Теории и технологии обучения.
Тема 6. Сущность, структура,
закономерности и принципы обучения.
Общие понятия о дидактике. Основные
дидактические категории. Гносеологические основы процесса обучения. Движущие силы
процесса обучения. Функции и структура учебного процесса. Понятие закона,
закономерности и принципа обучения
Вопросы письменного задания по теме:
1)
Дайте
определение понятия обучения…
(Обучение – это двусторонний процесс. Это
совместная деятельность учителя и учащегося, когда первый передает свои знания
и руководит процессом обучения, а второй (ученик) учится, т.е. усваивает знания
и вырабатывает на их основе умения и навыки.)
4.
б) Под
обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к
ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ
осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством
организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это
процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в
результате которой происходит освоение человеческого опыта.
Педагогика.
Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина).
в) под обучением понимают активную целенаправленную
познавательную деятельность ученика под руководством учителя в результате
которой обучающиеся приобретают системы научных знаний, умение навыков у него
формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие
способности и потребности, а также нравственные качества личности.
г) Обучение – это совместная деятельность
…(учителя и учащегося, когда первый передает свои знания и руководит процессом
обучения, а второй (ученик) учится, т.е. усваивает и вырабатывает на их основе
умения и навыки. Учитель осуществляет деятельность преподавания, а ученик – деятельность обучения)
Какое обучение дает подлинное образование?
………Обучение, обеспечивающее овладение всеми компонентами культуры, дает
подлинное образование, т.е. развивает и воспитывает. В работах И.Я.Лернера и
М.Н. Скаткина убедительно показана
четырехкомпонентная структура культуры и адекватное ей содержание обучения в
которую входят: 1.Знания о человеке,обществе, природе, технике;2. это
установленные и выверенные в опыте способы деятельности, передаваемые через
правила, инструкции, алгоритмы и обучение, далее третий компонент, это опыт
творчества и наконец четвертый и очень
важный компонент это эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной
действительности.
2. Назовите психологическую структуру обучения: а) узнать -
восприятие информации органами чувств; б) познать – размышление, осмысление по
полученной информации; в) знать –
результат осмысления; г) осознать - зачем надо, где нужно применять.
3. Назовите
традиционную структуру обучения……а) постановка цели; б) формирование
потребностей и мотивов учащихся; в) подбор материала подлежащее изучению; г) выбор функции, методов и
средств учебно-познавательной деятельности; д) придание учебной деятельности эмоционального
характера; е) регулирование и контроль за учебной деятельностью; ж) оценочный
компонент.
4.)Какие функции
выполняет процесс обучения…
а)образовательная, главное назначение процесса обучения заключается
в том чтобы:
- вооружить учащихся системой научных знаний,
умение и навыков в соответствии с принятым стандартом образования; научить
творчески использовать эти знания, умения и навыки практической деятельности,
научить самостоятельно приобретать знания.
б)Развивающая функция обучения. В процессе овладения системой
знаний, умений и навыков происходит развитие:
- логического мышления ( абстрагирования,
конкретизации, сравнения, анализ, обобщение, сопоставление качеств ума,
пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность)
в)Воспитывающая
функция проявляется в
обеспечении:
- осознание учеником своей учебной деятельности
как социально значимой, воспитание нравственных качеств личности, формирование
положительных мотивов учения, формирование опыта общения между учащимися и
сотрудничества с учителями в учебном процессе.
5)Что являются
движущими силами процесса обучения?
Движущими силами являются противоречия:
а)между новыми познавательными задачами,
выдвигаемыми процессом обучения…как учителем так и самим учеником в
самообразовании и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков
б)противоречие между требованиями общества к
уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными
возможностями.
в)противоречия между известным и неизвестным
является основой проблемного обучения.
г)противоречия между фронтальным изложением
учебного материала и индивидуальным его восприятием
д)противоречия между знаниями и умениями применять
полученные знания в практической деятельности разрешается через обеспечение
осознанности понимания теории
6) Какие
признаки характерны для процесса обучения:
а)целенаправленность
б)целостность
в)двусторонность
г)совместная деятельность учителя и учащихся
д)управление развитием и воспитанием учащихся
7)Закономерности
обучения? – это…устойчиво повторяющиеся
связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
8)Принципы
обучения?... это основные
(общие руководящие) положения определяющие содержание организационной формы и
методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями
9)Что
относится к общим законам диалектики?...закон
единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений
в качественные изменения, закон отрицания отрицания.
10)Какие
выделяет законы обучения Хуторский А.В…а)закон
социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов.
б)закон взаимосвязи творческой самореализации
ученика и образовательной среды.
в)закон взаимосвязи обучения, воспитания и
развития
г)закон обусловленности и результатов обучения
характером образовательной деятельности учащихся.
д)закон целостности и единства образовательного
процесса
11)Какие общие
закономерности охватывают своим действием всю систему обучения?...к общим закономерностям относятся:
а)закономерности цели обучения. цель обучения
зависит от
- уровня и темпов развития обществ,
- потребностей и возможностей общества
- уровня развития и возможностей педагогической
науки и практики
б)закономерности содержания обучения зависит от:
- общественных потребностей и целее обучения
- темпов социального и научно-технического
прогресса
- возрастных возможностей учащихся
- уровня развития теории и практики обучения
- материально-технических и экономических
возможностей учебных заведений;
в)закономерности качества обучения. эффективность
каждого нового этапа обучения зависит от:
- продуктивности предыдущего этапа и достигнутых
на нем результатов
- характера и объема изучаемого материала
- организационно – педагогического воздействия
обучающих
- обучаемости учающихся
- времени обучения
г)закономерности методов обучения. Эффективность
дидактических методов зависит от:
- знаний и навыков в применении методов
- цели обучения
- содержания обучения
- возраста учащихся
- учебных возможностей (обучаемости)
- материально – технического обеспечения
- организации учебного процесса
д)закономерности управления обучением.
Продуктивность обучения зависит от:
- интенсивности обратных связей в системе обучения
- обоснованности корректирующих воздействий
е)закономерности стимулирования обучения.
Продуктивность обучения зависит от:
- внутренних стимулов (мотивов)обучения
- внешних (общественных, экономических,
педагогических) стимулов.
12)Какие
дидактические принципы считаются наиболее признанными в классической
дидактике?...
а)принцип научности
б)принцип доступности
в)принцип сознательности активности
г)принцип наглядности
д)принцип систематичности и последовательности
е)принцип прочности
ж)принцип воспитывающего обучения
з)принцип связи теории с практикой
4. Литература:
1. Болуб Б.А. Основы общей дидактики: Учебное
пособие 2003.
2.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. -
Ростов Н/Д, 2000.
З. Дидактика средней школы. / Под ред. Скаткина
М. Н. - М.; 1982.
4. Дидактика в предчувствии третьего
тысячелетия: материалы пед. чтений памяти И.Я. Лернера. Владимир, 2000.
5. Дьяченко
В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.
6. Гребенюк
О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебник. М., 2004.
7. Загвязинский
В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. Учеб. пос. М., 2001.
8. Зайцев В.Н.
Практическая дидактика: Учеб. пос. м., 2000.
9. Лернер И.Я.
Процесс обучения и его закономерности. - М., 1978.
10. Подласый
И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса. - Киев, 1991.