Тема 1.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. СЛОВАРЬ КАК ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

slayd4.jpg

Лексикография  это отрасль языкознания (по Л.П. Крысину), наука (по В.В. Дубичинскому), которая занимается созданием, изучением и использованием словаpeй (scientia lexicographica), т.е. теорией и практикой составления словарей.

 По словам В. В. Морковкина, лексикография «представляет основной канал, через посредство которого лингвистика обнаруживает и обнародует результаты своей деятельности». [Морковкин 1987: 33].

Задачи, стоящие сегодня перед лексикографией, относятся к самым разным областям человеческой практики: перевод, преподавание родного и иностранного языков, компьютерные, информационно-поисковые системы, культурология, этнография, проблемы профессионального общения, социология, психология и мн. др.

Отражая состояние цивилизации, закрепляя итоги человеческого познания, словарь выполняет важную культурную функцию, и в силу разных причин современный человек все чаще обращается к нему.

Лексикографический труд является свидетелем определённого уровня цивилизации народа, он фиксирует состояние и уровень производства и производственных отношений в обществе, развитие философской, политической, религиозной, научно-технической мысли этноса – носителя описываемого в словаре языка.

Ваш браузер не поддерживает JWPlayer

Словарь – зеркало культуры (по мнению Мечковкой Н.Б.).

В то же время словарь сам предстаёт произведением культуры, достижением науки данного общества в определённый период исторического развития. Хороший словарь входит в историю народа как откровение, создание человеческого духа подобно произведениям изобразительного искусства или музыки. Не случайно одним из факторов, позволяющих судить о культуре нации, считается наличие академического толкового словаря национального литературного языка – фундамента всех прочих лексикографических построений.

Словарное произведение выступает продуктом национальной культуры ещё и в том смысле, что является справочником по культуре речи. Оно, как правило, отвечает на основные вопросы, которые ставит пользователь перед тем, как заглянуть в словарь: правильно ли я говорю, так ли употребляю слово или выражение, верен ли перевод данного слова на другой язык и т.п.

Лексикография представляет слово в совокупности всех его свойств, поэтому словарь оказывается не только уникальным и незаменимым пособием по языку, но и важнейшим инструментом научных исследований. Лингвистическая наука конца XX в. стремится воплотить в словарной форме все аспекты полученных знаний, поэтому в новейших словарях объектом описания становятся не только слова, но и иные языковые единицы.

Словарь оказывается чрезвычайно удобной книгой, отличающейся четкостью структуры, строгостью представления разнообразных аспектов языковых единиц, дающей возможность пользоваться каждым фрагментом словаря как элементом системы. Основной принцип практической лексикографии — "максимум информации на минимуме места — без ущерба для интересов читателя" [Берков 1996: 4].

slayd6.jpg

 

Что такое словарь?

Сравним несколько определений этого термина:

Словарь – это справочник, содержащий определенным образом систематизированные языковые единицы и информацию о них.

А. С. Герд в одной из последних работ по лексикографии дает такое определение: "Словарь — это собрание единиц естественного или искусственного язы­ка, обычно снабженных той или иной семантической инфор­мацией и расположенных в определенном порядке (чаше, в алфавитном или идеографическом)" [Герд 1999: 202].

 

Для чего нужны словари? 

Основные функции лексикографических произведений сводятся к следующему:

q Научное изучение и описание языка, его истории, современного состояния.

q Систематизация знаний, и, в частности, лингвистических.

q Изучение и нормализация родного языка, установление правил устной и письменной речи.

q Объяснение заимствованных, непонятных и устаревших слов.

q Обеспечение межъязыкового общения и переводческой практики.

q Обучение иностранному языку, глубокое познание истории и культуры народа, говорящего на изучаемом языке.

q Научное предвидение языкового развития («Я думаю, что составители словарей-справочников могут не только фиксировать, но и предлагать читателям потенциально необходимые слова» [Котелова 1978:20].

                      

                        ПРАКТИКУМ

voprosy.jpgВопросы для самоконтроля

1.   Что изучает лексикография? Практическая (прикладная) лексикография и теоретическая?

2.   Что такое словарь?

3.   Для чего нужны словари?

4.   Назвать основные функции словарей.

Упражнение 1. Прочитайте отрывок из статьи В. Рязанцева «Дискредитация авторитета». Согласны ли вы с выводами автора?

