Тесты

 

I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

 

1.  Кому принадлежат слова: "Человек имеет злую природу... Человек от рождении стремится к выгоде, проникнут ненавистью... Поэтому необ­ходимо путем воспитания изменять природу человека, обучая его пра­вилам "ли", справедливости и долгу"?

1) Будде;

2) конфуцианцу Сюнь-цзы;  

3) легисту Хань-Фэй-цзы.

 

2. Что такое даосизм?

1) средневековая религиозная секта;

2) идея античной культуры;

3) философское течение в древнем Китае;

4) религия древней Индии.

 

3.  Какой религиозно-философской шкалой сформулирован как основопола­гающий принцип: "Жизнь - страдание, причина страданий - желания"?

1) буддизмом;

2) монизмом;

3)даосизмом;

4) конфуцианством.

 

4) Главная добродетель конфуцианской этики провозглашает:

1) не вреди живым существам;

2) чего не желаешь себе, того не делай и другим;

3) не веди лживых и праздных речей;

4) не поминай имя господа всуе.

 

5. Нравственно-этические основы буддизма разработаны:

1) в учении об "исправлении имен";

2) в учении о "благородных истинах";

3) в концепции сансары;

4) в учении о дао как правильном пути.

 

6. В теории познания представители школы чарвака (локаята) выступали:

1) за признание с верх непосредственного знании, когда душа без помощи

    ума и чувств проникает в суть вещей;

2) за выведение всего знания из чувственных источников;

3) за необходимость использования логических средств  для доказательства

    реальности бога, сансары, закона кармы.

 

7.  В чем сущность концепции анамнезиса у античных философов?

1) в признании познаваемости мира;

2) в признании источником знаний опыта;

3) в признании главным средством познания логического мышления;

4) в признании главным источником истинных знаний воспоминаний бессмертной души.

 

8. Что объединяет философов милетской школы, кроме места их жительства?

1) признание значительности роли философии в обществе;

2) объяснение единства мира существованием праматерии, первовещества,

видоизменением которого являются все вещи, явления;

3) признание бессмертия души;

4) признание прогрессивного развития Вселенной.

 

9. Философы милетской школы с монистических позиции решали вопрос о субстанционально-генетическом начале мира. Первоначало в их пони­мании:

1) материально и только материально;

2) имеет духовный характер;

3) и вещественно, и разумно, иногда и божественно.

 

10. «Мир, единый из всего, не создан никем из богов или людей, а вечно был, есть и будет...»  Чем? Как закончить фразу?

1) живым огнем;                          2) легким воздухом;

3) мировым океаном;                   4) апейроном.

 

11. Гераклит не только стихийный материалист, но и наивный диалектик. Как диалектик он:

1) абсолютизирует изменчивость вещей, утверждая,

    что "все течет, все ме­няется";

2) утверждает устойчивость, неподвижность мира;

3) в изменчивости и текучести видит устойчивость и постоянство;

4)  признавая противоположность в вещах и утверждая их тождество, от­рицает борьбу противоположностей как закон мироздания.

 

12. Элейским философам принадлежит открытие:

1) чувства обманывают, истина умопостигаема;

2)  источником знаний являются чувства;

3) ничего в мире познать невозможно;

4) истина дается в откровении.

 

13.  "Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать", поэтому "мыслимо только сущее," - заявил в античности:

1)  Протагор;

2) Парменид;

3) Сократ;

4)  Эпикур.

 

14.  Нравственно-этическая концепция Сократа строилась на убеждении, что:

1) никто, обладая знанием, не станет противодействовать добру;

2) зная и восхваляя лучшее, человек выбирает худшее;

3) человек порочен по своей природе и не способен к добру.

 

15.  "Мы пришли к представлению о богах, исходя из непонятных явлении, происходящих в мире... Первобытные люди, наблюдая небесные явле­ния... приходили в ужас, думая, что причиной этому - боги". "Страх породил богов", - заявил еще в античности;

1) Сократ;

2) Демокрит;

4) Сенека,

3) Платон;

 

16.  В абсолютной пустоте движутся неделимые частицы материи, происходящее в мире подчинено не сверхъестественной силе, а только закону необходимости, нечто принимается за случайное в силу незнании при­чин данного явления. Это позиция:

 I) Платона;

2) Демокрита;

3) Аристотеля;

4) Зенона.

 

17. В какой роли выступает диалектика у Платона?

1) метода спора;

2) игры словами;

3) пробуждения воспоминаний бессмертной души;

4) раскрытия закономерностей развития мира вещей.

 

18. "Истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи". "Они не знают ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения". Эти слова выражают позицию:

1) Демокрита;

2) Платона;

3) Гераклита;

4) Аристотеля.

 

19. Точка зрения Аристотеля выражена в следующем тезисе:

1) идея как сущность вещи существует вне вещи;

2) идея пещи как ее сущность пребывает в самой вещи;

3) идея вечна, неизменна и бестелесна, она не связана с вещью;

4) идея вещи это и есть сама вещь, она ничем не отличается от вещи.

 

20. В чем основное расхождение между Платоном и Аристотелем?

1) в отрицании Аристотелем платоновского мира идей, не зависящего от мира вещей;

2) в признании Аристотелем всеобщего характера причинности, с чем Пла­тон был не согласен;

3) в отрицании Аристотелем диалектики Платона;

4).в разном понимании Платоном и Аристотелем будущего человеческого общества.

 

21. Что такое гедонизм?

