Тема 8. Методы и формы
организации обучения.
Понятие и
сущность метода, приема и правил обучения. Эволюция методов обучения. Различные
подходы к методу обучения. Классификация методов обучения: по уровню активности
учащихся; по источнику знаний; по дидактической цели; по характеру
познавательной деятельности; на основе целостного подхода обучения; бинарная
классификация методов обучения, основанная на сочетании способов деятельности
преподавателя и учащихся. Технологии, диапазон применения. Преимущества и
недостатки методов обучения. Средства обучения. Современные модели и информационная
технология в обучении. Система и функции средств обучения в современной школе.
Понятие «инновационный урок». Выбор учителем эффективных методов и технологии
их реализации в соответствии с целями урока. Пути совершенствования методов и
технологии обучения.
Понятие форм
обучения и форм организации обучения. Генезис форм обучения: 1) индивидуальная
(репетиторство, тюторство, менторство
и гувернерство; взаимного обучения (Белл- Ланкастерская); 3) избирательного обучения (батовская система и мангенская);
4) лабораторная (дальтон-план); 4) бригадная (лантрампа);
5) метод проектов).
1.
Вопросы
письменного задания по теме:
1.
Метод обучения это: … … (система
последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих
усвоение содержания образования, развитие их
умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и
самообучения. И.Я. Лернер).
2.
«Способ
обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности
учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение
изучаемым материалом». (И.Ф. Харламов)
3.
«Способ
руководства учителем познавательной деятельности учащихся» (Т.А. Ильин)
4.
«Способы
работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение учащимися
знаний, умений, навыков, формируется мировоззрение, развиваются способности»
(Н.И. Болдырев)
5.
Правильно выбранный метод обучения
зависит: … … (общих целей обучения, воспитания, развития человека;
конкретных образовательно-воспитательных задач; уровня мотивации обучения;
содержания материала; времени, отведенного на изучение приготовленного
материала; количества и сложности учебного материала; типа и структуры занятий;
взаимоотношения между преподавателем и учащимся.
6.
Классификация
методов обучения………..единой универсальной классификации
методов обучения не существует.
Для
оценки и выбора методов обучения
используют следующую классификации.:
a.
По
источнику знаний – 1. слово (словесные ) 2. образ
(наглядные) 3. опыт (практические);
b.
По
этапам обучения – 1. подготовка к изучению нового материала; 2. изучение нового
материала; 3. закрепление материала и упражнение; 3. контроль и оценка;
c.
По
логике обучения 1. индуктивные; 2. дедуктивные; 3. аналитические; 4.
синтетические;
d.
По
дидактическим целям (по Ю.К. Бабанскому) 1.
организация учебной деятельности; 2. стимулирование и релаксация; 3. контроль и
оценка;
e.
По
характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернеру и
М.Н. Скаткину) 1. объяснительно-иллюстративные
(«готовых знаний»); 2. инструктивно-репродуктивные; 3. проблемное изложение 4.
частично- поисковые;
f.
Исследовательские
(продуктивные)
Объяснительно – иллюстративный метод.
Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы они остаются ОЦЕНКИ, ВЫВОДЫ ОНИ
ОСТАЮТСЯ В РАМКАХ ВОСПРОИЗВОДЯЩЕГО МЫШЛЕНИЯ. Данный метод находит самое широкое
применение для передачи большого массива информации. Им можно пользоваться для
изложения и усвоения фактов, подходов, оценок, выводов. Репродуктивный метод. К
нему относится применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е.
выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом
ситуациях.
·
Метод
проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог,
прежде чем излагать материал, формулирует познавательную задачу, а затем,
раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы,
показывает способ решения поставленной задачи. Школьники и студенты становятся
как бы свидетелями и соучастниками научного поиска.
·
Частично-поисковый
или эвристический заключается в организации активного поиска решения выдвинутых
педагогом(или самостоятельно сформулированным) познавательных задач либо под руководством
педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления
продуктивный характер, но при этм поэтапно
направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами.
Это проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию.
·
Исследовательский
метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного
или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу,
источники, ведут наблюдения и измерения, ищут нестандартные решения и выполняют
другие действия поискового характера.
