Тема 14. Методы, средства и
формы воспитания.
Форма воспитания в широком смысле: воспитание в
процессе обучения, воспитание во внеклассной и внешкольной работе, воспитание в
семье.
Характеристика форм воспитания и их классификация:
-массовая работа (праздник, слет, митинг, шествие,
собрание, вечер, дискотека, КВН и т.д.);
-групповая работа (беседа, доклад, экскурсия,
культпоход, конкурс, выпуск газеты и т.д.);
-индивидуальная работа;
-клубная работа (общества и клубы по интересам, кружки, секции);
-комплексные формы (дни, недели, декады, месячники, посвященные
определенным темам и т.д.).
Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания:
-методы педагогической диагностики; выбор методов воспитания.
-методы формирования сознания личности (рассказ,
беседа, лекция, конференция, диспут, пример и т.д.); метод соревнования;
-методы организации деятельности и поведения (требование, приучение,
упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций и т.д.);
-методы стимулирования поведения (поощрение, наказание, соревнование);
-методы контроля и оценки поведения (наблюдение, беседа, опрос, изучение
школьной документации и работ учащихся, рейтинг, социометрия).
Приемы воспитания: созидающие, динамики чувств, скрытого воздействия,
накопления опыта поведения, тормозящие, вспомогательные.
Методы самоопределения личности ребенка.
Средства воспитания в широком смысле - виды деятельности школьников в
воспитательном процессе (познавательная, общественная, социально
ориентированная, трудовая, художественная, спортивная).
Средства воспитания в узком смысле - объекты и
предметы окружающей действительности, используемые в воспитательном процессе
(книги, кинофильмы, компьютеры, произведения искусства, театры, музеи,
выставки, памятники природы и т.д.).
1.Вопросы
письменного задания по теме:
1. Что такое метод воспитания: … … -1.
совокупность наиболее общих способов
осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения
воспитательных задач
2. (это
модель организации деятельности педагога и воспитанников, конструируемой с
целью формирования у него ценностного отношения к миру и к самому себе. (Педагогика: Учеб. для студ. пед.вузов и пед.колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 2002.С.551). Другими словами, метод
воспитания – способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников,
направленной, в отличие от метода вохдействия, не на
получение сиюминутной реакции воспитанника, а на формирование у него
позитивного отношения к окружающему миру и к себе как части этого мира,
определенных качеств, заданных целями воспитания или самовоспитания). С
точки зрения того, что отношения к окружающему миру могут выступать в трех
формах (рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной),
система М., которые включает три
основные группы методов воспитания…
А)методы убеждения направленные прежде всего на
рациональную сферу отношений которые могут быть разделены на 4 группы :
-информационные(учащимся
предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле,
истинности и ложности, прекрасном и
безобразном)-лекция, рассказ, разъяснение
-поисковые(учащиеся
включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и
зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное)этическая беседа, анализ
воспитывающей ситуации
-дискуссионные(учащимся
предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономических и
других проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному
ответу) дискуссия – коллективное обсуждение какой-либо заранее объявленной
проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В ходе реализации каждым желающим права высказать свою точку зрения
у него формируются умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и
т.п.; диспут - спор, путь мобилизации активности воспитанника для выработки
правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных
представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать
в них других людей. Важно, чтобы вопросы
вынесенные к обсуждению, содержали
значимую проблему для студентов, по настоящему волновали, звали к открытому,
искреннему разговору. Темы диспута: «Надо ли любить всех»;
«Быть или слыть»; «Как понимать слова Л.Н. Толстого – «Спокойствие – душевная
подлость»; «Мой путь к карьере»; «Что есть истинная красота»; «Кто счастливее –
здоровый нищий или больной король»; «Хочу быть президентом»; «Что такое красота
в моде, жизни, в искусстве»; «Если твоя правда несет зло»; «Настоящая дружба,
как ты ее понимаешь»; «Воспитанные ли мы люди»; «Можно ли изменить
граждан в гражданском обществе»
-взаимного просвещения (понятие
о мире обогащается взаимно через различные организационные формы участия
самих сверстников:это
доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества,рукописные
альманахи, стенгазеты)конференция,коллетивное
обсуждение книг, спектаклей.
