Терминологический словарь
Авторский
педагогический проект – представленный или реализуемый
инновационный проект образовательного учреждения или отдельных его звеньев.
Базовое образование – общественно необходимый уровень образовательной подготовки,
определяющий базовую культуру человека.
Баллы оценочные
– условное численное выражение оценки учебных достижений учащихся.
Беседа –
словесный метод обучения и воспитания, при котором учитель, пользуясь заранее
подготовленными вопросами, опираясь на знания и опыт учащихся, подводит их к
пониманию и усвоению новых знаний или выявляет их уровень.
Вариативность
образований – свойство или условия образования, в
которых учащиеся могут выбрать разные траектории, области знаний, типы
учреждений, адекватных собственным возможностям и планам.
Взаимное обучение – форма обучения, когда под руководством
педагога учащиеся учат друг друга.
Воспитание – 1)
это организация нравственно осмысленной, духовно-содержательной,
событийной, творческой жизни студентов; 2)
социально, педагогически и личностно
обусловленный процесс овладения детьми жизненным опытом, ценностями, смыслами и
нравственными способами поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с
взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме; 3) деятельность,
направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства [14: 3].
Гуманитаризация образования
– ориентированность образования на приоритетное развитие общекультурных
компонентов в обучении, воспитании человека.
Дифференцированное
обучение – форма
организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности
учащихся.
Доступность обучения
– принцип, требующий соответствия сложности и трудности изучения материала
возможностям, представлениям, пониманию учащихся.
Задача познавательная
– задача, которая предполагает поиск новых знаний, умений и стимулирование
активных умственных усилий учащихся.
Инновационное
образовательное учреждение – образовательное учреждение, значительно отличающееся от обычных своей направленностью и образовательными
программами.
Инновационные формы
учебных занятий – формы, методы и средства занятий,
которые отличаются новизной и оригинальностью.
Инновация – нововведение, вносящее в
образовательную среду элементы, улучшающие характеристики разных аспектов
педагогической деятельности.
Качество
знаний – высокий уровень владения, отличающийся полнотой
и глубиной, системностью, оперативностью, гибкостью, конкретностью,
обобщенностью.
Качество образования
– полнота, глубина, определенный уровень знаний и умений, умственного,
физического и нравственного развития, которого достигают выпускники
образовательного учреждения в соответствии с государственными образовательными
стандартами. Качество образования зависит от уровня престижности образования в
общественном сознании и системе государственных приоритетов, от финансирования
и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной
технологии управления ими.
Качество
воспитанности – качество зрелости личности:
–
духовно-нравственная зрелость: духовность, нравственность, общая культура и
др.;
– гражданская зрелость: свобода,
ответственность, гражданственность, патриотизм;
– профессионально-личностная зрелость:
адаптивность, самостоятельность, жизнетворчество, субъектность,
профессионализм и др.
Квалификация педагога
– профессиональная готовность педагога,
позволяющая ему выполнять трудовые функции.
Компетенция педагога – владение учителем необходимыми
знаниями, умениями, сформированность у него
ценностных ориентаций и профессионально активной позиции.
Качества
личности преподавателя – значимые для продуктивного общения: глубокое знание психологии другого человека; социальная установка на
человека; безусловное принятие ребенка – принцип предвосхищающего уважения;
развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, интуиция,
воображение; воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и
сочувствовать – готовность к эмпатии; личностные черты и
индивидуально-психологические особенности; самопознание и самооценка,
педагогическая рефлексия; коммуникативные умения – умения вступать в
общение, владение техникой общения; речевое развитие; педагогическая интуиция.
Компоненты
понятия обучаемости – 1) потенциальные
возможности обучаемого; 2) фонд действенных знаний (тезаурус); 3) обобщенность
мыслительного процесса; 4) темпы продвижения в обучении (темпы усвоения
знаний).
Контроль – функция управления, устанавливающая
степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.
Концепция
– 1) совокупность идей и взглядов на смысл воспитания и способы его
преобразования; 2) исходный замысел, необходимый для практического воплощения и
разработки программ, проектов, планов.
Компетенция
(от лат. competentia – достигаю, подхожу) –
совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих
готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в
любой (в том числе нестандартной) ситуации; способность применять знания,
умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области
деятельности.
