В ст. 5 Закона о персональных данных закреплены принципы обработки персональных данных: законности и справедливости; целесообразности; распределенности; точности и достаточности.
Принцип законности и справедливости определяет руководящее положение, в соответствии с которым обработка персональных данных должна осуществляться исключительно на законной и справедливой основе.
Принцип целесообразности определяет основное положение о том, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. При этом содержание и объем обрабатываемых персональных данных также должны соответствовать заявленным целям, не могут быть избыточными по отношению к этим целям.
Принцип распределенности персональных данных определяет положение о том, что при обработке не допускается объединение в единую базу персональных данных всех несовместимых между собой сведений о человеке, содержащих персональные данные.
Принцип достаточности и точности обработки персональных данных определяет положение о том, что при обработке персональных данных должны быть обеспечены их достоверность, а также достаточность, т.е. минимум сведений о человеке, который необходим оператору для реализации его функций. В необходимых случаях достаточность определяется и необходимостью обновления (актуализации) персональных данных.
Условия обработки персональных данных определяются ст. 6 ФЗ №152 «О персональных данных».
Главным таким условием являются цели обработки персональных данных. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона «О персональных данных» такими целями являются:
- осуществление и выполнение возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- осуществление правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- исполнение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления и функций по предоставлению государственных и муниципальных услуг, включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- исполнение договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- защита жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- осуществление прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществление профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
- в статистических или иных исследовательских целях, за исключением случаев, указанных в ст. 15 Закона «О персональных данных», при условии обязательного обезличивания персональных данных и др.
Вторым важным условием при обработке персональных данных является согласие на нее субъекта персональных данных (ст. 9 ФЗ №152 «О персональных данных»).
Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, по своей воле и в собственных интересах. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным. Оно может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт получения согласия форме, если иное не установлено федеральным законом.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, согласие на обработку персональных данных дается только в письменной форме на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством РФ.
В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает его законный представитель, а в случае смерти субъекта — наследники, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при жизни.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае такого отзыва оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия их субъекта при наличии оснований, указанных в подп. 2-11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 ФЗ №152 «О персональных данных».
Такими основаниями являются реализация международных договоров Российской Федерации о реадмиссии (согласии государства на прием обратно на свою территорию своих граждан, которые подлежат депортации из другого государства), осуществление правосудия и исполнение судебных актов, а также случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
Третье важное условие обработки персональных данных — соблюдение их конфиденциальности (ст. 7 ФЗ №152 «О персональных данных»). Это означает, что все операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать их третьим лицам и не распространять их без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 данного Закона законе "О муниципальной службе в Российской Федерации" под персональными данными муниципального служащего понимается информация, необходимая представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муниципальным служащим обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего. Как было справедливо отмечено в заключении правового управления Государственной Думы от 30 октября 2006 г. N 2.2-1/3550, из него непонятно, связана ли информация о персональных данных с поступлением и (или только) прохождением муниципальной службы.
Тем не менее, опираясь на другие нормативные акты в этой сфере, можно предположить, что к персональным данным муниципального служащего относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, отношение к военной службе, семейное, социальное, служебное, имущественное положение, образование, профессия, профессиональные навыки, доходы, состояние здоровья и некоторые другие сведения.
Законодателем был избран разный подход к правовому регулированию режима персональных данных на государственной гражданской и муниципальной службе. В отношении муниципальных служащих было выбрано в принципе простое решение: в соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" персональные данные муниципального служащего подлежат обработке (получение, хранение, комбинирование, передача и иное использование) в соответствии с трудовым законодательством. Таким образом, законодатель показал, что не видит принципиальных различий между защитой персональных данных муниципального служащего и обычного работника. Напротив, в ст. 42 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" содержатся некоторые нормы, непосредственно определяющие требования к обработке, хранению и передаче персональных данных гражданского служащего. В частности, установлено, что кадровая служба государственного органа обязана соблюдать при совершении вышеуказанных действий следующие требования:
обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", других законов и иных нормативных правовых актов, содействия гражданскому служащему в прохождении гражданской службы, обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества, учета результатов исполнения им должностных обязанностей и обеспечения сохранности имущества государственного органа;
персональные данные следует получать лично у гражданского служащего. В случае возникновения необходимости получения персональных данных гражданского служащего у третьей стороны следует известить об этом гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить гражданскому служащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;
запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другими федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;
при принятии решений, затрагивающих интересы гражданского служащего, запрещается основываться на персональных данных гражданского служащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей;
5. защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другими федеральными законами;
6.передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Условия передачи персональных данных гражданского служащего третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации
В отсутствие в настоящее время специального нормативного правового акта, регулирующего передачу персональных данных именно гражданских служащих, вполне допустимо в данном случае руководствоваться ст. 88 ТК РФ, которая определяет условия передачи персональных данных всех работников. Таким образом, на гражданских служащих должны быть распространены следующие требования при передаче их персональных данных:
не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности);
осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом организации, с которым работник должен быть ознакомлен под расписку;
разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном ТК РФ, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.
