Приложения

 

Методика системного анализа и оценки учебных занятий

(по В.П. Симонову)

 

Оценки

Критерии

Баллы

Оценки основных личностных качеств преподавателя

 

 

 

Высший балл 5

 

 

 

Оценка основных характеристик учащихся на занятии

 

Высший балл 4

 

 

 

Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся

 

Высший балл 4

 

 

Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий

 

Высший балл 7

 

 

Оценка цели и результатов проведенного занятия

Высший балл 5

 

 

 

Самоанализ

Высший балл 10

1.   Знание предмета и общая эрудиция преподавателя.

2.   Уровень педагогического и методического мастерства.

3.   Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, общая и специфическая грамотность.

4.   Степень тактичности и демократичности общения с учащимися.

5.   Внешний вид, культура, мимика и жесты.

 

1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.

2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков.

3. Наличие и эффективность коллективных форм работы.

4. Степень дисциплинированности, организованности, заинтересованности.

 

1.    Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала.

2.    Актуальность и связь с жизнью (теория и практика).

3.    Степень новизны, проблемности,
привлекательности учебной информации.

4.    Оптимальность объема предложенного для усвоения материала.

 

1.    Рациональность и эффективность использования времени занятий, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности.

2.    Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на занятии.

3. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы.

4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятия.

5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, соответственно которому проводилась оценка их знаний, умений, навыков.

6. Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.

7. Степень соблюдения правил охраны труда преподавателем и студентами в конце занятия.

 

1.    Степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия.

2.    Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

3.    Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).

4.    Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе занятия).

5.    Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало ему).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если получено 85 баллов и выше – занятие прошло на «отлично»; 84–65 баллов – «хорошо»; 64–45 баллов – «удовлетворительно».

Аспектный анализ базируется на определении, что аспект (от лат. aspectus – взгляд, вид) – точка зрения, в соответствии с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива, и поэтому рассматривает какую-либо сторону или отдельную цель урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов, дает оценку под определенным углом зрения в соответствии с практической необходимостью изучения учебно-воспитательного процесса. Объектом анализа становятся следующие цели занятия; использование развивающих методов обучения; изучение способов активизации познавательной деятельности студентов; формирование общеучебных умений и навыков; проверка и оценка ЗУНов; организация проблемного обучения и т. п. Существенный недостаток данного вида анализа составляет его относительный субъективизм, так как выбор определен личными взглядами, знаниями и опытом проведения занятий наблюдателя.

 

Анкета анализа (самоанализа) организации мыслительной деятельности студентов на учебном занятии

 

1.       Какие приемы и формы работы помогли педагогу добиться активности и самостоятельности мышления студентов?

а) система вопросов;

б) создание проблемных ситуаций;

в) введение эвристических задач;

г) организация поисковой и исследовательской работы на занятии;

д) использование индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы.

2. Какого уровня понимания добивался преподаватель от студентов?

а) описательного;          б) сравнительного;

в) обобщающего;           г) оценочного.

3. Какая из форм учебной работы была наиболее эффективной в процессе актуализации в памяти студентов ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала?

а) индивидуальный опрос;

б) групповое собеседование;

в) система упражнений.

4. С помощью чего педагог добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия
студентами изучаемого материала?

а) техники убеждающего и внушающего воздействия;

б) определенного подбора методов и приемов обучения;

в) введения разнообразных интеллектуально-развивающих игр;

г) использования современных аудиовизуальных средств.

 

 Схема анализа лекций

 

Лектор: Ф. И. О.

Курс, факультет, предмет

Тема.

– Как входит лектор в аудиторию (внешний вид, мимика, настроение)?

Реакция студентов на появление лектора.

– Подготовка студентов к восприятию лекционного материала.

– Как сообщается тема и план лекции (в какой степени в плане отражается структура лекции и логика изложения)?

– Контакт с аудиторией.

– Методы, приемы и средства активизации познавательной деятельности студентов на лекции.

– Активность студентов.

– Стиль общения лектора с аудиторией.

– Формы общения лектора с аудиторией (личностно-доверительные, эмоционально-личностные, деловые).

– Тон обращения (спокойный, взволнованный, властный).

– Манера общения лектора (уважительная, шутливая, пренебрежительная, серьезная, доброжелательная, озлобленная).

