Лекция № 9.
Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха. Правовое регулирование
использование и охраны животного мира.
1.
Законодательство
об охране атмосферного воздуха.
2.
Атмосферный воздух
как объект правовой охраны.
3.
Животный мир как объект
использования и охраны.
4.
Законодательство
об охране и использовании животного мира.
5.
Право пользования
животным миром и его виды.
1. Законодательство об охране
атмосферного воздуха
Система законодательных и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в
области охраны атмосферного воздуха приведена в ст. 2 Федерального закона от
04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) "Об охране атмосферного
воздуха".
Важное практическое значение имеет
указание на то, что законодательство об охране атмосферного воздуха
основывается на соответствующих положениях Конституции
РФ. При организации и проведении работ по охране атмосферного
воздуха соответствующие субъекты, прежде всего Министерство природных ресурсов
РФ как специально уполномоченный орган в данной сфере и его территориальные
органы, а также юридические лица и граждане, осуществляющие деятельность,
связанную с вредным воздействием на состояние атмосферного воздуха, должны
исходить из положения Конституции России о том, что земля и другие природные
ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа
жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).
Они должны руководствоваться также положением п. 2 ст. 15,который
предписывает: органы государственной власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию
Российской Федерации и законы. Эти положения Конституции являются важнейшими
элементами основ конституционного строя. Невыполнение требований
законодательства об охране атмосферного воздуха, проявляемое в противоправных
действиях, решениях или в бездействии, означает нарушение Конституции и
посягательство на основы конституционного строя России.
Правовое регулирование охраны
атмосферного воздуха осуществляется по правилам ст. 72,73,76.
Хотя законодательство об охране атмосферного воздуха прямо не отнесено к
совместному ведению Российской Федерации и ее
субъектов, но оно фактически развивается в рамках предмета совместного ведения.
Этот вывод вытекает из п. 1 ст. 2 ФЗ "Об охране атмосферного
воздуха", определившей структуру
федерального законодательства об охране атмосферного воздуха: "Законодательство
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на
Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и
принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации".
Соответственно, субъекты Российской
Федерации, принимая свои законы и иные нормативные правовые акты в данной
сфере, должны обеспечивать соответствие федеральному закону и иным нормативным
правовым актам в области охраны атмосферного воздуха (п. 5 ст. 76
Конституции РФ). В случае противоречия действует федеральный закон.
В пункте 2 ст.2 ФЗ установлено, что
законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований
охраны атмосферного воздуха. Необходимость введения дополнительных
экологических требований охраны атмосферного воздуха на уровне субъектов
Российской Федерации обусловлена их потребностями учета экологических, природно
- климатических, экономических, социальных, исторических, культурных и иных
особенностей того или иного субъекта. Установление дополнительных экологических
требований охраны атмосферного воздуха субъектами Федерации служит фактором,
призванным повысить эффективность охраны атмосферного воздуха на территории
Российской Федерации.
В пункте 3 статьи
2 ФЗ уточняется, что имущественные отношения, возникающие при осуществлении
деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским
законодательством. В то время как требования по охране атмосферного воздуха,
установленные данным Законом, носят преимущественно императивный,
административно-правовой характер, имущественные отношения, возникающие при
осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются
согласно гражданскому законодательству на основе соответствующих договоров.
2. Атмосферный воздух как объект
правовой охраны
В соответствии с Федеральным законом
"Об охране атмосферного воздуха", атмосферный воздух – это жизненно
важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную
смесь газов атмосферы находящуюся за пределами жилых, производственных и иных
помещений.
Атмосферный воздух является одним из
основных жизненно важных компонентов окружающей природной среды, благоприятное состояние которого составляет естественную основу
устойчивого социально-экономического развития страны. Он выполняет
биологические, производственные, транспортные и иные функции. Атмосферный
воздух более чем другие природные объекты, в силу присущих ему свойств, связан
с жизненными интересами людей, его качество непосредственно влияет на здоровье
человека, продолжительность жизни, а также на качественное состояние других
элементов окружающей среды, особенно животного и растительного мира. Известно,
что без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней,
а без воздуха – лишь несколько минут.