1) понятие нравственного долга;

2) концепция возникновения жизни;

3) признание источником знаний ощущений;

4) этический принцип разумного наслаждения как цели жизни.

 

22.  "Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет". Целью этой философии является - "жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью". Это:

1) эпикурейская философия;

2) пифагорейская философия;

3) стоическая философия;

4) перипатетическая философия.

 

23.  Состояние невозмутимости духа, или атараксия, достигается согласно эпикурейской философии путем:

1) воздержания от каких бы то ни было суждений;

2) "аскезы" как средства умерения страстей и подчинения их разуму;

3) покорного следования судьбе, безучастного терпения.

 

24. Решая старую проблему достижения счастья, атараксии Пирром из Элиды полагает необходимым:

1) преодоление страхов и невежества путем просвещения;

2) полное воздержание от каких-либо суждений о мире и вещах;

3) сознательное смирение с судьбой, добровольное рабство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

1. Кто из философов мусульманского Востока оставил более ста трудов по медицине, в которых высказал массу ценных рекомендаций и гипотез?

I) Омар Хайям;                               2) Аль Газали;

3) Али ибн Сина;                            4) Ибн Рушд.

 

2.  В чем суть проблемы отношений эссенции и экзистенции в средневеко­вой философии?

1) в раскрытии отношения человека к богу;

2) в раскрытии взаимосвязи сущности и существования;

3) в определении отношения науки и религии;

4) в раскрытии сущности отношений между людьми.

 

3. Кого считают неотомисты родоначальником своей философии?

1) Августина Блаженного;        2) Парацельса;

3) Тертулиана;                          4) Фому Аквинского.

 

4. Как понимали термин "микрокосм" философы Возрождения?

1) человек как модель, образец мира, космоса;

2) микрочастица как структурная основа материи;

3) монада как духовная неделимая частица;

4) частица живого вещества.

 

5. В чем суть учения о единстве микрокосма и макрокосма?

1) в признании единства человека и космоса, общности их структуры;

2) в признании связи человека с богом;

3) в признании зависимости человека от природы;

4) в признании связи отдельного Человека и человечества.

 

 6. Что такое схоластика?

1) философии, оторванная от опыта, жизни, практики;

2) философия, прогнозирующая будущее;

3) философия, увлеченная логическими доказательствами;

4) упрощенная, примитивная философия.

 

7. Теория эманации - это:

1) Теория превращения одних химических элементов, в другие;

2) теория человеческих эмоций;

3) теория естественного рождения Вселенной богом;

4) теория сущности человеческой психики.

 

8. В чем сущность антропоцентризма?

1) в отрицании бытия бога;

2) в признании объективности бытия материального мира;

3) в признании основным вопросом философии отношения материи и сознания;

4) в признании человека основным объектом философии и центром Вселенной.

 

 9. В чем основа расхождений между номинализмом и реализмом?

1) в разном понимании природы всеобщих понятий;

2) в разном понимании сущности бога;

3) в разном понимании сущности человека;

4) в разном понимании материального мира.

 

10.  Кто т философов итальянского Возрождения обладал разносторонни­ми талантами?

1) Николай Кубанский.

2) Джордано Бруно.

3) Леонардо да Винчи.

4) Микеланджело.

 

11. Какой термин больше всего подходит для обшей характеристики фило­софии Возрождения?

1) теоцентризм;                 2)антропоцентризм;

3) космоцентризм;             4) сониоцеитризм.

 

12. В чем сущность пантеизма?

1) в признании бога творцом мира;

2) в отрицании бога;

3) в признании бога "архитектором" мира;

4) к отождествлении бога и природы, материи.

 

13. Выберите термин, обозначающий бытие, мир явлений в средневековой философии:

1) ноумен;

2) эссенция;

3) экзистенция;

4) космос.

 

14. За что был осужден и казнен судом инквизиции Джордано Бруно

1) за приверженность гелиоцентрической системе;

2) за отрицание бытия бога;

3) за признание могущества человеческого разума;

4) за отступление от религиозной обрядности.

 

15. Смысл принципа двойственности истины в философии мусульманско­го Востока заключается:

1)  в отрицании познаваемости мира;

2)  в обосновании независимости объекта научного исследования от рели­гии, а объекта религии - от науки;

3)  в утверждении бесполезности науки;

4)  в отрицании существования бога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII ВВ.)

 

1.Какие признаки считает Спиноза атрибутами единой субстанции?

1) пространство и механическое движение;

2)протяженность и мышление;

3) протяженность и жизнь;

4) протяженность и последовательность.

 

2. Почему материализм 17-18 вв. называют «механическим»?

1) его последователи считали механическое движение единственной и всеобщей формой движения;

2) его последователи утверждали, что законы механики движение действуют в любых процессах;

3) его последователи утверждали, что не существует никаких изменений, кроме перемещения в пространстве;

4)  его последователи понимали движение как повторение одних и тех же процессов.

 

3. Кто впервые выдвинул и обосновал тезис «Свобода есть познанная необходимость»?

1) Гегель;                                                2) К.Маркс;

3) Николай Кузанский;                         4) Спиноза.

 

4. Представителей каких философских концепций сравнивает Ф.Бекон с пауком, муравьем и пчелой?

1) религиозной, материалистической и дуалистической;

2) сенсуализма, агностицизма и догматизма;

3) схоластики, релятивизма, догматизма.

 

5. Кто из философов 17 века назвал живой организм самодействующим механизмом и впервые описал рефлекторную дугу?

1) Гоббс;                                        2) Декарт;

3) Бекон;                                        4) Лейбниц.

