1.4. Непрерывность образования как условие реализации компетентностного подхода

 

Одним из важных направлений в образовательной политике России выступает непрерывность образования, провозглашаемая основой жизненного успеха личности, благосостояния нации и конкурентоспособности. При этом система непрерывного образования обеспечивает три главных условия, среди которых преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования; возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышение квалификации, переподготовка с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда; отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности для продолжения обучения.

Образование можно рассматривать двояко. Во-первых, как объективный процесс и сферу соответствующей деятельности, имеющей целью, говоря словами С.И. Гессен, «приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного» [5: 36]. Во-вторых, как сферу знания (научного и вненаучного), включенного так или иначе в эту деятельность. Сфера знания может рассматриваться, в свою очередь, в качестве подлежащего усвоению содержания образования и одновременно средства, обеспечивающего оптимальное его функционирование как процесс.

В новых условиях информационного общества меняется само понятие образования. В традиционной педагогике это понятие означает процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, выступающих необходимым условием подготовки молодого человека к жизни и труду. При этом основным путем получения образования является обучение как целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями под руководством опытных педагогов. Российский исследователь Б.С. Гершунский значительно расширяет современное понимание образования, вводя четыре аспекта его содержательной трактовки и рассматривая его как ценность, систему, процесс и результат.

Ценностная характеристика образования, по мнению Гершунского, предлагает рассматривать образование как    государственную, общественную и личностную ценность.

Процессуальный характер образования проявляется в его движении от цели к результату в процессе субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента. Это предполагает, что студент, слушатель, учащийся по мере все более активного, глубокого, всестороннего участия в процессе обучения, воспитания и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в соучастника, субъект педагогической взаимодеятельности, которая осуществляется не только между преподавателем и студентом, но и между учащимися и студентами.

Результативность образования проявляется в грамотности, образованности, профессиональной компетентности, культуре, менталитете специалиста.

Системный характер образования определяется разработкой новых технологий, включающих аудиовизуальные средства, компьютеры, интернет – все, что изменяет процесс обучения и взаимодействия педагога и учащихся. Образование – это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, именно система, а не объем (набор) разрозненных сведений. Системность знаний это наличие в сознании структурно-функциональных связей между смежными компонентами или знаниями.

а) Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

б) Образование – это результат обучения. В буквальном смысле слова означает некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, формированием образа, своего «я». Это усвоение опыта человеческой деятельности в виде системы научных знаний, умений, навыков. Сравним определения образования в двух законах об образовании.

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России.

Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона 26.12.1996 г. № 178-ФЗ).

в) «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 26.12.2012 г. № 273-ФЗ.

г) Образование – встреча обращающихся друг к другу поколений за сомыслием, сочувствием, содействием    (Ф.Т. Михайлов).

д) Образование – процесс становления человека в культуре и культуры в человеке (B.C. Библер) и др.

е) Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, выступающих необходимым условием подготовки молодого человека к жизни и труду. При этом основным способом получения образования является обучение как целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями под руководством опытных педагогов.

Происходящие изменения влияют прежде всего на пересмотр целей высшего образования. Сегодня они не сводятся к усвоению его содержания, а определяются как желаемые характеристики личности выпускников вузов, прежде всего такие, как уровень их самоидентификации, зрелости, развития способов самореализации, готовности к самоопределению и решению задач в различных сферах деятельности.

Как отмечает Гершунский Б.С., «образование в своей качественной характеристике – это не только ценность, система или процесс. Это – по самому своему смыслу – еще и результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния «потребителей продукции» образовательной сферы – государства, общества, каждого человека, всей цивилизации в целом» [4: 57].

Концепция непрерывного образования, впервые представленная на форум ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом, вызвала огромный резонанс, поскольку в предложенной трактовке непрерывного образования была воплощена гуманистическая идея, связанная с постановкой в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. При этом по-новому рассматриваются этапы жизни человека, где устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессионального  самоопределения. С этих позиций непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.

Непрерывное образование – одна из ведущих концепций современной педагогики. Главной целью системы непрерывного образования является целостное развитие личности, а ее ведущие признаки – непрерывность, поступательность, интегративность, преемственность.

Сегодня неактуально положение о том, что «образование дается на всю жизнь», сегодня актуально положение «образование через всю жизнь». В этой связи на современном этапе задачу непрерывного образования мы видим в том, чтобы, с одной стороны, пробудить в каждом педагоге желание овладеть способами осознания и осмысления своего внутреннего мира, способами формирования образа «я» как личности и как профессионала, с другой стороны, развить способности субъекта (личности) адекватно обучаться, действовать и адекватно воспринимать действительность, прежде всего общественные, материальные, духовно-культурные отношения. Следовательно, непрерывное образование представляет собой явление образования, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственных программ; целостная педагогическая система, включающая все многообразие средств, способов, форм приобретения и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, становления гражданской и нравственной зрелости человека. При этом целью непрерывного образования является развитие рефлексии личности (т. е. осознанной общественной потребности в своей    причастности и постоянном самосовершенствовании    относительно выбранной профессии специальности) в любой из периодов жизни и в общественно полезном функционировании.