– Дикция лектора (внятность, четкость речи, соответствие темпа речи характеру учебной деятельности студентов на лекции, умение варьировать темп и громкость речи).

– Уровень свободы изложения материала.

– Является ли лекция лабораторией мысли ученого?

Пользуется: 1) тезисами, 2) развернутым планом, 3) кратким конспектом, 4) рабочим конспектом, 5) полным текстом лекции.

Изложение свободное.

Дидактическое обеспечение лекции.

– Методы подачи содержания материала.

– Уровень аргументации.

– Ввод демонстраций, экспериментов.

– Использование технических средств.

– Учет возрастных, индивидуальных различий.

– Опора на личный опыт студентов.

– Связь с ранее изученным материалом.

Соотношение вербального, образного, абстрактного и конкретного в изложении.

Проблемность.

– Характер построения и подачи учебных задач, их творческий уровень.

Какая модель обучения реализована?

– Цели лекции.

– Соотношение содержания лекции с содержанием учебника;

– Новизна курса, темы;

– Привлечение новейших достижений науки, уровень их общности и конкретизации;

– Опора на собственные исследования;

– Связь с жизнью, производством, с будущей профессией студентов.

Рекомендуемая литература.

Методический уровень лекции.

а) постановка учебных и воспитательных задач и их разрешение;

б) определение понятийного и логического аппарата, темы, раздела науки;

в) удачность и умелость привлечения фактического материала, примеров из жизни, литературных образов;

г) доступность изложения, уровень популяризации науки;

д) выразительность и экспрессивность;

е) педагогическая техника лектора;

ж) уровень мастерства лектора, факты, доказывающие это;

з) недостатки лекции и ее причины.

Рекомендации для улучшения организованного, научного и методического уровня лекции.

 

Схема анализа семинарских и практических занятий

 

Факультет, курс, предмет.

Тема семинарского занятия:

Научный уровень тематики семинара: методологический, проблемный, практический.

Соответствие рекомендуемой литературы, первоисточников уровню подготовленности студентов.

Характер использования знаний студентами:

– репродуктивный,

– творческий.

Уровень овладения понятийным аппаратом.

Глубина проработки вопросов и всей тематики и отражение содержания знаний, темы в конспектах, рефератах,
докладах.

Уровень овладения студентами письменными и устными формами изложения материала:

– читает конспект,

– излагает по плану,

– излагает свободно,

– осуществляет критический анализ различных подходов к проблеме, теме.

Доказательность выдвигаемых положений, мнений,
задач. Соответствие используемой на семинаре информации содержанию учебника и лекций

– глубина,

– новизна – постановка новых проблем.

Уровень активности группы в обсуждении проблемы, учебных задач, исследований и первоисточников на семинаре:

– Сколько человек выступило по конкретному вопросу, проблеме?

– Сколько человек выступило на семинаре?

– Сколько вопросов было задано докладчику и каких?

– Были ли оппоненты по обсуждаемым проблемам?

Уровень постановки учебно-творческих задач перед студентами при подготовке семинара (практикуются ли просеминары, консультации перед семинаром?)

В какой форме осуществляется обсуждение вопросов, темы семинара (доклады, рефераты, рецензирование первоисточников, дискуссии)?

Какова форма контроля работы студента на семинаре и как оценивается степень участия?

Какова форма подведения итога семинара?

Как осуществляется управление ходом обсуждения проблем на семинаре руководителем (преподавателем)?

Методы и средства активизации студентов на семинаре.

Цели семинара:

– углубленное изучение всего курса,

– основательная проработка наиболее важных разделов, тем,

– формирование методологии мышления,

– углубленная разработка отдельных проблем науки,

– обсуждение научно-исследовательских и творческих работ студентов, членов кафедры, аспирантов.

Положительная сторона и достоинства семинарского занятия.

Недостатки организации семинара и предложения по совершенствованию методики проведения семинарских занятий.

 

 Дидактические материалы к практическим занятиям

 

1. Методологический семинар по современным проблемам психолого-педагогических исследований

Форма проведения: круглый стол.

Используемые дидактические материалы: авторефераты диссертационных исследований за последние 2 года; материалы доклада Д.И. Фельдштейна «О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии»; Положение ВАК о требованиях к исследованиям в области педагогики и психологии, журналы, рекомендованные ВАК РФ: «Преподаватель ХХI», «Наука и школа», «Психология развития».