Мир словарей велик и разнообразен. Они являются непременным атрибутом культуры цивилизованного общества. Их информации доверяют, она должна быть нормативна. Благодаря словарям читатель – разного возраста, образования, социального положения открывает большой и многообразный мир, окружающий человека. Особое и почётное место среди словарей занимают языковые, и прежде всего толковые, которые, давая целостную картину языка, призваны толковать, объяснять точно и полно содержание, смысл и значения слов в доступном пониманию каждого читателя виде. Наибольшим и заслуженным авторитетом за последние почти полвека среди них пользуется «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, переиздававшийся свыше двадцати раз многомиллионными тиражами. В 1997 году в московском издательстве «Азбуковица» под грифом Института русского языка Российской академии наук вышел в свет четвёртым изданием «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Казалось бы, издание обновлённого, необходимого, авторитетного нормативного словаря можно только приветствовать. И при обращении к нему полностью доверять информации. В предисловии к словарю утверждается, что словарь этот отражает изменения в лексике за последние десятилетия и читатель найдёт в нём обновлённую информацию по самым разным отраслям знаний. Однако обещания эти на самом деле в немалой степени остались благими намерениями. Более того, словарь грешит многочисленными и непозволительными упущениями и недостатками, которые были в прежних его изданиях. Особенно это касается научной и технической терминологии.

Так, школьник, изучающий электричество, будет введён в заблуждение ошибочным толкованием термина вольт. В словаре вольт толкуется как «единица электрического напряжения и электрической силы». В своём же учебнике физики школьник прочитает, что «вольт – это единица электрического напряжения и электродвижущей силы». Школьнику за незнание подобных вещей преподаватель снизит оценку. Так же обстоит дело и с толкованием слова гироскоп – «прибор с диском и свободной осью, всегда сохраняющей неизменное положение». Такое усечённое и неточное толкование значения вызывает большое количество вопросов, то есть его дефиниция далеко не безупречна. Что же такое гироскоп? Это «устройство с несколькими степенями свободы и быстро вращающимся в нём тяжёлым диском, ось вращения которого стремится сохранить своё первоначальное направление в пространстве неизменным». Нельзя в толковом словаре профанировать технические термины! Следует осторожно относиться к точной, научной дефиниции и заимствовать её без искажений и исправлений, а тем более нельзя искажать и деформировать специальные толкования.

Упражнение 2. Сравните приведенные ниже определения лексикографии, найдите общее и различное в трактовке данного понятия.

·               «Лексикография как наука — это теория и практика составления словарей.

·               Основная задача лексикографии — научная разработка принципов и приемов словарного описания лексики, а также составление самих словарей, отражающих различные аспекты рассмотрения слов в системе языка» (Новиков Л.А. Лексикография //

Новиков Л.А., Зубкова Л.Г. и др. Современный русский язык.СПб., 1999. С. 307).

·              «Л е к с и к о г р а ф и я (греч. lexikos — словесный и grapho — пишу) — раздел языкознания, который занимается теорией и практикой составления словарей» (Диброва Е.И. Лексикография // Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студ. высш. учебных заведений: В 2 ч.Ч. I: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2002. С. 426).

·               «Отдел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией (греч. lexikos — словарный и grapho — пишу)» (Фомина М.Н.Основные словари русского языка // Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М., 2001.С. 60).

 

Упражнение 3. Продолжите предложения, подобрав нужные термины из списка, данного ниже (материал цит. по статье: Цейтлин Р.М. Лексикография // Русский язык: Энциклопедия. М., 1997. С. 209—211).

 

1)     ...словари «объясняют значения слов, их грамматические и другие особенности, содержат все классы слов (все части речи)».

2)     «В отличие от одноязычных, в ...словарях лексика одного языка поясняется средствами другого языка (или других языков)».

3)     «В ...словарях слова располагаются по алфавиту первообразных слов, при этом их производные и однокоренные помещаются в той же словарной статье».

4)     «В ...словарях слова располагаются по алфавиту заглавных слов (их разновидностью являются так называемые обратные словари, в которых слова следуют в алфавитном порядке конечных букв)».

5)     «А.А. Зализняк создан фундаментальный ...словарь русского языка (1977)».

6)     «Разработан тип ...словаря — «словаря активного типа» (Апресян) на основе широкого выбора синонимов, включая и квазисинонимы...»

7)     «На основе машинной обработки главным образом словарей Ушакова и Ожегова создан “...словарь семантических множителей русского языка” Ю.Н. Караулова (1990)».

8)     «Большое влияние в теоретическом и практическом отношении на словарную работу на всех языках бывшего СССР ока зал “...словарь русского языка” под ред. Д.Н. Ушакова (Т. 1—4, 1935—40)».

Слова для вставок: переводные; лингвистические; гнездовые; алфавитные; толковый; частотный; идеографический; грамматический.