Цель непрерывного образования не в том, чтобы человека учить всю жизнь, а в том, чтобы он научился учиться самостоятельно в течение всей жизни [3: 162]. Непрерывное образование должно функционировать за счет: демократизации общественных отношений (предполагающей доступность, многообразие, гибкость, многоступенчатость образования); открытости современного общества (дающей человеку возможность реализовать свои потребности, способности, приближать поставленные цели); гуманизации современного образования (т. е. обращенности к человеку, его духовным запросам, интересам, устремлениям, желаниям).

Следовательно, основой для теоретического, а затем и практического развития концепции непрерывного образования явилось исследование Р. Даве, который определил    25 признаков, характеризующих непрерывное образование. По мнению исследователя, эти признаки можно рассмотривать как итог первой фундаментальной фазы научного исследования в данной области. Они предполагают:

– охват образованием всей жизни человека;

– понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы;

– включение в систему просвещения помимо учебных заведений и центров для подготовки формальных, неформальных и внеформальных форм образования;

– горизонтальную интеграцию: дом – соседи – местная социальная сфера – общество – сфера труда – средства массовой информации – рекреационные, культурные, религиозные организации и т. д.;

– связь между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т. п.) на отдельных этапах жизни;

– вертикальную интеграцию: связь между отдельными этапами образования – дошкольным, школьным, послешкольным; разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; различными качествами развития человека (физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т. п.);

– универсальность и демократичность образования;

– возможность создания альтернативных структур для получения образования;

– увязку общего и профессионального образования;

– акцент на самоуправление, на самообразование, самовоспитание, самооценку;

– индивидуализацию учения;

– учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе);

– расширение кругозора;

интердисциплинарность знаний, их качества;

– гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения;

– динамичный подход к знаниям, способность к ассимиляции новых достижений науки;

– совершенствование умения учиться;

– стимулирование мотивации к учебе;

– создание соответствующих условий и атмосферы для учебы;

– реализацию творческого и инновационного подходов;

– облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; познание и развитие собственной системы ценностей;

– поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития;

– развитие воспитывающего и обучающего общества;

– учебу для того, чтобы «быть» и «становиться» кем-то;

– системность принципов для всего образовательного процесса.

Следовательно, в качестве основных принципов непрерывного образования выступают: всеобщность, демократизм и доступность; непрерывность; интегративность и преемственность; открытость; самообразование. При этом функциями непрерывного образования являются: диагностическая, компенсаторная, адаптационная, познавательная, культурологическая.

Программно-методическое обеспечение непрерывного профессионального образования предполагает:

– совершенствование традиционных звеньев системы образования (дошкольного, общего среднего, профессионального, высшего), повышение квалификации и переподготовки кадров;

– развитие общественных форм образования и самообразования в учебно-информационных центрах, на разнообразных курсах, семинарах, в клубах по месту жительства, работы, учебы и т. п. Особое место в этом направлении отводится средствам массовой информации, библиотекам, музеям, научно-техническим и спортивным обществам и другим педагогически ориентированным формам общественного образования и самообразования;

– создание и совершенствование единой государственной и общественной системы профессиональной ориентации и профотбора;

– развитие непрерывного педагогического образования и самообразования, ориентированных на опережающее кадровое обеспечение.

Следовательно, в условиях непрерывного многоуровневого образования интеграция содержания может осуществляться на основе структурной иерархии, где вариативность в содержательном наполнении учебно-программной документации обеспечивается:

– расширением возможностей студентов в профессиональном самоопределении;

– адресной подготовкой специалистов;

– систематизацией и интеграцией основной учебной информации, построением на ее основе целостной картины профессиональной деятельности;

– развитием профессионально важных качеств и адаптивной готовности к профессиональной деятельности в условиях динамики социальных процессов.

Непрерывность профессионального образования осуществляется не только по вертикальной преемственности содержания обучения среднего и высшего профессиональных уровней, но и через горизонтальную взаимосвязь содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин и реализацию индивидуально-развивающей и профессионально-педагогической функций обучения. При этом само содержание дисциплин полифункционально, т. к. в зависимости от направленности изучения в контексте предметной области оно может выполнять различные функции.

