Лекция № 6. Правовые основы оценки воздействия на окружающую
среду и экологической экспертизы.
1. Оценка
воздействия на окружающую среду.
2. Понятие
и виды экологической экспертизы.
3. Принципы
и порядок проведения государственной экологической экспертизы.
4. Заключение
государственной экологической экспертизы и его юридическая сила.
1. Оценка воздействия на окружающую
среду
Под оценкой воздействия на окружающую
среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и
степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду,
ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических
последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по
обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей
среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.
Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены
Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 32). Детальное
регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской
Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета РФ по охране
окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком
(инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых
ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так
и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика
планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического
законодательства на стадии подготовки проекта.
2. Понятие и виды экологической экспертизы
Согласно Федеральному закону "Об экологической
экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление
соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи
с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную
деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими
регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях
предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Обратим внимание на то, что в предыдущей редакции этой нормы Закона
задачей экологической экспертизы являлось также определение допустимости
реализации объекта экологической экспертизы.
Кроме того, ранее задача экспертизы не сводилась к установлению
соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям, содержащимся
лишь в технических регламентах и законодательстве. То есть в процессе
экспертизы устанавливалось соответствие намечаемой деятельности требованиям по
охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических
воздействий и обеспечению рационального использования природных ресурсов,
выработанных наукой, в том числе экологической, и практикой. Такие требования
могут вытекать также из естественных законов развития природы. В экспертизе
участвуют, как правило, специалисты - представители науки и практики,
обладающие знаниями таких требований. Тем самым экологическая экспертиза
позволяла дать более полную и объективную оценку воздействия намечаемой
деятельности на природу.
Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую
природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий
реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая
экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. По
некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в
четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически
необоснованных решений. Она является также инструментом поддержания
экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой
и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на
благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой
информации, средством доказывания при разрешении споров.
И, наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет
собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и
проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки
экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза,
прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия.
В соответствии с законодательством в России осуществляются
государственная и общественная экологическая экспертиза. Проведение таких видов
экспертизы имеет юридически значимый характер.
В литературе по экологическому праву можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной
проводится ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.
Проведение таких экспертиз самостоятельного правового значения не имеет.
Проведение государственной экспертизы обязательно для всех строительных объектов и
проводится экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом
исполнительной власти в области экологической экспертизы. Общественная
экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных
организаций (объединений), а также по инициативе органов местного
самоуправления общественными организациями
(объединениями). Экологическая экспертиза, особенно государственная, является
правовой мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии
экологически значимых решений. Общественная экологическая экспертиза выступает
средством вовлечения заинтересованной общественности в механизм принятия
экологически значимых решений. Ведомственная экологическая экспертиза чаще
всего носит ярко выраженную технологическую направленность, она доказывает
экологическую безопасность проекта либо фиксирует степень экологической
опасности, в ней заинтересовано само ведомство. В числе других материалов
заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной
экологической экспертизы. Научная и коммерческая экологические экспертизы
приобретают правовой статус при включении их либо в общественную экологическую
экспертизу, либо при использовании их заключении при проведении государственной
экологической экспертизы.
3. Принципы и порядок
проведения государственной экологической экспертизы
С учетом роли экологической экспертизы как гаранта обеспечения учета
экологических требований при планировании экологически опасной хозяйственной
деятельности и принятии решений важным является вопрос о принципах проведения
государственной экологической экспертизы. Согласно Федеральному закону "Об
экологической экспертизе" такая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой
хозяйственной и иной деятельности. Данный принцип означает, что при оценке
материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны
исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может влечь
вредные воздействия на окружающую природную среду. Исходя из этой презумпции,
перед лицами, участвующими в процессе экологической экспертизы, стоит
первоочередная задача выявить все потенциальные виды и масштабы таких
воздействий;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до
принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы. Этот принцип
адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной
экологической экспертизы. Для заказчика это означает, что он не вправе принять
решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять ее, не представив
материалы на государственную экологическую экспертизу. Для уполномоченных
государственных органов в области экологической экспертизы из этого принципа
вытекает обязанность принять на экспертизу материалы, организовать и провести
государственную экологическую экспертизы;
- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду
хозяйственной и иной деятельности и ее последствий. Изложенный принцип
обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить
полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации
объекта экспертизы;
- обязательности учета требований экологической безопасности при
проведении экологической экспертизы. Обязывает субъектов эколого-экспертного
процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной
среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов
животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению,
проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние
природной среды, и, в конечном счете, права каждого на благоприятную окружающую
среду;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую
экспертизу. Данный принцип, прежде всего, обязывает заказчика обеспечить
представление на экологическую экспертизу достоверной и полной информации об
объекте экспертизы;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими
своих полномочий в области экологической экспертизы. Он означает, что никто не
вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями
законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на ее
проведение, задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной
комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт
свободен в оценках экспертируемого объекта и выводах
по нему;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений
экологической экспертизы. Заключения экологической экспертизы должны быть
научно обоснованными, а содержащиеся в них суждения и выводы должны быть научно
аргументированными. Заключения экологической экспертизы должны быть
объективными. Объективность в данной области проявляется в непредвзятой, беспристрастной
оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключения
выводов по нему каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в
целом.
- Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы
означает, что если в процессе проведения государственной экологической
экспертизы объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность
соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение
о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены)
экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта;
другими словами, комиссия не вправе дать положительное заключение. Если же
такое заключение все же дается, то это служит основанием для вывода о нарушении
принципа законности при проведении государственной экологической экспертизы;
- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета
общественного мнения. Данный принцип устанавливает обязанность других субъектов
эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства в области
экологической экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о
проводимой экологической экспертизе, участия о ней общественных организаций
(объединений), учета общественного мнения при проведении экологической
экспертизы. Невыполнение ими этой обязанности является правонарушением и
соответственно основанием для привлечения виновных лиц к ответственности;
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных
лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Он означает,
что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы,
они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Последовательное соблюдение названных принципов в процессе организации и
проведения государственной экологической экспертизы - важнейшее требование и
условие эффективности экспертизы в обеспечении реализации экологического права.
На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется
как Федеральным законом "Об экологической экспертизе", так и
Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы,
утвержденным постановлением Правительства РФ, и включает следующие стадии:
а) представление материалов в специально уполномоченные федеральные
органы в области экологической экспертизы или их территориальные органы на
уровне субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится при
условии соответствия формы и содержания представляемых
заказчиком материалов требованиям данного Федерального закона, установленному
порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в
составе представляемых материалов:
- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в
соответствии со ст. 11 и 12 Закона, в объеме, определенном в установленном
порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную
среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной
экологической экспертизе;
- положительных заключений и (или) документов согласований органов
федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в
установленном законодательством РФ порядке;
- заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту
государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными
органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее
проведения;
- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы
с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных
органами местного самоуправления;
б) регистрация, проверка полноты и достаточности представленных
материалов. Проверку полноты и достаточности представленных материалов проводит
экспертное подразделение специально уполномоченных федеральных органов в
области экологической экспертизы (или их территориальных органов);
в) формирование комиссии государственной экологической экспертизы.
Экспертное подразделение подбирает кандидатуру руководителя и ответственного
секретаря экспертной комиссии, а затем с их участием подготавливаются
предложения по составу экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии, сроки и
задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются
приказом соответствующего специально уполномоченного органа. Срок проведения
государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта
государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с
нормативными документами федерального специально уполномоченного
государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен
превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экологической
экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и
приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме;
г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения
государственной экологической экспертизы;
д) подписание и утверждение заключения государственной экологической
экспертизы. Заключение, соответствующее заданию на проведение экологической
экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в
области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным
большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной
экологической экспертизы приобретает юридический статус после его утверждения
специально уполномоченным государственным органом в области экологической
экспертизы.
Наиболее значимой характеристикой государственной экологической
экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является
обязательность ее заключений. Обязательность заключений - фактор, определяющий
высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы
как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований
на стадии принятия решения.
Юридическая сила экспертного заключения выражена в Законе словами:
"Положительное заключение государственной экологической экспертизы
является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта
государственной экологической экспертизы". Это означает, что без
положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается
финансирование соответствующих работ.
4. Заключение
государственной экологической экспертизы и его юридическая сила
Заключением государственной экологической экспертизы
является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной
экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости
воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности,
которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности
реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный
квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии
и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому
специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Оно должно быть одобрено квалифицированным
большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствовать заданию
на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы. К заключению должны
быть приложены особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым
этой экспертной комиссией заключением.
Заключение подписывается руководителем
государственной экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми
членами комиссии. Оно не может быть изменено без их согласия. Заключение,
подготовленное экспертной комиссией, после его утверждения специально
уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы
приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
Положительное
заключение государственной экологической экспертизы является обязательным
условием финансирования и реализации объекта государственной экологической
экспертизы. Такое заключение имеет юридическую силу в течение срока,
определенного специально уполномоченным государственным органом в области
экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую
экспертизу. Оно теряет юридическую силу в случае:
1. доработки объекта
государственной экологической экспертизы по замечаниям
проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
2. изменения условий
природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в
области охраны окружающей природной среды;
3. реализации объекта
государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации,
получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и
в случае внесения изменений в указанную документацию:
4. истечения срока
действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
5. внесения изменений в
проектную и иную документацию после получения положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
При наличии отрицательного заключения государственной
экологической экспертизы реализация ее объекта запрещается. Несоблюдение требования обязательного проведения
государственной экологической экспертизы проекта международного договора является
основанием для признания его недействительным.
В случае
отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик
вправе представить соответствующие материалы на повторную государственную
экологическую экспертизу при условии переработки с учетом замечаний, изложенных
в отрицательном заключении.
Заключение общественной экологической экспертизы
приобретает юридическую силу после его утверждения специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы. В этих случаях на
руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы
распространяются установленные законом формы ответственности за допущенные
правонарушения.
Заключения государственной экологической экспертизы
могут быть оспорены в судебном порядке.