Тема 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс
Основные
понятия структуры целостного педагогического процесса.
Основные
категории целостного педагогического процесса: целостность, системность,
интеграция, цель и условия реализации системы.
Динамика
и структура целостного педагогического процесса. Основные компоненты: целевой, диагностический, проектировочный, содержательный,
технологический, организационный, коррекционный, аналитический.
Интеграционные
явления в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы
целостного педагогического процесса. Движущие силы. Критерии эффективности
организации, управления, оценки и анализа результатов целостного
педагогического процесса. Педагогическая деятельность. Сущность педагогической
деятельности. Особенности педагогической деятельности. Закономерности педагогической
деятельности. Педагогическая деятельность как творческий процесс.
Педагогическое мастерство.
1. Вопросы
письменного задания по теме:
1.
Понятие педагогический процесс было введено……….. П.Ф. Каптеревым.
1. Целостный педагогический процесс в
единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной
деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий
наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.
2. Педагогический процесс – это специально
организованное, целенаправленное взаимодействие
педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих,
образовательных и воспитательных задач. ( Педагогика.
Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина).
3. Педагогический процесс – совокупость
последовательных действий, учителя и ученика(воспитателя
и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности.
Самовоспитание и самообразование выступают как высший этап ( уровень, ступень )
педагогического процесса.
( Стефановская
Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.
4. Цель
педагогического процесса………. – гармоническое развитие личности,
обладающей способностью к творчеству и саморазвитию, социальной активностью,
ответственностью, высокой общей культурой и нравственностью.
5. Важнейшей качественной характеристикой и
одновременно условием эффективности педагогического процесса является……… его
целостность. Обучение воспитание,
развитие, социализация, здоровьесбереженье эффективны
только в рамках единого, целостного ( учебно-воспитательного
процесса.
6. В целостном процессе создаются……….
условия для преодоления традиционного
разрыва между обученностью и воспитанностью (обучить
все же легче, чем воспитать). Рост обученности способствует развитию культуры, воспитанности,
а воспитанность расширяет познавательные горизонты и возможности
совершенствования в разных областях деятельности.
7. Целостный процесс способствует………. формированию
единого коллектива педагога учащихся, их более полному взаимопониманию и сотрудничеству,
создает условия для взаимопроникновения методов обучения и воспитания,
позволяет более полно реализовать программно-целевой подход в проектировании и планировании работы
образовательного учреждения( ), а также способствует выработке
единых критериев для оценки результатов образования и эффективности нововведений.
8.
К функциям педагогического процесса
относятся:………образовательная функция; развивающая функция; воспитывающая
функция,
9.
Признаки П.П. – целенаправленность;
двусторонность; целостность.
10.
Назовите
наиболее общие закономерности педагогического процесса: … … (1) связь
воспитания и социальной системы: характер потребностями общества, экономики,
национально-культурными особенностями; 2) связь между обучением и воспитанием,
обозначающая взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние,
единство; 3) связь воспитания и деятельности: воспитывать – значит включать
ребенка в различные виды деятельности; 4) связь воспитания и
активности личности: воспитание осуществляется успешно, если объект его
(ребенок) является одновременно и субъектом, т.е. обнаруживает активное
поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в
деятельности; 5) связь воспитания и общения: воспитание всегда протекает во взаимодействии
людей: учителей, учеников).
2.
Дайте характеристику педагогической деятельности: … … (профессиональная
деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных
условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника
и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.).
3. В чем
проявляется субъектность позиций: … … (проявляется
в его сопротивлении принятии непринятии педагогического воздействия).
4. Что
является целью современного воспитания: … … (воспитание свободной и самостоятельной
личности, личности сформированной субъектностью).
5. Субъектность - … … (это способность человека быть
стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы,
самостоятельно выстраивать планы жизни).
6. Внутренний
психологический фон, на котором развертываются все акты взаимоотношения учителя
и детей - … …(определяется как стиль отношения между учителем и детьми).
7. Как
необходимо строить общение воспитывающему взрослому с ребенком: … … (на
основе его понимания, принятия и признания).
8. Что вы
понимаете под пониманием ребенка: … … (умение видеть его «изнутри», умение
видеть мир, как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять
истинные мотивы детских поступков).
9. Принятие
ребенка - … … (безусловное положительное отношение к ребенку, к его
индивидуальности, независимо от того, высоких или низких показателей он достиг).
10. Признание
ребенка - … … (восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания,
имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением).
1.
Творческие задания по теме:
2.
Напишите
сочинение (эссе) на одну из данных тем:
… … («Учитель моей жизни», «Любимый учитель», «Я выбрала профессию учителя
из-за ненависти к школьным учителям»).
3.
Проведите
опрос детей из каждой возрастной группы на тему, каким, по их мнению, должен
быть учитель. Сравните полученные ответы, проанализируйте и сделайте выводы.
4.
Понаблюдайте
в классе, как работает учитель с более способными учениками.
3. Литература.
1. Аманашвили Ш.А.
Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр.пед.труды / сост. М.Ю.Бабанский. – М., 1989.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической
технологии. М., 1989.
4. Ильин B.C. Формирование личности школьников
(целостный процесс) - М., 1984. 1998.
5. Каптерев П.Ф.
Педагогический процесс // Избр.пед.соч.
/ Под ред. А.М. Арсеньева. – М., 1989.
6. Мищенко
А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
7. Ушинский
К.Д. Три элемента школы // Пед.соч.:
В 6 т. – М., 1989-1990. – Т.1.