1.5. Организация самостоятельной работы в системе

профессионального образования

 

В условиях модернизации системы образования федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения позволяют определить в качестве приоритетной задачи профессионального образования подготовку компетентного, конкурентоспособного специалиста, мотивированного на профессиональную деятельность, готового к профессиональному самообразованию как важного критерия оценки результатов обучения.

На необходимость повышения эффективности образовательного процесса в вузах указывает целый ряд стратегических государственных (Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Национальная доктрина образования Российской Федерации, Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года и др.) и нормативно-правовых (законы «Об образовании»,  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) документов, в которых в качестве главной цели выдвигается необходимость приведения основных параметров существующей системы профессионального образования в Российской Федерации в соответствие с новыми требованиями профессиональной деятельности и нормативными правовыми актами Российской Федерации «потребителя образовательных услуг».

В своем Послании Федеральному Собранию  12 декабря 2012 г. Президент РФ В.В. Путин отметил: «Мы должны …укреплять духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России [6, с. 3].

В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» подчеркивается, что «образование в пределах временного горизонта до 2025 года должно обеспечить значительные, содержательные и индустриальные сдвиги в образовании с тем, чтобы сформировать человека как целостную личность новой гуманистической эпохи, личность адекватную мотивам творческого самовыражения, способную преодолеть узость специализированного развития, …стремящуюся к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий». В связи с актуализацией задачи обеспечения (гарантии) качества высшего образования функции оценивания результатов в целом учебной деятельности студентов и их компетенций приобретает новые смыслы. Прежде всего, изменяется понимание роли оценивания в образовательной деятельности. Иными словами, главная задача этой процедуры – улучшение качества работы конкретного человека (студента, преподавателя) и через это достижение более широких целей – улучшение качества обучения, учебных программ и условий образования, достижение нового качества работы всего вуза [1].

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы, организация учебного процесса должна быть направлена на формирование готовности к профессиональному самообразованию как одному из важнейших показателей оценки результатов обучения. Поэтому, задачей кафедр является разработка дифференцированных критериев самостоятельности в зависимости от специальности и вида деятельности (исследователь, проектировщик, конструктор, технолог, ремонтник, менеджер и т. д.). должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Формирование у бакалавров Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом – методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельной работой завершаются все виды учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Ее формы разнообразны – это различные типы домашних заданий. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа должна систематически контролироваться преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

Современная система высшего профессионального образования существует и функционирует в условиях жесточайших социальных противоречий. С одной стороны, в обществе существует понимание необходимости усиления роли системы высшего профессионального образования в жизни общества, в научно-техническом прогрессе, в развитии науки, культуры и остальных сфер жизни. Существует понимание, что с помощью образования закладывается духовно-ценностная мировоззренческая программа в человеке, а также образование является фактором повышения производительности труда. С другой стороны, продолжается рост инвестиций в сферы народно-хозяйственного комплекса. К внутренним противоречиям вузовского образования относится противоречие между возрастающим с огромной скоростью объемом информации, которую необходимо усвоить будущему выпускнику вуза, и ограниченными его возможностями осуществить это в традиционно отводимые сроки. Невероятный поток информации, которая устаревает быстрее, чем студент окончит вуз, уже невозможно «втиснуть» в программы [7, с. 25].

Эти противоречия актуализируют компетентностный подход в образовании и предъявляют повышенные требования к профессионализму специалиста.

Резко критикуя отжившую «зуновскую парадигму» нашего образования, один из наиболее известных российских педагогов Е.А. Ямбург писал: «Ни в одной стране мира никто не ставит перед собой задачи такое количество знаний, умений, навыков ногами впихнуть в голову ребенка». И ни в одной стране мира «так не учат, как мы, – жестко, мощно против шерсти», получая в итоге все «больше количество больных детей и дидактогенных неврозов» [7, с. 24–27].

Таким образом, оценивание должно интерпретироваться как конструктивная обратная связь, как инструмент и технологии обучения. А проблема формирования компетенций рассматривается как их поэтапное освоение, развитие и оценивание на разных стадиях обучения студентов, специалистов будущего.

Принятие компетентностного подхода с переходом от оценки знаний к оценке компетенций обучающихся должно привести к формированию новой контрольно-оценочной системы в вузах, созданию фондов оценочных средств, служб оценивания, разработке технологичных и независимых процедур оценивания [4, с. 16].

Аналитический обзор педагогической литературы позволяет утверждать, что сложный и многоаспектный характер проблемы готовности к профессиональному самообразованию как критерия оценки результатов обучения привлекает внимание ученых смежных отраслей знания.

