Терминологический словарь

 

Авторский педагогический проект – представленный или реализуемый инновационный проект образовательного учреждения или отдельных его звеньев.

Базовое образование общественно необходимый уровень образовательной подготовки, определяющий базовую культуру человека.

Баллы оценочные – условное численное выражение оценки учебных достижений учащихся.

Беседа – словесный метод обучения и воспитания, при котором учитель, пользуясь заранее подготовленными вопросами, опираясь на знания и опыт учащихся, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний или выявляет их уровень.

Вариативность образований – свойство или условия образования, в которых учащиеся могут выбрать разные траектории, области знаний, типы учреждений, адекватных собственным возможностям и планам.

Взаимное обучение форма обучения, когда под руководством педагога учащиеся учат друг друга.

Воспитание 1) это организация нравственно осмысленной, духовно-содержательной, событийной, творческой жизни студентов; 2) социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми жизненным опытом, ценностями, смыслами и нравственными способами поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме; 3) деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [14: 3].

Гуманитаризация образования – ориентированность образования на приоритетное развитие общекультурных компонентов в обучении, воспитании человека.

Дифференцированное обучение форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

Доступность обучения – принцип, требующий соответствия сложности и трудности изучения материала возможностям, представлениям, пониманию учащихся.

Задача познавательная – задача, которая предполагает поиск новых знаний, умений и стимулирование активных умственных усилий учащихся.

Инновационное образовательное учреждение образовательное учреждение, значительно отличающееся от обычных своей направленностью и образовательными программами.

Инновационные формы учебных занятий – формы, методы и средства занятий, которые отличаются новизной и оригинальностью.

Инновация нововведение, вносящее в образовательную среду элементы, улучшающие характеристики разных аспектов педагогической деятельности.

Качество знаний – высокий уровень владения, отличающийся полнотой и глубиной, системностью, оперативностью, гибкостью, конкретностью, обобщенностью.

Качество образования – полнота, глубина, определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с государственными образовательными стандартами. Качество образования зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, от финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.

Качество воспитанности – качество зрелости личности:

– духовно-нравственная зрелость: духовность, нравственность, общая культура и др.;

– гражданская зрелость: свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм;

– профессионально-личностная зрелость: адаптивность, самостоятельность, жизнетворчество, субъектность, профессионализм и др.

Квалификация педагога профессиональная готовность педагога, позволяющая ему выполнять трудовые функции.

Компетенция педагога владение учителем необходимыми знаниями, умениями, сформированность у него ценностных ориентаций и профессионально активной позиции.

Качества личности преподавателя значимые для продуктивного общения: глубокое знание психологии другого человека; социальная установка на человека; безусловное принятие ребенка – принцип предвосхищающего уважения; развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, интуиция, воображение; воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии; личностные черты и индивидуально-психологические особенности; самопознание и самооценка, педагогическая рефлексия; коммуникативные умения – умения вступать в общение, владение техникой общения; речевое развитие; педагогическая интуиция.

Компоненты понятия обучаемости – 1) потенциальные возможности обучаемого; 2) фонд действенных знаний (тезаурус); 3) обобщенность мыслительного процесса; 4) темпы продвижения в обучении (темпы усвоения знаний).

Контроль функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.

Концепция – 1) совокупность идей и взглядов на смысл воспитания и способы его преобразования; 2) исходный замысел, необходимый для практического воплощения и разработки программ, проектов, планов.

Компетенция (от лат. competentia – достигаю, подхожу) – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любой (в том числе нестандартной) ситуации; способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области деятельности.

Компетентность – совокупность сформированных компетенций, составляющих систему профессионализма специалиста, в т. ч. в определенной области деятельности.

Лекция метод и форма обучения, при которых последовательно и аргументированно организуется изучение емкого по содержанию учебного материала, стимулирующее и управляющее мысленной деятельностью учащихся.

Маркетинг образовательных услугпроцесс определения ценообразования, планирования, продвижения и реализации образовательных услуг организациям и отдельным лицам.

Маркетинг (рынок, сбыт) – мониторинг (отслеживание результатов) и анализ образовательных услуг с целью разработки новых и совершенствования существующих, чтобы обеспечить им конкурентоспособность.

Многоуровневость образования – организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.

Многоуровневая структура – структура, которая реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней, обеспечивающими получение соответствующей квалификации: «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

Модель – мера, образец, норма; представитель, заменитель оригинала в познании или на практике.

Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, в частности модернизация образования, задающая стратегию развития образовательной сферы с позиции качества образования и условий его предоставления.

Мониторинг качества образования – система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включающая сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.

