Тема 3. История педагогики и образовательных систем
Древнего Востока, античности, Средневековья и эпохи
Возрождения
Что изучает история образования и
педагогики. Основные задачи. Содержание истории образования. Общая
характеристика исторических типов образования: восточная, античная,
средневековая (схоластическая), теологическая, гуманистическая,
просветительская, прагматическая, интеллектуальная, знаниевая,
коллективистская, культурологическая, личностно-ориентированная.
Зарождение воспитания в первобытном
обществе (происхождение воспитания, его становление как осознанного
целенаправленного процесса, зарождение методов и организационные формы
воспитания). Общее и особенное в генезисе школы и воспитания в древних
цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока, воспитание и школа в Междуречье,
Древнем Египте, Индии и Китае. Эллинистическая система образования и
педагогическая мысль в античном мире. Афинская, спартанская и римская системы
образования и воспитания. Развитие культуры и просвещения в Византии. Значение
образовательных систем античности в совершенствовании современной школы.
Развитие образования и
педагогической мысли в эпоху средних веков (V - XVII вв.). Теологические основы
воспитания и образования. Структура и содержание схоластического образования.
Педагогическая теория и классно-урочная система обучения Я.А. Коменского.
Классическое образование. Гуманистическая педагогика и системы образования В. Фельтре, Ф. Рабле, Т. Мора. Образование в странах Ближнего,
среднего и Дальнего Востока, распространение ислама и становление
арабо-мусульманской системы образования. Педагогические идеи
ученых-энциклопедистов арабского Востока и их влияние на развитие мировой
культуры.
1.Вопросы письменного задания по теме:
1.
По каким источникам можно судить о методах обучения в школах
стран Древнего Востока: … … (древнеегипетские
папирусы, математические папирусы, мифы, религиозные поучения, сказки).
2.
Какое этико-политическое учение составляло основу всей системы
образования Древнего Китая: … … (педагогические
взгляды Конфуция, его трактат, беседы и суждения («Лунь Юй»),
основная цель которого – воспитать «благородного мужа», совершенного человека,
людей, знающих и соблюдающих принципы конфуцианской морали).
3.
Какой трактат был составлен последователями Конфуция: … … (книга обрядов «IV – I в. до н.э.»).
4.
Назовите основные мысли педагогических принципов, методов и
приемов этого трактата: … … («Если
учиться, когда ушло время, успеха не добьешься», «Если не пресечь дурное, когда
оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»).
5.
Определите общее и различное об идеалах
практики и обучения в Спарте и Афинах: … … (идеал
афинского воспитания сводился к многозначному понятию совокупности
добродетелей, т.е. с развитыми интеллектом и культурой тела; спартанская
система воспитания готовила стойких, закаленных воинов, свободно владеющих
различными видами оружия; по меткому замечанию Плутарха «воспитание спартанцев
преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку
побеждать»).
6.
Что утверждал Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике»: … … («Ученость без добродетели –
все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи». Образование только тогда имеет ценность, когда
благотворно действует на нравственность учеников).
7.
Что явилось ведущим направлением
классического образования в период его возникновения в эпоху Возрождения: … … (изучение латинского и греческого языков,
античной литературы и такое образование получали в гимназиях и грамматических
школах в афинской и римской системах образования).
8.
Когда наметились предпосылки для выделения педагогики в
самостоятельную науку: … … (начиная с XVI
в.).
9.
С кого берет отсчет современная педагогика: … … (с Яна Амоса
Коменского, чешского мыслителя-гуманиста, педагога, писателя, общественного
деятеля, т.к. он первый пытался отыскать и привести в систему закономерности
обучения и воспитания).
10.
Что характерно для Коменского: … … (глубокая вера в просвещение, с помощью которого, по его мнению, можно
добиться полного благоденствия народов, устранить войны, улучшить нравы, изжить
рознь между имущими и неимущими).
11.