Компетентность –
совокупность сформированных компетенций, составляющих систему профессионализма
специалиста, в т. ч. в определенной области деятельности.
Лекция – метод и форма обучения, при которых
последовательно и аргументированно организуется изучение емкого по содержанию
учебного материала, стимулирующее и управляющее мысленной деятельностью
учащихся.
Маркетинг
образовательных услуг – процесс определения ценообразования,
планирования, продвижения и реализации образовательных услуг организациям и
отдельным лицам.
Маркетинг (рынок, сбыт) – мониторинг (отслеживание
результатов) и анализ образовательных услуг с целью разработки новых и
совершенствования существующих, чтобы обеспечить им конкурентоспособность.
Многоуровневость образования – организация многоэтапного образовательного
процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня
образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.
Многоуровневая структура – структура, которая
реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными
образовательно-профессиональными программами трех уровней, обеспечивающими
получение соответствующей квалификации: «бакалавр», «дипломированный
специалист», «магистр».
Модель – мера, образец, норма; представитель,
заменитель оригинала в познании или на практике.
Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее
современным требованиям, в частности модернизация образования, задающая
стратегию развития образовательной сферы с позиции качества образования и
условий его предоставления.
Мониторинг качества образования – система контроля,
слежения за процессом и результатами исследования, включающая
сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих
образовательный и исследовательский процессы.
Мониторинг –
контроль с периодическим слежением за
объектом исследования и обязательной обратной связью. Мониторинг в образовании
– постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления
его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Метод
управления – 1)совокупность способов и средств
целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления;
определенные способы управленческого воздействия в каждой конкретной ситуации
функционирования педагогической системы; 2) методы материальной мотивации; методы социальной мотивации (премии или
штрафы); методы властной мотивации.
Мастерство педагога – совершенное владение педагогическими
технологиями и умениями.
Методическая работа – система работы, организуемая в школе
для повышения мастерства педагогов.
Новация (лат. novation – изменение, обновление) ≈ новшество
– в широком смысле особая культурная ценность (материальная или
нематериальная), которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми
как новая; результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на
разработку, изготовление и распространение новых видов продукции, услуг и
технологий, организационных форм на уровне вуза, факультета, кафедры, автора
или группы авторов; результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации на
рынке в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической
деятельности либо в новом подходе к социальным
(образовательным) услугам.
Непрерывное
образование – единая система государственных и общественных образовательных
учреждений, обеспечивающая организационное, содержательное единство и преемственную
взаимосвязь звеньев, совместно решающих задачи воспитания, общеобразовательной
политехнической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом
актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его
стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на
протяжении всей жизни.
Обучение
– целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению
знаниями, умениями, навыками и компетенцией, деятельности, развитию способностей,
применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации
получения образования в течение всей жизни [14: 3].
Образовательный
стандарт – стандартный результат обучения; уровень
обучения (качество образования, на которое нацелен этот стандарт); отражающий
цели и ценности образования, его содержание и результаты.
Общение – сложный и многоплановый процесс установления и
развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной
деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии
взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.
Образование
– единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно
значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и
государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков,
ценностных установок, опыта деятельности и компетенции
определенных объема и сложности в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального
развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
[14: 3].
Объяснение – прием обучения, помогающий раскрывать
существенные свойства изучаемых явлений разнообразными аргументами.
Определение –
характеристика понятия через его существенные признаки.
Обученность – достигнутый на момент диагностирования уровень
реализации намеченной цели.
Обучаемость – это
способность, «пригодность» учащегося овладевать заданным содержанием обучения.
Синонимы понятию «обучаемость»: «податливость»,
«учебная способность», «потенциальные возможности», «восприимчивость».
Опыт педагога – сложившийся за продолжительное время
стиль работы педагога.
Парадигма –
система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в
качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного
сообщества. Это такой
методологический конструкт, который
интегрирует основополагающие научные теории, объясняющие устройство мира,
способы поиска новых знаний о нем и приоритетные ценностные ориентации научного
сообщества. Все три составляющие парадигмы теснейшим образом связаны и
взаимообусловлены.
Педагогический
менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных
норм и технологических приемов управления образовательным процессом,
направленный на повышение его эффективности.
