Тема 13. Формирование личности в процессе воспитания.

 

Проблема содержания воспитания. Культура жизненного самоопределения. Мировоззрение. Виды мировоззрения. Сущность мировоззрения. Его внутренняя структура. Основные категории нравственности: нравы, мораль, этикет, добродетель, обычаи, традиции, пороки, дисциплина, поведение, нравственное воспитание, культура поведения.

Цель, задачи и содержание нравственного воспитания. Особенности нравственного воспитания в современных условиях общественных отношений.

Составные части нравственного воспитания: сознательная дисциплина, культура поведения, народные традиции и нравы, перевоспитание, взаимоотношения между мальчиками и девочками.

Структура нравственного воспитания: чувства, знания добродетелей, отношения, формирование поступков и поведения.

Методы и средства нравственного воспитания. Основные функции нравов и этикета.

Критерии нравственной воспитанности. Воспитательный смысл религиоведения. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности. Критерии сформированности мировоззрения. Формирование базовой культуры: интеллектуальная культура личности; нравственная культура личности; эстетическая культура; гражданская культура личности (компоненты гражданского воспитания, политическое правовое воспитание); экологическая культура; физическая культура личности; культура семейных отношений.

Основные понятия: труд, работа, деятельность, трудовое воспитание, экономика и экономическое воспитание, профориентация, бизнес и предприимчивость.

Объекты (природа, общество, сам человек) и характер (потребление, преобразование, изыскание) труда человека.

Цель, задачи и основные направления трудового воспитания.

Виды труда учащихся и требования к их организации. Структура трудового воспитания и детского труда.

Система профессиональной ориентации учащихся: просвещение, диагностика, консультация, воспитание, отбор, подготовка, адаптация, самовоспитание.

Основы экономического воспитания в условиях рыночных отношений. Развитие умений предприимчивости у учащихся.

Критерии воспитанности трудовых умений, профессиональные качества специалиста.

 

1.  Вопросы письменного задания по теме:

1.           Дайте определение нравственности - … … (нравственность – это сфера жизни общества и поведения людей,  характеризующая практической воплощенностью в них идеалов человеческой духовности, справедливости, добра, порядочности, чести, совести, долга, ответственности и т.п.     Она   есть проявление нравственного (морального) сознания народа и граждан, их нравственной воспитанности).

2.         Что такое воспитание: … … (это интегративная особенность личности, воспитанника, характеризующая объемом и характером усвоенных знаний, умений и навыков, привычек и свойств, реализуемых в деятельности).

3.           Что такое  моральные нормы: … … ( - неписаные нормы, высоко ценимые людьми, поэтому они не по принуждению, а по потребности следуют им).

4.           Кого мы называем нравственно воспитанным: … … (того, кто всегда и везде следует моральным идеалам и нормам, защищает добро и справедливость, борется со злом и несправедливостью. Никакие законы, действующие на человека извне, никакие силовые и экономические принуждения не в состоянии удержать людей от безнравственности, правонарушений и преступлений, если «изнутри» их поведение не регулируется нравственными силами).

5.           Какие методы и средства нравственного воспитания вы знаете: … … (1) Этическое просвещение (рассказ, свидетельский рассказ, страстный призыв, душевный совет, резкое осуждение);  2) ситуация морального выбора; 3) пример; 4) педагогическое подключение;  5) упражнение в хороших манерах).

6.           Перечислите функции нравственного воспитания: … … (1) познавательная; 2) регулятивная; 3) воспитательная; 4) оценочная; 5) мотивационная).

7.           Назовите критерии нравственного воспитания: … … (1) внутренний критерий – совесть – обостренное чувство вызывающее в человеке в зависимости от характера его поступка, состояния, либо нравственного удовлетворения, либо раскаяния, угрызения совести, нравственных мук; 2) внешний критерий – выполнение требований общественного мнения

        ….. 1) знание и степень приятия нравов, манер и этикета; 2) нравственная предосторожность, мотивация поступка; 3) умение корректного общения с людьми; 4) дисциплинированность; 5) степень проявления в поведении добродетелей; 6) стремление исправлять пороки, плохие манеры).

8.                Что показывает опыт разных стран: … … (состояние нравственности обратно пропорционально числу законов в государстве).

9.                В чем воспитательный смысл религиоведения: … … (не в изучении внутрицерковных вопросов (истории, религиозных дат, событий, церковного календаря, икон и пр.) и религиозных мифов (последние вряд ли могут ужиться с современной научной картиной мира в просвещенном сознании), а в уяснении нравственного значения норм поведения и образа жизни, выпестованных под влиянием религии в истории россиян).