Какие три составные част воспитания выделял
Коменский: … … (научное образование (умственное воспитание);
нравственное воспитание (управление собой); религиозное воспитание (стремление
к Богу).
12.
Назовите типы учебного заведения, предложенные Я.А.
Коменским: … … (материнская школа,
элементарная школа («школа родного языка»), латинская школа или гимназия,
академия).
13.
Какие ступени образования предложил
Коменский: … … (дошкольное (1- 6 –
воспитатель – мать), начальное (6 – 12 – заучивание молитв, обучению счету,
чтению и письму), среднее образование (12 – 18 – физика, география, грамматика,
естествознание, математика, философия (этика,
диалектика, риторика), высшее образование (18 – 24 – предполагает
обучение в академии из трех факультетов: богословского, медицинского и юридического).
14.
Что является заслугой Я. А. Коменского: … … (теоретическое обоснование классно-урочной
системы).
15.
Назовите основные работы Коменского: … … («Великая дидактика»,
«Открытая дверь», «Мир чувственных вещей в картинках», «Всеобщий совет об
исправлении дел человеческих»).
16.
Какую программу воспитания предложил Джон Локк – известный
английский философ и педагог: … … (воспитание
«джентльмена»).
17.
Назовите содержание и цели программы воспитания
«джентльмена»: … … (физическое
(укрепление здоровья ребенка); нравственное (выработка представления о
добродетели, воспитание характера, дисциплинированности, устойчивых
положительных привычек); умственное (развитие самостоятельности мышления,
изучение основ наук); трудовое (освоение отдельных ремесел, необходимых для
делового человека, получение навыков для ведения хозяйственных дел).
18.
Какую цель воспитания провозглашает Д. Локк: … … (воспитание
предприимчивого буржуа, «умеющего вести свои дела толково и
предусмотрительно»).
В каких работах Локка
изложена педагогическая система: … … («Опыт о человеческом разуме», «Некоторые
мысли о воспитании», «О пользовании разумом»).
Примерная
тематика рефератов
1) Теория
Ж.Ж.Руссо о естественном и свободном воспитании
2) Принципы природосообразности в «Великой Дидактике»
3) Антропологические идеи
труда К.Д.Ушинского
«человек как предмет воспитания»
4) Идея природосообразности в учении
А.Дистервега
5) Двойственность
мировоззрения и педагогических взглядов Я.А.Каменского
1. Литература.
1.
Аристотель. Этика; политика; поэтика / Собр.
Соч.: В 4 т. м., 1984. – Т.4
2.
Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х
т. М., 1994.
3.
Бордовская Н.В., Реан
А.А., Педагогика. - СПб.: Питер, 2000. -304 с.
4.
Виннечук Л. Л Люди,
нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
5.
Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.
6.
Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2-х т. – М., 1972,
1973.
7.
Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной
педагогики. М., 1963.
8.
История педагогики. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины
XVII века. Ч. 1. Под ред. Пискунова А.И. - М.: Сфера, 1998. - 192 с.
9. История педагогики. С середины XVII века до
середины XX века. Ч. 2.
Под ред. Пискунова А.И. -М.: Сфера, 1998. - 304
с.
10.
Коменский Я.А. Великая дидактика. См.: Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. -М.: Просвещение, 1967.
11.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1982. -Т. 1. -656 с.; Т. 2.,
576 с.
12. Константинов Н.А. и др. История
педагогики. - М.: Просвещение, 1984.
13. Платон. Законы // Соч.:
В3-х т. – М., 1972. – Т.3. – Ч.2.
14. Ушинский К.Д. Избранные педагогически
произведения. - М.: Педагогика, 1974. Т. 1. - 534 с.; Т. 2. - 440 с.
15. Пряникова
В.Г., Равкин З.И. История образования и
педагогической мысли: Учебник-справочник. – М.: Новая школа 1994.
16. Школа и педагогическая мысль Средних
Веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991.