6.
В современных методах возрастает……….1. мера познавательной самостоятельности
(проблемные ситуации); 2. управление процессом учения (компьютерное обучение)
введение общедидактических умений; 3. развитие активности и творчества
(познавательные, ролевые и дидактические игры, метод опережающего обучения,
метод опорных конспектов и другие); 4. обучение способу деятельности, практическому применению знаний (практические
работы, исследовательские задачи, самостоятельные работы); 5. методы
обеспечивающие переход образования в самообразование; 6. методы обеспечивающие
развитие творчества.
8. Охарактеризовать
классификацию методов обучения: … … (метод обучения характеризуются тремя
признаками: обозначают цель обучения; способ усвоения; характер взаимодействия
субъектов обучения).
9. Какие
требования предъявляются к объяснению: … … (точная и четкая формулировка сути
проблемы; последовательное раскрытие причинно следственных связей, аргументации
и доказательств; использование сравнения, аналогии, сопоставления и
безукоризненная логика выражения).
10.
Какие требования предъявляются к
рассказу: … … (должен обеспечить достижение дидактических целей, содержать
достоверные факты, иметь четкую логику, изложение должно быть доказательным,
образным, эмоциональным, учитывающим
….. особенности).
11.
Беседа: … … (это диалогический метод
обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит к
пониманию нового материала или проверяет
усвоение уже изученного).
12. Какие достоинства и
недостатки имеет беседа: … … (активизирует учебно-познавательную
деятельность учащихся; развивает их речь, память. Мышление, имеет
большую воспитательную силу; недостатки: требует больших временных затрат. Если у учащихся нет определенного запаса представлений понятия,
беседа окажется мало эффективной).
13. Средства
обучения – компонент учебно-материальной базы школ или физиологических
органов учащихся, помогающих усвоению учебного материала.
14. Проблемное обучение – вид
учебно-познавательной деятельности, в котором учитель организует изучение
учебного материала через решение учебных проблем и ситуаций поиска.
15. Эвристический
метод (частично-поисковый) – организация познания через
поэлементные поисковые вопросы и учебные ситуации.
Назовите
преимущества проблемно-поисковых методов обучения…….1. активность учащихся; 2. стимулирование вопросов; 3. стимулирование
свободных мыслей, идей; 4. лучшее понимание материала; 5. развитие поисковых
умений.
17.
Выбор методов обучения зависит от: … … (цели, уровня мотивации, закономерностей
и принципов обучения; объема, количества и сложности учебного материала; уровня
подготовленности, активности, интереса и возраста учащегося и т.д.).
19. К приемам самостоятельной работы с
текстами относятся: … … (конспектирование, цитирование, лицензирование,
анкетирование)
20. Форма: … …
(это способ существования, оболочка внутренней сущности, логики и содержания учебного процесса).
11. Разделите
основные признаки, характеризующие формы организации обучения. Дайте
определение понятию «формы организации обучения».
12.Попытайтесь
определить, чем отличается метод обучения от формы организации учебной работы:
… … (формы отражают внешнюю сторону обучения, а методы – внутреннюю.)
13.Под влиянием каких социально–экономических факторов развивались
организационные формы учебной работы.
14.Определите
факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.
15.Назовите
особенности классно – урочной системы обучения, ее преимущество перед другими
системами: … … (четкая организационная структура, удобство управления
деятельностью класса, экономичность обучения, возможность сочетания массовых,
групповых и индивидуальных форм учебной работы, стимулирующее влияние классного
коллектива на учебную деятельность каждого ученика, связь учебной и внеучебной работы, эмоциональное влияние личности учителя
на личности учащихся).
16.Назовите
основные недостатки классно – урочной системы обучения: … … (ориентация на
среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и
задерживает развитие способностей у более сильных; трудность учета
индивидуальных особенностей учеников; одинаковый темп и ритм работы;
ограниченное общение между учениками).
17.Дайте
определение понятию «урока», как основной формы организации обучения: … … (урок
– это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение
точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность
постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них,
используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для
того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно
в
процессе обучения, а также для воспитания и развития
познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых).