Следовательно, содержание образования имеет особое значение, поскольку через него социальные цели трансформируются в педагогические, в целом обеспечивающие подготовку специалистов высокого уровня образованности, воспитанности, квалификации, профессиональной мобильности, обусловливающие процессы социализации и профессионализации личности.

В условиях осуществления непрерывного образования каждой личности предоставляются равные возможности для реализации собственной программы получения образования (индивидуальная траектория обучения), представляющей собой результат реализации личностного потенциала студента в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. При этом организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии, где чаще всего используются различные технологии обучения. В современной дидактике эти задачи решаются двумя способами, каждый из которых имеет специфику.

Первый способ предполагает дифференциацию обучения, согласно которой к каждому обучаемому предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого студента применительно к изучаемой им образовательной области, где предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения изучаемых учебных дисциплин.

Одним из основных принципов организации системы обучения как открытой является адаптивность (прилаживание, приспособление) системы к уровням и особенностям развития обучаемых, где выделяется два основных аспекта адаптивной образовательной системы: адаптивное обучение и адаптивный контроль знаний (или педагогический контроль). При этом педагогический контроль является важным компонентом образовательной системы и частью учебного процесса, поскольку до сих пор его результатом считается оценка успеваемости, которая определяет соответствие деятельности студентов требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

Общекультурные компетенции (ОК):

·         характеризуются культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

·         способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

·         способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

·         способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

·         готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

·         способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

·         готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

·         готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работа с компьютером как средством управления информацией    (ОК-8);

·         способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

·         владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников    (ОК-10);

·         готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

·         способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

·         готов использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

·         готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

·         способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

·         способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

  Профессиональные компетенции

Общепрофессиональные (ОПК):

·         осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

·         способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

·         владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

·         способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

·         владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

·         способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).

В области педагогической деятельности:

·          способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

·         готов применять современные методики и технологии, в т. ч. и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на определенной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

·         способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

·         способен использовать возможности образовательной среды, в т. ч. информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

·         готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса    (ПК-5);

·         способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

·         готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

Матрица проектирования

Основной образовательной программы (ООП)

 

Рамки трудоемкости установлены во ФГОС для каждого цикла

Всего: 96–225 з. е.

Базовая часть,

установленная ФГОС ВПО

Рамки трудоемкости установлены во ФГОС для каждого цикла

Всего: 51–75 з. е.

                Вариативный компонент,

установленный в Основной образовательной программе

Вариативные курсы (по выбору вуза)

Курсы по выбору студентов

Б.1.Гуманитарный, социальный    и экономический циклы 25–35 з. е.

История

Философия

Иностранный язык

Культура речи

Экономика образования 1020 з. е.

      Право в сфере образования

      Культурология

 

Б. 2. Математический и естественнонаучный циклы

8–15 з. е.

Информационные технологии

Основы математической обработки информации

Естественнонаучная картина мира

610 з. е.

ИКТ в образовании и культурно-просветительской деятельности

 

Б. 3. Профессиональный цикл

63–175 з. е.

Педагогика

Психология

Методика обучения и воспитания в области (...)

Безопасность жизнедеятельности

3545 з. е.

Рамки трудоемкости вариативного компонента во ФГОС не установлены, но определяются с учетом трудоемкости инварианта, а также заданной во ФГОС пропорции: курсы по выбору студентов должны составлять не менее 1/3 от общего объема трудоемкости вариативного компонента

 

  Компетентностно формирующая часть

 

Компетенции    выпускников вуза (коды, названия)

Шифры дисциплин, модулей,    практик

Распределение по курсам / семестрам    обучения, дисциплинам, модулям,    практикам

I курс

II курс

III курс

IV курс

1семестр

 семестр

 семестр

 семестр

 семестр

 семестр

 семестр

 семестр

         ОК

Общекультурные компетенции

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-2

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-3

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непрерывное образование

 

Дошкольное

Школьное

Профессиональное

Послевузовское

Дополнительное

Ясли

Начальное

Начальное

Аспирантура

 

Детсад

Базовое

Среднее спец.

Докторантура

 

 

Проф.

Высшее

 

 

Результат

 

В свою очередь, каждый из приведённых элементов имеет свою структуризацию и ступенчатость, предполагающую:

·         дошкольное (ясли, детский сад);

·         среднее–начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование (школа, лицей, гимназия);

·         среднее профессиональное-базовое и повышенное, на базе основного общего и полного общего (колледж, техникум);

·         высшее – незаконченное высшее (бакалавриат), законченное высшее (специалитет, магистратура);

·         послевузовское профессиональное (аспирантура, ординатура и адъюнктура, докторантура);

·         соответствующее дополнительное в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования, посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Необходимо отметить, что данная классификация не является законченной, поскольку образование является системой открытого типа, а образовательные учреждения можно считать еще одним необходимым структурным элементом непрерывного образования. Следовательно, непрерывное образование – единую систему государственных и общественных учреждений, обеспечивающую организационное, содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи воспитания, общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки каждой личности с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих ее стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.

