Тема 5. Немецкая классическая философия.

 

1.     Основные проблемы и достижения немецкой классической философии.

2.     Критическая философия И.Канта. Категорический императив.

3.     Система абсолютного идеализма и диалектический метод Г.Гегеля.

4.     Антропологический материализм Л.Фейербаха.

1.Немецкая философия XIX в. - уникальное явление мировой философии.

Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет . ей удалось:

глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие фило­софии;

совместить в себе почти все известные в тот период философские на­правления - от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "зо­лотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Эн­гельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

материализм (середина и вторая половина XIX в.);

иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "философия жизни".

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творче­ство пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

Иммануила Канта (1724 - 1804);

•Иоганна Фихте (1762-1814);

Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);

•Георга Гегеля (1770-1831);

Людвига Фейербаха (1804-1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

субъективный идеализм (Фихте);

материализм (Фейербах).            .

Немецкая классическая философия разработала несколько общих про­блем, что позволяет говорить о ней как о целостном  явлении. Она:

повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

особое внимание уделила проблеме развития;

значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

взглянула на историю как целостный процесс.

Основоположником немецкого классического идеализма считается Им­мануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигеберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

критический (начало 70-х it. xVIII в. и до 1804 г,).

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на воп­росы деятельности разума, познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

"Критика чистого разума";

"Критика практического разума";

"Критика способности суждения".

Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритическою периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Нова­торство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая дан­ные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

Солнечная система возникла из большого первоначального облака раз­реженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодей­ствию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а нс вечна и неизменна, она находится в постоянном изменении и развитии;

•движение и покой относительны;.

все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции. ,

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину; данной внешней причиной (первоначалом) является Бог.

Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (осо­бенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволю­ции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Копер­ника (вращение Земли вокруг Солнца).

В основе философских исследований Канта критического периода (на­чало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности -бытие, Окружающий мир, который содержит в себе множество нераз­гаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипоте­зу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной дея­тельности - человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограни­чены (то есть разум неможет-всего). Как только разум человека со сво­им арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре. Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Мир имеет начало во времени        Мир не имеет начала во времени

и ограничен в пространстве,          и безграничен.

Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

Существуют только простые элементы В мире нет ничего простого.

и то, что состоит из простых.

Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность    Свободы не существует. Все в мире

по законам природы, но и свобода,    совершается в силу строгой причинности по законам природы.

Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

Есть Бог - безусловно необходимое    Бога нет. Нет никакого абсолютно

существо, причина всего сущего.. '    необходимого существа - причины всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать, одновременно оба про­тивоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познаватель­ных способностей разума.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

апостериорное знание;

априорное знание;

"вещь в себе".

Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в резуль­тате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавят­ся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подвержен­ные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апос­териорное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолют­но достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь жи­вого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопыт­ное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истин­ном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако откры­тая А. Энштейном в середине XX в. теория относительности поставила ее под сомнение.

"Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека;

органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений,

человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человечес­ком разуме возникает целостная картина окружающего мира;

целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на ос­новании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами об­раз внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром,

реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, являет­ся "вещью в себе" - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "вещей в себе", но не их внут­реннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроница­емые границы:

собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возника­ют неразрешимые противоречия - антиномии;

внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы -образы от непознаваемых "вещей в себе" - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

формы чувственности;

формы рассудка;

формы разума.

Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности - про­странство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально си­стематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - пре­дельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее ос­мысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат", пространства и времени. (Примеры категорий - коли­чество, качество, возможность, невозможность, необходимость)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдви­нуто учение о категориях (в переводе с греческого - высказываниях) -предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характери­зуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет две­надцать и делит их на четыре класса по три в каждом. Данными классами являются:

количество;

качество;

отношение;

модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством,' отношениями, модальностью.) Сами категории:

количества - единство, множество, цельность;

качества - реальность, отрицание, ограничение;

отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (са­мостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

модальность - возможность и невозможность, существование и несу­ществование, необходимость и случайность. Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характе­ристики свойства класса, третьи - их синтез. Например, крайними про­тивоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрица­ние (нереальность), их синтез-ограничение и т.д.

Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характери­стик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

Наряду с "чистым разумом" - сознанием, осуществляющим мыслитель­ную деятельность и познание. Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении - "Критика практического разума".

Главные вопросы "Критики практического разума":

Какой должна быть мораль?

" Что есть моральное (нравственное) поведение человека? . Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:

чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, кото­рый имеет высший и безусловный характер, и назвал его категоричес­ким императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства". В настоящее время моральный закон (категорический императив), сфор­мулированный Кантом, понимается следующим образом:

человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

человек должен относиться к другому человеку (как и он - мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

В своей третьей книге критического периода - "Критика способности суждения" - Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:

целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, кото­рые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл - в орга­низации живой природы, организации неживой природы, строении орга­низмов, размножении, развитии);

целесообразности духа (наличие Бога).