Профессиональная
компетентность учителя – интегральная характеристика, определяющая способность
специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные
задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с
использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и
наклонностей.
Педагогическая
система – единство
и упорядоченность образования, воспитания, обучения с установленными между ними
сущностными связями.
Педагогическое умение
– совокупность практических действий по
применению теоретических знаний в педагогической деятельности.
Передовой
педагогический опыт – работа учителя с получением более
качественных результатов за счет инноваций.
Педагогическое
общение – профессиональное
общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе,
развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и
управление общением в детском коллективе.
Познание –
деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний через
выяснение причинно-следственных связей.
Понятие
– результат общего представления об объектах и явлениях
через совокупность характерных свойств, признаков.
Повышение
квалификации – вид профессионального дополнительного образования, направленного на
формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций.
Преподавание –
организация учебно-познавательной деятельности обучаемых
и управление ею.
Проблемное обучение – вид учебно-познавательной деятельности,
когда учитель организует изучение учебного материала через решение учебных
проблем и создание ситуаций поиска.
Проверка и оценка
знаний и умений учащихся – процесс выявления уровня усвоения учебного материала и его
сравнения с требованиями, предъявляемыми к качеству знаний и умений.
Развивающее обучение – направление обучения, ориентированное
на развитие физических, интеллектуальных и психических способностей учащихся.
Репродуктивный метод
обучения – формирование мыслительных действий и выполнение
практических действий через показ образов.
Руководство – деятельность по координации усилий
педагогического коллектива при решении задач образования.
Рейтинговая система
оценки знаний – система, основанная на интегральной
(суммарной) оценке результатов всех видов учебной деятельности студента в
течение семестра. Предназначена для повышения
объективности и достоверности оценки уровня подготовки специалистов и
используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в
вузе.
Способности
– индивидуально-психологические свойства и качества личности, которые являются
условием успешного выполнения определенного вида деятельности.
Самообразование –
приобретение систематизированных знаний и умений через самостоятельные действия
учащихся.
Системность знаний
– наличие структурно-функциональных связей между смежными компонентами или знаниями.
Содержание
образования –
часть культуры, дидактически отработанная и включенная в учебные стандарты,
программы, учебники. Содержание образования имеет особое значение, поскольку
через него социальные цели трансформируются в
педагогические.
Содержание
профессионального образования – это система
теоретических и эмпирических норм, ценностей, знаний основ наук о сущности и
закономерностях развития природы и общества, организации, техники и технологии
производства, практических умений и навыков, в целом обеспечивающих подготовку
специалистов высокого уровня образованности, воспитанности, квалификации,
профессиональной мобильности, обуславливающих процессы социализации и
профессионализации личности.
Средства обучения –
компонент учебно-материальной базы школ, помогающий усвоению учебного
материала.
Самоорганизация –
работа образовательного учреждения, педагога, учащегося, направленная на
рационализацию своего труда.
Семинар –
специфическая форма организации учебно-познавательной деятельности,
направленная на закрепление, проверку самостоятельно добытых знаний студентов и
их оценку.
Система – целое, представляющее единство
закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
Самоуправление – вовлечение педагогов и учащихся в
принятие и реализацию управленческого решения.
Система управления
качеством – совокупность определенных концептуальных
установок, нормативов, средств и управленческих процедур, которые обеспечивают
создание образовательного продукта в соответствии с требованиями стандарта.
Стандарт
– образец, эталон, модель, принимаемые за исходные при
сопоставлении с ними подобных объектов.
Традиция – система установившегося опыта
педагогической деятельности с привычными и доступными формами и методами
работы.
Тенденции
в мировом образовательном пространстве –
1) переход от элитного образования к
высококачественному образованию для всех; 2) углубление межгосударственного
сотрудничества; 3) увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей и
введение новых человеко-ориентированных учебных дисциплин: политологии,
социологии, психологии, культурологии; 4) сохранение сложившихся национальных
традиций и национальной идентичности стран и регионов.
Технологии
организации учебного процесса – 1) предметно ориентированное обучение,
направленное на усвоение предмета (продуктивная); 2) личностно ориентированное
обучение, направленное на удовлетворение потребностей ученика (щадящая); 3)
сотрудничество (партнерство) при усвоении предмета и удовлетворении
потребностей ученика (партнерская).