18.Назовите
особенности системы Дальтон – плана, плана - Трампа, достоинства и недостатки, возможности
использования в современной отечественной школе.
19.От чего
зависит структура урока: … … (от дидактической цели, содержания учебного
материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса, коллектива).
20.Определите,
что лежит в основании психологии современных уроков. Какими могут быть типы и
виды уроков, если подразделить их по основной дидактической цели.
21. Назовите основные типы уроков, другие формы обучения и их структуры:
… … (по дидактической цели (Б.П.Есипов – урок
ознакомления с новым материалом или сообщения (изучение новых знаний, урок
закрепления знаний, урок выработки и закрепления умений и навыков, обобщающий
урок, урок проверки умений, навыков и знаний (урок - контроль).
22. На что
учителю следует обращать внимание при анализе
и самоанализе урока.
23.Какие
дидактические проблемы решаются в нестандартных уроках: … … (мотивация ученика;
выделение и усвоение главного, существенного в материале; максимальная реализация
воспитательного и развивающего потенциалов предмета; сотрудничество учителя и
ученика, между учащимися; преодоление перегрузки учеников. В нестандартном уроке активны все учащиеся, каждый имеет
возможность проявить себя, а весь класс становится творческим коллективом).
24. Что такое
инновационный урок: … … (это такой урок, который имеет нечто новое,
оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели, содержание,
методы, средства или даже в саму форму организации занятий).
25.Какие
инновационные импровизированные учебные занятия вы знаете: … … (урок
«погружения», урок деловых игр, ролевых игр, урок пресс –конференция,
урок соревнования, урок КВН, театрализованный урок, урок компьютерный, урок с
групповыми формами обучения, урок взаимообучения учащихся,
урок творчества, урок-аукцион, урок-фантазия, урок – лекция – «парадоксы»,
урок-концерт, урок-диалог, урок – «следствие ведут знатоки», урок-конференция,
урок – заочное путешествие, урок – игра «Поле чудес», урок-суд и др.).
26.Как
поддерживать интерес и внимание учащихся на уроке: … … (1.) путем создания
проблемных ситуаций; 2) изменением (ускорением и замедлением) темпа учебной
деятельности учащихся; 3) постановкой неожиданных, интересных для учащихся вопросов;
4) применением аудио - видеосредств обучения, наглядных пособий; 5) активным
чередованием фронтальных и групповых форм обучения; 6) использованием шутки, юмора, занимательного учебного материала; 7) созданием ситуации успеха; 8) активным включением в содержание
урока игровых ситуаций; 9) постановкой заданий, выполнение которых
осуществляется на соревновательной основе; 10) вовлечением учащихся в активный
доверительный диалог).
Развивающее
обучение – направление обучения, ориентированное на развитие физических,
интеллектуальных и психических сил учащихся через рассуждение о знаниях и
способах их получения.
4. Творческое
задание по теме:
1.
Разработать план
проведения нестандартного урока (на выбор): урок – КВН, урок ролевых игр,
урок «»Дом Чудес», урок заочного
путешествия.
2.
Представить фрагменты
уроков (задания, систему работы учителя) на которых учитель развивает различные
виды умений.
3.
Посетите в школе 2 – 3
урока по своей специальности и охарактеризуйте формы организации работы
учащихся на них.
4.
Посетите в школе урок по
своей специальности, определите его тип по дидактической цели и насколько он соответствует требованиям.
a.
По программе обучения
образованной школы (в рамках любого предмета) выбрать тему и использовать ее
для изложения всех методов обучения современной дидактики.
5. Литература:
1.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы
педагогики в лекциях, ситуациях. Превоисточниках: Учеб.пособие. м., 1997.
2.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.,
2001.
3.
Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной
технологии. М., 2002.
4.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М.:
Просвещение, 1982.
5.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польс. М., 1986.
6.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.:
Педагогика, 1981.
7.
Новые ценности образования: Науч.-метод. сборники. Вып. 1-
8.
Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов. и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистового.
М., 2002.
9.
Рудакова И.А. Методы обучения в
педагогической теории и практике. Ростов н/Д., 2001.
10.
Технология изучения учебного материала
крупными блоками. Омск, 1999.