Введение
Вы не можете научить человека чему-нибудь;
Вы можете только помочь ему понять это самому.
Галилео Галилей
Начало XXI столетия – это период глобальных инноваций
во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной
жизни.
Перед российским образованием поставлены политические,
социальные, экономические цели. В образовательном аспекте требуется создание
системы всеобщего непрерывного профессионального образования,
соответствующего потребностям страны и
тенденциям мирового рынка труда.
В пособии рассматриваются различные подходы к
конфигурации компетенций при проектировании новых образовательных программ по
новому стандарту высшего профессионального образования. Предлагается авторский
подход к изменению структуры и содержания компетенций, основанный на обобщении
различных вариантов.
Кроме того, раскрываются направления и психолого-педагогические
условия интеграции науки, инновации и практики, обеспечивающие подготовку
педагога для современного общества. Интеграция науки, инноваций, практики в
педагогическом образовании рассматривается как сложный наукоемкий процесс.
Основополагающими понятиями
в реферате являются следующие: профессиональные
компетенции, дескрипторы компонентов компетенций, профессионально-деятельностные и профессионально-личностные компоненты
компетенций; интеграция науки, практики и инноваций, подготовка
педагога, направление интеграции науки, инновации и практики,
психолого-педагогические условия, обеспечивающие интеграцию науки, инноваций и
практики.
Современное образование призвано сформировать у
обучаемых способность к проектированию будущего, ответственность за него, веру
в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его
содержательное и структурное обновление. Основным ресурсом развития становится
мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, что, безусловно,
требует обновления системы образования. Следовательно, перестройка системы
высшего профессионального образования прежде всего
связана с поиском форм структурирования учебного знания, формирования
содержания учебных программ в соответствии с компетентностным
подходом, который приобретает сегодня особую актуальность, так как он
ориентирован на формирование способности и готовности использовать усвоенные
знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач.
При этом компетентностный подход становится одной
из ведущих тенденций мировой образовательной практики и мерилом качества и
эффективности системы. Кроме того, при разработке проекта
содержания стандарты профессионального образования необходимо выстраивать с
ориентаций на реализацию компетентностного подхода в
образовании, с позиций формирования ключевых компетенций, характеризующих
готовность обучающегося к использованию усвоенных знаний, умений и навыков, а
также способов деятельности для решения практических и теоретических задач.
Данное практико - ориентированное учебно-методическое
пособие представляет теоретическое и практическое обобщение работы
Дагестанского государственного университета.
Авторы выражают глубокую признательность преподавателям Дагестанского
государственного университета, рецензентам, принявшим участие в эксперименте,
за творческое взаимодействие и надеются, что данный опыт послужит основой для
развития этой инновационной технологии и будет способствовать повышению результативности
работы преподавателей.