В этой связи непрерывным может считаться образование, предоставляющее каждой личности возможности реализации собственной программы обучения. Формирование многоуровневого профессионального образования привело к созданию учебных заведений с разной организацией профессиональной подготовки, интегрирующих образовательные программы различных систем профессионального образования: начального, среднего и высшего. Как показали исследования, в настоящее время в стране расширяется сеть образовательных учреждений, в которых создаются условия для перехода к разноуровневым, многоступенчатым, преемственным и вариативным образовательным программам. Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным программам и образовательным процессам, а также к организационным структурам. При этом каждое из приведенных понятий имеет свой смысл, поскольку задачей любого учебного заведения начального, среднего и высшего профессионального образования выступает создание условий, способствующих самореализации личности обучаемого.

Значительным недостатком большинства обучающих и образовательных систем выступает детерминированность обучения, отсутствие гибкости обучения, а также низкий уровень развития методик адаптации обучения к конкретному студенту. При этом адаптацию обучения можно организовывать различными способами. Можно рассмотривать адаптивность обучения, например дистанционного, со следующих точек зрения:

–восприятие пространства экрана, методические особенности индивидуальной организации учебного материала;

–психофизиологические особенности учащихся (как общие, так и локальные) и т. п.

В организации адаптивности важен учет всех сторон, несмотря на то, что в основе любой образовательной системы лежат, прежде всего, методические и психофизиологические особенности. Именно с этой точки зрения и следует начинать исследовать возможности организации индивидуального обучения. Поэтому определение соответствия индивидуального комплекса форм представления учебного материала каждому конкретному типу студента является в настоящее время важной частью систем открытого образования, провозглашающих адаптивность как основу образовательного процесса. Кроме того, адаптивность системы образования требует определения соответствия деятельности конкретной педагогической системы возможностям и образовательным потребностям конкретного учащегося. При этом параметры модели должны учитывать конкретные индивидуальные психологические и физиологические особенности обучаемого студента, определяемые путем тестирования, в рамках которого определяется его психофизиологический тип, в соответствии с которым материалы курса обучения представляются в виде различных комплексов форм учебного материала.

В подавляющем большинстве образовательных систем используется стандартизированный подход к обучению всех учащихся. В педагогике это система, позволяющая определить основные направления, цели и принципы деятельности педагога и т. д., определить его педагогическое мировоззрение, позицию.

Основными подходами к созданию адаптивной образовательной системы являются: системно-деятельностный, культурологический, синергетический, личностно ориентированный, рефлексивный и др. Системно-деятельностный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия ее целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.

Традиционно школьное образование выстраивалось в «знаниевой» форме, в т. н. знаниевоцентрической парадигме. Сегодня это стало особенно заметным. В силу экстенсивного накачивания содержания образования различными знаниями из привычных ЗУНов (знаний, умений, навыков) уже давно выпали УНы (умения и навыки). В вербальной «знаниевой» гонке для них не осталось ни временного, ни смыслового пространства, как не осталось пространства и для деятельности учащихся, в т. ч. для самостоятельной познавательной деятельности.

·                   Этот перекос чреват выхолащиванием самой сути образования. Ибо подлинным образованием становится лишь то, что добывается (приобретается) в процессе разнообразной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся. Именно поэтому предлагаемый стандарт нацелен на получение учащимися опыта такой деятельности, на придание самому образованию деятельностного характера. И в этом отношении почти всем предметным группам удалось сделать существенный шаг вперед. В стандартах практически по всем учебным предметам обязательный минимум основных образовательных программ завершается блоком «Опыт познавательной и практической деятельности».

·                   Более того, в процессе подготовки стандарта была убедительно доказана явная несостоятельность утверждения прежних его разработчиков, что «обязательный минимум основных образовательных программ» принципиально не может быть задан в деятельностной форме. Авторы нового стандарта в значительной мере изменили традиционное понимание «дидактических единиц», включив в качестве них в «обязательный минимум» многообразные виды деятельности учащихся.

·                   Что же касается требований к уровню подготовки, то они, повторим, представлены в стандарте непосредственно в деятельностном ключе, что в значительной мере определяет деятельностный характер и предложенного стандарта, и самого высшего образования.

·                   Для раскрытия сущности понятия «система» мы обращаемся к фундаментальным наукам: языкознанию, философии, педагогике.

