Тема 9.Мониторинг и диагностика
процесса и результатов обучения.
Диагностика и
контроль обучения. Диагностика качества обучения. Виды, формы, методы контроля.
Педагогические требования к контролю. Виды тестов. Функции контроля.
Тестирование достижения и развития. Диагностирование обучаемости.
1. Вопросы
письменного задания по теме:
1. а) Диагностика
– … … (это прояснение всех обстоятельств протекания
дидактического процесса, точное определение его результатов).
б)
Диагностика – это выявление исходного состояния или изменений, происходящих
у обучаемых под влиянием
обучения.
2. Что такое мониторинг - …
… (это контроль с периодическим слежением за объектом исследования и
обязательной обратной связью. Мониторинг в образовании –
постоянное наблюдение за каким - либо процессом в
образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или
первоначальным предположениям).
2.
Чем
отличается диагностирование обученности и
обучаемости: … … (обученность – это достигнутый
на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели;
обучаемость – это способность, «пригодность» учащегося овладевать заданным
содержанием обучения).
3.
Какие
вы знаете синонимы понятию «обучаемость»: … … («податливость», «учебная
способность», «потенциальные возможности», «восприимчивость».)
4.
Диагностирование включает: … … (контроль,
проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление
динамики, тенденции, прогнозирование
дальнейшего развития событий).
5.
Важнейшими
компонентами понятия обучаемости являются: … … (1) потенциальные возможности
обучаемого; 2) фонд действенных знаний (тезаурус); 3) обобщенность
мыслительного процесса; 4) темпы продвижения в обучении (усвоения знаний).
6.
Охарактеризуйте
основные функции контроля: … … (обучающая, стимулирующая, развивающая,
воспитывающая).
7.
Какие различаются методы контроля: … … (устного,
письменного, практического (лабораторного), машинного и самоконтроль обучающихся).
8. Виды
контроля: … … (предварительный, текущий, тематический, итоговый).
9.
Дайте
определение понятию: дидактический тест, оценка знаний: … … (оценка -
это определение степени усвоенности знаний, умений и
навыков; тесты представляют собой систему тестового задания
стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии
обработки и анализов результатов).
10. Какие
выделяются тесты: … … (педагогические, психологические, социологические,
социально-педагогические, социально-культурологические).
1. Перечислите
причины неудач в учебе: … … (социально – экономические, причины
биологического характера, педагогические причины)
Познакомьтесь с различными подходами к
классификации закономерностей и
принципов в педагогике (Ю.К. Баранса, М.Н. Скатюлн, Б.П.
Лихачев и др.)
Качества знаний – высокий уровень владения, отличающееся полнотой и
глубиной, системностью, оперативностью, гибкостью, конкретностью, обобщенностью.
12. Назовите и охарактеризуйте
средства преодоления неуспеваемости: … … (1) педагогическая профилактика; 2)
педагогическая диагностика;
3) педагогическая терапия).
13.
Рейтинговая система оценки знаний - …
… (основывается на интегральной (суммарной) оценки результатов всех видов
учебной деятельности студента в течение семестра. Предназначена для повышения объективности и достоверности
оценки уровня подготовки специалистов и используется в качестве одного из
элементов управления учебным процессом в вузе. Р. с. о. з. позволяет
студентам: организовать систематическую, ритмичную работу по
усвоению учебного материала, регулярно оценивать состояние своей работы по
выполнению всех видов учебных поручений, корректировать ход самостоятельной
работы по курсу, быть осведомленным о своих знаниях по отдельным блокам учебной
дисциплины и прогнозировать итоговую оценку, получение итоговой оценки без
экзамена по результатам рейтинга..
Позволяет
преподавателям:
рационально
планировать учебный процесс по данной дисциплине, знать ход усвоения курса
каждым студентом, корректировать ход учебного процесса, осуществлять
всесторонний и объективный контроль за самостоятельной работой студентов, точно
и объективно определять итоговую оценку каждому студенту, решать вопрос о без
экзаменационной оценке по дисциплине).
Назовите
основные задачи контроля …
1.
установить
готовность к восприятию знаний;
2.
установить внимание и понимание;
3. Выявить
трудности по ходу прохождения материала;
4. определить понимание теоретических
знаний;
5. выявить умения применения знаний;
6. проверить системный характер знаний;
7.
определить место и роль знаний в опыте ученика.
Назовите
основные показатели качества
знаний …..–
1.
полнота и
глубина;
2.
оперативность
и гибкость - это способность быстро
найти и применять соответствующие для ситуации методы и средства для достижения
результатов обучения; гибкость – это
способность искать и применять разные
способы к одному явлению, ставить разные
вопросы, видеть аналогии вопросы;
3.
осознанность
и сознательность;
4.
эмоциональность,
действенность;
5.
конкретность
и прочность;
6.
системность
и интегративность;
7.
поисковый
характер.
Требования к современному образованию
это творческий подход, творческое мышление, когда эти знания преобразовать новое мышление
Модульно-рейтиноговая
состоит из следующих элементов 1. разбивка учебной темы на основные части
имеющее более самостоятельное значение
2. Подготовка
задания разного характера к разной
части. 3.Понятийные представления, глубокое понимание вопрос 3фй. Способность
применения знания 5. Систематизация 4. присвоение к каждому заданию адекватного
объема знаний. Применение этих заданий и обеспечение систематической работы
студентов, прослеживание самими учащими своих учебных достижений и огласка результатов
1. Термин
мониторинг качества образования – … … (систематическая и регулярная
процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном,
региональном и местном (включая школы)
уровнях).
Назовите элементы системы
мониторинга: … … (частью системы мониторинга являются следующие элементы: 1) установление
стандарта и операционализация: определение
стандартов; опреационализация стандарта
в индикаторах (измеряемые величины); установление критерия, по которому
возможно судить о достижении стандартов; 2) сбор данных; оценка результатов;
3) действия: принятые соответствующих мер, оценивание результатов
принятых мер в соответствии со стандартами).
Проверка
и оценка знаний и умений учащихся – процесс выявления и сравнения уровня
усвоения учебного материала требованием к качеству знаний и умений.
2. Требования к организации контроля: … … (1)
индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой
каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающей подмены
результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или
класса) и наоборот; 2) систематичность, регулярность проведения контроля
на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной
деятельности учащихся; 3) разнообразие
форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и
воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и
результатам; 4) единство требований учителей; 5) всесторонность, заключающийся
в том, что контроль должен охватывать все стороны учебной программы; 6)
объективность, исключающая преднамерение субъективные
и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя; 7) дифференцированный подход.
2. Литература.
1.
Аманашвили Ш.А.
Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. – М., 1984.
2.
Бардин
К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.
3.
Гузик Н.П. Учить
учиться. М., 1981.
4.
Шишов
С.Е., Кальний В.А. Мониторинг качества образования в
школе. М., 1998.
5.
Розенберг
Н.М. Измерения в дидактике. – Киев, 1985.
6.
Ингенкамп К. Педагогическая
диагностика / Пер. с
нем. М., 1991.
7.
Симонов
В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности
по предметам: Учеб.-справ.пос.
М., 2002.
8.
Третьяков
П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения
в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред.
П.И. Третьякова. М., 1997.