10.                    Какое влияние может приобрести религия: … … (как носитель традиций, норм поведения, освященных духом героической, трудовой, культурной тысячелетней истории, а также воспитания нравственного поведения прихожан и граждан, осуждения преступности, экономического мошенничества, нечестно нажитого богатства, снижения заботы государства о народе. Не смирение и послушание людей, не вера и подготовка к загробной жизни нужны человеку – нужна вера в достойную, реальную жизнь в согласии с духовными идеалами и чаяниями народа).

11.                    Существуют ли некие человеческие правила, которые признаются людьми различных социальных групп, разных возрастов, разных стран и народов: … … (правил нет, есть общий принцип, на котором они строятся – так называемое «золотое правило нравственности», которое является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов и оно существует на протяжении всего человечества. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось – «Что людям желаешь, то и сам получаешь», «Не делай другому того, чего сам себе не желаешь»).

12.                    Почему ученые в настоящее время склонны рассматривать содержание образования и воспитания как единое содержание целостного педагогического процесса: … … (поскольку в образовательных программах и стандартах, в содержании школьных дисциплин (программах и учебниках) даются в единстве, как знания основ наук, так и социальные нормы, ценности, отношения; надо помнить, что содержание образования является и содержанием воспитания).

13.                    Под каким термином современная педагогическая теория объединяет весь педагогический процесс с обучением и воспитанием: … … («Образование»).

14.                    Содержание воспитания - … … (это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный мир личности).

15.                    Какие три подхода сложились к описанию и структурированию содержания воспитания: … … (традиционный подход, т.е. по направлениям и воспитательным задачам; 2) по базовой культуре; 3) по ценностным отношениям).

Что предполагает целостный педагогический процесс: … … (такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, волю).

 Качество воспитанности – качество зрелости личности:

 

1)                         духовно – нравственная зрелость: духовность, нравственность, общая культура и др.

2)                         гражданская зрелость: свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм.

3)                         Профессионально-личностная зрелость: адаптивность, самостоятельность, жизнетворчество, субъектность, профессионализм и др.

16.                     

17.                    Формирование всесторонне развитой культурной личности: … … (культура личности … это уровень развития и реализации сущностных сил человека).

18.                    Что предполагает готовность к самоопределению: … … (готовность личности к выбору своего трудового, профессионального пути, осознание собственных интересов, индивидуальных психологических особенностей и складывается, прежде всего, их системы усвоенных личностью ценностей формирующегося мировоззрения).

19.                    Культура жизненного самоопределения: … … (осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки).

20.                    Мировоззрение. Что мы называем мировоззрением: … … (система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности).

21.                    Что составляет структуру мировоззрения: … … (знания … взгляды и утверждения).

22.                    Что представляют собой убеждения: … … (это прочно сложившиеся взгляды, основанные на глубоком признании их верности и неопровержимости, ставшие принципами и мотивами поведения).

23.                    Каковы критерии сформированности мировоззрения: … … (1) глубина научных знаний; 2) способность диалектического осмысления; 3) появление социальной активности).

24.                    Что такое религия: … … (мощный пласт человеческой культуры).

25.                    Какие религиозные методы воспитательного воздействия вам известны: … … (причастие, проповедь, исповедь, отпущение грехов, благословение, заповеди).

26.                    Какие методы религиозного самовоздействия и самовоспитания вы знаете: … … (молитва, соблюдение поста, обета, раскаяние, покаяние, самоистязание).

27.                    Что должны формировать у молодежи, чтобы они могли успешно жить и функционировать в чрезвычайно мобильном обществе: … … (1) формировать у молодежи устойчивое, твердое мировоззрение, социальные и нравственно-устойчивые убеждения; 2) формировать высокую психологическую лабильность, гибкость, способность усваивать и перерабатывать новую информацию; 3) формировать самостоятельность, творческую инициативность, социальную ответственность).

28.                    Личностный смысл. Дайте термин личностному смыслу: … … (- понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. Он осознается как «значение – для меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы).

29.                    Что предполагает духовное воспитание: … … (- это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоническое развитие человека).

30.                    Когда возможно жизненное самоопределение: … … (если личность способна к самопознанию – пониманию себя как целостной личности).

31.                    Что включает в себя самопознание: … … (самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу).

32. Интеллектуальная культура личности. Что составляет содержание понятия интеллектуальной культуры: … … (знания и умения в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с оргтехникой).

33.                    Назовите основные показатели умственного труда: … … (а) культура мышления; б) рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; в) гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы).