·                   Традиционный подход к системе основан на следующих положениях:

·                   В языкознании система рассматривается как так называемое соединение однородного знания в одно целое. Основанием для такого соединения служит одно какое-либо начало или принцип. Возможность системы дана в отношениях подчинения и разделения понятий, необходимость ее – в единстве мышления, которое не успокаивается, пока не доведет разнообразные сведения в различные группы научного знания, а последние не объединит в цельную единую философскую систему [13].

·                   Большой толковый словарь трактует: система (от греч. systema – целое, составленное из частей, соединений) – определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной связи частей чего-либо [1].

·                   В философии система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство [12: 610].

Имеется несколько десятков определений понятия системаот узкоспециальных до философских. Среди ряда определений, связанных с философским статусом этой категории, в качестве исходных, базисных можно взять следующие: 1) «система есть комплекс взаимодействующих элементов» (Людвиг фон Берталанфи); 2) «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство» (В.Н. Садовский); 3) «система есть отграниченное множество взаимодействующих элементов» (А.Н. Аверьянов). Во всех этих определениях фигурируют понятия элемент и взаимодействие (связь). Качество системы обусловливается количеством и природой элементов и характером связей между элементами. Специалисты по системному подходу чаще всего отождествляют систему с целостностью, что, на наш взгляд, не исключает признания наряду с целостными системами также систем суммативного типа [2: 279]. Система (от греч. systema) – объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и его частям занимают соответствующие места    [1: 741].

В педагогике понятие система дает представление о целостности, о возможности выделения ее отдельных частей или компонентов, что и является ее первым признаком    [9: 173]. Система (греч.) – целое, состоящее из частей, целеустремленная целостность взаимосвязанных компонентов или элементов, имеющая новые свойства, отсутствующие у каждой из них, связанная с внешней средой. Признаки системы: целеустремленность, наличие элементов, взаимосвязь и взаимодействие элементов, связь с внешней средой, динамизм.

В.П. Симонов [10: 29] выделяет следующие виды систем: технологические, биологические и социальные. К социальным относится педагогическая система.

Все системы имеют организационную структуру и характеризующие их свойства. В структуре выделяют: объекты (субъекты) – части или элементы, атрибуты (свойства составляющих объектов), отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое), наличие уровней иерархии и иерархия уровней.

К основным свойствам системы относятся:

·                   целостность (взаимообусловленность, внутреннее единство составляющих компонентов системы);

·                   совместимость (сочетание, соединение) или несовместимость с другими системами;

·                   стабильность (устойчивость обратной связи);

·                   способность к самосовершенствованию, самовоспитанию.

В рассмотренных свойствах педагогической системы явно не хватает главного критерия – свойства преемственности.

Осмысление общенаучного понятия система применительно к педагогическим явлениям приводит к обогащению собственно педагогической терминологии словосочетанием, как система воспитания. Мы придерживаемся определения понятия система, данного В.А. Сластениным: «Система – целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются другие» [11: 32]. Вот минимальный набор характеристик системы, учетом которых определяется системный подход к изучаемому объекту: состав (совокупность элементов, в нее входящих), структура (связь между ними) и функции каждого из элементов, его роль и значение в системе. Элемент системы в свою очередь может быть системой, входящей в более широкую систему как ее часть, как подсистема. Такая система получает конкретное наполнение в зависимости от того, каков ее состав, то есть конкретное содержание ее элементов. Система организационных форм или методов, элементов содержания воспитания, методическая система, воспитательная система и т. д. Главное требование к создателю или исследователю такой системы – умение охарактеризовать ее с позиции системного подхода, четко обозначить состав, структуру и функции.

Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе адаптивной образовательной среды учебных заведений специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным учебным дисциплинам. Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта и выявление общих закономерностей, лежащих в основе процессов самоорганизации системы и истории ее развития. В центре внимания данного подхода находятся качественные изменения в динамическом или статическом поведении системы.

Синергетический подход – это подход, представляющий собой новую концепцию, новую методологию построения единой теории самоорганизации в сложных системах. Личностно ориентированный означает учет природосообразных особенностей каждой отдельно взятой личности в образовательной системе для более полного раскрытия ее способностей и возможностей на основе зоны ближайшего развития. Рефлексивный подход предполагает стимулирование внутренних усилий личности, ее саморазвития. Он проявляется в управленческом взаимодействии, проектировании деятельности коллектива, при самоанализе и самооценке достижений и неудач образовательной системы.