Особенно страдают люди от загрязнения
воздуха различными токсичными веществами и от шумовых воздействий. Загрязненный
воздух отрицательно влияет на капитальные сооружения, конструкции и
металлоизделия, приводит к снижению качества продукции, вредно воздействует на
погоду и климат. Между тем загрязнение воздушной среды в нашей стране
различными газообразными и пылеобразными веществами достигло угрожающих, крайне
опасных размеров. Происходит также уменьшение удельного веса кислорода в
воздухе вследствие его бесконтрольного сжигания, что чревато серьезными
последствиями.
В связи с этим охрана атмосферного
воздуха – одна из актуальных задач современности, решение которой не терпит
отлагательства. Речь идет об охране природной среды от отрицательных
последствий производственной, бытовой, военной, космической, научной и иной
деятельности людей. Это может быть осуществлено правовыми,
экономическим, техническими, санитарно-эпидемиологическими и другими
средствами. Наибольшую роль в этом играет правовая охрана атмосферного
воздуха, выражающаяся, во-первых, в установлении государством и его специально
уполномоченными органами строго обязательных для всех физических и юридических
лиц норм и правил, т.е., принятие и издание соответствующих нормативных актов
различной юридической силы, направленных на охрану атмосферного воздуха;
во-вторых, в осуществлении постоянного активного государственного контроля
(надзора) за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическим лицами,
независимо от форм собственности, подчиненности и подведомственности, этих норм
и правил; в-третьих, в применении компетентными государственными органами
соответствующих санкций как к физическим, так и к
юридическим лицам, не соблюдающим экологические нормы и правила, т.е. нарушающим
законодательство об охране атмосферного воздуха.
3. Животный мир как объект
использования и охраны
Пользователями животного мира, в
соответствии с законом могут быть государственные, общественные предприятия,
учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды
пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание
беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и
рыболовства); в научных, культурно-просветительских, воспитательных и
эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных –
почвообразователей, естественных санитаров среди
опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности
животных.
Наиболее распространенными видами
пользования животным миром являются охота и рыболовство.
Охота определяется как
разрешенный законом вид деятельности, заключающийся в преследовании с целью
добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии
естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту. Охота включает промысловое
добывание диких зверей и птиц, а так же любительскую и спортивную охоту.
Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами
и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.
Правовое регулирование охоты
осуществляется на основе как закона «О животном мире», так и некоторых специальных
нормативно-правовых актов. Правом
охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты,
а так же с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ,
достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по
охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном
размере.
Рыболовство – промысловый лов
рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также
любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных –
осуществляется в установленном порядке.
Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское.
Причем в законодательстве не установлены формальные критерии, разграничивающие
спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их
правовом регулировании.
Все водоемы, которые используются или
могут использоваться для промысловой добычи рыбы либо имеют значение для
воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными.
Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения воспроизводства и
добычи рыбных ресурсов, определяются Правительством РФ и исполнительными
органами субъектов РФ.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных
участках, предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям
юридическим и физическим лицам.
Любительский лов и спортивный лов рыбы
осуществляется для личного потребления бесплатно во всех водоемах, за
исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных
хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования.
Правовое регулирование использования и
охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и
способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на
использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного
мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто
путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов
животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без
изъятия в культурно-просветительских целях, рекреационных и эстетических целях,
включая организацию экологического туризма.
Так как, возможности сохранения объектов
животного мира и среды их обитания во многом зависят от условий осуществления
разнообразной хозяйственной деятельности человека, регулирование
соответствующих отношений особо предусмотрено в гл. III Закона «О животном
мире». Здесь установлено общее правило, в соответствии с которым любая
деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного
мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, должна
осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира,
должна осуществляться таким образом, что бы разрешенные к использованию объекты
животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда
сельскому, водному и лесному хозяйству.
