Тема 18. Основы внутришкольного
управления.
Понятие и
функции внутришкольного управления. Виды
педагогического анализа как основы педагогической деятельности. Организационные формы управленческой
деятельности. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
1. Вопросы
письменного задания по теме:
1. Какие
различают стороны управления общеобразовательным учреждением (школой): …
… (внешнее – осуществляется органами
управления образования Субъекта РФ; внутреннее – осуществляет директор).
2.
Почему внутришкольное
управление рассматривается как разновидность самоуправления: … … (т.к.
современная школа является автономной и самоуправляющейся).
3.
К основным функциям внутришкольного
управления относятся: … … (мотивация, педагогический анализ, целеполагание,
планирование, организация, контроль).
4.
Какие распространены в практике школ виды
планирования: … … (перспективный план работы на год, годовой план, на
четверть, план-график внутришкольного контроля и план
общественных организаций).
5.
Что относится к числу важнейших организационных
форм управленческой деятельности: … … (совет школы, педагогический совет,
совещание при директоре, попечительский совет, оперативно-информационное
совещание, ученический комитет, педагогический консилиум).
6.
Под повышением квалификации понимается: … … (вид
профессионального дополнительного образования, направленного на формирование готовности работника к
выполнению более сложных трудовых функций).
7.
Назовите задачи методической работы в школе: … … (1)
формирование инновационной направленности в деятельности педагогического
коллектива школы; 2) повышение уровня теоретической (предметной) и
психолого-педагогической подготовки учителей; 3) организация работы по изучению
новых образовательных программ, учебных планов, образовательных государственных
стандартов; 4) обогащение образовательно-воспитательного процесса новыми
педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания; 5) организация работы по изучению новых нормативных документов,
инструктивно-методических материалов; 6) оказание научно-методической помощи
учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе:
молодым учителям, испытывающим определенные затруднения в педагогической
работе; учителям, имеющим небольшой педагогический стаж; учителям, не имеющим
педагогического образования; 7) оказание консультативной помощи учителям в
организации педагогического самообразования; 8) повышение общего уровня
профессионально-педагогической культуры работников образовательного учреждения).
8.
Перечислите формы организации
методической работы в школе: … … (1) предметные методические объединения
учителей; 2) методические советы; 3) единый методический день в школе; 4)
проблемные семинары и практикумы; 5) школы молодого учителя; 6) школы
передового опыта; 7) проблемные (инновационные) группы; 8) работа
педагогического коллектива над избранной научно-методической темой; 9)
проведение открытых и показательных уроков; 10) научно-педагогические конференции; 11) ролевые, деловые и
организационно-деятельностные игры, моделирование и
анализ педагогических ситуаций; 12) научно-педагогические конференции,
педагогические чтения, творческие отчеты; 13) педагогическое самообразование
учителя; 14) с 1972г. аттестация).
9. Как понимать управление: … … (это совокупность законов, принципов,
правил об организации осознанной, целенаправленной деятельности, нацеленной на
упорядочение и подчинение интересам субъекта деятельности элементов внешней
среды – общества, живой и неживой природы, техники).
10. Дайте определение управления образовательными системами: … … (отрасль
педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в системе
образования и в образовательно-воспитательных учреждениях).
11 К чему привели реформы в российском
образовании ……реформы перевели многие образовательные учреждения в режим
развития и постоянного поиска актуальных задач и оптимальных решений, т.е. в
пространство инноваций.
На каких основаниях должны базироваться инновационные изменения, ведушие к пересмотру принципов, правил, управленческих
цепочек:……….
· Упрощение организации (сокращение иерархических ступенек, бюрократических
структур и процедур, четкость инструкций и прозрачность целей);
· Автономия отдельных звеньев (делегирование полномочий, передача
ответственности и расширение свободы действия в структурных подразделениях и
творческих группах);
· Управление посредством культуры (объединение автономных самоуправляющихся
общностей вокруг корпоративных целей и ценностей).
11. Назовите источники управления и руководства образовательными
системами: … … (1) современные достижения науки об управлении; 2)
законодательство; 3) практика организации школьного дела, опыт управления в
области образования, историческое наследие).
12. Назовите функции управления образовательными системами как научной
отрасли: … … (научно-теоретическая, конструктивная, прогностическая).
Что понимается в теории менеджмента под инновацией…… под инновацией (нововведением)
понимается результат творческой деятельности, направленный на разработку,
создание и распространение новых продуктов и технологий, внедрение новых
организационных форм.
13. Что входит в задачи управления образовательными системами: … … (совокупность
организационных, методических, кадровых, воспитательных, плановых, финансовых,
снабженческих и других мероприятий, обеспечивающих нормальное функционирование
учреждений системы образования, дальнейшее их расширение и развитие).
14. Дайте определение маркетингу образовательных услуг: … … (процесс
определения ценообразования, планирования, продвижения и реализации образовательных
услуг организациям и отдельным лицам).
15. Что входит в маркетинг (рынок, сбыт): … … (мониторинг
(отслеживание результатов) и анализ образовательных услуг с целью разработки
новых и совершенствования существующих, чтобы обеспечить им конкурентоспособность).
16. Дайте определение педагогическому менеджменту: … … (это комплекс
принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления
образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности).
17. Дайте определение методу управления: … … (это совокупность
способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект
управления; определенные способы управленческого воздействия в каждой
конкретной ситуации функционирования педагогической системы).
18. Назовите методы управления: … … (методы материальной мотивации;
методы социальной мотивации (премии - штрафы),; методы
властной мотивации).
2. Литература.
1.
Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. М., 1991.
2.
Загвязинский В.И. и др. Творчество в управлении школой. М., 1992.
3.
Нововведения на муниципальном уровне управления
образованием. М., 1995.
4.
Моисеев А.М., Капто А.Е. и
др. Нововведения во внутришкольном управлении. М.,
1998.
5.
Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной
школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.
6.
Селиванов В. С. Управление школой в России: Учеб. пособие для студ. учеб.
заведений. Смоленск, 2001.
7.
Сергеева В.П. Управление образовательными системами:
Программно-методическое пособие. М., 2000.
8.
Справочник менеджера образования: В 2 ч. М., 1995.
9.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором. М.,
1982
10.
Управление в
образовании: проблемы и подходы. М., 1995.
11.
Управление
современной школой: теоретические основы и методы. М., 1997.
12.
Шамова Т.И.,
Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. М.:
ВЛАДОС, 2001.
13.
Ямбург Е.А.
Эта «скучная» наука управления. М., 1992.