В условиях обновления общества, перехода к рыночным отношениям востребованными становятся специалисты, арсенал профессиональных знаний и умений которых представлен в определенном объеме. Одним из важнейших элементов выступают компетентности и компетенции, так как распределение и потребление материальных и духовных благ требует прежде всего их воспроизводства. Возрождение культуры, экономики, создание материальных и духовных ценностей вызывают потребность в качественно новом работнике, который готов к активному поиску своего места в социально-профессиональной структуре общества.

Традиционно непрерывное образование понимается как единая система, включающая все возможные типы учебных заведений, обеспечивающих максимальное развитие способностей человека. Эта категория выражает идею поступательного развития образовательных потребностей человека.

Система непрерывного образования представляет собой комплекс государственных и негосударственных учреждений и учебных заведений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и взаимосвязь всех звеньев образования, совместно решающих задачи общеобразовательной и профессиональной подготовки и воспитания каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей. Система позволяет представить процесс развития личности в виде последовательных этапов, каждый из которых ассоциируется со все более высоким образовательным уровнем: грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет [4].

Реализация непрерывного многоуровневого профессионального образования привела к созданию учебных заведений с разной организацией профессиональной подготовки, интегрирующих образовательные программы различных систем профессионального образования: начального, среднего, высшего и дополнительного. Как показали исследования, в настоящее время расширяется сеть образовательных учреждений, в которых создаются условия для перехода к разноуровневым, многоступенчатым, преемственным и вариативным образовательным программам.

Создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования – первоочередная задача, стоящая перед обществом и государством. При этом отмечается, что существующая система профессионального образования уже исчерпала себя и для дальнейшего развития требует интеграции начального и среднего профессионального образования и подъема новой создаваемой системы на качественно иной уровень.

Понимание развития как непрерывного процесса следует соединить с принципом развивающего обучения, ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и на его преобразование. Этим обусловлен переход к открытой системе образования.

Открытость как новое условие функционирования современной системы профессионального образования России предполагает ее широкое взаимодействие с социумом, органическую включенность в рыночные отношения с признанием приоритета заказчиков (работодателей) на подготовку кадров. Конкурентоспособность страны непосредственно связана и зависит от конкурентоспособности кадрового потенциала, уровня его компетентности.

Открытое образование – современная доктрина о путях расширения доступности образования. Одна из основных идей – уравнять в правах фактическую и формальную квалификацию человека. Люди, имеющие большой жизненный опыт, прежде всего профессиональный, нуждаются в официальном признании. В этих целях создается система учреждений, поступление в которые не требует предъявления документа об образовании. Обычно это работающие по особым программам структурные подразделения в регулярных учебных заведениях разного уровня, диплом об окончании которых обучающиеся намерены получить. Это можно сделать следующим образом: сдать экзамены за полный курс, не посещая занятий; пройти кратковременный курс обучения, построенный с расчетом на реальный уровень подготовки слушателей; пройти полный курс обучения учебного заведения, не будучи формально зачисленным в состав его студентов.

Переход к открытой образовательной системе осложняется субъективными трудностями, консерватизмом, боязнью нового. Отсюда – стремление снова вернуться к безопасности закрытой системы и опереться на инструкции, освободиться от ощущения личной ответственности.

Общество должно позаботиться не только о том, чтобы снять некоторое количество ограничений бюрократических преград на пути педагогических инноваций, но и о том, чтобы расширить выбор для каждого педагога, в полной мере реализовать потенциальные возможности системы образования, объективно обладающей свойствами открытости.

Открытая система образования имеет повышенную способность к прогрессивному развитию посредством использования передового опыта, формирующегося под воздействием постоянно увеличивающихся потребностей общества и человека. Ее развитие детерминируется не политической волей одного лидера или группы «верховных жрецов», а процессом постоянного взаимодействия с окружающим миром, прежде всего сопряженностью рынков труда и образовательных услуг.

Именно в силу своей открытости система профессионального образования способна прогнозировать и учитывать перемены в экономике, отражать изменения в технологии и управлении производством, предоставлять возможность профессионального образования людям всех возрастов, гарантировать достижение требуемых образовательных стандартов.

В открытой системе имеется возможность для проявления личного мнения, выбора своего жизненного пути, построения собственной карьеры. Обеспечить свободу такого выбора означает предоставить человеку возможность получать образование без внешних принуждений и ограничений.

В открытой системе образования граждане, испытывающие затруднения в получении или не имевшие ранее обязательного базового образования (инвалиды, подростки с недостатками в умственном и физическом развитии, выпускники специальных школ, безработные и другие категории, нуждающиеся в социальной защите и т. д.) должны иметь реальную возможность обучаться.