 

6. Каково отношение к религии французских материалистов 18 века?

1) отрицание существование бога;

2) критиковали деятельность церкви;

3) не отрицали бога, но критиковали католицизм;

4) отрицали истинность всех религий, кроме христианства.

 

7. В чём сущность учения об идолах Ф.Бекона?

1) в описании сущности зрительных ощущений;

2) в анализе мифов;

3) в критике религий;

4) в выявлении и устранении предрассудков, мешающих познать истину.

 

8. Что наиболее характерно для философии Г.Лейбница?

1) Идеализм с религиозным оттенком;

2) агностицизм;

3) учение о монадах, неделимых духовных частицах, пронизывающих мир;

4) материалистические тенденции.

 

9. Почему Декарта считают дуалистом?

1) признает в своей философской системе два первичных и независимых начала – материю и дух;

2) материалистически объясняет бытие природы, но сознание человека связывает с богом;

3) то признает существование бога, то отрицает его;

4) он считает психику человека одновременно и отражением реальной действительности и продуктом божественного творения и воли.

 

10. В чем сущность сенсуализма?

1) в признании ощущений единственным источником знаний;

2) и признании ощущений началом познавательного процесса;

3) в отрицании познаваемости мира;

4) в отрицании необходимости логического мышления в процессе познания.

 

11. Чем объясняется метафизический характер философии 17-18 веков?

1) застойным характером общественной жизни;

2) классовой ограниченностью философов;

3) недостатками философии предшествующих эпох;

4) характером естественнонаучных концепций этой эпохи, обусловленным исторически.

 

12. Индуктивный метод Ф.Бекона требует:

1) двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям;

2) выводить из общих положений частные умозаключения;

3) комбинировать на основе простых идей более сложные;

4) брать действительность во всей ее полноте и противоречии.

 

13. Декарт строит свою метафизическую систему, исходя из очевидного и наиболее достоверного положения:

1) стыжусь, следовательно, существую;

2) мыслю,  следовательно, существую;

3) воспринимаю, следовательно, существую;

4) сомневаюсь, следовательно, познаю.

 

14. Кто является автором учения о «врожденных идеях»?

1) Бекон;                                            2) Декарт;

3) Лейбниц;                                       4) Кант.

 

15. Кто из мыслителей Нового времени первым подверг критике теорию «врожденных идей»?

1) Гоббс;                                            2) Локк;

3) Вальтер;                                        4) Дидро.

 

16. Д.Локк характеризовал «естественное состояние» людей как:

1) состояние войны всех против всех;

2) совокупность отношений равенства, свободы и независимости;

3) цивилизованное, государственное состояние;

4) общественное сознание, где правят просвещенные монахи.

 

17. Монадология Лейбница - это:

1) учение о единой субстанции;

2) учение о боге как душе мира;

3) учение о множественности субстанций;

4) учение о "предустановленной гармонии".

18.  Рационалисты Нового времени считали врожденные идеи условием воз­можности всеобщего и необходимого знания. Врожденными являются:

1) знания, приобретаемые на основе изучения чувственного опыта;

2) не приобретенные в опыте, априорные идеи;

3) идеи, черпаемые из божественного откровения;

4) все ненаучные знания.

 

19. Логика рассуждений Д. Беркли как субъективного идеалиста ведет к солипсизму как:

1) учению о боге;

2) учению, признающему существование лишь одного субъекта, благодаря чувствам которого существует весь мир;

3) отрицанию возможности восприятия вещей мира;

4) теории познания, соответствующей достижениям науки.

 

20. Для Д. Юма, критикующего и материализм, и религиозно-философские концепции, характерно:

1) признание о качестве исходного, первичного факта восприятий субъекта познания;

2) утверждение объективного бытия мира вещей;

3) отрицание какой-либо возможности достоверного знания.

 

21.  Эта эпоха осознавала себя  эпохой разума и света, расцвета науки и культуры. В борьбе против религиозных предрассудков она апелли­ровала к научному разуму. Это:

1) эпоха Ренессанса;

2) средневековье;

3) эпоха Просвещения;

4) современная эпоха.

 

22. Суть просветительской трактовки человека состоит:

1) в признании изначальной греховности человеческой природы;

2) в признании природной доброты человека;

3) в признании неопределенности человеческой природы, неспособности человека различать добро и зло.

 

23.  С требованиями социального и имущественного равенства в эпоху Просвещения выступил:

1) Вольтер;                                     2) Руссо;

3) Кант;                                           4) Локк.

 

24.  Кто из мыслителей Просвещения обратил внимание на противоречи­вые стороны прогресса, указал на негативные последствия развития культуры и науки?

1) Дидро;                                         2) Вольтер;

3) Руссо;                                          4) Фихте.

 

25. Ф. Вольтер, полагая государство результатом общественного договора, Проводил идею:

1) неограниченной монархии;

2) просвещенного правления;

3) о частной собственности как источнике зла.

 

26.  Французские материалисты XVIII века при рассмотрении природы и человек»:

1) стояли на механистических позициях, объясняли человека по аналогии с механизмом;

2) занимали диалектические позиции, несовместимые с механицизмом и метафизикой;

3) придерживались религиозных взглядов протестантского толка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

1. Почему Гегеля считают творцом диалектики?

1) впервые сформулировал принцип всеобщего движения;

2) проанализировал основные законы и категории диалектики;

3) раскрыл троичность, проявляющуюся во всех процессах;

4) показал связь необходимости и случайности.