34.                    Что представляет собой теоретическое мышление: … … (развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений).

35.                    Нравственная культура личности. Что является составляющим нравственной структуры личности: … … (знания, чувства и отношения, поведение, воплощающиеся в нравственном идеале, этических ценностях и нормах, моральной мотивации и этических оценках).

36.  Этическое воспитание. Дайте определение этическому воспитанию: … … (целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, сознательной дисциплины).

37.    Какими словами И. Гёте следует руководствоваться, осуществляя нравственное воспитание: … … («Там, где приходится больше не быть нравственным, человек теряет всякую власть надо всем»).

 38.    Гражданская культура личности. Как происходит внедрение правовых норм общественных отношений: … … (1) с помощью развития правового сознания; 2) сознательности граждан; 3) авторитета общественного мнения и принудительной силы закона, т.е. государственными правоохранительными органами).

39.                    Что  является основным источником права: … … (Конституция).

40.                    Гражданское воспитание – … … (процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма и национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения).

41.                    Что является результатом гражданского воспитания: … … (гражданственность нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны).

42.                    Назовите основные функции общечеловеческого воспитания: … … (развитие в детях сознания объективного характера глобальных противоречий; обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма, интернационализма, межнациональной и расовой терпимости с решением общечеловеческих задач; налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной работы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество в области науки и культуры).

43.                    Перечислите механизмы осуществления общечеловеческого воспитания: … … (познание, общение и деятельность).

44.                    Назовите формы и методы гражданственного воспитания: … … (1) изучение законов по проблемам экологии, сохранении природы и материальных ресурсов; 2) политические дискуссии, клубы; 3) встречи с патриотами народа; 4) участие в самоуправлении; 5) участие в конкурсах за честь школы).

45.                    Политическое воспитание … … (формирование политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умения разбираться в них с духовно – нравственных позиций).

46.                    Правовое воспитание … … (процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, развитии правового сознания и законопослушного поведения, преодолении правового нигилизма).

47.                    Что играет важную роль в правовом сознании человека: … … (гражданская совесть; правовое мышление, которое способно вызвать у ребенка потребность в правопослушном поведении и волю).

48.                    Культура труда. Трудовое воспитание – … … (это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, сознательный выбор профессии).

49.                    Виды труда: … … (учебный; труд на уроках труда; общественно полезный труд; производительный труд; бытовой труд).

50.                    Назовите требования к труду: … … (показ значимости, посильность, непрерывность, усложняющий характер, творческий характер).

51.                    Какова структура труда: … … (выбор объекта; определение характера; настрой, мотивировка; подготовка; распределение сил; организация; корректировка; анализ результатов).

52.                    Назовите показатели трудового воспитания: … … (1) высокий уровень работоспособности; 2) стремление к качественному конечному результату; 3) стрессоустойчивость, способность преодолеть труд; 4) творческое отношение к делу; 5) способность к принятию ответственности; 6) коммуникабельная способность к кооперации, сотрудничеству, конкурентоспособность, сотрудничество; 7) способность к освоению нового дела).

53.                    Экономическое воспитание - … … (это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у них знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления).

54.                     Какую задачу поставило вхождение России в рыночные отношения: … … (воспитать не только трудолюбивой, но и конкурентоспособной личности).

55.                     Что включает в себя экономическое сознание: … … (знания об основных законах рыночной экономики, умение осмысливать новое в экономической жизни, понимать экономику как целостное явление).

56.                     Эстетическое воспитание. Кем впервые употреблено название «эстетический»: … … (название образовано от греческого слова «эстетиз» - ощущение, чувство, чувственное восприятие. Впервые употреблено немецким философом А. Баумгартеном в 1780г. для обозначения науки о чувственном познании, среди объектов которого оказались и красота и искусство).

    56.   Какие функции выполняет искусство: … … (а) большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности ее взглядов и убеждений; б) искусство и эстетическое воспитание – в формировании нравственности; в) искусство, в особенности литература является могучим средством духовного возвышения человека; г) искусство и детская художественная деятельность, обогащающие опыт жизненных отношений детей, являются средством их самовыражения и самоутверждения; д) искусство является важным средством, снимающим у детей напряжения от учебы, труда, спорта; е) осуществляет своеобразную психотерапию, выполняет психотерапевтическую функцию).

57.                    Дайте определение понятия «эстетическое воспитание»: … … (целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, космическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты).

58.                    Назовите принципы воспитания: … … (1) всеобщность эстетического воспитания и художественного образования; 2) на принципе комплексного подхода ко всему дела воспитания; 3) принцип органической связи всей художествено-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьника; 4) принцип единства художественного и общего психического развития детей; 5) принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельность общения школьников по законом красоты, приносящей им радость).