Открытость системы образования обусловливает и такую ее важную обобщенную характеристику, как гибкость, т. е. способность ее структурных элементов «перестраиваться» на выполнение разнообразных функций и сохранять при этом необходимую степень открытости в зависимости от изменяющейся специфики социально-экономических преобразований» (И.П. Смирнов, В.А. Поляков, Е.В. Ткаченко).

Рассмотрим «общую» модель непрерывного образования, разработанную В.Н. Турченко. Данная модель имеет ряд характеристик.

Временная характеристика: процесс всей жизни.

Пространственная характеристика: место не ограничено. Специализированные учреждения, оставаясь опорными пунктами системы образования, интенсивно расширяют свои функции, реализуя их не только в собственных рамках, но и внутри всех других сфер деятельности.

Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми другими сферами общественной деятельности, принцип «открытой школы».

Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех ее элементов, плавные переходы от низших ступеней к высшим. Различные формы и типы обучения взаимно дополняют друг друга.

Количественная характеристика: включает не только подрастающее поколение, но и все старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим.

Функциональная характеристика: ученик – субъект самообразования, способный стать серьезным оппонентом своего учителя и даже превзойти его.

Характеристика развития: непрерывное образование – это процесс. Ведущая тенденция – непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения, интенсификация учебно-воспитательных процессов.

Примером модели непрерывного образования может служить модель дистанционного образования.

Дистантное обучение – форма обучения на расстоянии, в котором «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечивается с помощью современных технических средств (телевидение, Интернет).

Дистанционное образование (ДО) – целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и потому не вступающих в постоянный контакт с его педагогическим персоналом.

Дистанционное образование практикуется в двух формах, обычно комбинируемых в различных сочетаниях:

·       через переписку, в ходе которой педагог корректирует и контролирует освоение образовательной программы;

·       через средства массовой коммуникации (лекции, инструкции, индивидуальные консультации по телефону).

Дистанционные технологии используются как в формальном, так и в неформальном образовании.

В концепции модернизации российского образования указывается, что в настоящее время надлежит «повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья» [7].

Термин «дистанционное образование» имеет американское происхождение и был использован впервые Университетом штата Висконсин (Г. Румбле). Практически до конца XX в. этот термин использовался как синоним понятий «заочное обучение», «корреспондентное обучение», «домашнее обучение», «независимое обучение». В настоящее время он приобрел несколько иное значение в связи с внедрением телекоммуникационных технологий.

По Международной стандартной классификации образования дистанционное образование относится к формам предоставления образования. При определении данного понятия следует руководствоваться двумя основными подходами к его сущности: дистанционное образование как корреспондентное и дистанционное образование на основе телекоммуникационных технологий.

Опережающее образование – это образование, обеспечивающее развитие у обучаемых способности «работать с будущим» путем его проектирования и моделирования, исследования, использования новых технологий и других методов строительства будущего [6].

Современное образование должно не только обеспечивать формирование у обучающихся определенной системы знаний, но и, вследствие их постоянного и достаточно быстрого обновления, развивать у каждого обучающегося потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, т. е. способствовать самообразовательной деятельности. Перспективным направлением модернизации системы образования является внедрение дистанционного образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Названный вид образования предполагает:

– удовлетворение образовательных потребностей населения;

– повышение социальной и профессиональной мобильности населения;

– удовлетворение потребностей общества и государства в качественной подготовке специалистов с различным уровнем образования;

– повышение уровня образованности населения страны;

– обеспечение единого образовательного пространства;

– реальную возможность учета индивидуальных особенностей обучающихся и их образовательных потребностей (Д.В. Чернилевский).

В основу концепции дистанционного образования положена направленность всего образовательного пространства на личность каждого обучаемого, реализующая принципы индивидуализации и гуманистической направленности в обучении.

В этом случае дистанционное образование рассматривается в мировой педагогической практике как альтернатива традиционному обучению, которое в основном базируется на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Дистанционное образование (в отличие от традиционного) предполагает самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося и студента (Г. Гримес, Г. Румбле, Е.С. Полат).

Учебный процесс в условиях дистанционного образования характеризуется следующими особенностями: преобладанием самостоятельной работы, отсутствием постоянного контакта студентов и преподавателей, наличием различных средств обучения (тесты, аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы), сегментированным представлением учебного материала (юниты), осуществлением взаимодействия студентов с преподавателями на основе наиболее значимых и сложных вопросов изучаемого сегмента.

Виды деятельности субъектов образовательного процесса приведены в табл. 2.

В условиях дистанционного образования прежде всего происходит удовлетворение личностно значимых образовательных потребностей студентов на основе построения индивидуальных маршрутов их профессиональной подготовки.

Модели ДО:

·                   обучение по типу экстерната;

·                   обучение по типу одного университета;

·                   сотрудничество нескольких учебных заведений;

·                   автономные образовательные учреждения и обучающие системы.