С учетом специфичности вредных
воздействий достаточно полно в названном постановлении регламентированы
требования по охране животного мира при осуществлении сельскохозяйственных,
лесопромышленных и лесохозяйственных, промышленных и водохозяйственных
производственных процессов, эксплуатации транспортных магистралей и объектов,
трубопроводов, при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и
электропередачи.
Так, при осуществлении сельскохозяйственных
производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов,
вызывающих массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их
обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо
использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику,
порядок работ, исключающие возможность гибели животных.
При создании и эксплуатации
ирригационных и мелиоративных сооружений в местах естественного обитания, на
путях миграции и в местах сезонной концентрации объектов животного мира
необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного их передвижения
через указанные сооружения, оснащать водозаборные сооружения и каналы
гидромелиоративных систем специальными защитными устройствами.
В целях охраны животного мира
устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках
и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования
животным миром и другая деятельность, несовместимая с целями заповедования.
Большое значение имеет охрана редких и
находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные
заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных,
сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются.
4. Законодательство об охране и
использовании животного мира
Статья 3 Федерального закона от
24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) "О животном мире"
определяет систему законодательных и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, регулирующих отношения по поводу животного мира с учетом конституционных
положений и федеральных законов об охране окружающей среды как основы.
Статья 3
определяет, во-первых, роль и значение Конституции
РФ, Федерального закона
"Об охране окружающей среды", других федеральных законов в области
охраны окружающей среды для законодательства РФ о животном мире и, во-вторых,
структуру законодательства Российской Федерации о животном мире.
Конституция
РФ образует, создает основу для законодательства Российской Федерации о
животном мире. Закон "О животном мире" говорит о
"положениях Конституции" как основы данного законодательства. Такими
положениями являются как экологические положения Конституции РФ, так и
положения общего характера, определяющие закономерности развития
законодательства об экологической экспертизе.
Важнейшие специальные
положения Конституции
РФ, которые должны учитываться при правовом регулировании общественных
отношений по поводу животного мира и осуществлении правовых норм в данной
сфере, содержатся в статье 9: "земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" (ч. 1).
Важное значение имеет положение ст. 36, согласно которому владение,
пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются
их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не
нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2).
При правовом регулировании общественных
отношений по поводу животного мира и осуществлении правовых норм в данной сфере
учитывается статья 58:
каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к
природным богатствам.
Правовое регулирование общественных
отношений по поводу животного мира и осуществление правовых норм в данной сфере
основано на учете положений статьи 71:
в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной
политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального,
культурного и национального развития Российской Федерации и др.
Важнейшее значение для сферы действия
комментируемого Закона
имеет статья 72:
в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
находятся:
а) вопросы владения, пользования и
распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
б) природопользование; охрана окружающей
среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные
территории; охрана памятников истории и культуры;
в) защита исконной среды обитания и
традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Кроме того, важно иметь в виду, что
положения о животном мире могут содержаться в земельном, водном, лесном
законодательстве, законодательстве о недрах, об охране окружающей среды. Само
законодательство о животном мире в каких-то отношениях является составной
частью законодательства об охране окружающей среды.
Помимо Конституции
РФ законодательство о животном мире основывается на положениях Федерального закона
от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии со статьей 4
объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи,
уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности
являются, в частности, "животные и другие организмы и их генетический
фонд".
В соответствии со статьей 55
органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению
негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных,
магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду
в городских и сельских поселениях, зонах отдыха,
местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их
размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
К важнейшим федеральным законам об
охране окружающей среды относятся также Федеральный закон
от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон
от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно статье 3 ФЗ
"О животном мире" законодательство Российской Федерации в области
охраны и использования животного мира и среды его обитания состоит из
указанного Федерального закона,
принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Таким образом, определена структура
законодательства Российской Федерации в области охраны и использования
животного мира и среды его обитания.
К основным федеральным законам в данной
сфере, принятым в соответствии с Федеральным законом "О животном
мире", относятся: Федеральный закон
от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических
ресурсов" и Федеральный закон
от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
и многие другие.