59.                    Какие критерии эстетической воспитанности вам известны: … …(а) эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и деятельности; б) эстетическая воспитанность не мыслим без развитого художественного вкуса, способности чувства и оценки; в) важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни; г) эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств).

60.                    Педагогические условия эффективности детского труда: … … (общественная значимость, видимость получаемых результатов и их реальная востребованность, организация помощи, взаимопомощи и сотрудничества; охрана жизни и здоровья детей, посильность, творческий характер, поощрение разумной инициативы и активности при выполнении трудовых поручений, свобода выбора трудовых заданий, правильная организация).

61.                    Охарактеризуйте методику организации детского труда: … … (планирование; инструктирование участников труда и четкое организационное начало; обеспечение орудиями труда; контроль над ходом коллективного и индивидуального труда; своевременная помощь, консультация, обучение трудовым действиям; оценка результатов коллективного и индивидуального труда).

62.                    Профориентация … … (это оказание помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда).

63.                    Назовите основные компоненты профориентации: … … (профессиональное просвещение, профконсультация, профдиагностика, профадаптация, профкоррекция).

64.                    Экологическая культура личности … … (целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности).

65.                    Формы экологического образования … … (1) экологические праздники (день Птиц, Всемирный день Охраны Окружающей Среды, Всемирный день Продовольствия); 2) экологические игры (конкурс – аукцион, конкурс проектов, конкурс кроссвордов, конкурс – марафон, экологическая викторина; ролевые игры («Космическая экспедиция», «Экологическая экспертиза», «Судебный процесс»; детские экологические движения).

66.                    Физическая культура личности. Физическое воспитание - … … (система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании).

67.                    Какие средства физического воспитания вам известны: … … (гимнастика, игры, туризм, спорт, природные силы – солнце, воздух, вода; гигиенические факторы – режим труда, отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений).

68.                    Назовите методы физического воспитания: … … (физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример, соревнования).

69.                    Назовите педагогические условия, способствующие воспитанию физически здоровой личности: … … (1) показ личной значимости здорового образа жизни; 2) систематическое занятие утренней гимнастикой, физкультурой; 3) прогулки, подвижные игры на свежем воздухе; 4) экскурсии на природу; 5) соблюдение гигиенических норм и правил; 6) воздушные, солнечные и водные процедуры по закаливанию организма; 7) подвижный образ жизни; 8) полноценное питание; 9) оптимизация учебной нагрузки; 10) профилактическая работа, направленная на преодоление вредных привычек).

70.                    Каковы педагогические условия, способствующие воспитанию духовно здоровой личности: … … (1) систематическое проявление высокого уровня духовности, нравственности и культуры самого учителя; 2) высокий уровень духовности, нравственности и культуры в семье, в школе, в среде друзей и лиц ближайшего окружения; 3) встречи, беседы с духовно богатыми людьми; 4) внимательное, бережное и уважительное отношение к лицам другой веры; 5) изучение истории, культуры, особенно национальной; 6) вовлечение учащихся в различные виды социально – значимой деятельности, где бы проявились их милосердие, сопричастность с разрешением проблем, которые стоят перед страной, городом, поселком, школой; 7) совместные путешествия, экскурсии в музеи, посещение различных выставок с последующим их обсуждением; 8) чтение и обсуждение классической и современной литературы).

 

2. Литература.

1. Бугданов О.С., Чилинкова С.В. Нравственное воспитание  старшеклассников. – М., 1988.

2.   Буянов В.С. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект. М., 1987.

3.   Борелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. – М., 1986.

4.    Вернадский В.И. Научное мировоззрение // Философия и мир / Сост. П.В. Алексеев. М., 1990.

 5.  Глейзер Мораль и этика в виртуальном мире // Педагогика. 2003. №3.

6.   Дерябо С.Д., Ясин В.А. Экологическая педагогика и педагогика. Р-н, 1996.

7.     Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.

8.    Метлик И.В. Изучение религии в системе образования // Педагогика   2003. № 3.

9.  Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О.    Николаевича. М., 1994.

10.   Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. – М., 1993.

1.   Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1987.

2.   Производительный труд школьников / Под ред. В.А. Полякова. – М.,   1986.

3.  Пряникова В.Г. Интернациональное воспитание школьников. –   М., 1987.

4.  Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. –   М., 1983.

5.  Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М., 1982.

6.  Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М., 2002.

7.  Экологическрое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П. Печко. М., 1984.