 

2. В чем проявилась непоследовательность отношения Л. Фейербаха к ре­лигии? С каким утверждением Вы не согласны?

1) отвергая бытие бога, обожествляет чувства человека;

2) показывая историческое, земное происхождение всех вероисповедании, считает вечным само религиозное чувство;

3) критикуя все современные ему религии, делает исключение для христиан­ства;

4) выводит сущность человека из сущности бога, в которой человек отразил свои представления о неизменной основе своей сущности.

 

3.   Найдите  среди  приведенных  антиномий  ту,  которая  принадлежит И. Канту:

1)человек свободен, человек лишен свободы выбора и подчинен необходи­мости;

2) все наши знания - из опыта, истинны только тс знания, которые не опира­ются на опыт;

3) философия - форма научного познания, философию нельзя назвать наукой;

4) мир не имеет границ в пространстве И бесконечен во времени, мир имеет границы в пространстве и начало во времени.

 

4. "Две вещи вызывают мое изумление: звездное небо надо мной и нрав­ственный закон во мне". Чьи это слова?

1) Лейбница;                                         2) И. Канта;      

3) Шеллинга;                                        4) Фихте.

 

5.  Субъективный дух - объективный дух - абсолютный дух. Из чьей это философской системы?

1) Фихте;                                                2) Кант;        

3) Гегеля;                                                4) Лейбница.

 

6.  Чем     отличаются     основополагающие     принципы     нравственности Л. Фейербаха от категорического императива И. Канта?

1) признанием Фейербахом сними права человека на счастье с выполнением им долга перед обществом;

2) материалистической направленностью у Фейербаха;

3) отрицанием Фейербахом связи нравственности с религией;

4) утопическим характером.

 

7. Кто считал обожествление любви основой религии будущего?

1) Н.Г. Чернышевский;                 2) Л.Н. Толстой;

3) Ф. Энгельс;                               4) Л. Фейербах.

 

8.  Кто из немецких философов, по словам Ф. Энгельса, "пробил брешь в метафизическом методе естествознания"? И какие именно теории этого философа имел в виду Энгельс?

1) монадологию Г. Лейбница;

2) теорию приливного торможения и космогоническую гипотезу И. Канта;

3) теорию "метаморфоз растений" Гете;

4) философию природы Гегеля.

 

9.  Кто из представителей немецкой классической философии больше всего интересовался естественными науками и пытался возродить натурфи­лософию?

1) Гегель;                                             2) Кант;    

3) Шеллинг;                                        4) Фихте.

 

10.   Вклад немецкой классической философии в постановку и разработку философских проблем состоит в том, что она:

1) переосмыслила отношение субъекта и объекта познания и разработала диалектический метод познания;

2) решила все проблемы, поставленные представителями новоевропейской философии;

3) переориентировала  философскую  мысль с онтологических  и  антро­пологических проблем на гносеологические.

 

11.  В докритический период своего интеллектуального развития И. Кант выступал как:

1) мыслитель, решающий  естественнонаучные проблемы с позиций пан­теизма и деизма;

2) субъективный идеалист и агностик;

3) стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазви­тия природы;

4) диалектический материалист.

 

12. Главным вопросом теоретической философии И. Канта является:

1) как возможно познание мира как целого;

2) как возможны синтетические априорные суждения;

3) каким методом можно познать действительность;

4) как доказать существование бога.

 

13. Трансцендентальный метод Канта служит:

1) целям познания предметов и пещей мира;

2) методом проверки условий и возможностей познания вообще;

3) обоснованию позиции агностицизма;

4) целям доказательства существования бога.

 

14. Познавательными способностями человека, согласно Канту, являются:

1) чувственность и интеллект;

2) чувственность, рассудок и разум;

3) рассудок, разум и интуиция;

4) интеллект, интуиция и мистика.

 

15. Кант утверждал, что познанию доступны только явления вещей, вещи, как они есть сами по себе, остаются непознаваемыми. Утверждение Канта о непознаваемости вещей:

1)  включает в себя отрицание их существования;

2) не включает в себя отрицание их объективного бытии;

3) оказывается фактическим признанием их познаваемости;

4) не распространяется на деятельность разума.

 

16.  Эти формы познания выполняют регулятивную функцию, по Канту. Они служат обработке и систематизации опыта. Они суть представле­ния о цели, к которой стремится наше познание, о задаче, которую оно ставит перед собой. Здесь говорится:

1)о формах чувственного созерцания;

2) о категориях как чистых формах мышления;

3) об идеях разума;

4) о всех априорных формах познания без исключения.

 

17. В философской системе Гегеля "абсолютная идея" понимается как:

1) всеобщая сущностная основа вещей, существующая вне вещей в особом мире идеальных сущностей;

2) как "абстрактное безжизненное тождество", где нет и намека на какую-либо возможность внутреннего развития;

3) как субстанция, лежащая в основе всех вещей и образующая их сущ­ность, как деятельность, производящая себя и стремящаяся к саморас­крытию.

 

18. Соответственно формам самораскрытия абсолютной идеи философская система Гегеля распадается на три части. К ним не относится:

1) логика;

2) философия природы;

3) Философия истории;

4) философия духа.

 

19.  В отличие от других мыслителей, Гегель понимает логические катего­рии как:

1) мыслительные формы, которые наполняются конкретным содержанием благодаря их присоединению к материалу чувственного созерцания;

2) пред шествующие чувственному опыту, но не пустые, а содержательные; природа сама есть повторение в чувственной форме логических категорий;

3) мысленные, идеальные копии объективно существующих вещей и предме­тов природы.

