Тема 18.  Основы внутришкольного управления.

 

Понятие и функции внутришкольного управления. Виды педагогического анализа как основы педагогической деятельности.  Организационные формы управленческой деятельности. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

 

1.  Вопросы письменного задания по теме:

 

1.    Какие различают стороны управления общеобразовательным учреждением (школой): … … (внешнее – осуществляется органами  управления образования Субъекта РФ; внутреннее – осуществляет директор).

2.           Почему внутришкольное управление рассматривается как разновидность самоуправления: … … (т.к. современная школа является автономной и самоуправляющейся).

3.           К основным функциям внутришкольного управления относятся: … … (мотивация, педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль).

4.           Какие распространены в практике школ виды планирования: … … (перспективный план работы на год, годовой план, на четверть, план-график внутришкольного контроля и план общественных организаций).

5.           Что относится к числу важнейших организационных форм управленческой деятельности: … … (совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, попечительский совет, оперативно-информационное совещание, ученический комитет, педагогический консилиум).

6.           Под повышением квалификации понимается: … … (вид профессионального дополнительного образования, направленного  на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций).

7.           Назовите задачи методической работы в школе: … … (1) формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы; 2) повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей; 3) организация работы по изучению новых образовательных программ, учебных планов, образовательных государственных стандартов; 4) обогащение образовательно-воспитательного процесса новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания; 5) организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов; 6) оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе: молодым учителям, испытывающим определенные затруднения в педагогической работе; учителям, имеющим небольшой педагогический стаж; учителям, не имеющим педагогического образования; 7) оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования; 8) повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры работников образовательного учреждения).

8.       Перечислите формы организации методической работы в школе: … … (1) предметные методические объединения учителей; 2) методические советы; 3) единый методический день в школе; 4) проблемные семинары и практикумы; 5) школы молодого учителя; 6) школы передового опыта; 7) проблемные (инновационные) группы; 8) работа педагогического коллектива над избранной научно-методической темой; 9) проведение открытых и показательных уроков; 10) научно-педагогические конференции; 11) ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций; 12) научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты; 13) педагогическое самообразование учителя; 14) с 1972г. аттестация).

9. Как понимать управление: … … (это совокупность законов, принципов, правил об организации осознанной, целенаправленной деятельности, нацеленной на упорядочение и подчинение интересам субъекта деятельности элементов внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники).

10. Дайте определение управления образовательными системами: … … (отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в системе образования и в образовательно-воспитательных учреждениях).

11 К чему привели реформы в российском образовании ……реформы перевели многие образовательные учреждения в режим развития и постоянного поиска актуальных задач и оптимальных решений, т.е. в пространство инноваций.

На каких основаниях должны базироваться инновационные изменения, ведушие к пересмотру принципов, правил, управленческих цепочек:……….

·    Упрощение организации (сокращение иерархических ступенек, бюрократических структур и процедур, четкость инструкций и прозрачность целей);

·    Автономия отдельных звеньев (делегирование полномочий, передача ответственности и расширение свободы действия в структурных подразделениях и творческих группах);

·    Управление посредством культуры (объединение автономных самоуправляющихся общностей вокруг корпоративных целей и ценностей).

11. Назовите источники управления и руководства образовательными системами: … … (1) современные достижения науки об управлении; 2) законодательство; 3) практика организации школьного дела, опыт управления в области образования, историческое наследие).

12. Назовите функции управления образовательными системами как научной отрасли: … … (научно-теоретическая, конструктивная, прогностическая).

Что понимается в теории менеджмента под инновацией…… под инновацией (нововведением) понимается результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых продуктов и технологий, внедрение новых организационных форм.

13. Что входит в задачи управления образовательными системами: … … (совокупность организационных, методических, кадровых, воспитательных, плановых, финансовых, снабженческих и других мероприятий, обеспечивающих нормальное функционирование учреждений системы образования, дальнейшее их расширение и развитие).

14. Дайте определение маркетингу образовательных услуг: … … (процесс определения ценообразования, планирования, продвижения и реализации образовательных услуг организациям и отдельным лицам).

15. Что входит в маркетинг (рынок, сбыт): … … (мониторинг (отслеживание результатов) и анализ образовательных услуг с целью разработки новых и совершенствования существующих, чтобы обеспечить им конкурентоспособность).

16. Дайте определение педагогическому менеджменту: … … (это комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности).

17. Дайте определение методу управления: … … (это совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления; определенные способы управленческого воздействия в каждой конкретной ситуации функционирования педагогической системы).

18. Назовите методы управления: … … (методы материальной мотивации; методы социальной мотивации (премии - штрафы),; методы властной мотивации).

 

2. Литература.

1.                Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. М., 1991.

2.                Загвязинский В.И. и др. Творчество в управлении школой. М., 1992.

3.                Нововведения на муниципальном уровне управления образованием. М., 1995.

4.                Моисеев А.М., Капто А.Е. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. М., 1998.

5.                Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.

6.                Селиванов В. С. Управление школой в России: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. Смоленск, 2001.

7.                Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. М., 2000.

8.                Справочник менеджера образования: В 2 ч. М., 1995.

9.                Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором. М., 1982

10.            Управление в образовании: проблемы и подходы. М., 1995.

11.            Управление современной школой: теоретические основы и методы. М., 1997.

12.            Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2001.

13.            Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. М., 1992.