Ричард Бояцис, один из основателей концепции компетенций, писал в своей книге, что компетенция – основная характеристика личности, которая лежит в основе эффективного или превосходного выполнения работы. Бояцис утверждает, что компетенции образуют своего рода иерархию в структуре личности, и каждая компетенция может существовать на различных уровнях: мотивы и черты – на бессознательном, образ «Я» и социальная роль – на сознательном, а навыки – на поведенческом. Наконец, компетенции – это обобщенные и глубокие качества личности, отражающие ее способности наиболее универсально использовать и применять полученные знания, умения и опыт, владеть приемами, действовать и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях [5].

Взаимосвязь компетентностей и компетенций можно охарактеризовать следующим образом: компетентности – это потенциал человека и специалиста, его знания, умения, навыки, опыт деятельности; компетенции (кинетика и динамика мысли и поступков) – это его действия, понимание проблемы, анализ, поиск решения и деятельность по решению проблемы и достижению результата. Компетентности и компетенции во взаимодействии и обусловливают результат деятельности и успех решения проблем.

Задачи и проблемы современного образования постоянно обсуждаются в нашей стране на самом высоком уровне. Требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. На помощь и преподавателям и студентам приходят интерактивные образовательные технологии. Концепция компетентностного обучения студентов и специалистов становится одной из ведущих при разработке и реализации государственных образовательных стандартов нового поколения, а проблема достижения требуемого качества обучения тесно увязывается с качеством всех составляющих системы образования: программ и стандартов; системы управления; квалификации педагогических кадров; качества образовательных учреждений и образовательного процесса; условий обучения, самообучения и саморазвития обучающихся; результатов образования.

Компетентностный подход нацелен на то, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а качество их усвоения, умение применять их на практике, а также научить его самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

При этом использование компетентностной модели предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний».

Основной ценностью обучения становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях [2].

Мы не представляем, с какими ситуациями могут столкнуться наши ученики в будущем, поэтому надо учить тому, что они могут применить в любых ситуациях.

В ходе исследования нами выявлено, что основными чертами обучения на основе компетентностного подхода к подготовке специалистов являются: 

1. Общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности.

2. Выявление определенных компетенций, которые являются целями развития личности и готовности к профессиональному самообразованию как предмета оценки результатов обучения.

3. Формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры.

4. Индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели.

5. Наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами.

6. Оказание педагогической поддержки формирующей личности и создание для нее «зоны» успеха.

7. Интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности [7].

Как отмечают исследователи проблем организации учебного процесса, основная трудность заключалась в том, что компетенции проявляются только в деятельности студентов: при выполнении проектов; решении проблемных ситуаций при недостатке информации и в нестандартных учебных или реальных ситуациях; решении задач, требующих интеграции знания и опыта в сочетании с поведенческими характеристиками обучающегося.

Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [3, с. 14].

Результаты образования сегодня рассматриваются как ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент по завершении всей или части образовательной программы.

Все компетенции социальны по своему содержанию, так как вырабатываются, формируются и проявляются в социуме и призваны помогать людям (специалистам) решать новые проблемы в знакомых и незнакомых ситуациях. Они имеют сложную компонентную структуру:

– гностический компонент, характеризующий знания студента как основу компетенции;

– фундаментальный компонент, характеризующий умения выполнять определенные действия;

– ценностно-этический компонент, опирающийся на личностные качества и характеризующий отношение личности к осуществляемой деятельности.

Новые требования к результатам освоения образовательных программ обусловливают необходимость разработки и новых принципов оценки качества обучения, качества обучения, уровня освоения компетенций студентами и выпускниками.

С целью более детального изучения особенностей формирования профессиональной компетентности мы разработали модель данного процесса, которая построена на принципе обеспечения процесса интеграции составляющих компонентов учебно-воспитательного процесса, комплексного сочетания содержания, форм и методов деятельности; интеграции целей, задач и функций каждого структурного компонента профессиональной культуры с учетом поэтапного перехода исследуемого процесса на более высокий уровень профессиональной культуры.

Модель представляет собой процесс становления профессиональных качеств, а также репрезентацию в образовательном процессе их будущей профессиональной деятельности через включение в учебный процесс игровых профессионально-ориентированных ситуаций, интерактивного тренинга формирования профессиональной компетентности.

 

Цель профессионального образования – становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом, основанным на формировании у бакалавров готовности к профессиональному самообразованию как предмета оценки результатов обучения.