-Методы
формирования социального опыта, организации жизни и деятельности
учащихся, призванные воздействовать на поведенческо деятельностную
сферу формирующегося отношения с целью научить школьника определенным навыкам, умениям
и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов (педагогическое
требование; приучения; упражнения; создания воспитывающей ситуации, пример) метод
естественных последствий, педагогический взрыв самовоспитания, пример
-методы возвратно-оценочные (стимулирующие)….направлены
на регулирование через эмоционально волевую сферу проявляющихся положительных и
отрицательных качеств личности воспитанника:стимулирование положительных и сдерживание, нейтрализация отрицательных(одобрение и
осуждение, поощрение и наказание)
- Методы самовоспитания
1. Какие специфические
особенности имеет воспитательная работа: …
… (1) свободно избираемая форма жизнедеятельности школьника; 2) личностная
ориентированность; 3) воспитательная работа школы становится главным средством
ориентации школьников на подлинные духовные ценности; 4) это система,
предполагающая целенаправленное воздействие на все сферы личности школьника,
разносторонне и гармонично развивающая их).
2. Как
может воздействовать воспитатель на воспитанника: … … (1) «воздействовать» на ребенка, и тогда маленький человек будет
представляться ему мягким воском; взрослый будет ждать от своего воздействия
немедленного следа в поведении подопечного; 2) «противодействовать», т.е.
искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами,
привычками и комплексами; 3) «содействовать», значит помогать; 4)
«взаимодействовать», т.е. сотрудничать, действовать одновременно с ребенком,
«рука в руке»).
3. Как осуществлять личностно –
ориентированной воспитание: … … (1) полюбить своих учеников – значит не
гладить их по голове, а настраивать себя на доброжелательно-
доверительное взаимодействие с ними; 2) стремитесь в любой ситуации понять
своего воспитанника, его цели, мотивы, поступки; 3) помнить, что
каждый ваш ученик – это уникальная личность со своими особенностями, амплитуда
которых имеет свойство сильно меняться; 4) помните, что
каждый ученик в чем—то, но талантлив; 5) если ученик совершил самый
отвратительный поступок, то дайте ему шанс исправиться, не будьте к нему
злопамятны; 6) ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, а
ищите в каждом ученике «свои точки роста»; 7) помните, что взаимная любовь с
учениками идет от взаимопонимания, от сотрудничества в сотворчеству;
8) ищите и дайте каждому ученику возможность
самоутвердиться, самореализоваться; 9)
прогнозируйте, проектируйте, стимулируйте творческое саморазвитие каждого
ученика; 10) не бойтесь искренне восхищаться и гордиться своими учениками).
4.
Выбор методов воспитания зависит: … … (от цели воспитания; ведущего типа
деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и
условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей
воспитанников; воспитанности (воспитуемости),
мотивации поведения; определяющими условиями выступают индивидуальные
особенности воспитателя как личности и уровень его профессиональной компетенции).
5.
Какую задачу выдвигает перед
воспитателем личностно-ориентированная педагогика: … … (помочь ребенку стать
субъектом деятельности, общения, жизнетворчества).
6. Каковы возможности метода соревнования:
… … (1) оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы; 2) способно
проявить способности детей; 3) соревнование оплачивает детей, развивает дух
коллективизма, укрепляет дружбу).
7. На каком воспитательном
механизме построен метод поощрения: … … (переживании ребенком радости,
счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами).
8. В чем заключается секрет настоящего воспитателя: ... .. (они обладают непререкаемым личным
авторитетом. Дети попадают под обаяние их личности настолько,
что никакие особые поощрения не нужны, достаточно взгляда, прикосновения,
обращения по имени, а поручение вообще воспринимается как особая награда).
9. Что такое форма воспитательной работы: … … (это
организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором
реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса). Особенность
педагогической стратегии по развитию
воспитания заключается в
постоянной корректировке реальной социальной ситуации, в которой осуществляется
жизнедеятельность ребенка и его семьи, и педагогической ситуации, заключающей в
себе прогностический элемент подготовки поколения к новому историческому этапу жизни общества.
10. От чего зависит форма, как часть процесса
воспитания и формы воспитания: … … (а) целей, содержания, методов и
одновременно обуславливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. А формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и
поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально
неповторимы).