2. Модель позиционного обучения студентов

Форма проведения: проблемный семинар, совместно распределенная деятельность.

Используемые дидактические материалы: научные тексты в области педагогики и психологии для анализа понятий, составления схемы и выделения основного тезиса.

3. Инновационные формы семинарских занятий и оценивания результатов образования

Форма проведения: деловая игра.

Используемые дидактические материалы: учебно-исследовательские работы студентов, планы-конспекты семинарских занятий, разделы УМК по организации семинарских занятий по дисциплине «Общая педагогика», «Общая психология», «Методология психолого-педагогического исследования».

4. Психолого-педагогические основы преподавания учебных дисциплин

Форма проведения: кейс-метод.

Используемые дидактические материалы: видео- материалы лекционных занятий, схема активизации познавательной деятельности студентов, учебные игры для анализа эффективности усвоения учебных дисциплин.

5. Нормы поведения в организации и индивидуальность

Форма проведения: тематические дискуссии, ролевые игры.

Используемые дидактические материалы: схематическое изображение модели эффективного управления учебным процессом, диалоговой модели управленческого поведения, модели ситуаций для проигрывания различных форм поведения в организации.

6. Самостоятельные исследования учащихся

Форма проведения: проблемный семинар.

Используемые дидактические материалы: тексты курсовых и дипломных работ, схема организации самостоятельного исследования учащегося, разделы УМК по организации самостоятельной работы по дисциплине «Общая педагогика», «Общая психология», «Методология психолого-педагогического исследования», тематика исследований в области педагогики и психологии для разработки схемы самостоятельного исследования учащихся.

7. Использование современных технических средств в преподавании

Форма проведения: практическое занятие.

Используемые дидактические материалы: современные технические средства обучения: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, проектор, ноутбук, материалы занятий для использования их на мультимедийном оборудовании.

8. Профилактика синдрома «эмоционального сгорания» преподавателя

Форма проведения: психолого-педагогический тренинг.

Используемые дидактические материалы: визитные карточки, раздаточный материал с описанием ситуаций в психолого-педагогической практике различных стадий профессионального «сгорания».

9. Современные технологии развития познавательного стиля учащихся

Форма проведения: КТД.

Используемые дидактические материалы: схемы технологии развития познавательного стиля учащихся, технологические карты, раздаточный материал (бумага, фломастеры и т. п.), мультимедийное оборудование.

 

Анкета «Каков Ваш творческий потенциал?»

(по А.Э. Симоновскому)

Инструкция: выберите один из предложенных вариантов ответа, поставив галочку в соответствующей графе листа для ответов.

Вопросы:

1. Считаете ли вы, что современная система обучения и воспитания может быть улучшена?

а) Да.

б) Нет, она и так достаточно хороша.

в) Да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы незначительно.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в изменении системы обучения и воспитания?

а) Да, в большинстве случаев.

б) Нет.

в) Да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному прогрессу в той сфере деятельности, в которой вы работаете?

а) Да.

б) Да, при благоприятных обстоятельствах.

в) Лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть очень важную роль и сможете что-то принципиально изменить в системе непрерывного образования?

а) Да, наверняка.          

б) Это мало вероятно.         

в) Возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что, осуществив свое начинание, способствуете улучшению положения дел?

а) Да.

б) Часто думаю, но не сумею.

в) Да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться изучением дидактики как науки об обучении?

а) Да, неизвестное меня привлекает.

б) Нет, все, что мне известно пока из этой науки, меня не привлекает.

в) Все зависит от целей изучения этой науки.

7. Вам часто приходится заниматься сравнительно новым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем успеха?

а) Да.

б) Удовлетворюсь тем успехом, который был достигнут до меня.

в) Нет, так как знаю, что успеха добиться невозможно.

8. Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы знать все те теоретические положения, которые могут решить проблему?

а) Да.

б) Нет, достаточно знаний передового опыта.

в) Нет.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) Какое-то время упорствуете, продолжая начатое.

б) Махнете рукой на затею.

в) Продолжаете делать свое дело.

10. По-вашему, профессию надо выбирать исходя из:

а) Своих возможностей и перспектив для себя.

б) Значимости и нужности профессии, потребности в ней.

в) Преимуществ, которые она дает.

11. Путешествуя, могли бы вы легко пройти по маршруту, который однажды пройден?