 

Принципы: целеполагание; интеграция; функциональная полнота;
преемственность; профессиональная направленность; фундаментализм,
бинарность, личностная ориентация.

 

Компоненты:

целевой;

мотивационный;

содержательный;

операциональный;

результативный.

 

Формы и методы интерактивного обучения

 

Результат: сформированность профессиональной компетентности студентов

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Модель

 

Таким образом, обоснованы педагогические условия повышения эффективности формирования ключевых компетенций студенческой молодежи как средство реализации компетентностного подхода посредством инновационных образовательных технологий, включающие:

– непрерывную мотивацию достижения учебных успехов у студентов. Средством развития интеллектуально-творческих способностей студентов выступают учебно-творческие задачи, направленные на развитие интеллектуально-творческих способностей;

– отсутствие мотивов принуждения; педагогическую поддержку в становлении субъектной позиции и взаимодействия преподаватель-студент, студент-студент, способствующей обоснованию смены модели «Я сам учусь, а не меня учат», создание в образовательном пространстве творческой среды; изменение позиции студента влечет за собой и изменение позиции преподавателя. Сегодня в системе образования происходят изменения, «деятельный учитель» сменяется педагогом – «фасилитатором», ориентированным на сотрудничество со студентами, способным к сопереживанию, содействующим ориентации студентов к самообразовательной деятельности, который сомыслит, выражает свое отношение к содержанию излагаемого материала через исследование, диалог, моделирование предметно-содержательного опыта [1].

Обоснование педагогических условий реализации компетентностного подхода в социально-гуманитарном образовании, разработка критериев контроля результатов обучения в форме компетенций, которые позволят прогнозировать наилучшую организацию самостоятельной работы.

Проведен анализ практики формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста, основанного на формировании у бакалавров готовности к профессиональному самообразованию как предмета оценки результатов обучения в Дагестанском государственном университете и на его основе определены теоретические подходы к обновлению содержания профессионального образования по гуманитарному направлению.

Модель задает цели, средства и перспективы развития профессиональной компетентности, ее прогрессивного изменения, ее структурные и содержательные составляющие систем и технологий организации педагогического процесса в различных образовательных средах, выявлены условия и механизмы реализации творческо-деятельностного, т. е. компетентностного подхода в национальной системе образования.

Новизна подхода, который используется при создании данной модели, заключается в том, что «проектирование ведётся, исходя из интересов потребителя образовательных услуг – человека с его образовательными потребностями, в течение всей жизни повышающего свой образовательный потенциал [1].

Инновационная деятельность студентов выступает в качестве пускового механизма формирования их компетенций благодаря тому, что это рождает у обучающихся новый учебно-познавательный мотив, побуждающий их к самостоятельному усвоению нового социального опыта; к полноценной самореализации; к саморазвитию и самосовершенствованию.

Обоснование педагогических условий реализации компетентностного подхода в социально-гуманитарном образовании, разработка критериев контроля результатов обучения в форме компетенций, которые позволят прогнозировать наилучшее отношение студентов к обучению, субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента, развивая самостоятельность, мотивацию и планирование карьеры, разработать интегральные оценки, позволяющие установить уровень сформированности студентов и степень готовности к педагогической деятельности и трудовой деятельности, апробирование модели педагогического сопровождения учащихся Дагестанского государственного университета на основе компетентностного подхода для обеспечения индивидуальной образовательной траектории, формирования компетенций специалиста на основе контрольных заданий для самостоятельной работы, включающих составление портфолио в форме дневника, портфолио достижений, портфолио-отчета или портфолио-самооценки, разработку педагогических технологий, средств, методов и приемов совершенствования подготовки учащихся и оценки качества последовательного или параллельного изучения социально-педагогических дисциплин, обоснование базисных принципов организации инновационных форм организации учебных занятий:

– учтены индивидуально-типологические особенности студента в образовательной деятельности;

– проведение своевременной педагогической диагностики особенностей самообразовательной деятельности студента;

– создание программы, включающей в себя средства (изучение литературы, самостоятельные упражнения и тренировку, самостоятельное выполнение практических задач, работу с аудиовизуальными средствами), методы (наглядные, словесные, практические) и формы (интерактивные лекции, семинары, тренинги, аутотренинги) активизации самообразовательной деятельности будущих специалистов;

– выявление эффективности использования инновационных образовательных технологий в подготовке будущего специалиста; разработка методологии мониторинга качества профессионального образования и определение содержания профессиональных, общекультурных, психолого-педагогических компетенций специалиста гуманитарного направления; выявление условий и механизмов реализации творческо-деятельностного, т. е. компетентностного подхода в национальной системе непрерывного образования; научно-методическое обеспечение повышения эффективности лекционных и семинарских занятий, а также имитационно-моделирующий, проектный и контекстный способы обучения;