5. Право пользования животным миром
и его виды
Право
пользования животным миром в объективном смысле - система правовых норм
международного права, федеральных законов и иных нормативных правовых актов,
регулирующих отношения, возникающие в процессе использования объектов животного
мира. Право пользования животным миром в субъективном смысле - совокупность
субъективных прав лиц, осуществляющих пользование объектами животного мира.
Следует различать понятия «пользование животным миром» и «использование
объектов животного мира».
Пользование животным
миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. Нормативная урегулированность
отношений пользования животным миром отличает её от использования объектов
животного мира, которое может осуществляться гражданами и юридическими лицами
свободно, без специального разрешения и без взимания платы.
Использование
объектов животного мира - более широкое по сравнению с пользованием понятие,
включающее в себя изучение, добывание объектов животного мира или получение
иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных
или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без
такового. Согласно ст. 1 Федерального закона «О животном мире» объект животного
мира - это организм животного происхождения (дикое животное) или их популяции.
Фаунистическое право призвано регулировать отношения, связанные
прежде всего с теми животными, которые находятся в состоянии естественной
свободы в среде их обитания, и в этом позиция законодателя представляется
вполне оправданной. Правовой режим животных, не находящихся в состоянии
естественной свободы, должен быть совсем иным. Невозможно равным образом регулировать
отношения, связанные, например, с охотой на волков, и отношения, возникающие в
связи с уходом за домашней собакой. В последнем случае такого рода отношения
должны быть опосредованы нормами только гражданского права.
Субъекты
фаунистического права - лица, использующие объекты животного мира. Ими являются
собственники объектов животного мира - Российская Федерация и субъекты
Федерации, уполномоченные ими органы, муниципальные образования, пользователи
объектов животного мира и лица, использующие объекты животного мира. В качестве
пользователей животного мира могут выступать российские и иностранные
физические и юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства.
Юридические лица, использующие объекты животного мира, могут выступать в двух
качествах: как пользователи, осуществляющие деятельность, подлежащую
лицензированию, и как субъекты, которые сами выдают физическим лицам именные
разовые лицензии на право пользования объектами животного мира
в пределах установленных им лимитов.
Российские физические и юридические лица имеют приоритет в
использовании объектов животного мира перед иностранными физическими и
юридическими лицами и лицами без гражданства. Среди российских физических и
юридических лиц приоритет, в свою очередь, отдаётся: 1) субъектам, ранее
осуществлявшим отдельные виды пользования животным миром на данной территории,
акватории; 2) собственникам земель, землевладельцам, располагающим
соответствующими средствами и специалистами; 3) коренным малочисленным народам
и этническим общностям, самобытная культура и образ жизни которых включают
традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, гражданам,
принадлежащим к этим группам населения, и их объединениям, - на территориях их
традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
Если первая и вторая группы пользователей имеют преимущество в
получении права пользования объектами животного мира перед иностранными и иными
российскими пользователями, то коренные малочисленные народы имеют приоритетное
право пользования объектами животного мира перед всеми другими пользователями.
В соответствии со
ст. 49 ФЗ «О животном мире» право на приоритетное пользование животным
миром коренными малочисленными народами включает в себя: 1) предоставление
первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к группам
населения, указанным в части первой настоящей статьи, и их объединениям; 2)
льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира,
полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира,
а также продуктов их жизнедеятельности; 3) исключительное право на добывание
определённых объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности; 4) иные
виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными
государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и
регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Переуступка права на
приоритетное пользование животным миром гражданам и юридическим лицам, не
принадлежащим к коренным малочисленным народам и этническим общностям, не
допускается.
Право краткосрочного
пользования объектами животного мира предоставляется только гражданам по
именной разовой лицензии.