Мониторинг контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью. Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Метод управления – 1)совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления; определенные способы управленческого воздействия в каждой конкретной ситуации функционирования педагогической системы; 2) методы материальной мотивации; методы социальной мотивации (премии или штрафы); методы властной мотивации.

Мастерство педагога совершенное владение педагогическими технологиями и умениями.

Методическая работа система работы, организуемая в школе для повышения мастерства педагогов.

Новация (лат. novation – изменение, обновление) ≈ новшество в широком смысле особая культурная ценность (материальная или нематериальная), которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая; результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов продукции, услуг и технологий, организационных форм на уровне вуза, факультета, кафедры, автора или группы авторов; результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации на рынке в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным
(образовательным) услугам.

Непрерывное образованиеединая система государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающая организационное, содержательное единство и преемственную взаимосвязь звеньев, совместно решающих задачи воспитания, общеобразовательной политехнической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, деятельности, развитию способностей, применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [14: 3].

Образовательный стандарт – стандартный результат обучения; уровень обучения (качество образования, на которое нацелен этот стандарт); отражающий цели и ценности образования, его содержание и результаты.

Общение сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [14: 3].

Объяснение прием обучения, помогающий раскрывать существенные свойства изучаемых явлений разнообразными аргументами.

Определение – характеристика понятия через его существенные признаки.

Обученность – достигнутый на момент диагностирования уровень реализации намеченной цели.

Обучаемость – это способность, «пригодность» учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Синонимы понятию «обучаемость»: «податливость», «учебная способность», «потенциальные возможности», «восприимчивость».

Опыт педагога сложившийся за продолжительное время стиль работы педагога.

Парадигма – система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Это такой методологический конструкт, который интегрирует основополагающие научные теории, объясняющие устройство мира, способы поиска новых знаний о нем и приоритетные ценностные ориентации научного сообщества. Все три составляющие парадигмы теснейшим образом связаны и взаимообусловлены.

Педагогический менеджменткомплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

Профессиональная компетентность учителя интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Педагогическая система единство и упорядоченность образования, воспитания, обучения с установленными между ними сущностными связями.

Педагогическое умение совокупность практических действий по применению теоретических знаний в педагогической деятельности.

Передовой педагогический опыт работа учителя с получением более качественных результатов за счет инноваций.

Педагогическое общениепрофессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Познание – деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний через выяснение причинно-следственных связей.

Понятие – результат общего представления об объектах и явлениях через совокупность характерных свойств, признаков.

Повышение квалификациивид профессионального дополнительного образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций.

Преподавание – организация учебно-познавательной деятельности обучаемых и управление ею.

Проблемное обучение вид учебно-познавательной деятельности, когда учитель организует изучение учебного материала через решение учебных проблем и создание ситуаций поиска.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся процесс выявления уровня усвоения учебного материала и его сравнения с требованиями, предъявляемыми к качеству знаний и умений.

Развивающее обучение направление обучения, ориентированное на развитие физических, интеллектуальных и психических способностей учащихся.

Репродуктивный метод обучения – формирование мыслительных действий и выполнение практических действий через показ образов.

Руководство деятельность по координации усилий педагогического коллектива при решении задач образования.

Рейтинговая система оценки знаний – система, основанная на интегральной (суммарной) оценке результатов всех видов учебной деятельности студента в течение семестра. Предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки специалистов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.

Способности – индивидуально-психологические свойства и качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности.

Самообразование – приобретение систематизированных знаний и умений через самостоятельные действия учащихся.

Системность знаний – наличие структурно-функциональных связей между смежными компонентами или знаниями.

Содержание образования часть культуры, дидактически отработанная и включенная в учебные стандарты, программы, учебники. Содержание образования имеет особое значение, поскольку через него социальные цели трансформируются в педагогические.

Содержание профессионального образования – это система теоретических и эмпирических норм, ценностей, знаний основ наук о сущности и закономерностях развития природы и общества, организации, техники и технологии производства, практических умений и навыков, в целом обеспечивающих подготовку специалистов высокого уровня образованности, воспитанности, квалификации, профессиональной мобильности, обуславливающих процессы социализации и профессионализации личности.

Средства обучения – компонент учебно-материальной базы школ, помогающий усвоению учебного материала.

Самоорганизация – работа образовательного учреждения, педагога, учащегося, направленная на рационализацию своего труда.

Семинар – специфическая форма организации учебно-познавательной деятельности, направленная на закрепление, проверку самостоятельно добытых знаний студентов и их оценку.

Система целое, представляющее единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Самоуправление вовлечение педагогов и учащихся в принятие и реализацию управленческого решения.

