Тема 16. Семья, как субъект
педагогического взаимодействия и социокультурная среда развития личности.
1.Вопросы
письменного задания по теме:
1.
Дайте
определение семьи - … … (семья – малая, социально-психологическая группа,
основанная на браке или кровном родстве, члены которой объединены совместным
проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной
моральной ответственностью и взаимопомощью).
2. Причины
снижения воспитательный потенциала семьи: … … (резкое расслоение общества;
недостаточная помощь государства; изменение традиционных ролей членов семьи,
особенно женщины; рост количества неполных семей (разводы, внебрачные семьи,
вдовства); повышение коэффициента иждивенчества (инвалиды, безработные,
беженцы); насилие в семье, появление нетрадиционных видов семей).
3. Функции
семьи … … (репродуктивное продолжение рода, хозяйственно-экономическая,
воспитательная, социальная, психотерапевтическая, рекреативная, регулятивная, фелицитологическая).
4. Воспитательный
потенциал семьи зависит: … … (от состава семьи, материальных условий
жизнедеятельности, социального статуса родителей).
5. Семейное
воспитание - … … (целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с
младшими, основанное на любви и уважении, личного достоинства и чести детей,
предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности
детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества).
6. Особенности
семейного воспитания, интимность, относительная замкнутость и общение людей
разного возраста… … (это органическая связь с жизнедеятельностью ребенка,
непрерывность и длительность воздействия).
7. Негативные
факторы семейного воспитания: … … (безнравственность, авторитаризм или
безграничный либерализм, бездуховность родителей).
8. Принципы
семейного воспитания: … … (……………………………….)
9. Стиль
семейного воспитания: … … (отношение родителей к ребенку, характер контроля
над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.).
10. Какие основные стили семейного воспитания
выделяются: … … (демократический стиль семейного воспитания и контролирующий
стиль).
11. Какие выделяют
аномальные стили воспитания
исследователи (А.Е.Личко, Г.Г.Эйдемиллер)
… … (1) гипопротекция: недостаток опеки и
контроля; 2) доминирующая гипопротекция: обостренное
внимание и забота о ребенке сочетаются с мелочным контролем; 3) потворствующая гипопротекция: воспитание по типу (кумир в семье, потакание
всем желаниям в семье); 4) эмоциональное отвержение).
12.
Принципы общения семьи школы: … … (сотрудничество,
взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка).
13.
Какие школы выполняют функции в работе с
родителями: … … (1) ознакомление родителей с содержанием и методикой
учебно-воспитательного процесса; 2) психолого-педагогическое посещение и
образование родителей).
2. Творческие
задания:
1.
Назовите методические правила взаимодействия школы
с семьями воспитанников. Подумайте, почитайте соответствующую литературу и
добавьте еще другие правила.
2.
Разработайте
наиболее привлекательную форму взаимодействия семьи и школы совместно с
классным руководителем класса, где вы проходите практику, и попробуйте ее.
3.
Какие
учреждения дополнительного образования, социальные, психолого-коррекционные и
досуговые центры расположены в районе вашей школы? Ознакомьтесь с совместной
деятельностью детей и родителей одного из них.
3. Литература.
1.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и
свободы. – М., 1993.
2.
Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его
преодоления. – М., 1990.
3.
Бестужев – Лада И.В. История твоих родителей:
разговор с молодым поколением. – М., 1988.
3. Васильева А.К. Структура
семьи. М., 1988.
4. Гребенников И.В. Основы
семейной жизни. – М., 1991.
5. Дружинин В.Н. Психология
семьи. – М., 1996.
6. Зацепин
В.И. и др. Молодая семья. – Киев, 1991.
1. Игошев К.Е., Миновский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.
2. Капаралова Р.М. Работа
классного руководителя с родителями. – М., 1980.
9. Куликова Т.А. Семейная
педагогика и домашнее воспитание: Учебник. М., 2000.
10. Каптерев
П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. – С-Пб,
1915.
11. Корчак Я. Как любить детей. –
М., 1992.
12. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
13. Мантейчек Зденяк.
Родители и дети. – М., 1973.
14. Минтоян А.А. Потребительское поведение
семьи. – М., 1990.
15. Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М., 1989.
16. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение
родительства. -
М., 2003.
17. Отец в семье: Книга для родителей. – М., 1970.
18. Петровский А.В. Дети и тактика семейного
воспитания. – М., 1981.
19. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. – М., 1987.
20. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1977.
21. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в
семье. – Минск, 1982.
22. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и
его отношений с окружающими / Пер. с англ. – М., 1993.
23. Шереги Ф.Э., Харчева
В.Г., Сериков В.В. Социология образования. – М., 1997.