С помощью мультимедиа создаются системы для дистанционного обучения, которые позволяют повысить эффективность обучения от 2 до 5 раз, а способность к запоминанию увеличить с 35 до 85 %.

Одним из путей, повышающих эффективность дистанционного обучения, является создание трехмерной сцены визуализации, позволяющей получать с помощью пакетов трехмерной графики и специальных индикаторов прикладных программ формирования объемных и псевдообъемных изображений.

Таблица 2

 

Виды деятельности субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного образования

 

Студент

Студент

             Создание психолого-педагогических условий для успешной самообразовательной деятельности студентов Разработка индивидуальной траектории профессиональной подготовки для каждого студента.

             Проведение индивидуальных и фронтальных консультаций. Осуществление индивидуальных форм контроля знаний и умений студентов Проведение мероприятий по коррекции знаний и умений студентов.

             Повышение профессиональной квалификации и профессионального мастерства.

             Обеспечение комплексности преподавания естественнонаучных, технических и психолого-педагогических дисциплин.

                   Осуществление мероприятий, направленных на самомотивацию и самоорганизацию в получении профессии. Реализация технологий индивидуального взаимодействия с тьютором.

                   Осуществление индивидуальной траектории получения образования.

                   Расширение субъектной сферы обучения.

                   Использование информационно-обучающей среды. Самодиагностика собственной учебно-познавательной деятельности.

                   Комплексное освоение научно-исследовательской, педагогико - проектировочной, производственно-технологической, организационно-методической и управленческой деятельности.

 

Для создания виртуальной реальности используются программно-аппаратные обучающие комплексы с объемными индикаторами, создающие пространство на примере тренажера. Эта виртуальная реальность позволяет имитировать перемещение изучаемого предмета или явления, транспортного средства. При этом несколько программно-аппаратных комплексов формируют не только визуальную модель окружающего пространства, но и показания приборов, отражающих перемещение всего объекта в пространстве. Эта виртуальная реальность в тренажерах с псевдообъемными индикаторами становится частью сознания человека. После нескольких тренировок в виртуальной среде у обучаемых формируются, например, соответствующие навыки и умения применения различных механизмов и приборов, безопасного вождения транспортного средства. Меняются и профессиональные качества личности. Таким образом, дистанционное обучение существенно дополняет традиционный учебно-воспитательный процесс в различных образовательных учреждениях.

А.М. Новиков считает, что понятие непрерывности образования относится к трем объектам:

·              к личности. В этом случае оно означает, что человек либо учится постоянно в образовательном учреждении, либо занимается самообразованием;

·              к образовательным процессам. В этом случае основной характеристикой непрерывного образования выступает преемственность содержания образовательной деятельности;

·              к образовательным учреждениям. Непрерывность понимается в данном контексте как сеть образовательных учреждений и их взаимосвязь, создающие пространство образовательных услуг, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей как общества в целом, так и каждого человека [8].

Подобный подход позволяет, на наш взгляд, рассматривать непрерывное профессиональное образование как неотъемлемую компоненту успешной социализации человека и перекликается с концепцией ЮНЕСКО, включающей в понятие образование все воздействия, весь процесс формирования личности человека. При этом процесс рассматривается как приоритетный по отношению к результату. Результат же образования рассматривается вне связи со способом его получения. Отсюда следует отличающаяся от общепринятой трактовка самого понятия система образования. Сюда включены не только все виды учебных заведений и образовательных программ, но и сфера межличностного общения, и, что особенно актуально, профессиональной деятельности.

Перед обществом и государством стоит важнейшая задача – создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда.

 

Литература

 

1.                Большой толковый словарь русского языка / сост. и    гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 1998. – 1536 с.

2.                Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / сост. С.Ю. Солодовников. – Мн.: МФРЦП, 2002. – 1008 с.

3.                Бухарова Г.Д. Системы образования: уч. пособ. – Ростов н: Феникс, 2008. – 475 с.

4.                Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с.

5.                Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособ. для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995.

6.                Давыдова Л.Н. Методики оценки профессиональной компетенции педагога. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. – 20 с.

7.                Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) // Бюллетень высшего образования. – 2006. – № 1.

8.                Новиков А.М. Профессиональное образование в России. – М., 1997. – С. 45.

9.                Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина. Ч. II. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. – 256 с.

10.           Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Логос, 1997. – 438 с.

11.           Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психология. – М., 1996.

12.           Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.

13.           Энциклопедический словарь. Т. 30 / изд. Ф.А. Брокгаузъ, И.А. Ефронъ. – СПб.: Типография Акц. общ. «Издательское дело БрокгаузъЕфронъ», 1900. – 480 с.