Система управления качеством – совокупность определенных концептуальных установок, нормативов, средств и управленческих процедур, которые обеспечивают создание образовательного продукта в соответствии с требованиями стандарта.

Стандарт – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные при сопоставлении с ними подобных объектов.

Традиция система установившегося опыта педагогической деятельности с привычными и доступными формами и методами работы.

Тенденции в мировом образовательном пространстве 1) переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех; 2) углубление межгосударственного сотрудничества; 3) увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей и введение новых человеко-ориентированных учебных дисциплин: политологии, социологии, психологии, культурологии; 4) сохранение сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов.

Технологии организации учебного процесса1) предметно ориентированное обучение, направленное на усвоение предмета (продуктивная); 2) личностно ориентированное обучение, направленное на удовлетворение потребностей ученика (щадящая); 3) сотрудничество (партнерство) при усвоении предмета и удовлетворении потребностей ученика (партнерская).

Управлениесовокупность законов, принципов, правил организации осознанной, целенаправленной деятельности, нацеленной на упорядочение и подчинение интересам субъекта деятельности элементов внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.

Умения освоенные человеком способы выполнения действий, предписанных знаниями и правилами.

Управление образовательными системами отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в системе образования и в образовательно-воспитательных учреждениях.

Учебная деятельность процесс усвоения знаний и способов через решение учебных задач.

Учебник – вид книги, в которой излагается содержание минимума знаний по учебной дисциплине.

Управление образованием – планирование, организация и контроль, определяющие функционирование и развитие системы образования.

Управленческое решение – императивный, стратегический или тактический проект предстоящего дела с предполагаемыми результатами.

Функции общения – 1) «открытие» ребенка в общении, призванное создать комфортные условия на уроке, в классе: а) выбор пластической позы, б) подача информации с позиции «мы», в) установление личного контакта; 2) «соучастие» ребенка в процессе общения: а) демонстрация расположенности; б) проявление интереса; в) оказание помощи; 3) «возвышение» ребенка: а) принятие ребенка как данности; б) просьба о помощи; в) поддержание оптимистического рубежа.

Функции и принципы непрерывного образования 1) диагностическая, компенсаторная адаптационная, познавательная, культурологическая, развивающая; 2) всеобщность, демократизм и доступность; 3) непрерывность, интегративность и преемственность; 4) открытость, самообразование.

Целостный педагогический процесс педагогический процесс, в котором установлены иерархические связи между частями по степени их значимости.

Эвристический метод (частично поисковый) организация познания через поэлементные поисковые вопросы и учебные ситуации.

 

Литература

1.                     Богданова Р.У. Гуманитарные ориентиры исследования творческой индивидуальности человека (педагогический аспект): научно-методические материалы. – СПб.:
ООО «Книжный дом», 2008. – 272 с.

2.                     Гогоберидзе А.Г. Гуманитарная технология индивидуального сопровождения студента в многоуровневом педагогическом образовании: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 192 с.

3.                     Гуманитарные технологии и компетентностная модель современного педагога: Методические материалы для проведения тренингов образовательных учреждений / И.С. Батракова, Е.В. Тряпицын, Т.В. Щербова под ред. И.С. Батраковой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 103 с.

4.                     Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. – Ростов н: Аркол, 2010. – 386 с.

5.                     Инновационные технологии в гуманитарных науках. Сб. трудов 6-й Межд. конф. – Ульяновск, 2012.

6.                     Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: научно-методические материалы / В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына – СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. – 272 с.

7.                     Комплект контрольно-измерительных материалов для оценки компетентностей обучающихся / под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 211 с.

8.                     Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования: Методические рекомендации. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 187 с.

9.                     Проектирование в образовательном процессе вуза: гуманитарные технологии: научно-методическое пособие / под ред. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 192 с.

10.                 Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: методическое пособие / О.В. Акулова, А.Е. Бахмутский, Р.У. Богданова, О.Б. Даутова, Е.В. Пескунова, Н.Ф. Радионова,
А.П. Тряпицына
; под ред. С.А. Гончарова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 159 с.

11.                 Преподаватель современного вуза: компетентностная модель / под общ. ред. проф. Л.Н. Харченко. – Ставрополь: Ставрополь-сервис-школа, 2012. – 168 с.

12.                 Роботова А.С. Гуманитарный текст в педагогическом познании и преподавании педагогики: научно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 224 с.

13.                 Технологии обучения средствами высокотехнологичной образовательной среды: учебно-методический комплекс / под ред. проф. Т.Н. Носковой. – СПб.: Изд-во РГПУ
им. А.И. Герцена, 2007. – 255 с.

14.                 Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации». – М.: Проспект, 2013. – 160 с.