а) Да.

б) Нет.

в) Да, но только в той местности, которая мне понравилась.

12. Сразу после беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорили?

а) Да, без труда.

б) Запоминаю только то, что меня интересует.

в) Всего вспомнить не могу.

13. Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли повторить его в сходной ситуации?

а) Да, без затруднений.

б) Да, если этот термин легко запомнить.

в) Нет.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) Поразмыслить наедине.

б) Находиться в компании.

в) Вам безразлично, вы все равно решаете свою проблему.

15. Вы занимаетесь подготовкой доклада (сообщения). Решаете прекратить это занятие, только если:

а) Дело закончено и, на ваш взгляд, отлично выполнено.

б) Вы более или менее довольны.

в) Вам не все удалось сделать, но есть еще и другие дела.

16. Когда вы одни, то:

а) Любите почитать книгу любимого писателя.

б) Любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие.

в) Решаете проблему, связанную с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы думаете о ней:

а) Независимо от того, где и с кем вы находитесь.

б) Только наедине.

в) Только там, где не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, то:

а) Можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов.

б) Останетесь при своем мнении, какие бы аргументы не выдвигали.

в) Измените свое мнение, если давление будет сильным.

 

 ПРОТОКОЛ

Фамилия, имя, отчество                                                     

Пол: Ж                                                                               

Возраст:                                                                               

Год обучения                                                                        

Научная специальность (направление)                   

Педагогический стаж:                                               

Кафедра:                                                                               

 

Лист для ответа

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

а, б, в

а, б, в

а, б, в

1

 

7

 

13

 

2

 

8

 

14

 

3

 

9

 

15

 

4

 

10

 

16

 

5

 

11

 

17

 

6

 

12

 

18

 

 

Обработка результатов. Подсчитайте очки, которые Вы набрали, следующим образом: за ответ А – 3 очка; за ответ
Б – 1 очко; за ответ В – 2 очка.

Вопросы, составляющие основные качества творческого потенциала, определяют: 1, 6, 7, 8 – границу Вашей любознательности; 2, 3, 4, 5 – веру в себя; 9, 15 – постоянство;
10 – амбициозность; 12,13 – слуховую память; 11 – зрительную память; 14 – Ваше стремление быть независимым;
16, 17 – способность абстрагироваться; 18 – степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных очков показывает примерный уровень творческого потенциала:

– 49 и более очков. В Вас заложен творческий потенциал, который представляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить ваши способности, то Вам доступны самые разнообразные формы творчества;

– от 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае Ваш потенциал позволит Вам творчески проявить себя, если Вы, конечно, этого пожелаете;

– 23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, ограничен. Но, может быть, Вы недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы мешает Вашему творчеству? Вам необходимо больше уверенности. Начните какое-то новое интересное дело и доведите его до конца. Таким образом Вы решите проблему.

 

Тест-опросник «Креативность»

(по Л.Я. Гозману)

 

Прочитайте приведенные ниже утверждения и выразите степень своего согласия или несогласия с каждым из них. Для этого в соответствующей графе листа для ответов
поставьте галочку.

 

№ утв.

Утверждение

1.

В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения

2.

Главное в нашей жизни – это создавать что-то новое

3.

Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа

4.

Я часто принимаю спонтанные решения

5.

При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек

6.

Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по нескольку раз

7.

Я очень увлечен своей работой

8.

Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие

9.

Я легко принимаю рискованные решения

10.

Я считаю, что способность к творчеству – природное свойство человека

11.

Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю

12.

Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы

13.

Я руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями

14.

Мне кажется, что для того чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку необязательно обладать определенными знаниями в этой области

 

ПРОТОКОЛ

Фамилия, имя, отчество                                                       

Пол: ж/м                                                                                 

Возраст:                                                                                

Год обучения                                                                         

Научная специальность (направление)                     

Педагогический стаж:                                                  

Кафедра:                                                                               

 

Лист для ответа

№ утв.

Да

Нет

№ утв.

Да

Нет

№ утв.

Да

Нет

№ утв.

Да

Нет

№ утв.

Да

Нет

1

 

 

4

 

 

7

 

 

10

 

 

13

 

 

2

 

 

5

 

 

8

 

 

11

 

 

14

 

 

3

 

 

6

 

 

9

 

 

12

 

 

 

 

 

Обработка результатов.