– использование модели самообразовательной деятельности будущего специалиста, которая включает в себя: цель, задачи, структуру (подразделяющуюся на диагностику, планирование и самоконтроль);

– разработка, апробация и внедрение методических и организационных аспектов педагогического сопровождения мониторинга качества профессионального образования, разработка различных видов учебных занятий:

– использование в процессе формирования профессиональной компетентности личностно ориентированных методов;

– привлечение к самообразовательной деятельности студентов, кураторов студенческих групп.

Компетентностный подход позволяет, в частности, совершенно по-другому строить цели и содержание образования. А.В. Баранников формулирует содержание «ключевых компетенций» [3]:

– учебные компетенции: организовывать процесс учения и выбирать собственную траекторию образования; решать учебные и самообразовательные проблемы; извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта и т. д.;

– исследовательские компетенции: находить и обрабатывать информацию; использовать различные источники данных; работать с документами и т. д.;

– коммуникативные компетенции: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; понимать, говорить, читать и писать на нескольких языках; выступать публично; литературно выражать свои мысли и т. д.

Стандарты третьего поколения и замена действующих основных образовательных программ на компетентностные ставит перед вузами ряд проблем. Какие компетенции формировать, как их формировать, какие образовательные технологии использовать, как и на каких этапах обучения оценивать уровни усвоения студентами тех или иных компетенций, какую форму оценивания достижений по развитию компетенций предложить студентам в ходе обучения? Эти и другие вопросы еще предстоит нам решать в Дагестанском государственном университете. Контроль результатов обучения в форме компетенций прогнозирует наилучшее отношение студентов к обучению, субъект-субъектному взаимодействию преподавателя и студента, развивая самостоятельность, мотивацию и планирование карьеры.

В числе педагогических условий эффективности компетентностного подхода, направленного на формирование готовности к профессиональному образованию в Дагестанском государственном университете, мы выделяем следующие:

– ориентация на развитие профессиональной компетентности в обучении, развитие потенциала специалиста, его знаний, умений, навыков, опыта деятельности;

– включение в учебный процесс имитационных ситуаций, имеющих профессионально ориентированное содержание, требующее от студентов его самостоятельного и творческого применения;

– обеспечение возможности для проявления активной социальной позиции студентов с помощью интерактивных технологий обучения;

– содействие в актуализации потребности в профессиональном и личностном самоопределении, самореализации, рефлексии, самооценке, самоконтроле;

– ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах в ходе практических занятий;

– организация творческой работы студентов, установка на формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности;

– творческое взаимодействие преподавателей и студентов;

– материально-техническое обеспечение деятельности студентов и преподавателей.

В силу сложности и трудоемкости всего комплекса контрольно-оценочной деятельности по выявлению состава, структуры и уровней сформированности компетенций мы посчитали целесообразным остановиться на имеющемся опыте решения подобных задач, методиках организации и проведения оценивания общих компетенций студентов с тем, чтобы:

– создать на кафедре научно обоснованные условия для формирования фонда оценочных средств;

– создать основу системы оценивания компетенций студентов на различных стадиях обучения, пользуясь квалиметрическими требованиями к контрольно-оценочным материалам и процедурам, обеспечив тем самым возможность сопоставления результатов оценивания и формирования образовательной статистики;

– на каждом переходном этапе обучения студенты зная свои стартовые характеристики, мотивировали их к дальнейшему развитию компетенций, показывая возможности их карьерного роста при наличии соответствующего уровня владения необходимым набором компетенций;

– при обучении студентов преподаватели использовали широкий спектр современных образовательных технологий, позволяющих не только обеспечивать студентов знаниями, умениями и навыками, но и компетенциями.

Коллектив педагогов, занятых в проекте, проработал и внедрил адекватные методы контроля, особенности его организации: стандартизация оценочных средств и процедур; обеспечение преемственности развития компетенций между ступенями образования; установление обоснованных критериев оценивания уровней сформированности компетенций; анализ и учет оценок для использования возможностей учебного портфолио и характеристики динамики развития компетенций студентов за весь период обучения. Основная трудность заключалась в том, что компетенции проявляются только в деятельности студентов: выполнении проектов; решении проблемных ситуаций при недостатке информации и в нестандартных учебных или реальных ситуациях; решении задач, требующих интеграции знания и опыта в сочетании с поведенческими характеристиками обучающегося и его индивидуальными возможностями и др.