Управление – совокупность
законов, принципов, правил организации осознанной, целенаправленной деятельности,
нацеленной на упорядочение и подчинение интересам субъекта деятельности
элементов внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.
Умения – освоенные человеком способы выполнения
действий, предписанных знаниями и правилами.
Управление
образовательными системами
– отрасль педагогики,
предметом которой являются вопросы организации управления в системе образования
и в образовательно-воспитательных учреждениях.
Учебная деятельность – процесс усвоения знаний и способов
через решение учебных задач.
Учебник –
вид книги, в которой излагается содержание минимума знаний по учебной
дисциплине.
Управление
образованием – планирование, организация и
контроль, определяющие функционирование и развитие системы образования.
Управленческое
решение – императивный, стратегический или тактический
проект предстоящего дела с предполагаемыми результатами.
Функции
общения – 1) «открытие» ребенка в общении, призванное
создать комфортные условия на уроке, в классе: а) выбор пластической позы, б)
подача информации с позиции «мы», в) установление личного контакта; 2) «соучастие»
ребенка в процессе общения: а) демонстрация расположенности; б) проявление
интереса; в) оказание помощи; 3) «возвышение» ребенка: а) принятие
ребенка как данности; б) просьба о помощи; в) поддержание
оптимистического рубежа.
Функции
и принципы непрерывного образования – 1) диагностическая,
компенсаторная адаптационная, познавательная, культурологическая, развивающая;
2) всеобщность, демократизм и доступность; 3) непрерывность, интегративность и преемственность; 4) открытость,
самообразование.
Целостный
педагогический процесс – педагогический процесс, в котором установлены иерархические связи
между частями по степени их значимости.
Эвристический метод
(частично поисковый) –
организация познания через поэлементные поисковые вопросы и учебные
ситуации.
Литература
1.
Богданова
Р.У.
Гуманитарные ориентиры исследования творческой индивидуальности человека
(педагогический аспект): научно-методические материалы. – СПб.:
ООО «Книжный дом», 2008. – 272 с.
2.
Гогоберидзе
А.Г.
Гуманитарная технология индивидуального сопровождения студента в многоуровневом
педагогическом образовании: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 192 с.
3.
Гуманитарные
технологии и компетентностная модель современного
педагога: Методические материалы для проведения тренингов образовательных
учреждений / И.С. Батракова,
Е.В. Тряпицын, Т.В. Щербова
под ред. И.С. Батраковой. –
СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 103 с.
4.
Ефремова
Н.Ф.
Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. – Ростов н/Д: Аркол, 2010. – 386 с.
5.
Инновационные технологии в
гуманитарных науках. Сб. трудов 6-й Межд. конф. – Ульяновск, 2012.
6.
Интеграционные процессы и гуманитарные
технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в
европейских университетах: научно-методические материалы / В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына
– СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. – 272 с.
7.
Комплект контрольно-измерительных материалов
для оценки компетентностей обучающихся / под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 211 с.
8.
Проектирование современных
образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического
образования: Методические рекомендации. – СПб.: Изд-во
РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 187 с.
9.
Проектирование в
образовательном процессе вуза: гуманитарные технологии: научно-методическое
пособие / под ред. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 192 с.
10.
Проектирование учебно-методического
обеспечения модулей инновационной образовательной программы: методическое
пособие / О.В. Акулова, А.Е. Бахмутский, Р.У. Богданова, О.Б. Даутова,
Е.В. Пескунова, Н.Ф. Радионова,
А.П. Тряпицына; под ред. С.А. Гончарова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 159 с.
11.
Преподаватель современного вуза: компетентностная модель / под общ.
ред. проф. Л.Н. Харченко. – Ставрополь:
Ставрополь-сервис-школа, 2012. – 168 с.
12.
Роботова А.С.
Гуманитарный текст в педагогическом познании и преподавании педагогики:
научно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный
дом», 2008. – 224 с.
13.
Технологии обучения средствами
высокотехнологичной образовательной среды: учебно-методический комплекс / под
ред. проф. Т.Н. Носковой. – СПб.: Изд-во
РГПУ
им. А.И. Герцена, 2007. – 255 с.
14.
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации». – М.: Проспект, 2013. – 160 с.