Кроме того, по нашему мнению, гражданскому служащему должна быть предоставлена возможность реализации в сфере защиты своих персональных данных всех прав, предусмотренных ст. 89 ТК РФ.
Таким образом, при внешнем различии подходов к правовому регулированию режимов персональных данных государственных гражданских и муниципальных служащих в конечном счете оба они базируются на использовании одних и тех же положений главы 14 ТК РФ. Возникает закономерный вопрос: а зачем вообще тогда приводить в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" частичное заимствование норм Трудового кодекса Российской Федерации при допущении субсидиарного применения остальных? С этой точки зрения подход, избранный в Федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации", выглядит более удачным
В некоторых случаях нормативно-правовые акты прямо указывают, что та или иная информация является или должна являться общедоступной, например:
п. 3 ст. 91 Лесного кодекса РФ (от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ) указывает, что к общедоступной информации относится «документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре … за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа)». То же касается и информации, содержащейся в государственном рыбохозяйственном реестре (п. 3 ст. 43 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»);
к открытым и общедоступным информационным ресурсам относится государственный реестр бюро кредитных историй (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»);
общедоступность официальной статистической информации провозглашена одним из основных принципов официального статистического учета и системы государственной статистики (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»);
в целях организации обмена информацией об обязательном страховании и контроля за его осуществлением создается автоматизированная информационная система, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические и иные сведения по обязательному страхованию. Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» «пользование информационными ресурсами автоматизированной информационной системы является свободным и общедоступным, за исключением информации, составляющей в соответствии с федеральным законом информацию ограниченного доступа»;
информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, и информационная продукция являются открытыми и общедоступными (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»);
согласно статье 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», в целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в т. ч. справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных. Вместе с тем, сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (пункт 5 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд (пункт 6 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Пункт 8 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» специально предусматривает, что бесплатно должна предоставляться информация:
1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
3) иная установленная законом информация.
В ряде случаев законодательство и международные договоры специально предусматривают виды информации, доступ к которой не может подвергаться ограничениям.
Согласно Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне следующие сведения:
– о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
– о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
– о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
– о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
– о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
– о состоянии здоровья высших должностных лиц России;
– о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Рассматриваемые положения в полном объеме распространяются также на случаи распространения информации с использованием цифровых сетей, в т. ч. сети Интернет, причем вне зависимости от наличия регистрации соответствующих сетевых ресурсов в качестве СМИ или отсутствия такой регистрации.
Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных Федеральным законом (п. 2 ст. 15 ФЗ «Об информации»).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 ФЗ «Об информации»). Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (п. 6 ст. 15 ФЗ «Об информации»).
Обработка персональных данных, необходимых в связи с предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций, осуществляется без согласия субъектов персональных данных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных", Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, определяющими предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в установленной сфере ведения Министерства.
Обработка персональных данных, необходимых в связи с предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций, осуществляется структурными подразделениями Министерства, ответственными за предоставление соответствующих государственных услуг и (или) исполняющих государственные функции, и включает в себя следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Сбор, запись, систематизация, накопление и уточнение (обновление, изменение) персональных данных, необходимых в связи с предоставлением государственных услуг или исполнением государственных функций, осуществляется непосредственно от субъектов персональных данных путем:
1) получения подлинников документов, необходимых для предоставления государственных услуг или исполнения государственных функций, в том числе заявления;
2) заверения необходимых копий документов;
3) внесения сведений в учетные формы (на бумажных и электронных носителях);
4) внесения персональных данных в прикладные программные подсистемы информационной системы Министерства.
При обработке персональных данных, необходимых в связи с предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций запрещается запрашивать у субъектов персональных данных и третьих лиц персональные данные в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При сборе персональных данных федеральный государственный гражданский служащий структурного подразделения Министерства, предоставляющего государственные услуги и(или) исполняющего государственные функции, осуществляющий получение персональных данных непосредственно от субъектов персональных данных, обратившихся за предоставлением государственной услуги или в связи с исполнением государственной функции, обязан разъяснить указанным субъектам персональных данных юридические последствия отказа предоставить персональные данные.
Передача (распространение, предоставление) и использование персональных данных субъектов персональных данных (заявителей), необходимых в связи с предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с Административным регламентом предоставления федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 22 июня 2012 г. N 87н для предоставления государственной услуги по внесению в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, в инспекцию представляются:
– подписанное заявителем уведомление о начале процедуры реорганизации по утвержденной форме;
– решение о реорганизации.
Таким образом, комментируемое положение является абстрактным и лишь в самых общих чертах определяет правовые основы деятельности органов государственной власти или местного самоуправления в вопросе оказания ими соответственно государственных либо муниципальных услуг, включая в нее не только законы, но и ряд подзаконных нормативных актов, регламентирующих оказание отдельных видов услуг.
