| ||||||
|
| |||||
Глава 1.
Глава 1. Общие методические указания по написанию курсовых проектов
1. Структура и объем курсового проекта. Курсовой проект - это самостоятельное исследование студента, оформленное в виде научного отчета. Курсовой проект является обязательной частью учебного плана. Цель курсового проекта во-первых, дать возможность студенту провести самостоятельное научное исследование, углубить знания по изучаемой дисциплине, во-вторых, определить способность студента проводить научное исследование. Тему курсового проекта желательно связать с программой изучаемого курса. Тема предлагается студентом или преподавателем. Лучшие работы участвуют в конкурсе. Курсовой проект содержит следующие основные части: введение, теория, эксперимент, результаты, обсуждение результатов, выводы, заключение, благодарности, список литературы и приложение. Аннотация объемом не более 0,5 страницы расположена после титульного листа и предшествует "Содержанию". Список буквенных обозначений и сокращений следует за "Содержанием". Рисунки располагаются по тексту. Работу необходимо написать аккуратно; желательно напечатать. Жесткие требования к объему работы отсутствуют; однако каждая из перечисленных частей должна содержать информацию, достаточную для ясного понимания ее существа. Примерный объем 15-25 страниц. 2. Аннотация. Аннотация - это краткая характеристика содержания курсового проекта. Аннотация содержит ответы на вопросы: "Каков объект исследования? Что исследуется? Каков метод исследования? Каков диапазон изменяемых параметров? Что удалось выяснить или установить? В чем новизна работы? Для каких областей знаний могут быть полезны результаты?". 3. Введение. Во введении, прежде всего, следует обосновать необходимость предлагаемого исследования. Ясно покажите, что собственно вы собираетесь исследовать; четко сформулируйте цель. При этом помните, "что любую цель люди понимают иначе, чем человек, ее указывающий". Не забудьте” что во введении необходимо убедить читателя в важности поставленной задачи. 4. Теория. Теоретическая часть работы должна показать комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на толкование, объяснение исследуемого явления. Задача теоретической части - глубже разобраться в сущности выбранной задачи. Эта часть показывает уровень понимания предмета исследования, вводит читателя в круг проблем, дает ясное представление о том, на что будут направлены усилия при проведении эксперимента и почему. Помните, что эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. В главе "Обсуждение результатов" вы будете обращаться к гипотезам, моделям и представлениям, расчетам или известным фактам, изложенным в теоретической части. Поэтому изложенный вами материал должен быть сопоставим с полученными результатами, проверен экспериментально. Стремитесь к тому, чтобы ваши теоретические представления, описания были понятны читателю. 5. Эксперимент. Экспериментальная часть является основной в курсовом проекте. В ней подробно описывается экспериментальная установка, особое внимание уделяется тем ее элементам, которые могут влиять на результаты измерений. Если аппаратура не стандартна, следует привести ее схему. Схемы способствуют ясности изложения. Однако обратите внимание на аккуратность при их графическом выполнении. В эксперименте (как методе познания) необходимо добиваться контролируемых и управляемых условий. Отдельно и тщательно опишите методику измерений. Здесь следует ясно изложить идею метода, остановиться на средствах измерений и кратко - на возможных ошибках. В разделе, относящемся к проведению опыта, хорошо опишите последовательность операций, способов и приемов, которые характеризуют технологию эксперимента. Как можно полнее ответьте на вопросы: "Как же было сделано? Как удалось? Каким методом получен результат?" Подробное описание, как правило, говорит о внимании автора к важным мелочам, об аккуратности и добросовестности исследователя. Информация о проведении опыта позволяет другим исследователям воспроизвести его, когда необходимо опереться на ваши результаты, чтобы продвинуться дальше. 6. Результаты. В этом разделе излагаются факты, и только факты. Они должны быть изложены беспристрастно. Представленный результат должен быть охарактеризован достаточно полно, иметь "свой паспорт",т.