Пользование
объектами животного мира может осуществляться субъектами фаунистического права
с изъятием или без изъятия их из среды обитания. Физические и юридические лица
согласно ст. 34 Федерального закона «О животном мире» вправе осуществлять
следующие виды пользования объектами животного мира:
1) охоту и рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и
морских млекопитающих; 2) добычу объектов животного мира, не отнесённых к
объектам охоты и рыболовства;
3) извлечение и иное использование полезных свойств
жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей,
естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;
4) использование животного мира в научных,
культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях
без изъятия их из среды обитания;
5) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Изъятие объектов
животного мира из среды их обитания может осуществляться на основании лицензии
либо без лицензии. Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды
их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными
государственными органами по охране, контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания.
Министерство
сельского хозяйства РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие
правила использования и охраны объектов животного мира, отнесённых к объектам
охоты; порядок исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной
добычей или уничтожением объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты.
В праве пользования
объектами животного мира можно выделить право общего и право специального
пользования объектами животного мира. Критерием разграничения этих видов будет
служить основание возникновения права пользования животного мира.
Право общего
пользования объектами животного мира не требует от пользователя получения
лицензии, заключения договора либо иных юридических фактов, с которыми
фаунистическое право связывает возникновение прав и обязанностей пользователя
животного мира. Такое пользование совпадает по своему содержанию с
использованием объектов животного мира. Право общего пользования объектами
животного мира не является неограниченным, сфера его действия во многом
определяется правом специального пользования объектами животного мира и
устанавливается методом исключения.
Право специального
пользования объектами животного мира обусловлено необходимостью
регулирования объёмов (лимитов), порядка и условий их добычи, осуществляемого
компетентными государственными органами. В основе возникновения права
специального пользования объектами животного мира могут лежать: а)
административный акт - лицензия (решение, разрешение), либо 2) сложный
юридический факт - лицензия и заключаемый на её основе договор о пользовании
объектами животного мира.
Долгосрочная
лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной
деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира,
выдаваемая юридическим лицам. Порядок выдачи долгосрочных лицензий установлен
ст. 37 Федерального закона «О животном мире» и Министерством сельского
хозяйства РФ.
Заявки на получение объектов животного мира в
пользование подаются в высший исполнительный орган государственной власти
субъекта Федерации, который на основании заключения специально уполномоченного
государственного органа субъекта Федерации по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о
предоставлении территории или акватории, необходимых для осуществления
пользования животным миром. Решение согласовывается с собственниками
земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда, с уполномоченным
Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Результаты согласования
вносятся в долгосрочную лицензию.
На основании
согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Федерации
по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и
среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о
предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для
осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским,
земельным, водным и лесным законодательством.
При наличии
нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или
акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с
соблюдением антимонопольных требований. Предоставление в пользование животного
мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования
животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.
Именные разовые
лицензии на использование объектов животного мира выдаются гражданам
специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира и среды их обитания по заявкам граждан, а
также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
Правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного мира, разрешённых
к применению, утверждаются Правительством РФ.
Принцип, требующий
осуществления пользования животным миром способами, не допускающими жестокого
обращения с животными, как указывает С.А. Боголюбов, в соответствии с общими
принципами гуманности относительно новый для российского фаунистического
законодательства. Эти требования соответствуют нормам международных актов.
Ограничение,
приостановление или запрет права пользования объектами животного миром
допускаются в целях их сохранения и воспроизводства на определённых территориях
и акваториях либо на определённые сроки решением федерального органа
исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Федерации по представлению специально
уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира и среды их обитания.
Сохранение объектов
животного мира может быть достигнуто путём изменения вида пользования животным
миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и
организации использования этих объектов без изъятия в
культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая
организацию экологического туризма.
Прекращение права пользования объектами
животного мира возможно в случаях: 1) отказа от пользования; 2) истечения
установленного срока пользования; 3) нарушения законодательства об охране
окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в
лицензии на пользование животным миром; 4) возникновения необходимости в
изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны; 5) использования
территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование
животным миром; 6) ликвидации предприятия, учреждения, организации -
пользователей животным миром.
Право пользования
животным миром прекращается путём аннулирования лицензий, которое может быть
обжаловано в суд.