1. Осознание значимости и необходимости совершенствования модели подготовки, актуализирует проблему внедрения инновационных технологий, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности, оптимизацию дидактических целей и структурирование преподаваемого учебного материала, технологизацию педагогического процесса в системе высшего профессионального образования в контексте соответствия будущей профессиональной деятельности.

Апробировать модель педагогического сопровождения для обеспечения индивидуальной образовательной траектории, формирования компетенций специалиста.

2. Разработать контрольные задания для самостоятельной работы, включающей составление портфолио в форме дневника, портфолио достижений, портфолио-отчета или портфолио-самооценки.

3. Разработать тесты, направленные на фронтальное выявление остаточных знаний. Портфолио позволяют не только выявить уровень усвоения материала, но и суммировать достижения студентов. Оно позволяет выявить общий уровень владения студентом информацией, содержащейся в учебных курсах модуля, проблемы в усвоении материала, мотивировку обучения. Портфолио способствует повышению интереса к предмету, развития критического отношения к усваиваемому материалу, повышению гибкости профессионального мышления. Существуют некоторые разновидности портфолио: а) портфолио в виде дневника отличается выборочностью, ориентацией на мониторинг прогресса в процессе обучения, разнообразием информации, отражающей уровень подготовки студента, нацеленностью на самооценку, совместную работу студента и преподавателя; б) портфолио достижений составляется студентом с учетом его личных предпочтений. Здесь должны быть представлены работы за определенный промежуток времени, отобранные в соответствии с поставленной преподавателем целью; в) портфолио-отчет включает текущие результаты контрольно-оценочных работ, позволяющих продемонстрировать уровень усвоения студентом основной информации курса; г) портфолио-самооценка должна содержать работы студента, сопровождаемые комментарием преподавателя.

4. Разработать модель обобщенного образовательного маршрута, представленного объединенными в определенной последовательности сериями групп образовательных задач, сформулированных от лица студента как проблемные вопросы:

Я и мой образовательный маршрут.

Я и мой образовательный процесс.

Я и мои учебные предметы.

Я и другие участники образовательного процесса.

Я и мой личностно-образовательный потенциал [5].

5. Разработка критериев контроля результатов обучения в форме компетенций, которые позволят прогнозировать наилучшее отношение студентов к обучению, субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента, развивая самостоятельность, мотивацию и планирование карьеры, разработать интегральные оценки, позволяющие установить качество сформированности у студентов по видам работ и степень общей готовности к педагогической деятельности и степень общей готовности выпускника к трудовой деятельности,

6. Обучать в рамках компетентностного подхода педагогике, задавая «ситуации включения» через оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуют тех или иных решений.

7. Разработать проект решения жизненно значимой проблемы с использованием проектного метода, обеспечивающего формирование компетентности.

Формировать у студентов систему проектировочных умений и навыков, развивать их адаптационные способности, создавать условия для овладения приемами организации самостоятельной работы с помощью «ключевых компетенций»:

– учебные компетенции: организовывать процесс учения и выбирать собственную траекторию образования; решать учебные и самообразовательные проблемы; извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта и т. д.;

– исследовательские компетенции: находить и обрабатывать информацию; использовать различные источники данных; работать с документами и т. д.;

– коммуникативные компетенции: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; понимать, говорить, читать и писать на нескольких языках; выступать публично; литературно выражать свои мысли и т. д.

Анализ изменений в подготовке студентов к самостоятельной деятельности как основы профессионально-личностного становления в условиях реализации компетентностного подхода показал, что они были связаны прежде всего с улучшением качественных показателей в освоении специальных знаний; с формированием профессиональных умений, изменением ценностей и мотиваций образования в вузе, что определяет качество их подготовки.

 

Литература

 

1. Аналитический обзор международных тенденций развития университетского образования. – № 6. – 2003. Интернет-ресурс: http||charko.ru|narod.ru|an6|3.html

2. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы: М.: Изд-во ГИППО, 2008. – 340 с.

3. Баранников А.В. Содержание профессионального образования. Компетентностный подход. – М., 2002.

4. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. – Ростов н: Аркол, 2010. – 386 с.

5. Ефремова Н.Ф. Парадигма образования века – формирование компетенций // Тезисы Всерос. конф. – Ростов н, 2001.

6. Путин В.В. // Российская газета. – 13.12.2012. – С. 3.

7. Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш. Компетентностный подход как показатель качества подготовки специалиста в вузе. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011. – 187 с.

8. Частная школа. – 1996. – № 6. – С. 24.