Историческое значение философии Канта в том, что им было:

дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникно­вения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);

выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе");

выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

сформулирован категорический императив -моральный закон;

осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - профессор Гейдельбергекого, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Евро­пе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

теория объективного идеализма (стержневым понятием которой явля­ется абсолютная идея - Мировой дух);

диалектика как всеобщий философский метод. К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

"Феноменология духа";

"Наука логики";

"Философия права".

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит - особое философское понятие - абсолютной идеи.

Абсолютная идея - это:  единственно существующая подлинная реальность;

первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить:

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, от­чуждает себя в виде:

окружающего мира;

природы;              

человека;

а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть ' происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсо­лютный) дух - отчуждение - окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышле­ние и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к само­му себе.

Само отчуждение включает в себя:

творение материи из воздуха;

сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъек­том (человеком) - через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;.

искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной вдеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа.

Через человека Мировой дух: .

проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки чело­века, ход истории;       

познает себя через познавательную деятельность человека;

творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, создан­ной человеком.            

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, Что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существо­вания Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диа­лектики в том, что:                                 

все - Мировой дух, "конечный дух" - человек, предметы и явления ок­ружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные нача­ла (например, день и ночь, тепло и холод);

данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

единство и борьба противоположностей - основа развития и существо­вания всего в мире (то есть основа всеобщего существования и разви­тия).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следую­щий механизм:

•существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность;

в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится те­зисом, но на более высоком уровне развития,

данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее раз­витие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис -'"небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают син­тез - "становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме. По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно противоречия яв­ляются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их един­ства и борьбы развитие невозможно.

В своих исследованиях Гегель стремится понять:

философию природы;

философию духа;                                         .

философию истории;

а значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

субъективный дух;

объективный дух;

абсолютный дух.

Субьективный дух - душа, сознание отдельного человека ("дух для себя").

Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Вы­ражением объектов нового духа является право - данный свыше, изна­чально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право - реализо­ванная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная ис­тина. Выражением Абсолютного духа являются:

искусство;

религия;                                                        .

философия.          

Искусство - непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являют­ся творцами искусства.

Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, "уви­денная" гениальными людьми, то религия - абсолютная идея, откры­тая человеку Богом в виде откровения.

Философия -синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же вре­мя понятое гениальными людьми - философами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи . с ее концом, высшее знание.

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это тра­диционно принято, и должен включать в себя:

философию природы;

антропологию;

психологию;

логику;

философию государства;

философию гражданского общества;

философию права;

философию истории;

диалектику-как истину всеобщих законов и принципов.

История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. По­скольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

восточную;

антично-средневековую;

германскую.

Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.)- такой период исто­рии, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми бла­гами жизни лишь один человек - фараон, китайский император и т.д., а все остальные являются его рабами и слугами.

Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристок­ратия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.

Германская эра - современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

Можно также выделить следующие социально-политические взглады Гегеля:

государство - форма существования Бога в мире;

право - наличное бытие (воплощение) свободы;

общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше ре­альность, с которой нужно мириться;

противоречия, конфликты в обществе- не зло, а благо, двигатель про­гресса;

противоречия и конфликты между государствами, войны - двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

"вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регу­лярные войны, наоборот, очищают дух нации.

Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разу­мом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие -сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                2.Философия Людвига Фейсрбаха (1804 - 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материали­стической эпохи в немецкой и мировой философия.

Главное направление философии Фейербаха - критика немецкого клас­сического идеализма в обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция - Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция - просветители-материалисты), однако указанные матери­алистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательно­стью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, ис­кали .компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко после­довательного материализма, основными чертами которого были:

полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

попытка объяснить Бога'и религию с материалистической точки зре­ния, исходя из человеческой природы;

материалистическое, с учетом новейших достижений науки объясне­ние проблем окружающего мира и человека;

.• большой интерес к социально-политическим вопросам; .

убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха мар­ксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно попу­лярной в середине и конце XIX - первой половине XX вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Вос­точная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистичес­кая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалис­тической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

отвергает идею тождества бытия и мышления; '

логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсо­лютной идеи в материальный мир - окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля; '

не признает единства философии и-религии;

отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новей­шим достижениям науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул тео­рию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

единственно существующими реальностями являются природа и человек;

человек является частью природы;

человек есть единство материального и духовного;

человек должен стать главным интересом философии;

идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог -плод воображения человека;

природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления, материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отли­чие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, -деистов и др., Фейербах выступает с атеистических позиций, тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая иде­ология и не имеет ничего общего с реальностью; распространение религии стало возможным благодаря невежеству че­ловека, его тяжелым жизненным условиям; корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты; Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусуль­манство и т.д.) и заменить ее религией любви людей к друг Другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе.человека;  

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы позямия (гносеология).

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ог­раниченных познавательных способностях разума человека и непозна­ваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир позна­ваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако без­граничность возможностей познания разума наступает не сразу, а раз­вивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. "То, что не познаем мы, познают наши потомки".

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувствен­ные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и урав­нении эмпирического и рационального подходов.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»