Тема 4. Развитие педагогики и
систем образования в XVIII-XX вв.
Генезис
классической и реальной систем образования в новое время. Просветительские
системы (Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеции, Д. Дидро, Д. Локк). Демократические
системы (И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервег и др.). Системы коммунистического воспитания
«коллективистское воспитание» (Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Н.К.
Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Основные положения системы
педагогических взглядов А.С. Макаренко. Антропологические основы образования в
России (К.Д. Ушинский, Каптеров, Вахтеров, Лесгафт и др.). Дидактические
взгляды К.Д. Ушинского. Комплексная система образования в России.
Культурологические системы образования (национальная школа, идея народной
школы, братские школы).
1. Вопросы
письменного задания по теме:
1.
Как определяется термин «воспитание» в
книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» К.А. Гельвеция
– французского философа, деятеля Просвещения, идеолога революционной буржуазии:
… … (это совокупность всех условий жизни индивида. У людей
одинаковые способности, воспитание делает людей разными. Различия
в способностях людей – следствие различий в условиях воспитания).
2.
Какие
четыре основные идеи выделяются во взглядах Гельвеция: … … (врожденное
равенство всех людей; личный интерес – движущая сила индивидуального развития и
решающее начало в деятельности людей; воспитание – направляющая сила в развитии
интересов; политическая система определяет характер воспитания).
3.
Кто человек по мысли Гельвеция: … … (продукт
среды, от
рождения он ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр. Он лишь
невежественен и невоспитан).
4.
Что
рекомендовал в образовании в целях повышения уровня знаний учащихся
представитель французского Просвещения, философ, писатель Дидро: … … (4 раза
в году устраивать в школе публичные экзамены с приглашением родителей и
почетных гостей).
5.
Назовите
разработки Д. Дидро: … … («План университета для Российского
правительства», «О школе для молодых девиц», «О публичных школах»).
6.
В
чем видел задачу воспитание один из ярких представителей французского
Просвещения, теоретик свободного воспитание Ж.Ж. Руссо: … … (в воспитании
человека, а не чиновника, не солдата, не судью, не ученого, в этом заключается
отличие старой трактовки о воспитании, которое ставило целью подготовку
человека к конкретной профессии, к определенному положению в обществе).
7.
Какой портрет совершенного человека
дал Руссо: … … (обладать разумом мудреца, силой атлета, трудолюбием,
невосприимчивостью к соблазнам цивилизации и дурным влияниям, умением владеть
собой, соразмерять свои желания и возможности. С детских лет ребенка надо учить жизни, умениям выносить удары
судьбы).
8.
Какое правило жизни дает Ж.Ж. Руссо: …
… («жить – не значит дышать, а значит действовать, пользоваться нашими
органами, чувствами, способностями. Не тот
человек, кто больше жил, которому больше лет, а тот, кто больше чувствовал
жизнь»).
9.
Назовите
три силы, под воздействием которых человек получает воспитание: … … (природа,
вещи, люди).
10.
Какую альтернативу предложил Руссо
вместо традиционной системы воспитания: … … (воспитание ребенка на лоне
природы вдали от общества, от культуры с ее искусственностью. Эта система не распространялась на детей бедняков, которых, по его
мнению, не надо воспитывать, ибо они воспитаны самой жизнью).
11.
Какую систему воспитания предложил
Ж.Ж. Руссо: … … (младенчество (от рождения и до 2 лет – физическое
воспитание (забота о здоровье ребенка); детство (2 – 12 лет – воспитание
органов чувств (наблюдение за природой, познание окружающего мира, накопление
личного опыта; отрочество (12 – 15 лет – умственное воспитание (изучение
предметов, имеющих практическую ценность (география, астрономия и др.); юность (15 – 22 года – нравственное воспитание, религиозное
воспитание (воспитание добрых чувств, суждений, воли; открытие идей Бога и
«естественной религии»).
12.
Назовите
философско-педагогические работы Жан Жак Руссо: … … («Рассуждение о
науках и искусствах», «Эмиль, или О
воспитании», «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между
людьми»).
13.
Какую
теорию разработал Иоганн Генрих Песталоцци – швейцарский педагог: … … (теорию
элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться
с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному).
14.
