Лекция 10. Правовое регулирование использования и охраны недр
1.
Законодательство о недрах. Недра как объект
использования и охраны
2.
Право пользования недрами и его виды.
1. Законодательство о
недрах. Недра как объект использования и охраны.
Норма ч. 1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1"О
недрах" (в ред. Федерального
закона от 30.07.2017 N 283-ФЗ, (опубликован на Официальном интернет-портале
правовой информации http://www.pravo.gov.ru) определяет основу законодательства РФ о недрах, а также структуру системы
нормативных правовых актов, составляющих данную отрасль законодательства.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного
слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и
водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и
освоения.
Согласно ч. 1
ст. 1 Закона РФ "О недрах" законодательство РФ о недрах основывается
на Конституции РФ. Данное положение не только воспроизводит один из таких элементов основ
конституционного строя, закрепленного в ч. 2
ст. 4 Конституции РФ, как верховенство данной
Конституции на всей территории России. Как представляется, в рассматриваемом
положении ч. 1
ст. 1 Закона "О недрах" подчеркивается комплексный характер
законодательства РФ о недрах - самостоятельной отрасли законодательства РФ, не
являющейся подотраслью других законодательных отраслей.
Среди конституционных положений, на которых основывается законодательство РФ
о недрах, следует назвать, прежде всего, следующие: земля и другие природные
ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1
ст. 9); земля и другие природные ресурсы могут находиться в
частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2
ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и
другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если
это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов
иных лиц (ч. 2
ст. 36); вопросы владения, пользования и распоряжения
недрами, разграничение государственной собственности, природопользование и
законодательство о недрах находятся в совместном ведении России
и ее субъектов (п.
"в", "г", "д" и "к"
ч. 1 ст. 72).
Именно на основании положения п.
"к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относящего законодательство о
недрах к предметам совместного ведения России и ее
субъектов, основано определение в ч. 1
ст. 1 Закона двухуровневой структуры системы
нормативных правовых актов, составляющих данную отрасль законодательства:
1) Закон "О недрах" и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные
законы и иные нормативные правовые акты;
2) принимаемые в соответствии с Законом "О недрах" законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Часть
2 ст.1 Закона "О недрах" устанавливает, что
указанный Закон также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе
России в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном
шельфе и нормами международного права.
В подпункте
2 п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации" прямо предусмотрено, что
геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других
неживых ресурсов морского дна и его недр производятся в соответствии с
комментируемым Законом, Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", другими
федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и
деятельности в ней. В связи с этим не вполне понятна причина, по
которой в ч. 2
ст. 1 Закона "О недрах" не указано на то, что комментируемый Закон
также регулирует отношения недропользования в исключительной экономической зоне
России.
В соответствии с ч. 4
ст. 1 Закона "О недрах" в случае противоречия законов и иных
нормативных правовых актов субъектов РФ положениям федеральных законов,
регулирующих отношения недропользования, действуют комментируемый Закон и иные
федеральные законы. Данная норма основана на другом положении ч. 5
ст. 76 Конституции РФ, устанавливающем, что в случае
противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России,
действует федеральный закон.
Как предусмотрено в ч. 5
ст. 1 Закона "О недрах", отношения, связанные с использованием и
охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного
воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим
законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Данная норма в части
указания на регулирование таких отношений актами федерального и региональных
законодателей основывается на положении п.
"д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому в совместном
ведении России и ее субъектов находятся:
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности; особо охраняемые природные территории.
Норма ч. 6
ст. 1 Закона "О недрах" предусматривает, что специфические отношения,
связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального
сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут
регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и
положений, установленных данным Законом.
Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии", который согласно его преамбуле определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих
при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей,
охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной
энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать
укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии;
Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и
драгоценных камнях", который в соответствии с его преамбулой устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в
области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и
драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
(гражданского оборота);
Как указано в ч. 7
статьи 1 Закона "О недрах", отношения
недропользования с участием иностранных юридических и физических лиц
регулируются как комментируемым Законом, так и другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами РФ. Из таких актов, круг которых довольно
широк и к которым относятся и вышеназванные акты, следует назвать, прежде
всего:
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации", который согласно его ст. 1 определяет правовое положение иностранных граждан в России, а также
регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами
государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами
указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием
(проживанием) иностранных граждан в
России и осуществлением ими на территории России трудовой, предпринимательской
и иной деятельности;
Недра как объект использования и охраны
Недра
– это часть земной коры, которая расположена
ниже почвенного слоя, а при его отсутствии –
ниже земной поверхности и
дна водоемов и водотоков, простирающаяся до
глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Пользователи
недр:
1) субъекты
предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества;
2)
иностранные граждане;
3)
юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения
предоставления права пользования недрами;4) объединения юридических лиц, не
имеющие статуса юридического лица, при условии, что участники таких объединений
несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о
разделе продукции. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента
государственной регистрации лицензии на пользование участками недр или с момента вступления в силу соглашения о разделе продукции при
предоставлении права пользования недрами на таких условиях.
Пользователь недр вправе:
1)
использовать участок недр для любой формы деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в
соглашении о разделе продукции;
2)
самостоятельно выбирать формы этой деятельности;
3)
использовать результаты своей деятельности;
4)
использовать отходы своего горнодобывающего производства и связанных с ним
перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении
о разделе продукции;
5)
ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых
в границах предоставленного ему горного отвода;
6)
проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет
собственных средств в границах предоставленного
горного отвода;
7)
обращаться в соответствующие органы по поводу пересмотра условий лицензии при
возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых
лицензия была предоставлена.
Пользователь недр обязан обеспечить:
1)
соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных
работ;
2) ведение
геологической, маркшейдерской и иной документации;
3)
представление геологической информации в фонды геологической информации;
4)
безопасное ведение работ;
5)
соблюдение утвержденных стандартов (норм, правил), регламентирующих условия
охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и
сооружений от вредного влияния работ;
6)
приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при
пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
7)
выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе
продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами
и др.
2. Право пользования недрами и его виды
Право
пользования недрами (в объективном смысле) - это система правовых норм,
которые регулируют порядок и условия предоставления и использования недр,
права и обязанности недропользователей. Для субъектов
недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и
обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в
пользование.
В
зависимости от целей использования недр право недропользования может
подразделяться на следующие виды:
- для
геологического изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение
(научно-исследовательские работы по получению данных о строении недр,
протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнозированию
землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т.
д.), а также поиск и оценка месторождений полезных ископаемых;
- для
разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр минерального
сырья неорганического и органического происхождения, а также для использования
отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- для
строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопроводов, производственных
объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения отходов производства, сброса
сточных вод и т. д.);
- для
образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное,
культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и
учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы,
пещер и других подземных полостей);
- для сбора
минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных
материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).
Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые
субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в
том числе юридические лица и граждане других государств.
Исключение составляет использование недр для добычи радиоактивного сырья
и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ - субъектами такого
права недропользования могут быть только государственные предприятия и
организации.
К
пользователям недр или привлекаемым ими для использования недр лицам
предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта,
подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом).
Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющиеся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки
месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения,
минералогического, палеонтологического образования, представляющего научную
или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его зарегистрировать
и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет
промышленную ценность, то лицо имеет право на государственное денежное
вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).
Объектами права недропользования являются обособленные в установленном
законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в пользование. Они
могут выступать в виде горного отвода - геометризированного блока недр (в
случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных
сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или
геологического отвода (в случае геологического изучения недр).
В
границах горного отвода получивший его субъект имеет исключительное право
осуществлять пользование недрами, а в границах геологического отвода могут
одновременно проводить работы несколько пользователей недр.