Основной целью учебно-полевой практики по «Морфологии растений» является общее знакомство с разнообразием жизненных форм растений в природе, дальнейшее морфологическое описание их на основе
полученных теоретических знаний.
При этом основное внимание уделяется усвоению морфолого-экологических понятий, то есть знаниям взаимоотношений растений с конкретными условиями местопроизрастания.
Задачи практики:
- знакомство с биологическими, морфологическими и экологическими особенностями растений различных экосистем и одновременно с этим показ многообразия цветковых растений.
- умение анализировать особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений. - получение навыков морфологического описания отдельных растений, работы с различными определителями.
- познание правил гербаризации и этикетирования различных растений в поле и правил научного оформления гербарных листов и этикеток к ним
- знакомство с наиболее важными видами полезных растений, а также
с представителями культурных и сорных растений.
- овладение с основными правилами и законами охраны растительного мира, знакомство с редкими, эндемичными и реликтовыми охраняемыми растениями.
№
п/п |
Разделы (этапы) практики |
Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах) |
Формы текущего контроля |
всего |
аудиторных |
СРС |
Лекции |
Практические |
1 |
Подготовительный этап практики (Знакомство с целями, задачами практики, подготовка оборудования, инструктаж по технике безопасности).
|
6
|
4 |
- |
2 |
Дневник практики |
2 |
Полевой этап практики.
Камеральная обработка, материала, подготовка отчета по практике
Научно-исследовательская работа
|
76 |
10 |
54 |
12 |
Дневник, отчет по практике |
3 |
Конференция. Зачет
|
8 |
- |
6 |
2 |
Зачет. |
|
ИТОГО
|
90 |
14 |
60 |
16 |
|
Тематический план проведения учебно-полевой практики
Дни практики |
Название мероприятия и тема |
Рассматриваемые вопросы |
1 |
Вводное занятие |
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами учебной полевой практики по ботанике, маршрутом полевых исследований, графиком работы, методикой гербаризации растений. Выдача папок, прессов, лопаток.
Распределение индивидуальных заданий.
Тема:
|
2
|
Приезд на место проведения практики
Теоретические занятия по методикам полевых ботанических исследований.
Экскурсия для сбора гербария
|
Размещение и организация внутреннего распорядка.
Организация рабочих групп.
Распределение индивидуальных заданий и составление плана исследований.
Первичное показательное ознакомление с морфологическим описанием древесных и травянистых растений.
Сбор растений для гербария. |
3 |
Ознакомительно-рекогносцировочная экскурсия.
Экскурсия на поле, степь. |
Обследование местности для планирования экскурсионных маршрутов.
Изучить особенности растений, произрастающих в условиях агрофитоценоза. Выявить видовой состав сорных растений изучаемого сообщества и пути приспособления сорняков к биологии и агротехнике возделываемых растений. Сбор растений для гербария. |
4 |
Экскурсия в лес. |
Строение лесного сообщества. Методика изучения лесного фитоценоза». Описание лесной ассоциации на примере лиственного леса. Сбор гербарного материала. |
5 |
Исследования по темам самостоятельных работ |
Сбор гербарного материала по темам самостоятельных работ. Определение и систематизация собранного гербарного материала |
6 |
Экскурсия на луг |
Изучить особенности строения лугового фитоценоза. Морфологические особенности луговых растений. Описание луговых сообществ. Сбор гербарного материала. |
7 |
Экскурсия на водоём и болото |
Изучить особенности условий жизни растений в прибрежной зоне водоема и на болоте. Определение типа болота. Сбор растений для гербария, а также сбор представителей водорослей, обитающих на различных глубинах водоема и на болоте. |
8 |
Обобщение, подведение итогов |
Проверка полевых дневников. Монтирование гербария. Привести в соответствие с требованиями дневник полевой практики, отчёт по полевой практике. |