 

20.  Законченное и целостное изложение своей философской системы Ге-

гель дает в произведении:

1)  "Критика чистого разума";

2)  "Опыт о человеческом разумении";

3) "Энциклопедия философских наук";

4) "Феноменология духа".

 

21.   Центральной   категорией   "феноменологии   духа"   Гегеля   является "отчуждение". Под отчуждением Гегель понимает:

1) реальное положение человека в обществе, основанном на частной соб­ственности и эксплуатации;

2) опредмечивание идеи, возникновение телесных индивидуальных вещей из форм духа;

3) общую характеристику жизни человека в обществе, когда чувство стра­ха порождаете» опасностью уничтожения человечества.

 

22. В решении конкретных проблем теории познания Л. Фейербах стоит на позициях:

1)рационализма;

2) диалектического материализма;

3) сенсуализма;

4) агностицизма.

 

23.  По-новому осмысливая понятие субъекта, Фейербах утверждает, что субъект - это:

1) исключительно духовное существо;

2) целостный человек в единстве всех его телесных, духовных и родовых характерно гик;

3) социально-историческое существо;

4) трансцендентальное "я".

 

24.  Кому из немецких философов XIX века принадлежат слова: "Новая философия превращает человека, включая и природу как базис чело­века, В единственный, универсальный и высший предмет философии"?

1) Канту;                                            2) Фихте;    

3) Гегелю;                                          4) Фейербаху.

 

25.  Согласно Фейербаху, религия и идеалистическая философия возника­ют:

1) по воле подлинного творца мира - бога;

2) в    результате    отчуждения,    т.е.    абстрагирования    и    наделения  самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода;

3) как неизбежный и необходимый продует развития человеческого духа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА В ЕВРОПЕ И РОССИИ

 

1. Существенным отличием созданной Марксом философии от традиционных философских систем является:

1) теснейшее  содержательное  единство  философских  идей  с   политико экономическими и научно-социальными сторонами мировоззрения;

2) ее диалектический характер;

3) способность   новой  философии  решить   все   проблемы,  поставленные пред шествующим развитием философской мысли.

 

2. Кто является автором работы "К критике гегелевской философии права"

1) Фейербах;   2) Маркс;    3) Энгельс;      4) Ленин.

 

3. Кому принадлежат "Экономическо-философские рукописи 1844 г."?

1) Гегелю;                                          2) Герцену;

3) Марксу;                                         4) Бердяеву.

 

4.  В какой и: названных работ К. Маркса обосновывается идея отчужде­ния человека в обществе господства частной собственности и преодоле­ния отчуждения в исторической перспективе коммунистического буду­щего?

1) "К критике гегелевской философии права";

2) "Экономическо-философекие рукописи 1844 года";

3) "Критика политической экономии";

4)   "Капитал".

 

5.  Говоря о сущности человека, К. Мирке определяет его как:

1) нейтрального носителя "чистого самосознания", "духа";

2) часть природы, находящуюся в природе и живущую природой;

3) существо социальное, имеющее преимущественно практический характер.

 

6.  Согласно Марксу, сознание людей, идеи и концепции, образующие его содержание:

1) могут служить источниками и причинами исторических процессов;

2) всегда являются искаженным отражением действительности;

3)  спорят мир и жизнь по своим законам;

4) зависимы от бытия людей, выражают жизнь, изменяющуюся по своим собственным законам.

 

7.  Кому принадлежат слова: "Идеальное есть не что иное, как материаль­ное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"?

1) Фейербаху;

2) Марксу;

3) Чернышевскому;

4) Коту.

 

8.  Какое утверждение относительно диалектики Гегеля является характерным для Маркса?

1) диалектика Гегеля идеалистична и потому должна быть отброшена вме­сте с его идеалистической системой;

2) философия Гегеля - алгебра революции, его диалектика - мощный таран;

3) Гегель одновременно и открыл, и мистифицировал диалектику, у Гегеля она стоит на голове и ее нужно перевернуть и поставить на ноги.

9.  В цикле писем о материалистическом понимании истории Энгельс вы­ступил с критикой вульгарного искажения марксизма, состоящего:

1) в преувеличении значения экономической основы в структуре и развитии общества;

2) в игнорировании решающей роли материального производства в разви­тии общества;

3) в признании относительной самостоятельности общественного сознания по отношению к общественному бытию.

 

10. Главная задача, которую ставил перед собой Ф. Энгельс при работе над "Диалектикой природы", состояла в том, чтобы убедиться, что:

1) диалектические законы движения не являются всеобщими законами;

2) диалектические закономерности столь же типичны для природы, как и для общества и мышления;

3) законы диалектики - это вымысел идеалиста Гегеля;

4) диалектические законы действуют только в сфере мышления.

 

11.  Кто из русских философов считал "вечную женственность" образом всеединства (синтезом истины, добра и красоты)?

1) Ф. Достоевский;            2) Н. Чернышевский;

3) Л. Толстой;                  ' 4) В. Соловьев.

 

12.  Как понимал Л.И. Герцен связь философии и естествознания?         

 1) считал философию для естествоиспытателей ненужной;

2)считал, что философия и естествознание не могут прогрессировать друг

без друга;                                                                                                       

 3)отводил философии определенную роль в развитии естествознания;

4) презирал естествоиспытателей за плохое знание философии.

 

13. В чем непоследовательность философской концепции книги Радищева "О человеке, его смертности и бессмертии"?