За ответ «да» ставится 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов, затем путем суммирования подсчитывается общий балл.

Креативность характеризует творческую направленность личности.

 

Тест-опросник «Профессиональная мотивация»

(по А.А. Крылову)

Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных ответа. Необходимо из трех вариантов ответов выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ.

Вопросы:

1. Мне нравится:

а) выполнять любую работу, если я знаю, что мой труд не пропадет даром;

б) учиться всему новому, для того чтобы достигнуть поставленных в жизни целей;

в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.

2. Я думаю, что:

а) надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни;

б) своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят тем же;

в) можно заниматься чем угодно, если это приближает к достижению поставленных целей.

3. Я люблю:

а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем;

б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено;

в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим.

4. Я считаю, что:

а) главное в любой работе – это то, что она приносит пользу окружающим;

б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем;

в) в жизни главное – это постоянно учиться всему новому.

5. Мне приятно:

а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу;

б) когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе;

в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно.

6. Меня привлекает:

а) процесс приобретения новых знаний и навыков;

б) выполнение любой работы на пределе моих возможностей;

в) процесс той работы, который приносит явную пользу окружающим.

7. Я уверен в том, что любая работа интересна тогда, когда:

а) она важна и ответственна;

б) она приносит мне пользу;

в) я могу мастерски ее выполнить.

8. Мне нравится:

а) быть мастером своего дела;

б) делать что-то самому, без чьей-то помощи;

в) постоянно учиться чему-то новому.

9. Мне интересно:

а) учиться;

б) делать все то, что заметно окружающим;

в) работать.

10. Я думаю, что:

а) было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда были видны окружающим;

б) в любой работе важен результат;

в) необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется.

11. Мне хочется:

а) заниматься только тем, что мне приятно;

б) любое дело делать как можно лучше, поскольку только таким образом можно сделать действительно хорошо;

в) чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем.

12. Мне интересно:

а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать не многие;

б) когда я обучаюсь делать то, чего неумел раньше;

в) делать те вещи, которые обращают на себя внимание.

13. Я люблю:

а) делать то, что очень всеми ценится;

б) делать любое дело, если мне не мешают;

в) когда мне есть чем заняться.

14. Мне хочется выполнять:

а) любую работу, т. к. мне интересен результат;

б) ту работу, которая приносит пользу;

в) ту работу, которая мне нравится.

15. Я считаю, что в любой работе самое интересное – это:

а) ее процесс;

б) ее результат;

в) то, насколько она важна для других людей.

16. Мне приятно:

а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни;

б) учиться всему новому независимо от того, насколько это нужно;

в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения;

17. Меня привлекает:

а) перспектива, которая откроется мне после окончания учебы;

б) то, что после учебы я стану нужным человеком;

в) в учебе то, что она полезна для меня.

18. Я уверен в том, что:

а) то, чему я научусь, всегда мне пригодится;

б) мне всегда будет нравиться учиться;

в) после учебы я стану нужным человеком.

19. Мне нравится:

а) когда результаты моей работы видны окружающим;

б) когда я выполняю свою работу мастерски;

в) когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать не многие.

20. Мне интересно:

а) когда я качественно выполняю порученное мне дело;

б) делать все то, что заметно для окружающих;

в) если все знают, что я делаю на своей работе.

 

 ПРОТОКОЛ

Фамилия, имя, отчество                                                       

Пол: ж/м                                                                                 

Возраст:                                                                                

Год обучения                                                                         

Научная специальность (направление)

Педагогический стаж:                                                  

Кафедра:                                                                               

 

Вводные замечания.

Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с ней. Профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации – динамичной, изменчивой и представляющей собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую). Профессиональная мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности вуза и коллективов, в которых приходится работать сотрудникам вузов. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности – один из основных.

Общепризнано, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.

Обработка результатов. Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности, среди которых условно выделены четыре основные группы:

1 – мотивы собственного труда;

2 – мотивы социальной значимости труда;

3 – мотивы самоутверждения в труде;

4 – мотивы профессионального мастерства.

После заполнения бланка ответов подсчитывается сумма кружков в каждом столбике. Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: l.1, 1.2,
1.3, 1.4, 1.5, 1.6, ... Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество. Для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.