11. По каким особенностям классифицируются формы: … … (а)
по количеству участников:
индивидуальные (- беседы), групповые (- кружок), массовые (- несколько классов,
школа, район); б) по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности,
трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной,
ценностно-ориентационной (Н. Е. Щуркова); в) по
методу воспитательного воздействия:
словесные (- собрания, лекции, радиожурналы), практические (- походы,
экскурсии, субботники), наглядные (- музеи, выставки, витрины, стенды).
12.
Общественное (профессиональный и
непрофессиональный уровни) и семейное воспитание должно быть сфокусировано на
достижении двух взаимосвязанных целей – успешности социализации подрастающих
поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта
деятельности, как личности и как индивидуальности.
13.
Основным содержанием воспитания становится обеспечение процесса социализации и
саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки.
14.
На какие три группы делятся формы воспитательной работы: … …
(1) формы управления и самоуправления
школьной жизнью – собрания, митинги, часы классных руководителей), 2) познавательные
формы – это экскурсии, фестивали, информации, тематические вечера; 3) развлекательные
формы – утренники и вечера).
15.
Какие типы форм воспитательной работы со школьниками вы
знаете: … … (словесно-логическая форма – рациональное слово, убеждение словом; образно-художественные
формы – совместные переживания, преимущественно социально-нравственные,
эстетические; в трудовых формах – различная деятельность, любой труд, в том
числе и общественно полезная деятельность; игровые формы – игра, совместный
отдых, содержательное развлечение, спортивные игры, познавательные,
соревновательные, конкурсные, средством которых являются слово, образ, глубокие
эмоции, работа; психологические формы, средством воздействия которых
являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии,
групповой и индивидуальной психотерапии: лекции, беседы, дискуссии,
психологические упражнения, консультации).
16.
Какие действия воспитателя при осуществлении методов
воспитания вам известны: … … (определение темы, задач, формы мероприятия;
предварительный сбор материала, если того требует содержание дела;
планирование, т.е. определение содержания и последовательности дел; подготовка
участников: объявление, стенд, предварительная беседа; проведение дела –
обратить внимание на композицию, оформление, помещения, роль гостей, окончание;
анализ и самоанализ педагога).
17.
Назовите современную идейную основу развития воспитания как общенациональной
системы…. Базисными идеями развития воспитания детей являются:
-
идея социально-педагогической солидарности, которая означает солидарное
единение общества на основе выстраивания тактики педагогически выверенных
взаимоотношений структур гражданского общества и властных структур в правовом
поле демократического государства. Эта солидарность выступает
стратегическим фактором развития воспитания детей, предусматривает совпадение
(взаимопринадлежность) личностных,
общественных и государственных интересов в ориентации личности на
социально-полезную деятльность как образ жизни
-
идея социального партнерства как высшей формы взаимодействия гражданского
общества и государства, действующих согласованно в достижении общей цели –
создании и развитии общего пространства государственного, общественного и
семейного воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов
личности, общества, государства в воспитании подрастающих поколений.
-
идея межсекторного взаимодействия, направленного
на выстраивании общенациональной системы воспитания в либеральную рыночную
модель общественного реформирования, в значительной степени базирующуюся на
инициативе и самодеятельности граждан. Инициативные общественные объединения могут
стать частью системы социального партнерства в реализации общенациональной
программы развития воспитания при условии значительно большей их поддержки
институтами государства и гражданского общества.
- идея проектирования и построения педагогически целесообразных
в отношений в социуме, использования в практике форм и
технологий, основанных на фундаментальных педагогических закономерностях и
принципах, способствующих
личностному развитию, самовоспитанию, социальной
и профессиональной адаптации человека, сохранению его нравственного и
физического здоровья, созданию комфортной среды обитания в социуме.
2.
Литература.
1.
Вентцель
К.Н. Культура и воспитание. М., 2000.
2.
Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных
ценностях. Р-н/Д,
2000.
3.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
4.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы
воспитания // Избр. пед.
соч.: В 2-х т. М., 1977 – Т.1.
5.
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. соч.: В 8 т. Т.
6.
Мехонцева
Д.М. Научное обоснование теории воспитания как управления формированием
личности. Красноярск, 1998.
7.
Сидуркин
А.М. Методы воспитания // Магистр. – 1992. - № 1.
8.
Селевко
Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2003.
9.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975.
10.
Титова Е.В. Если знать, как действовать:
разговор о методике воспитания. М., 1993.