1) в отсутствии у автора материалистического понимания истории;

2) в отрицании, с одной стороны, крепостного права, а с другой стороны, в    признании его необходимости в России;

3) в доказательстве сначала смертности души, а потом ее бессмертия;

4) в критике самодержавия, но признании неизбежности этого строя для России.

 

14.  Почему группу русских общественных деятелей и философов XIX в. на­звали "революционными демократами"?

1)они выступали от имени народа, считая при этом, что народ сам должен освободить себя;

2) они   не   видели   различий   между   классами,   объединяя   их   понятием "народ";

3) они верили в возможность социалистической революции в России;

4) они жалели народ и надеялись освободить его от угнетения.

 

15. Кто из русских философов обосновал принцип соборности?

1) Герцен;     2) Белинский;     3) Радищев;    4) В. Соловьев.

 

16.  "Не то, что мните вы, природа. Не слепок, не бездушный вид. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык" (Ф. Тютчев). Как вы определите философское мировоззрение поэта?

I) материализм;   2) пантеизм;   3) деизм;   4) геоцентризм.

 

17. Кого называли "русским Сократом"?

1) Г. Сковороду;                                   2) М. Ломоносова;

3) митрополита Иллариона;                 4) А. Радищева.

 

18.  В чем видит Д.Ф. Лосев основную особенность русской философии? 1) в ее классовом, партийном характере;

2} в острой борьбе материализма и идеализма внутри ее;

3) в ее надлогическом, во многом интуитивном характере;

4) в тесной связи с революционной практикой.

 

19.  Кто из русских философов считал Библию особым миром и объектом мистической любви?

I) В. Соловьев;   2) Г. Сковорода;   3) Н. Федоров;   4) Н. Бердяев.

 

20.  Классической философии, исходящей из разумности мира, был проти­вопоставлен тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние. Первым иррационалистом в XIX веке, истолковавшим мир как волю и представление, был:

1) С. Кьеркегор;                                         2) А. Шопенгауэр;   

3) Ф. Ницше;                                              4) Э. Гуссерль.

 

21. С точки зрения зачинателя иррационалистической философии Артура Шопенгауэра, в основе мирового процесса лежит:

1) целенаправленное развертывание мирового духа;

2) все пронизывающая божественная сила;

3) слепая и бессмысленная, бессознательная сила - воля к жизни; 4) стремление человеческого духа полнее реализовать себя.

 

22.   Предшественником   современного  экзистенциализма,   исследующим внутренний мир человека, оказавшегося перед лицом смерти в состоя­нии медленного и мучительного умирания, является:

1) А. Шопенгауэр;                             2) С. Кьеркегор;    

3) О. Конт;                                          4) Ф. Ницше. 

           

23. Определяющим стимулом деятельности и главной способностью чело­века Ф. Ницше считал:

1) разум;                                          2) волю к жизни;

3) волю к власти;                             4) бессознательное.

 

24.  Свою философию он рассматривал как переоценку ценностей идеоло­гических и моральных, превозносил до небес жизненный инстинкт, ес­тественным порядком вещей считал власть сильных над слабыми, ут­верждаемую слепой и безответственной "волей к власти". Этим фило­софом был:

1) 3. Фрейд;                                         2) С. Кьеркегор;

3) Ф. Ницше;                                      4) О. Шпенглер;

 5) Л. Бергсон.

 

25.   К  философскому   направлению,  условно   именуемому   «философией жизни», не следует относить следующего мыслителя:

1) Ф. Ницше;                                  2) Л. Бергсона;

3) В. Дильтейя;                               4) X. Ортега-и-Гасета;   

5) Г. Зиммеля.

 

26.  Представляя "философию жизни", этот мыслитель разработал концеп­цию, где главным было стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека, их единство. Философам, высказывающим идеи «творческой эволюции», был:

1) А. Бергсон;                                    2) О. Шпенглер;    

3) А. Тойнби;                                     4) 3. Фрейд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА Ш. ФИЛОСОФИЯ XX века

 

1. Утверждение этого философского направлена происходит но мере разочарования широких масс людей в идеалах классической философии, по мере роста неверии в конструктивно-созидательные силы человека, в возможность реализации вековых идей человечества на основе дос­тижений науки и техники. Исторический и социальный пессимизм и скептицизм легли в основу такого направления современной филосо­фии, как:

1) неопозитивизм;                              2) персонализм;

3) прагматизм;                                    4) иррационализм.

 

2. К иррациональным школам и системам не следует относить:

1) эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса;

2) "философию воли" Л. Шопенгауэра;

3) "философию жизни" В. Дильтея, А. Бергсона и др.;

4) экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сар-фа и др.

 

3.  К иррациональным течениям относится и психоаналитическая филосо­фия, изучающая бессознательное и дающая ему широкое философское толкование. Основателем этой философии является:

1) О. Шпенглер;                                    2) 3. Фрейд;     

3) Н. Рассел;                                          4) Т. де Шарлей.

 

4. Она понимается как новая наука о сознании. Ее главные цели - построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир по вседневной жизни как основу всего познания, в том числе и научного.

Изучение мира должно начинаться с исследования сознания, потому

что реальность доступна людям только через сознание. Эта философия

называется:

1) аналитическая философия;                2) герменевтика;

3) феноменология;                               4) экзистенциализм.

 

5.  Обвинив всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, это течение занимается не размышлениями о перво­началах бытия, а общим методом решения тех реальных, эмпирически четко   фиксируемых   проблем,   которые   встают   перед   конкретными людьми в различных жизненных ситуациях. Это течение:

1) феноменология;                       2) прагматизм;

3) эмпириокритицизм;                  4) психоанализ.

