Ареальный – нереальный;
Инфернальный - адский, потусторонний, дьявольский;
Космическая опера (от англ. space opera) — один из поджанров приключенческой научной фантастики, который обычно определяется по формальным признакам: действие происходит в космическом пространстве и/или на других планетах (в Солнечной системе или за её пределами) в условном (обычно экзотическом) антураже и, как правило, включает в себя конфликт между оппонентами, применяющими могущественные (иногда полностью вымышленные) технологии; персонажи подчёркнуто героичны, а масштабы их деяний ограничены лишь фантазией авторов. Существенным отличием космической оперы от «твёрдой» научной фантастики является полный или частичный отказ от научного обоснования происходящего в пользу масштабности, многоплановости, колоритности и «эпичности». Изначально произведения этого жанра были чисто развлекательными, а термин использовался в негативном смысле, но впоследствии приёмы «космической оперы» вошли и в арсенал авторов художественно значимой фантастики.
Мимесис (от греч. - подражание) — такое изображение различных вещей, явлений и самой действительности, которое, в отличие от простого копирования, в первую очередь воспроизводит внутренние закономерности предмета и уже в результате этого воссоздает его внешний облик; термин античной философии и эстетики, первоначально обозначавший творческое воспроизведение в обыденной действительности вневременных образцов или моделей всего существующего и сущего.
Парадоксография — жанр сочинений о чудесных и необыкновенных вещах, существовавший уже в Древней Греции.
Сам по себе термин не является древним, его впервые ввел немецкий филолог-эллинист Антон Вестерманн в 1839 году.
Основоположником жанра считается Каллимах из Кирены (III в. до н. э.), труд которого не сохранился. Сохранились «Рассказы о диковинах», приписываемые Аристотелю. Известны также: Антигон из Каристы (III—II вв. до н. э.), скульптор Мирсил из Мефимны (III в. до н. э.), Аполлоний Парадоксограф (II в. до н. э.), Полемон из Илиона (II в. до н. э.), Александр Полигистор (I в. до н. э.), Николай Дамасский (I в.н. э.), Флегонт из Тралл (I в.н. э.), Исигон Никейский (I в.н. э.), Адамантий, врач и софист IV в.н. э., отчасти сюда же относятся «Пестрые рассказы» Клавдия Элиана. Более позднему времени принадлежит дошедшее с именем Филона Византийского сочинение «О семи чудесах», которое, на основании данных языка, относят к началу VI в.н. э.
В Древнем Риме известны были подобные сочинения Варрона и Цицерона (несохранившиеся). В «Естественной истории» Плиния Старшего есть много сообщений о диковинах.
В период раннего Средневековья, примерно с V по XI в., происходит если не отторжение, то по крайней мере подавление чудесного[1]. В XII—XIII вв., по словам Жака Ле Гоффа, «происходит подлинное вторжение чудесного в ученую культуру»[1]. При этом оживляется и античная парадоксографическая традиция: появляются «Императорские досуги» Гервасия Тильберийского, «О забавных разговорах придворных» (De Nugis Curialium) Вальтера Мапа, «Книга Марко Поло», «Книга чудес» Раймунда Луллия, «Путешествия сэра Джона Мандевиля». Во многом к этой традиции относятся антиведьмовские «Демономания» Жана Бодена и Daemonolatria Никола Реми.
Особенно много сочинений такого рода появляется в эпоху барокко: Heilsames Gemisch Gemasch Абрахама а Санта-Клара, L’Amphiteatre sanglant Жана-Пьера Камю, многочисленные компиляции Якоба Даниэля Эрнста, Эразма Франциски, Георга Филиппа Харсдерффера, Sylva variarum lectionum Петра Мексиаса, «Удивительные истории» («Histories admirables») Симона Гулара, «Гексамерон» Антонио Торквемады, Anthropodemus Plutonicus Иоганна Преториуса, «Theatrum Tragicum» Франсуа Россе.
Парадоксографическая традиция отразилась в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле, «Симплициссимусе» Гриммельсгаузена, «Путешествиях Гулливера» Свифта.
В XX веке продолжением жанра служит литература об «аномальных явлениях». Огромное влияние имели «Книга проклятых» Чарльза Форта и «Утро магов» Луи Повеля и Жака Бержье. В СССР подобную функцию выполняли книги Александра Горбовского и сочинения Александра Казанцева о «палеоконтакте».
Постапокалиптика — жанр научной фантастики и фильмов-катастроф, в котором действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.
Термин «Постапокалиптика» (англ. post-apocalyptic) применительно к фантастике впервые использовал в 1978 году американский критик Алан Франк в журнале SciFiNow[1]. Термин, однако, вошёл в обиход на рубеже 1990—2000-х годов, прочно укоренился в бытовой речи и проник в научный язык[2].
Произведения о глобальной катастрофе получили широкую популярность после Второй мировой войны в связи с опасениями по поводу использования ядерного оружия, однако подобные произведения начали писать ещё в XIX веке (среди них, к примеру, — «Последний человек» М. Шелли ).
Фантастика (от др.-греч.— искусство воображения, фантазия) — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей. Современная фантастика включает в себя такие жанры как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.
Фантастическое допущение – это литературный прием, заключающийся во введении в историю элемента, который не встречается или принципиально невозможен в реальности.
Фэнтези (англ. fantasy — «фантазия») — жанр современного искусства, разновидность фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Жанр сформировался примерно в начале XV века. В середине XX века наиболее значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказал английский писатель Джон Рональд Руэл Толкин, автор романа «Властелин колец».
Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью или (реже) эпохе Возрождения, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с научной точки зрения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это может быть как параллельный мир, так и другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире допустимо существование богов, магии, мифических существ вроде драконов, великанов, фей и т. д. В то же время, принципиальное отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и действуют так же системно, как и законы природы в реальном мире.
Хтонические существа, или хтонические чудовища (от греч. «земля, почва»), во многих религиях и мифологиях, — существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.
Среди характерных особенностей хтонических существ традиционно выделяют звероподобие, наличие сверхъестественных способностей, органично сочетающееся с отсутствием созидательного начала, и оборотничество.
К хтоническим существам относились также умершие предки, живущие в загробном мире (преисподней). Хтонический характер имеют и соперничающие с Демиургом властители преисподней.
В славянской традиции к хтоническим существам относились прежде всего гады, в число которых включались и животные, связанные со смертью и потусторонним миром.
Сама Земля в ряде традиций (Вавилонских, Греческих, Шумерских) представлялась как хтоническое существо: растительность — шерсть, полуострова — ноги и т. п.
Хтонические существа связаны также с брачной символикой[источник не указан 1544 дня]. Брак героя с хтонической богиней означал овладение землей (страной). Хтонические черты имеет образ богини-матери, мифической прародительницы, связанной также и со смертью (хаосом). Амбивалентный характер хтонических божеств обнаруживают мотивы брака с небесным богом, изгнавшим жену в нижний мир.
В древнегреческой мифологии, к хтоническим существам, архаическим музам, восходят олимпийские музы.