Назовите
три основные задачи, которые видел великий швейцарский педагог: … … (развитие
у детей высоких моральных качеств и нравственных наклонностей; выработку у
детей нравственных навыков через участие в добрых и полезных делах;
формирование у молодого поколения нравственного сознания и убеждений).
15.
Чему
отводилось большое место в физическом воспитании: … … (играм, военным
упражнениям).
16.
Какая
основная цель обучения, по мнению Песталоцци: … … («возбуждение ума» детей к
активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработка
умения логически мыслить, кратко выражать словами сущность усвоенных понятий).
17.
Какова
роль наглядности, как средство обучения: … … (для развития у детей наблюдательности,
внимания, умений сравнивать, сопоставлять).
18.
Какие три элемента необходимо знать по
Песталоцци, чтобы жить, познать мир: … … (число (единица), форма (прямая
линия), слово (звук).
19.
Какое учение разработал И.Ф. Гербарт: … … (учение о ступенях: первая – ясность,
вторая – ассоциация, третья – система, четвертая - метод).
20.
Кто
впервые ввел и обосновал теорию воспитывающего обучения: … … (И.Ф. Гербарт, по мысли педагога, «обучение без нравственного воспитания
есть средство без цели, а нравственное образование … без обучения есть цель,
лишенная средств»).
21.
Какие 6 видов разностороннего
обучения, как основную задачу воспитывающего обучения видел Гербарт:
… … (1) эмпирический – к окружающему миру; 2) спекулятивный или умозрительный – к причинам вещей и
явлений; 3) эстетический – к прекрасному; 4) симпатический – к
близким людям (семье, друзьям, знакомым); 5) социальный – ко всему
человечеству; 6) религиозный – к Богу).
22.
Назовите 5 нравственных идей по Гербарту: … … (идея внутренней свободы, делающая
человека цельным; идея совершенства, дающая внутреннюю гармонию; идея
благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с
волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или
нескольких воль; идея справедливости, служащая руководством при
наказании или поощрении индивида. Человек, впитавший
эти идеи и руководствующиеся ими в жизни, никогда не будет вступать в конфликт
с окружающим миром).
23.
Что
предлагал Гербарт для развития нравственного
воспитания у детей: … … (пробуждать у детей религиозный интерес как можно
раньше).
24.
Какие ведущие принципы воспитания формулировал
Дистервег: … … (природосообразность,
культуросообразность, самодеятельность).
25.
Какие четыре группы
дидактических правил выделил немецкий педагог Дистервег:
… … (к первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования
– ученику; соответствие учебно-воспитательного процесса с психофизическим
развитием ребенка; вторая группа правил касалась предмета преподавания.
Определяли порядок распределения учебного материала; третья группа правил
связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой
учащихся, окружающих их социокультурной средой; четвертая группа дидактических
правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для
успешного преподавания).
2. Литература.
1. Антология педагогической мысли России первой
половины XIX в. -М.: Педагогика, 1987. -559 с.
2. Антология
педагогической мысли России второй половины XIX в. -М.:
Педагогика, 1990. -605 с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика. -СПб.:
Питер, 2000. -304 с.
4. История педагогики. От зарождения воспитания
в первобытном обществе до середины XVII века. Ч. 1. Под ред. Пискуно-ва А.И. -М.: Сфера, 1998.
- 192 с.
5. Джуринский А.Н. История зарубежной
педагогики. -М., 1998.
6. История педагогики. С середины XVII века до
середины XX века. Ч. 2. Под ред. Пискунова А.И. -М.: Сфера, 1998. - 304 с.
7. Коменский
Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.,
1987.Коменский Я.А. Великая дидактика. См.: Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. -М.: Просвещение, 1967.
8. Коменский Я.А. Избранные педагогические
сочинения: в 2 т. -М.:
Педагогика, 1982. -Т. 1. - 656 с.; Т. 2., 576 с.
9. Константинов Н.А. и др. История педагогики. -М.: Просвещение, 1984.
10.
Ю. Пряникова В.Г., Равкина
З.И. История образования и педагогической мысли.: Учебник-справочник.
- М.: Новая школа, 1994.-96 с.
11.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Педагогика, 1974. Т.
1. - 534 с.; Т. 2. -440 с.
12.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. - 2-е изд.
- М.: Просвещение, 1981. -527 с.
13.
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост.
С.Ф. Егоров. - М.: Просвещение, 1999.