 

6.  К числу крайних иррациональных, мистико-оккультных концепций не следует относить:

1) "теорию психотрансмутаций" Г.И. Гюрджиева;

2)  концепцию "мистического космизма" В.П. Блаватской;

3) антропософскую "науку" Р. Штейнера;

4) экзистенциализм.

 

7.   Философ-персоналист  Э.   Мунье,  характеризуя  это  течение,  пишет: "Наиболее общим образом это мышление можно было бы охарактеризовать как реакцию философии человека против крайностей филосо­фии «лей или философии вещей". Мунье говорит:

1) о позитивизме;              2) об экзистенциализме;

3) о неотомизме;               4) о герменевтике.

 

8.  Фундаментальной характеристикой человеческого существования яв­ляется его свобода, полагает экзистенциализм. При этом свобода пони­мается как:

1) осознанная необходимость;

2) деятельность на основе познанной необходимости;

3) совершенно автономный, ничем извне не регламентированный акт суще­ствования;

4) возможность осуществления своих целей на основе высшего предустановления.

 

9.  В начале XX века И. Бердяев провозгласил: "Много написано оправда­ний бога, теодицей. Но наступает пора написать оправдание человека - антроподицею". И действительно, в последующем происходит антропо­логический переворот в философии. И все же проблема человека не яв­ляется центральной для:

I) персонализма;                                2) экзистенциализма;

3) неопозитивизма;                            4) философской антропологии;

 

10. Для всех экзистенциалистских доктрин характерно утверждение о том, что:

1) бытие вещей определяет бытие человеческой личности;

2) сущность предшествует существованию личности;

3) человек сначала существует, а лотом обретает свою истинно человече­скую сущность;

4) сущность человека является совокупностью общественных отношений.

 

11.  Главная цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку по­нять, осознать свое место в мире, понять возможность любви, достичь свободы  и научиться  быть  самим  собой. Философия дает  человеку жизненные ориентиры. В ее центре находятся фантазия и вера, я не ра­зум и рассудок. Но философская вера основана на размышлении в от­личие от религиозной, основанной на откровении, полагает:

1)Н. Бердяев;                                            2) К. Ясперс;  

3) В. Ленин;                                              4) К. Поппер;  

5) 3. Фрейд.

 

12.  Проблема  отчуждения  человека  от  общества  была  и  остается цен­тральной для  многих философских направлений современности.  Но различные формы философствования по-разному понимают эту про­блему. Для экзистенциализма отчуждение:

1) выступает опредмечиванием, т.е. возникновением форм предметности из

форм духа;

2) это целесообразная деятельность человека, его работа как овнешнение своих сущностных сил;

3)это процесс, обратный присвоению человеком собственной подлинной че­ловеческой сущности в условиях капиталистического общества; 4)является общей характеристикой жизни человека я обществе, а особенно­сти на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опас­ностью уничтожения человечества.

 

13.  Сделав человека центральной проблемой философствования, экзи­стенциализм изучает человека:

1) понимаемого как совокупность общественных отношений;

2) как абстрактного, находящегося вне общества существа;

3) помещенного в пограничную ситуацию - ситуацию на грани жизни и смерти;

4) как частицу природы, на которую распространяются природно-биологи­ческие особенности.

 

14.  Обращая внимание современной культуры на проблему смерти, экзи­стенциальная философия в лице Д. Камю заявляет:

1) мир абсурден и жизнь в ситуации абсурда - полная нелепость; нужно пу­тем самоубийства выходить из этой ситуации;

2) другой жизни человеку не дано, поэтому нужно стремиться наполнить ее удовольствиями и наслаждениями, а не мучить себя бессмысленными во­просами;

3) у человека нет ценности, равной жизни, и поэтому, несмотря на обречен­ность жить в абсурдном мире, он должен стремиться сохранить жизнь;

4) смерть не имеет к человеку никакого отношения, ибо, пока он жив, нет смерти, когда присутствует смерть, человек не существует.

 

15.  Среди методов философствования в последние два столетия широкое притяни? получила герменевтика. Под герменевтикой следует пони­мать:

1) искусство и метод истинной интерпретации Священного писания, позво­ляющие освободить путь к истинной вере от наслоившихся церковных преданий;

2) вид интеллектуального труда, сущность которого состоит в разъяснении воли богов простым смертным, т.к. люди и боги говорят на разных языках;

3) совокупность подходов, ориентированных  на имманентное  понимание

текста в отличие от его историко-генетического объяснения;

4) теорию и метод, объясняющие роль бессознательных процессов в жизни человека и общества.

 

16.  В философский мысли XX века ярко проявился "антропологический поворот", суть которого в превращении проблемы человека в наиглавнейшую проблему философии. Этот поворот не характерен для:

1) религиозной философии XX века;

2)экзистенциальной философии;

3) неопозитивизма;

4) персонализма.

 

17.  Среди проблем, которыми усиленно занимается современная религиоз­ная философия, не обнаруживается такая, как:

1) проблема рационального доказательства бытия бога;

2) проблема поисков человеком своего "я", своей неповторимой духовности, путей своего спасения и т.д.;

3) проблема оправдания бога при наличии мирового зла;

4) проблема освобождения философии от "метафизических" вопросов как лишенных смысла.

 

18.  Предметом анализа в этой философии являются языковые средства науки, обыденный язык и язык философии. Представители этой фило­софии полагают, что большинство философских проблем носит логико-лингвистический характер. Речь идет:

1) об аналитической философии;         2) об экзистенциальной философии;

3) о марксистской философии;             4) о религиозной философии.