В целом данное положение направлено на унификацию правовых предписаний в области оказания государственных или муниципальных услуг, в частности в вопросе установления единых требований к необходимой документации и информации. Специальные нормативные акты устанавливают перечень документов, подлежащих представлению заявителем для достижения цели оказания соответствующей услуги.
В Документы, включенные в общий перечень, могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Практика деятельности большинства органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, свидетельствует о том, что до настоящего времени приоритет отдается бумажному носителю информации. Представление документов в электронной форме допускается лишь в отношении услуг, предоставляемых в аналогичной форме.
Особое внимание уделяется соблюдению требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – ФЗ “О персональных данных”), причем, если в большинстве нормативных актов акцент делается на получении согласия субъекта на обработку его персональных данных, то нормы ч. 3 настоящей статьи рассматривают указанные требования в широком смысле, вменяя в обязанность заявителя предоставить согласие на обработку персональных данных третьих лиц, потребность в использовании которых возникает в рамках оказания государственных и муниципальных услуг. Причем следует заметить, что ни один перечень документов, регламентированный применительно к отдельным видам услуг, таких документов не предусматривает. Тем самым в рамках общего предписания Закон в значительной степени расширяет перечень документов, одновременно ограничивая ряд прав и свобод правообладателей. Например, сведения, содержащиеся в ЕГРП, являются общедоступными; запрашивая данные по конкретному объекту, заявитель получает информацию не только о фамилии, имени, отчестве (наименовании) правообладателя, но и о размере его доли в общем имуществе и т.п. Однако согласия на распространение указанных персональных данных уполномоченный орган ни у кого не запрашивает. В этой связи следует учитывать, что персональные данные могут входить в состав информации открытого доступа, не требующей получения согласия на ее обработку, либо она может относиться к числу информации ограниченного доступа, распространение, как и обработка, которой осуществляется исключительно с согласия ее владельца (обладателя), например, сведения о регистрации физического лица по месту жительства могут быть предоставлены уполномоченной организацией третьему лицу лишь с согласия самого субъекта персональных данных. Еще одним примером реализации данной нормы является исключение персональных данных участников юридического лица в выписке из ЕГРЮЛ, в настоящее время она отражает лишь информацию о фамилии, имени, отчестве и идентификационном номере налогоплательщика субъекта. Паспортные данные исключены из общего доступа, причем они исключены из выписки, предоставляемой не только третьим лицам, но и самому юридическому лицу, участником которого является данный субъект. Таким образом, в настоящее время уполномоченные органы в большинстве случаев не требуют предоставления согласия на обработку персональных данных третьего лица, а стараются максимально исключить их использование.
Получения согласия на обработку персональных данных не требуется в случаях:
– передачи сведений органу, предоставляющему государственную или муниципальную услугу, при условии, что такие данные имеются в распоряжении данного органа. Как правило, первичное представление персональных данных уполномоченному органу производится самим заявителем и сопровождается получением от него согласия на их обработку. Повторное согласие на их обработку и распространение не требуется;
– в случае регистрации субъекта на едином портале государственных и муниципальных услуг субъект также добровольно вносит сведения о себе, одновременно выражая свое согласие на обработку персональных данных в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг, а также передачу таких данных в рамках межведомственного взаимодействия. Аналогичное правило действует и при регистрации субъекта на региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
Во всех остальных случаях обработка и использование персональных данных должны быть сопряжены с получением согласия обладателя таких данных на совершение с ними указанных операций. Неполучение такого согласия, в том числе и в отношении третьего лица, является нарушением требований действующего законодательства, в первую очередь ФЗ “О персональных данных”.
Уполномоченный орган обязан обеспечить сохранность информации не только на протяжении всего периода ее использования, но и в течение установленного срока хранения документации, содержащей такую информацию, т.е. уполномоченный орган или организация обязаны обеспечить сохранность информации, в том числе и посредством организации архивного хранения документов по ранее предоставленным услугам.
Обработка и распространение персональных данных третьих лиц в процессе предоставления государственной или муниципальной услуги предполагает:
– доступ к таким сведениям;
– обработку персональных данных.
Поскольку в данном случае затрагиваются интересы третьих лиц, не являющихся участниками процесса предоставления услуги, то согласие таких субъектов должно отражать непосредственно согласие на обработку персональных данных в отношении каждого субъекта, а также право
Инициирование процесса предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме предполагает использование единого портала услуг, который содержит бланки заказов и заявлений на предоставление соответствующей услуги. Однако несмотря на необходимость заполнения формы, данная процедура зачастую вызывает трудности в ее практической реализации. Так, например, при оформлении заявления на получение заграничного паспорта гражданином РФ не определен порядок его заполнения, что не позволяет определить периоды жизни гражданина, подлежащие отражению в рамках заявления. Комментируемый Закон не предусматривает необходимости заполнения бланкового заявления и лишь указывает на необходимость представления основных сведений, содержащихся в документах, обязательных для представления в уполномоченный орган. Формулировка ч. 7 настоящей статьи указывает на возможность представления таких сведений и в иной форме, которая большинством органов государственной власти и местного самоуправления не принимаются по причине несоответствия формы.