, используются разные способы семантизации слов: 1. использование наглядности 2. объяснение средствами родного языка (перевод, подбор аналогии) 3. морфемный анализ 4. использование контекста Методом наглядности широко пользуются в начальной школе (муляж, макет, рисунки). Наглядность применяется при толковании слов с конкретным значением. Перевод целесообразно использовать в классах с однородным национальным составом учащихся, владеющих литературным родным языком, в тех случаях, когда перевод является наиболее экономным и эффективным средством. Перевод на родной язык учащихся используется в том случае, если русское слово имеет точное соответствие в родном языке. Надо учесть, что не все слова (отвлечённые) РЯ можно объяснить переводом, например, навзничь-упасть на спину лицом вверх. Словообразовательный анализ способствует выработке у учащихся умения догадываться о значении слова по словообразовательным элементам (корень, приставка, суффикс-значимые части слова): преподавательница, сумасшедший. Значение нового слова раскрывается путём подбора к нему одного или нескольких слов-синонимов, антонимов: холить – ухаживать, заботиться, лелеять, нежить; изумрудный – ярко-зелёный; пологий – покатый, не крутой –антоним-крутой. Значения некоторых слов объясняются путём привлечения широкого контекста. Понимать слово в контексте особенно важно при самостоятельном чтении художественной литературы. Так, в предложениях Моряки вышли в Атлантику на ловлю тунцов. Рыбаки вышли в Атлантику на ловлю тунцов. Незнакомым является слово тунцов, а опорными – моряки и рыбаки. Первое из них моряки – даёт возможность определить тунцов как некое морское животное, а второе – рыбаки – позволяет, точнее определить, что тунцы –какая-то рыба. Тунец-нца-м.р. Морская промысловая рыба семейства скумбриевых. Семантизация новых слов в контексте имеет большое преимущество перед другими приёмами объяснения слов. Для того чтобы слово было усвоено, необходимо обеспечить его повторяемость на данном уроке, затем на другом. Замечено, что для усвоения одних слов хватает 3-5 повторений, а для других -30-50. Усвоение новых слов должно регулярно проверяться учителем и оцениваться. В некоторых школах учащиеся ведут специальные словарики. Систематической должна быть работа над словариком, которая даётся в качестве приложения к учебнику. В школьной практике редко учат учащихся работать со словарями и пользоваться ими в жизни («Знакомство со словарями»). Для организации работы учащихся над ЛЗ слов целесообразно использовать следующие словари: Толковый словарь РЯ Д.Н.Ушаков (4т) Толковый словарь РЯ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Словари синонимов, антонимов, словарь ударений Словарь иностранных слов. Основное содержание уроков по развитию речи составляет подготовка и проведение различных изложений и сочинений. Изложения и сочинения –это традиционные виды высказываний, это средства формирования коммуникативных умений. Изложения способствуют развитию активного внимания и логической памяти учащихся. Для этого вида работы используются тексты доступные по содержанию для понимания учащихся и отвечающие общеобразовательными воспитательным задачам школы. Они должны обогащать учащихся знанием окружающей жизни и способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся. Тексты должны быть преимущественно повествовательного характера, включающие элементы описания и рассуждения. Изложение – одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся. Строгой классификации изложений в методике нет. Программой определяются различные виды изложений, которые проводятся в 5-11классах и отличаются степенью трудности, объёмом и материалом. По цели проведения изложения могут быть обучающими и контрольными. Однако в практике преподавания должны преобладать изложения обучающего характера. По жанру (типу) различают изложения-описания- повествования-рассуждения. По способу передачи содержания текста различаются изложения подробные (близкие к тексту) и выборочные (краткие), от 1лица, от 2лица, от имени героя и т.д., воспроизводится не полный текст, а какая-то его часть, связанная с определённой темой). Изменяется тип текста, его композиция. Сжатые изложения- передаётся основное содержание, а подробности опускаются. Текст должен быть перед глазами учащихся и карандашом выделять в нём главное и второстепенное, существенное и незначительные подробности. Текст нужно подбирать такой, чтобы его можно было сократить. Изложения с творческим заданием – внесение определённых изменений в содержание и композицию текста. Изложения с элементами сочинения предполагают включение в исходный текст творческих моментов- придумывание конца, вставка описания предметов, явлений, событий. С целью активизации употребления в речи учащихся определённой грамматической категории целесообразно проводить и изложения-миниатюры. Упражнения такого рода рассчитаны на 10-15минут. Объём текстов для изложения (программа Дагестана 1995). 5класс -90-120слов, 6класс – 120-170слов, 7класс – 170-220слов, 8кл. – 220-320слов, 9-11классы – 320-420слов. Примерный план урока обучающего изложения 1.