е. условия, в которых он получен. Не пренебрегайте мелочами. Опишите подробно: что замечено, на что обратили внимание, что, показалось странным или удивительным. Не следует выбрасывать полученную зависимость только потому, что она не согласуется с вашими представлениями. Часто результаты измерений представляются в виде таблиц. Это первичные, основные данные. Скажите, насколько они воспроизводимы и укажите погрешность измеренных величин. Особое внимание - графикам. В названии необходимо показать, что изображено. Не сокращайте его текст. Он должен быть достаточно полон. О рисунках. Они обязательны при описании экспериментальной установки и отдельных ее частей. Невозможно хорошо изучить явление, без ясного понимания читателем "методических тонкостей". Погрешность полученных результатов и возможные ошибки должны быть описаны здесь подробно. Постарайтесь ответить на вопрос: "Зачем нужна информация об ошибках в моем исследовании?" Помните, что оценка погрешностей необходима для извлечения из совокупности данных наиболее близких к истине результатов, чтобы вовремя заметить несоответствия и допущенные ошибки, разумно организовать измерения и правильно установить точность полученных результатов. Возможно, вам полезно обратиться к соответствующей работе измерительного практикума или специальной литературе. 7. Обсуждение результатов. Это центральная, наиболее важная часть работы. Здесь хранится критически осмысленная, переработанная информация о полученных вами данных. Именно здесь должен быть проведен их анализ и синтез. Во-первых, нужно выделить главный, основной результат. Возможно, это единственный график, единственная надежно измеренная величина, одна или несколько фотографий - неважно. Покажите ценность добытой информации и насколько устойчивы полученные данные к изменениям условий, четко определите область параметров окружающей среды, где данные верны. Во-вторых, необходимо сопоставить полученные результаты с изложенными в теоретической части. Если ваши результаты соответствуют известному, надежному научному факту, вам повезло. В-третьих, обратите внимание на результаты, сопутствующие основному. Опишите наблюдаемое явление и покажите, в каких условиях, при каких нагрузках его наблюдали. Возможно, именно эта часть исследования станет основной в будущей вашей работе. Здесь же отметьте только обнаруженный эффект. Обсуждение результатов должно быть взаимосвязано с названием работы. Читатель должен видеть, как вы, рассуждая, исследуете то, что отражено в названии. Задача этой части работы - понять, объяснить механизм изучаемого процесса, найти причину наблюдаемого явления. 8. Выводы. В отличие от аннотации, где отмечается ценность и применимость сделанного, в выводах следует отметить существо сделанного. Обратите внимание: оглавление показывает чем занимались, аннотация - что сделано и ценность труда, а выводы перечисляют, что установлено. Поэтому эти части не повторяют, а дополняют друг друга, облегчая читателю ориентировку в поиске нужной информации и оценки работы. 9. Заключение. Эта часть отражает степень перспективности проведенного исследования, помогает понять ценность выбранной задачи. В заключении вы даете собственную оценку работе и вправе высказать мнение о нецелесообразности проведения дальнейших работ, если ваши аргументы достаточно убедительны. В дальнейшем другие исследователи (студенты) смогут лучше сориентироваться в выборе темы. Покажите, что нового и полезного может дать развитие данной темы. Расскажите о новых, оригинальных постановках экспериментов. Не беспокойтесь, что ваши идеи "уплывут". Во-первых, описав их, вы имеете авторство. Во-вторых, если идеи совместные, т.е. родились в обсуждениях с кем-то, укажите потенциальных соавторов, и это укрепит ваши позиции. В-третьих, дарите идеи - это истинное наслаждение. 