 

19.  Неопозитивизм в лине таких мыслителей, как Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап и др., считает, что:

1) философии является содержательной наукой об объективной реальности;

2) философия - это род интеллектуальной деятельности, стремящейся устра­нить из науки все псевдопроблемы и не имеющие смысла рассуждения, возникшие из неправильного употребления языка;

3) философия должна оставить бесплодные попытки установить и выразить в понятиях суть бытия и заняться поисками смысла человеческого сущест­вования в абсурдном и нелепом мире;

4) философия должна лечить больную душу человека, указывать ему путь личного спасения.

 

20.  Старая философия обанкротилась потому, что в ней отстаивались ут­верждения, которые не допускали опытной проверки. В философию можно включить только такие положения, которые допускают провер­ку на истинность путем обращении к практике, считают:

1) представители неотомизма;           2) неопозитивисты;

3) экзистенциалисты;                        4) диалектические материалисты.

 

21.  Требование неопозитивистов, согласно которому любое высказывание в науке и философии должно подлежать опытной проверке на истин­ность, было названо:

1) физиокализмом;                            2) фальсификацией;

3) конвергенцией;                             4) верификацией.

 

22.   Принцип фальсифицируемости, предложенный К. Поппером вместо принципа верификации, означает:

1)требование практической проверки научных высказываний на истинность; 2)требование опытной проверки высказываний через их сведение к базис­ным высказываниям;

3) возможность опровержения научной теории, ее фальсификации на основе нахождения какого-либо факта, противоречащего данной теории;

4) перманентно гипотетический характер научных высказываний, невозмож­ность установления их истинности.

 

23.  В современной философии сформировалась течение, поставившее пе­ред собой задачу определить особенности научного познания, его спе­цифику для разных областей действительности, выявить строение и динамику научного знания, закономерности науки. Это течение полу­чило название:

1) неотомизм;                             2) экзистенциализм;

3) философия науки;                   4) психоанализ.

 

24.  Из перечисленных ниже философских школ к "философии науки" не следует относить:

1) неокантианство;          2) неопозитивизм;

3) экзистенциализм;         4) критический рационализм.

 

25.  Для неокантианства как одного из направлений современной "фило­софии науки" не характерна:

1) положительная оценка философии Канта как формы философствования, позволяющей и сегодня решать проблемы науки и практики;

2) ориентация на исследование методов научного познания, понимание фи­лософии как критической теории науки;

3) приверженность традиционному методу истолкования действительности, в соответствии с которым познание понимается как деятельность;

4) материалистическая ориентация на познание как процесс отражения объ­ективной реальности.

 

26. Между наукой и философией существует' определенное различие. Наука опирается на теоретические суждения и эмпирические данные о сущем. Философия же - нормативное учение, учение о ценностях - аксиология. Ее предмет - изучение отношений субъекта и ценностей, которые обра­зуют совершенно самостоятельное царство,  "мир трансцендентного смысла", полагают:

1) материалисты;                        2) неогегельянцы;

3) неотомисты;                            4) неокантианцы.

 

27.  Философия увлеклась никому не нужным, оторванным от реальной жизни   мудрствованием,  занимается  бессмысленными  и  бессодержа­тельными метафизическими проблемами. С подобными утверждения­ми позитивистов не согласен:

1) О. Конт;                                    2) Л. Витгенштейн;

3) К. 11оннер;                               4) К. Ясперс;                 

5) Б. Рассел.

 

28.  Предметом философии не может быть ни бытие, ни человек, ни даже теория познания. Философия вообще не имеет своего предмета иссле­дования, потому что не является содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования, полагают:

I) неокантианцы;

2)логические позитивисты;

3)диалектические материалисты;

4) неотомисты;

5) экзистенциалисты.

 

29.  Критический рационалист П. Фейерабенд разработал методологичес­кий принцип, согласно которому ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими и признанными, ибо именно  создание  альтернативных  теорий  способствует  их  взаимной критике и ускоряет развитие науки. Этот принцип определяется как;

I) принцип верификации;                    2) принцип про лифе рации;

3) принцип фальсификации;                4) принцип отражения;

5) принцип развития.

 

30. Кому принадлежат слова: "Судить о том, что жизнь стоит или не стоит того, чтобы жить - значит отвечать на основной вопрос философии... Все остальное - это шутки"?

1) Л. Камю;              2) 13. Ленину;        3) Б. Расселю;

4) 3. Фрейду:            5) Ф. Ницше.

 

31.  Представителю какого направления в современной философии при­надлежат слова: "Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем не ложны, а бессмысленны. Поэтому мы вообще не можем  отвечать на такого рода  вопросы, мы  можем только   установить   их   бессмысленность.   Большинство   вопросов   и предложений философов вытекает из того, что мы не понимаем логики нишею языки. И не удивительно, что самые глубочайшие проблемы на самом деле не есть проблемы":

1) неотомизма;                                2) неопозитивизма;

3) неокантианства;                        4) неогегельянства.

 

32.  Этот метод обращен к интерпретации сознания. Все содержание со шп­иня выступает в качестве объекта анализа в языковой оболочке, кото­рый оказывается конституирующим началом, носителем смысла. Этот метод вслушивании, прояснения и интерпретации феноменов сознания определяется как:

I) диалектический метод;                              2) метафизический метод;

3) экзистенциальный метод;                          4) критический метод;

5) трансцендентальный метод.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»