Вступительное слово учителя: цель изложения, вид изложения, краткая характеристика текста (тема, автор). 2.Предварительное объяснение непонятных слов 3.Чтение текста учителем 4.Словарно-орфографическая работа (объяснение трудных слов, запись на доске, составление рабочих материалов) 5.Беседа по содержанию: тема, основная мысль, из каких микротем состоит текст, определить ключевые слова, тип текста, анализ его композиции, лексика, о действующих лицах, какие типы предложений в данном тексте и какие выразительные средства использовал автор – комплексный анализ текста. 6.Коллективное составление плана (простого, как правило) 7.Пересказ текста 2-3 учащимися по плану 8.Повторное (вторичное) чтение текста учителем 9.Написание изложения –самостоятельная работа(на втором уроке) 10.Самоконтроль Урок контрольного изложения проводится по такому же плану, кроме словарной работы, беседы, составления плана. Отсутствуют пункты 4-6. План изложения школьники должны составлять самостоятельно, такие изложения пишутся с черновиком. На уроке контрольного изложения при чтении текста учащимся не разрешается делать какие-то записи. Особое внимание уделяется отбору текстов для изложений. Они должны быть содержательными, интересными, воспитывающими. Текст должен соответствовать требованиям к объёму, должен быть понятным ученикам как по языку, так и по содержанию. В качестве текстов можно использовать отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы. Виды сочинений и методика работы над ними Сочинение – это наиболее сложный вид работы в сравнении с изложением. По цели проведения, как и изложения, сочинения бывают обучающие и контрольные. По тематике различаются сочинения на литературные темы, по личным наблюдениям и впечатлениям, на свободную тему; по типу: сочинение –описание- повествование –рассуждение; по месту проведения: сочинение классное и домашнее; по объёму: полное и сочинение-миниатюра. Проведению сочинений предшествует подготовка, которая должна проводиться в течение определённого времени, рассредоточенно, за неделю, за две. В школе накоплен богатый опыт по проведению уроков обучающего сочинения. В процессе подготовки учащимся заранее называются темы, проводится определённая лексико-семантическая работа, грамматико-орфографическая, т.е. работа по предупреждению речевых, фактических и других ошибок. Особое место в развитии связной речи занимают уроки обучающего сочинения по картине – это один из самых распространённых видов сочинения. В первую очередь учитель должен ознакомить учащихся с картиной («читать картину» - это значит понять творческий замысел художника, понять, что хочет автор показать своей картиной). Нужно воспринять язык живописи, говорящих красок, света, тени и раскрыть содержание и идейный смысл картины. Поэтому немаловажное значение имеет выбор картины. Картина должна быть интересной по тематике, близкой и доступной учащимся, не сложной в композиционном отношении. Выбрав картину для урока, учитель сам внимательно рассматривает её, устанавливает, какая тема, идейное содержание, какими средствами художник пользуется. Картины вызывают у учащихся интерес и способствуют не только развитию речи, но и эстетическому воспитанию учащихся. Для таких уроков, как правило, используются репродукции картин известных русских художников, в частности это пейзажные картины (Левитан «Золотая осень», Саврасов «Грачи прилетели», но интересны для школьников картины сюжетные. Используются и портреты: Серов «Девочка с персиками», Васнецов «Снегурочка»). Примерный план урока обучающего сочинения по картине 1. Вступительное слово учителя или беседа (это может быть рассказ о художнике, его произведениях или об истории создания её). Например, «Прибыл на каникулы», «Опять двойка –Фёдор Павлович Решетников; Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге». 2. Молчаливое рассматривание картины учащимися 3. Беседа по содержанию: тема, действующие лица, изображённые события, название, передний план, задний план, центр, внешность героев, детали. 4. Словарно-орфографическая работа (составление рабочих материалов – записываются и объясняются новые слова, подбираются к ним синонимы, составляются словосочетания). 5. Коллективное или самостоятельное составление плана. 6. Устное сочинение по составленному плану (1-2 учащихся). 7. Написание сочинения (на 2-ом уроке или дома). 8. Самоконтроль. При сдвоенном уроке (2часа) объём контрольного классного сочинения должен быть примерно таким: для 5-6классов – 0,5-1страница; 7-8классы – 1-2страницы; 9класс – 2-2,5страницы; 10класс – 2,5-3,5страницы; 11класс – 3,5-6страниц. При проверке сочинения ставятся две оценки: за содержание и за грамотность. На проверку сочинения отводится неделя, в то время как результаты диктанта должны быть сообщены учащимся на следующем уроке. Анализу сочинения посвящается специальный урок, на котором основное внимание уделяется уже не орфографическим и пунктуационным ошибкам, а речевым: лексическим, грамматическим, стилистическим. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |