лекция 2

Тема 2. Средневековая Европа и особенности ее инфориационных процессов

 

Римская империя пала в V в. н. э., и с ней ушла в прошлое античность. Римляне, спасаясь от варваров, создали на побережье Средиземного моря Венецию - город-государство на воде, где, как могли, сохраняли достижения античной культуры.

К концу V в. Западная и Северная Европа были захвачены варварскими племенами. Начался процесс разрушения античной культуры, смены одной культурной парадигмы другою. В результате Европа утратила тот потенциал культуры, который накопила Античность, и создала новую цивилизацию - христианскую. Эти новые традиции, идеалы, нормы, оценки, ценности - новая парадигма. Она родилась усилиями культурной части населения кельтов и германцев и вобрала в себя остатки разрушенной античной культуры, определила характер культуры новой цивилизации.

Если сравнивать особенности коммуникационной среды Античности и Средневековья, то Античность эпоха большей или меньшей демократии, относительного плюрализма мнений, состязательности в политике, полемики ораторов. Информационные и коммуникационные процессы были сравнительно свободны.

Средние же века нетерпимость к инакомыслию, к другому мнению, чудовищная жестокость в подавлении инакомыслия, фанатизм. Фанатизм и догматизм в религии (идеологии) и политике. В этот период вызрело и противоядие против фанатизма - скептическая мысль, которая вносит насмешку, разумное начало и остужает пыл страстей. Важную роль в массовых коммуникационных процессах рационалистического характера сыграли свободные европейские средневековые города с их развитой коммерческой и производственной сферой, потребностью в обмене коммерческой и политической информацией, независимым статусом и непокорным духом.

Средние века – период между Античностью и Новым Временем. С V по XV в. тысяча лет. Здесь выделяют три периода:

1) раннее средневековье (с V по X-XI вв.); его особенности: вторжение варваров; принятие христианства европейцами (IV в. н. э.); создание новых мелких государственных образований (королевства, графства, аббатства, прочие уделы); грабежи и опустошения Священной Римской империи;

2) высокое (классическое) средневековье (с X–XI по XIV в.); его особенности: прекращение опустошений; подъем городов и общеевропейской экономики; утрата черт варварства, возрождение духовной жизни; рост роли христианской церкви; развитие литературы;

3) позднее средневековье (XIV–XV вв.); его особенности: формирование европейской культуры; великий голод в Европе; эпидемии чумы; столетняя война; рост культуры, строительство дворцов, рост бытового комфорта; создание предпосылок для Ренессанса.

Христианское сознание основа менталитета средневековья. Идеалы христианства: любовь, всепрощение, искупление грехов, милосердие. Но реально именем Иисуса Христа были замучены и сожжены тысячи инакомыслящих. Гуманность и мудрость идей Христа и жестокость его земных последователей – особенность Средневековья. Первые века средневековья – страх, полуграмотное толкование христианских заветов, ожидание конца света и страшного суда. Это парализовывало даже деловую активность людей, культура развивалась медленно. Вся жизнь шла возле храма. Даже время было церковное колокол отбивал каждый час. Все известия люди получали в храме. Обучение, воспитание в храме. Регламентация поведения тоже в руках церкви. Так, Парижский собор своеобразный идеологический съезд церковнослужителей   в 1212 г. издал специальный указ, запрещающий женщинам собираться, чтобы петь и танцевать: лучше пахать, чем водить хороводы. Вообще, в разные годы Средневековья даже народная музыка была под запретом.

Библия мировоззренческая основа общественного сознания, воспитания, коммуникационных и информационных процессов. Библию читали и слушали как сегодня свежие газеты. Культура средневековья бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась на устные проповеди и увещевания, а не на печатное слово. Она опиралась на сознание безграмотного человека. Культура сказок, мифов, молитв, волшебных заклятий. В этом контексте понятно, что достигнутая в античности «гласность» в политических, внутриполитических и прочих делах была потеряна, а также массовость, оперативность, достоверность, доступность в информационных процессах.

Господствующим жанром в риторике средневековья было церковное красноречие, основанное на догматизме и схоластике. Церковная проповедь адресовалась всем от вельможи до последнего бедняка. Это стало основной формой массового устного общения и одним из инструментов массовой пропаганды. Просвещенные богословы использовали опыт древних ораторов и философов. Более того, они приспособили труды древних, в частности,  Аристотеля, для своих нужд.

Риторика средневековья особая появился абсолютный авторитет в виде религиозной догмы. Все суждения соотносились со Священным писанием. Это вносило элементы схоластики и избавляло от поиска углубленной аргументации. Этот пропагандистский отпечаток можно встретить до сих пор. Поклонение авторитетам, обилие цитат и славословий, бездоказательность речей - особенность идеологической пропаганды и агитации.

Важное значение для развития риторики сыграли еретические движения, направленные против догматов церкви (Ян Гус, Джоржано Бруно и другие). Крупными богословскими ораторами были Иоанн Златоуст (ум. 407 г.), византийский проповедник; Фома Аквинский (1225-1274), чьи труды составили основу теории церковного красноречия. Внешняя красивость, напыщенность, внушение, а не убеждение главные принципы церковной риторики. Новым в этой области работы оратора с аудиторией было умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение.

Златоуст во все времена считался совершеннейшим образцом для всех проповедников. До нас дошло более восьмисот его проповедей, в которых объясняется почти весь Новый Завет и многое из Ветхого Завета.

Целью проповедей является – исправление грешника и утверждение его в добродетели. Началом и концом добродетели проповедник считает любовь к Богу и ближнему. Иоанн Златоуст оставил около двухсот пятидесяти писем, которые были написаны им различным адресатам во время изгнания.

Из церковных публицистов последующих столетий наиболее известны братья-монахи Кирилл (827 – 869) и Мефодий (815 – 885) Солунские. В 863 году они были приглашены из Византии князем Ростиславом в Моравию. Оба брата отличались ученостью, начитанностью, были авторами многих научных и литературных работ. Кирилл создал славянскую азбуку, на основе греческо-византийского письма с помощью которой оба брата перевели затем на славянский язык основные богослужебные книги, получившую от имени одного из братьев название кириллица.

Сохранившиеся до нас древнейшие славянские надписи и рукописи выполнены двумя графическими разновидностями славянского письма – «кириллица», вторая «глаголица». Простая и удобная кириллица сравнительно быстро вытеснила глаголицу. Кириллица делилась на две части: правизну (буквы от аз до ферт) и левизну (буквы от хер до ижица). Сама последовательность букв не случайна, но представляет собою короткое, но очень информативное послание. В правизне дается образец поведения благочестивого человека, в левизне перечисляются недостатки, которые необходимо избегать. Таким образом азбука Кирилла и Мефодия являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на много веков вперед. Обучаясь грамоте по кириллице, человек автоматически заучивал ее морально-этические установки – призыв и запрет, которые войдя в сознание, становились нормами поведения и жизни.

 К письменной христианской публицистике относятся письма, послания, в том числе буллы – послания римских пап. Отличительная особенность христианской публицистики Средневековья в том, что ее представители, как правило, не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие.

В средние века с появлением университетов (XII в.) появилась новая форма информационного процесса университетская лекция (она читалась по книге; лектор – чтец, lectio – чтение) была шагом вперед по сравнению с проповедью, ибо подчинялась законам знания, обращалась к фактам и явлениям реальной жизни. С развитием книгопечатания она была заменена устным выступлением с изложением учебного материала (XVI в.) и стала новым жанром риторики, сохранившимся до сих пор. В XXI вв. после завоевания арабами Испании и Сицилии пришли вновь в Европу античные и исламские авторы. Религия поставила себе на службу учения древних, в первую очередь Аристотеля, чьи взгляды господствовали в науке и общественном сознании вплоть до ХIХ в.

Создавались новые формы информационных процессов, новые художественные стили, которые рождал новый городской образ жизни. Смеховая культура средневекового города – важнейшая особенность коммуникационных процессов Средневековья. Анекдоты, сатирические баллады, саркастические и фривольные песни, высмеивающие богатых, порочных, жадных, лицемерных людей. Это прежде всего стихи и песни школяров, лирика вагантов и бродячих певцов. Они разносили вести о важных событиях, высмеивали вельмож, клириков, лживость монахов, повествовали о героях, войнах, бедствиях. Смеховая культура города IX-XI вв. играла роль важнейшего «независимого» светского средства массовой информации средневековья.

Незнание населением латыни, на которой писались книги, в том числе и Библия, произносились проповеди, было тормозом в процессах массовой коммуникации и информации, распространении знаний и основ веры.

Билингвизм (латынь и родной язык), а также языковой барьер в распространении информации важнейшая особенность средневековой информационной среды. «Мужицкий язык» – так называли национальные языки, языки народов Европы. Латынь хорошо передавала абстракции, народная речь конкретно-образные, наглядные представления. В XIII в. произошел прорыв в письменность живого слова, звучавшего на площадях и даже в деревне. Это привело к расцвету проповедей как информационного жанра. Монахи нищенствующих орденов стали использовать народный язык в проповеди, вводить в них сценки из народной жизни, анекдоты. Это стало особым литературным жанром. Все это привело к расцвету городской литературы. Стали популярны фаблио –занимательные, веселые, сатирические стихотворные новеллы. В них выражались умонастроения народа. Появление смеховой культуры города и сатирических форм коммуникационных процессов не случайны. Насмешка - оружие против любого фанатизма, в том числе и религиозного, способ психологического противостояния бесчинствам инквизиции. По мнению Белинского, Вольтер именно силой насмешки погасил костры инквизиции. И сегодня сатирический жанр можно считать инструментом борьбы с косностью и нетерпимостью к инакомыслию.

Публицистика западноевропейского средневековья чрезвычайно разнообразна как в жанровом, так и в тематическом аспектах. Разнообразие это объясняется большим временным диапазоном самого понятия «средневековье», а также национальным своеобразием различных культурных традиций Западной Европы.

 Мир средневековья формировался внутри античной цивилизации в период идеологического противостояния набиравшего силу христианства и античных религиозных культов. Эта борьба определила основную направленность публицистики III-IV вв. Последняя попытка античности отстоять свою культурную традицию произошла в середине IV столетия, когда император Юлиан (вошедший в историю под именем Юлиана Отступника) попытался реставрировать античную религию. Полемические произведения самого Юлиана, эпистолография знаменитого ритора Либания – то немногое, что сохранилось из антихристианской публицистики этого периода. Период упадка европейской культуры VI -VIII вв. получил название «темных веков». В этот период накал политической и религиозной жизни отразился во многих жанрах средневековой христианской литературы – в проповедях, посланиях, видениях, поучениях, мираклях, обличениях, диалогах, церковных историях и т. д. Во второй половине VI в. выделился такой мастер церковного красноречия, как папа Григорий I  Великий. В его «Диалогах» встречаются образцы как морально-дидактической, так и политической публицистики. Спецификой средневековой публицистики являлась постоянная апелляция к Авторитету – к Священному Писанию, трудам отцов церкви или сочинениям Аристотеля. У средневекового публициста всегда за спиной находился авторитет, направлявший руку пишущего, а потому текст создавался как бы от лица иного, более компетентного источника.

Начиная с IX в. наблюдается постепенное смещение направленности средневековой  публицистики в сторону чисто политических проблем. Так, известный французский публицист Пьер Дюбуа состоял на королевской службе, защищая политику Филлипа Красивого от претензий со стороны папы Бонифация VIII. В памфлетах Дюбуа (основная часть которых появилась между 1300 и 1307 гг.) много интересных мыслей о лишении папы светской власти, об отделении государства и общества от церкви, о федерации европейских государств под эгидой французского короля, об уничтожении войн и о посредничестве в разрешении международных споров. Дюбуа требовал реформы права, выдвигал идею всеобщего просвещения, даже женского. Избранный в генеральные штаты, он поддержал короля в борьбе с тамплиерами и призвал Филлипа принять императорский титул. Дюбуа предстает в своих памфлетах как весьма оригинальный идеолог, убежденный в действенной силе своих концепций.
Английская публицистика
XV в. выдвинула такую яркую фигуру, как Джон Фортескью, политические памфлеты которого оказались в самом центре династической борьбы за корону. Писал он, как и большинство британских литераторов его времени, на латыни и на английском. Многие его памфлеты построены на противопоставлении идеи абсолютной и ограниченной королевской власти, причем английскому варианту ограниченной монархии отдавалось предпочтение по сравнению с абсолютистским правлением во Франции.

В эпоху Возрождения начало меняться общественное положение литератора, произошло ускорение информационных процессов. Помимо памфлетов, депеш и различных образцов эпистолографии, циркулировавших в политической и интеллектуальной среде того времени, появился такой политический жанр, как «реляции», т. е. сообщения о каких-либо военных или дипломатических событиях, носящий преимущественно документальный характер. Расцвет этого жанра в Италии пришелся на рубеж XV – XVI вв.

В ренессанской публицистике выделилась сатира, примером которой может служить «дурацкая литература», представленная в немецкой литературной традиции именами Себастьяна Бранта и Томаса Мурнера. В карнавальной традиции сатирическому осмеянию подвергались различные аспекты общественной, политической, социальной и частной жизни. Высшее свое воплощение эта литература получила в творчестве Эразма Роттердамского: это прежде всего его «Похвальное слово глупости» (1509), в котором великий нидерландский гуманист от имени Мории (глупости) подверг тотальной критике практически все стороны современного ему общества. Комплекс новых идей, предложенный Ренессансом, был отражен в мощном потоке публицистических трактатов. Здесь и филологические трактаты Лоренцо Валлы, содержавшие критику переводов Нового Завета, и политические труды Никколо Макиавелли, хладнокровно отделившего политику земную от политики божественной и создавшего прагматические принципы государственного управления (получили название «макиавеллизм») («Государь»,1513).

В первой половине XVI в. ведущим публицистом Европы стал Пьетро Аретино, прозванный «бичом королей». Укрывшись от преследования папских властей в Венеции, Аретино в многочисленных памфлетах, письмах, посланиях, пародиях держал всю знать Италии как бы в осаде: сюда же присылались ему подарки чужеземных князей, которые пользовались его пером или боялись его. Аретино весь свой расчет строил на неограниченной и абсолютной публичности; в определенном отношении он – праотец журналистики. Периодически он собирал свои письма и статьи, до этого долго ходившие по рукам, и печатал их сборниками.

Традиционно начало Реформации связывают с событием, имевшим место 31 октября 1517 г. В тот день мятежный доктор богословия Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской церкви свои 95 тезисов против католической церкви. С этого символического акта началась Реформация, приведшая к религиозным войнам и разделению Европы на католические и протестантские государства.

Деятели Реформации первыми использовали преимущества типографского пресса для ведения пропаганды. Лютер и его сторонники в большом количестве тиражировали полемические листки, в доходчивой форме разъяснявшие сторонникам нового вероучения основные теологические проблемы и специфику текущего политического момента. К наиболее известным полемическим работам самого Лютера относятся такие сочинения, как «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520), «О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться» (1523), «Могут ли воины обрести Царство Небесное» (1526). Мартин Лютер прекрасно понимал действенную силу слова. С присущей ему образностью он писал: «Языки – это ножны, в которых хранится меч Духа. Они – ларец, в котором переносится это сокровище. Они – сосуд, вмещающий этот напиток. Они – хранилище, где лежит эта пища».

Лютер, вопреки учению католической церкви, старался показать, что человек и его светская жизнь не должны рассматриваться как греховные в своей основе. Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и богом. Он объявил ложным претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души», в силу особых свойств, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласит, что человек достигает «спасения» не через церковь и ее обряды, а при «помощи веры», даруемой ему непосредственно богом. Лютер утверждает, что и мирская жизнь человека и весь мирской порядок, который обеспечивает человеку возможность отдаваться «вере», составляет важный момент христианской религии.

Положение Лютера об «оправдании верой», содержавшееся уже в 95 тезисах, было развито и в других произведениях. Любое политическое устройство представлялось Мартину Лютеру необходимым моментом христианской религии, он считал недопустимым всякое революционное выступление против существующего порядка.

Для борьбы с католической церковью Лютер использовал перевод Библии на немецкий язык. Этот блестящий перевод сыграл роль настоящего памфлета, привлекшего в лагерь Лютера множество новых адептов (адепт – лат. достигший; посвященный в тайны какого-либо учения, секты). Новый Завет в лютеровском переводе был отпечатан в 1522 г., а полное издание Библии было завершено в 1534 г. Лютеровская Библия стала самой издаваемой книгой в Германии, оказав огромное влияние на формирование немецкого литературного языка. Писатели XVII и XVIII веков сумели оценить всю силу и сочность лютеровской Библии, говорили, что ни один человек ни в одной стране не сделал столько для своего языка, как Лютер.

Самым ярким выразителем народного понимания реформации выступил крупнейший представитель крестьяно-плебейского лагеря эпохи Реформации и Великой крестьянской войны (1524-1526) – Томас Мюнцер. Мюнцер избрал для себя деятельность священника, которая в условиях того времени давала ему возможность постоянного общения с народными массами. Но его религиозная философия была далека от официальной церковной теологии. Мюнцер решительно отвергал тезис Лютера о необходимости пассивного смирения в светских делах.

Огромную роль в подготовке и развитии народного восстания сыграли проповеди, памфлеты и листовки Томаса Мюнцера (1490-1525). Плебеи и крестьяне воспламенялись призывами Мюнцера в годы Великой крестьянской войны. 19 марта 1525 г. в Ульме началась продажа одной из программ Великой крестьянской войны – «Двенадцати статей» (59, с. 236). Брошюра была запрещена в Мюнхене, тем не менее за кратчайший срок была издана 25 раз. Народное восстание потерпело поражение, и отряд, возглавляемый Мюнцером, был разбит. Мюнцера схватили и казнили 27 мая 1525 г. Слово Мюнцера не теряло своего могущества даже после кровавой расправы с его автором. Людей, у которых находили запрещенные мюнцеровские письма, брошюры, памфлеты, теологические трактаты, арестовывали, пытали, казнили.

Мюнцер был наиболее сильным публицистом Великой крестьянской войны. В его писаниях, наполненных библейскими образами и изречениями, звучит страстный голос пророка революции. Пафос народной революции с огромной силой воплотился в воззваниях, обращениях и письмах Мюнцера 1525 г.

Если обратить внимание на период Реформации, то привлекает демократичная непосредственность и энергичный протест против темного царства, который выразился в разнообразных сатирических и публицистических формах.

Листовки, «летучие листки», прокламации, памфлеты, диалоги, пародии, сатира стали основным идеологическим инструментом в эпоху Реформации. РР   

Средневековый город с его активной деловой жизнью, развитой торговлей, ремеслами был заинтересован в распространении разнообразной информации, в первую очередь коммерческой и политической (ибо политика влияет на ход коммерции). Поэтому уже в XIV–XV вв. в крупных торговых центрах Европы стали появляться рукописные листки новостей. Необходимость получения оперативной информации как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить информационный голод. Прямыми предшественниками газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок.

Первые венецианские газеты представляют листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала различные события, происходившие в Италии и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались «avvisi», и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г. Периодичность первых рукописных газет была еженедельной. Не сохранилось достаточных сведений о первых журналистах, создававших венецианские avvisi.  Рукописные венецианские газеты имели широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии, где итальянский опыт использовали представители аугсбургского банкирского дома Фуггеров. Финансовая империя Фуггеров, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшая многих европейских монархов, обладала хорошо разветвленной сетью торговых агентов в промышленных центрах Европы. Торговые агенты  служили корреспондентами, собирая для Фуггеров информацию делового, политического и общего характера. Эти сообщения, определенным образом скомпонованные и аккуратно переписанные, стали «газетами» банкирского дома Фуггеров («Fuggeizeitungen») и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 гг. Рукописные газеты Фуггеров не продавались, а поставлялись только избранному кругу получателей, в который входили члены семьи Фуггеров, а также клиенты банкирского дома. Замкнутый характер распространения фуггеровских «газет» не позволяет считать их прямыми предшественниками первых европейских газет, так как одним из характерных признаков газеты является свободный доступ к ее получению. Однако сам феномен долгосрочности их существования несомненно заслуживает внимания.

Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVIXVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «реляции» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) большой акцент делался на иллюстративный ряд. «Книги новостей» не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего XVII столетия.

  Но все это можно отнести лишь к пражурналистским явлениям. Они характеризуются непостоянством распространения «изданий», которые адресуются узкой аудитории и идут к ней очень долго. Отсутствует печатная техника, быстро тиражирующая газеты и журналы. Журналистика появилась значительно позднее, когда для этого созрели социально-экономические и технические условия.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»