10. Замечания. Замечания отражают критическое отношение автора к работе в целом (а значит и к себе тоже). Скажите, о чем вы сожалеете. Может быть, задача трудна или легка? Удалось ли получить ясное представление о цели работы и требованиях к ней в начале пути; и что мешало? Поверьте, что ваш труд будут читать, результатами будут пользоваться. Поэтому изложенное в "Замечаниях"-является опытом проведения работы, который не менее ценен, чем она сама. 11. Благодарности. "Благодарности" - деликатная часть работы. Никто не может вас заставить благодарить. Трудно дать совет на эту тему. Каждый выбирает свой способ, стиль или слова. Это вопрос культуры. Однако скажем, в каких случаях исследователи выделяют отдельный абзац для этой цели: - предложена тема исследования; - обсуждение выбора темы; - обсуждение выбора схемы экспериментальной установки; -предоставление экспериментального оборудования, помощь в его монтаже; - обсуждение методов исследования; - помощь при проведении опытов; - исследование части образцов или специальные дополнительные исследования; - обсуждение результатов; - помощь в написании работы; - обсуждение работы или рекомендации по ее улучшению; - моральная поддержка; - другие причины. Конечно, речь идет о творческом вкладе в работу. 12. Библиографический список. "Библиографический список" располагается в конце работы и служит важным ее дополнением. Его можно сравнить с корневой системой, на которую опирается ваш труд. Надеемся, что читатель найдет много интересного и полезного в цитируемых статьях и книгах. Если использовали чью-то информацию, обязательно сделайте ссылку. Бывают случаи, когда необходимо включить в работу целые блоки, страницы текста - сделайте ссылку. Скажите, что рассматриваемый вопрос хорошо освещен, раскрыт или описан у автора и вы его приводите полностью. Обязательно укажите страницы источника, т.к. бывают случайные ошибки, а их определить легче, когда есть точный адрес. Не включайте в список труды, которые вы не использовали и хотели бы включить только из соображений "важности". Если приводите устную информацию, например, чье-то мнение или советы, сделайте ссылку. Объем и качество используемой литературы показывает, насколько автор владеет основной, необходимой и современной информацией. Специалист после чтения аннотации и выводов обычно знакомится со списком литературы и сразу видит, какое место занимает работа в информационном потоке. Можно получить хорошие результаты, потратив массу времени, и не знать, что эти результаты устарели. А это не радует. Обратите внимание на то, как оформлен библиографический список. В качестве образца можно использовать библиографический список в данных методических рекомендациях. 13. Система оценки курсовой работы и ВКР. Полезно и интересно знать, как будет оцениваться ваш труд. Естественно, эти принципы лучше знать до выполнения "курсовой" и «ВКР». Кроме того, одинаковые (стандартные) требования к студентам дают возможность преподавателю быть более объективным. Прежде всего, желательно следовать рекомендациям, изложенным в данных рекомендациях. Конечно, могут быть отступления (в лучшую сторону), но советуем сохранить структуру работы для облегчения ее понимания. Преподавателя интересуют ответы и на такие вопросы: 1. Достаточно ли обоснованна постановка исследования? 2. Насколько актуальна тема? 3. Есть ли новизна? 4. В чем оригинальность? (Есть ли изюминка?) 5. Достигнута ли цель или работа не завершена? 6. Какова достоверность полученных результатов? 7. Предложена ли тема самим студентом? 8. Заимствована ли тема и известен ли источник? 9. Каков личный вклад автора? 10. Хорошо ли оформлена работа? Особо следует остановиться на времени утверждения темы. Лучший вариант, когда она определена студентом заранее - вначале семестра. Известны случаи, когда студенты предлагают самостоятельно продуманные эксперименты значительно раньше. Есть возможность подготовиться теоретически, и есть время для создания экспериментальной установки. Не откладывайте выбор темы на "потом". Скорее всего, действительно, "все образуется", но как? Ведь вы хотите сделать интересную, "отличную" работу, а для этого, как правило, необходимо время. 14. О стиле. Главное в письменном изложении ВКР и курсовой работы - чтобы вас поняли. Это трудно, но возможно. Один из широко используемых способов: напишите текст и отложите в сторону, на время, "под сукно"; через недельку прочитайте. Постарайтесь разобраться в сути работы, поставьте себя на место читателя, который видит работу впервые. Обратите внимание на логичность изложения представленного вами материала, на связь между разделами и частями работы. В каждом абзаце должна быть видна ключевая мысль. Выводы необходимы в каждом разделе или большом абзаце. Их четкая формулировка должна исключать двойное толкование ваших мыслей и результатов. Это помогает.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |