Тема 13. Формирование личности
в процессе воспитания.
Проблема
содержания воспитания. Культура жизненного самоопределения. Мировоззрение. Виды
мировоззрения. Сущность мировоззрения. Его внутренняя структура. Основные категории нравственности: нравы, мораль, этикет,
добродетель, обычаи, традиции, пороки, дисциплина, поведение, нравственное
воспитание, культура поведения.
Цель,
задачи и содержание нравственного воспитания. Особенности нравственного
воспитания в современных условиях общественных отношений.
Составные
части нравственного воспитания: сознательная дисциплина, культура поведения,
народные традиции и нравы, перевоспитание, взаимоотношения между мальчиками и
девочками.
Структура
нравственного воспитания: чувства, знания добродетелей, отношения, формирование
поступков и поведения.
Методы
и средства нравственного воспитания. Основные функции нравов и этикета.
Критерии
нравственной воспитанности. Воспитательный смысл религиоведения. Дидактические
и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения
и идеалы личности. Критерии сформированности
мировоззрения. Формирование базовой культуры: интеллектуальная культура личности;
нравственная культура личности; эстетическая культура; гражданская культура
личности (компоненты гражданского воспитания, политическое правовое воспитание);
экологическая культура; физическая культура личности; культура семейных
отношений. 
Основные
понятия: труд, работа, деятельность, трудовое воспитание, экономика и
экономическое воспитание, профориентация, бизнес и предприимчивость.
Объекты
(природа, общество, сам человек) и характер (потребление, преобразование,
изыскание) труда человека.
Цель, задачи и
основные направления трудового воспитания.
Виды труда
учащихся и требования к их организации. Структура трудового воспитания и
детского труда.
Система
профессиональной ориентации учащихся: просвещение, диагностика, консультация,
воспитание, отбор, подготовка, адаптация, самовоспитание.
Основы
экономического воспитания в условиях рыночных отношений. Развитие умений
предприимчивости у учащихся.
Критерии
воспитанности трудовых умений, профессиональные качества специалиста.
1.  Вопросы
письменного задания по теме:
1.          
Дайте определение
нравственности - … … (нравственность – это сфера жизни
общества и поведения людей,  характеризующая практической воплощенностью в
них идеалов человеческой духовности, справедливости, добра, порядочности,
чести, совести, долга, ответственности и т.п.     Она   есть проявление нравственного (морального)
сознания народа и граждан, их нравственной воспитанности).
2.        
Что такое воспитание: … … (это интегративная особенность
личности, воспитанника, характеризующая объемом и характером усвоенных знаний,
умений и навыков, привычек и свойств, реализуемых в деятельности).
3.          
Что такое  моральные нормы: … … ( - неписаные нормы, высоко ценимые людьми,
поэтому они не по принуждению, а по потребности следуют им).
4.          
Кого мы называем
нравственно воспитанным: … … (того, кто всегда и везде следует моральным
идеалам и нормам, защищает добро и справедливость, борется со злом и
несправедливостью. Никакие
законы, действующие на человека извне, никакие силовые и экономические
принуждения не в состоянии удержать людей от безнравственности, правонарушений
и преступлений, если «изнутри» их поведение не регулируется нравственными
силами).
5.          
Какие методы и средства нравственного воспитания вы знаете: … … (1)
Этическое просвещение (рассказ, свидетельский рассказ, страстный призыв,
душевный совет, резкое осуждение);  2)
ситуация морального выбора; 3) пример; 4) педагогическое подключение;  5) упражнение в хороших манерах).
6.          
Перечислите функции нравственного воспитания: … … (1)
познавательная; 2) регулятивная; 3) воспитательная; 4) оценочная; 5)
мотивационная).
7.          
Назовите критерии нравственного воспитания: … … (1) внутренний
критерий – совесть – обостренное чувство вызывающее в
человеке в зависимости от характера его поступка, состояния, либо нравственного
удовлетворения, либо раскаяния, угрызения совести, нравственных мук; 2) внешний
критерий – выполнение требований общественного мнения
        ….. 1) знание и
степень приятия нравов, манер и этикета; 2) нравственная предосторожность,
мотивация поступка; 3) умение корректного общения с людьми; 4)
дисциплинированность; 5) степень проявления в поведении добродетелей; 6)
стремление исправлять пороки, плохие манеры).
8.               
Что показывает опыт разных стран: … … (состояние нравственности
обратно пропорционально числу законов в государстве). 
9.               
В чем воспитательный смысл
религиоведения: … … (не в изучении внутрицерковных
вопросов (истории, религиозных дат, событий, церковного календаря, икон и пр.)
и религиозных мифов (последние вряд ли могут ужиться с современной научной
картиной мира в просвещенном сознании), а в уяснении нравственного значения
норм поведения и образа жизни, выпестованных под влиянием религии в истории
россиян).
10.                   
Какое влияние может
приобрести религия: … … (как носитель традиций, норм поведения, освященных
духом героической, трудовой, культурной тысячелетней истории, а также
воспитания нравственного поведения прихожан и граждан, осуждения преступности,
экономического мошенничества, нечестно нажитого богатства, снижения заботы
государства о народе. Не
смирение и послушание людей, не вера и подготовка к загробной жизни нужны
человеку – нужна вера в достойную, реальную жизнь в согласии с духовными
идеалами и чаяниями народа).
11.                   
Существуют ли некие
человеческие правила, которые признаются людьми различных социальных групп,
разных возрастов, разных стран и народов: … … (правил нет, есть общий
принцип, на котором они строятся – так называемое «золотое правило
нравственности», которое является критерием нравственного поведения всех
цивилизованных народов и оно существует на протяжении всего человечества. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось –
«Что людям желаешь, то и сам получаешь», «Не делай другому того, чего сам себе
не желаешь»).
12.                   
Почему ученые в настоящее время
склонны рассматривать содержание образования и воспитания как единое содержание
целостного педагогического процесса: … … (поскольку в образовательных
программах и стандартах, в содержании школьных дисциплин (программах и
учебниках) даются в единстве, как знания основ наук, так и социальные
нормы, ценности, отношения; надо помнить, что содержание образования является и
содержанием воспитания).
13.                   
Под
каким термином современная педагогическая теория объединяет весь педагогический
процесс с обучением и воспитанием: … … («Образование»).
14.                   
Содержание
воспитания - … … (это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и
идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат
усвоению, интериоризации, превращению в
индивидуальный мир личности).
15.                   
Какие
три подхода сложились к описанию и структурированию содержания воспитания: … …
(традиционный подход, т.е. по направлениям и воспитательным задачам; 2) по
базовой культуре; 3) по ценностным отношениям).
Что
предполагает целостный педагогический процесс: … … (такую организацию
жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и
потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности:
сознание, чувства, волю).
 Качество
воспитанности
– качество зрелости личности:
1)                        
духовно
– нравственная зрелость: духовность, нравственность, общая культура и др.
2)                        
гражданская
зрелость: свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм.
3)                        
Профессионально-личностная
зрелость: адаптивность, самостоятельность, жизнетворчество, субъектность,
профессионализм и др.
16.                   
17.                   
Формирование
всесторонне развитой культурной личности: … … (культура личности … это
уровень развития и реализации сущностных сил человека).
18.                   
Что
предполагает готовность к самоопределению: … … (готовность личности к выбору
своего трудового, профессионального пути, осознание собственных интересов,
индивидуальных психологических особенностей и складывается, прежде всего, их
системы усвоенных личностью ценностей формирующегося мировоззрения).
19.                   
Культура
жизненного самоопределения: … … (осознание человеком себя как субъекта собственной
жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и
поступки).
20.                   
Мировоззрение. Что мы
называем мировоззрением: … … (система обобщенных взглядов на мир и место
человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим
себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности).
21.                   
Что
составляет структуру мировоззрения: … … (знания … взгляды и утверждения).
22.                   
Что
представляют собой убеждения: … … (это прочно сложившиеся взгляды,
основанные на глубоком признании их верности и неопровержимости, ставшие
принципами и мотивами поведения).
23.                   
Каковы
критерии сформированности мировоззрения: … … (1)
глубина научных знаний; 2) способность диалектического осмысления; 3)
появление социальной активности).
24.                   
Что
такое религия: … … (мощный пласт человеческой культуры).
25.                   
Какие
религиозные методы воспитательного воздействия вам известны: … … (причастие,
проповедь, исповедь, отпущение грехов, благословение, заповеди).
26.                   
Какие
методы религиозного самовоздействия и самовоспитания
вы знаете: … … (молитва, соблюдение поста, обета, раскаяние, покаяние,
самоистязание).
27.                   
Что
должны формировать у молодежи, чтобы они могли успешно жить и функционировать в
чрезвычайно мобильном обществе: … … (1) формировать у молодежи устойчивое,
твердое мировоззрение, социальные и нравственно-устойчивые убеждения; 2)
формировать высокую психологическую лабильность, гибкость, способность
усваивать и перерабатывать новую информацию; 3) формировать самостоятельность,
творческую инициативность, социальную ответственность).
28.                   
Личностный смысл. Дайте термин личностному смыслу: … … (- понимание человеком
содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего
человечества. Он осознается как «значение – для
меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия,
умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и
идеалы). 
29.                   
Что
предполагает духовное воспитание: … … (- это
формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и
гармоническое развитие человека).
30.                   
Когда
возможно жизненное самоопределение: … … (если личность способна к
самопознанию – пониманию себя как целостной личности).
31.                   
Что включает в себя самопознание: … …
(самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя,
осмыслить свой тип и свою судьбу).
32. Интеллектуальная
культура личности. Что составляет содержание понятия интеллектуальной
культуры: … … (знания и умения в области культуры умственного
труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее,
выполнять познавательные операции различными способами, работать с оргтехникой).
33.                   
Назовите
основные показатели умственного труда: … … (а) культура мышления; б)
рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний,
совершенное владение устной и письменной речью; в) гигиена умственного труда и
его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое
время, расходовать физические и духовные силы).
34.                   
Что
представляет собой теоретическое мышление: … … (развитую человеческую
способность творческого осмысления знаний, явлений действительности,
совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений).
35.                   
Нравственная культура личности. Что является
составляющим нравственной структуры личности: … … (знания, чувства и
отношения, поведение, воплощающиеся в нравственном идеале, этических ценностях
и нормах, моральной мотивации и этических оценках).
36.  Этическое воспитание. Дайте
определение этическому воспитанию: … … (целенаправленное взаимодействие
воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил
хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, сознательной
дисциплины).
37.    Какими словами И. Гёте следует руководствоваться,
осуществляя нравственное воспитание: … … («Там, где приходится больше не
быть нравственным, человек теряет всякую власть надо всем»).
 38.    Гражданская культура личности. Как
происходит внедрение правовых норм общественных отношений: … … (1) с помощью
развития правового сознания; 2) сознательности граждан; 3) авторитета
общественного мнения и принудительной силы закона, т.е. государственными
правоохранительными органами).
39.                   
Что  является основным источником права: … … (Конституция).
40.                   
Гражданское воспитание – … … (процесс
формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам
коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и
политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских
чувств и качеств: патриотизма, интернационализма и национальной и расовой
терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности
защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения).
41.                   
Что
является результатом гражданского воспитания: … … (гражданственность
– нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное
выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом
народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и
уважение законов страны). 
42.                   
Назовите основные функции
общечеловеческого воспитания: … … (развитие в детях сознания объективного
характера глобальных противоречий; обеспечение понимания учащимися единства и
взаимосвязи патриотизма, интернационализма, межнациональной и расовой
терпимости с решением общечеловеческих задач; налаживание контактов и
сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной работы за мир, за
сохранение окружающей среды, за сотрудничество в области науки и культуры).
43.                   
Перечислите
механизмы осуществления общечеловеческого воспитания: … … (познание, общение
и деятельность).
44.                   
Назовите
формы и методы гражданственного воспитания: … … (1) изучение законов по проблемам экологии, сохранении природы и
материальных ресурсов; 2) политические дискуссии, клубы; 3) встречи с
патриотами народа; 4) участие в самоуправлении; 5) участие в конкурсах за честь
школы).
45.                   
Политическое воспитание … … (формирование
политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями,
партиями, и умения разбираться в них с духовно – нравственных позиций).
46.                   
Правовое воспитание … … (процесс
формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в
осуществлении правового всеобуча, развитии правового сознания и
законопослушного поведения, преодолении правового нигилизма).
47.                   
Что
играет важную роль в правовом сознании человека: … … (гражданская совесть;
правовое мышление, которое способно вызвать у ребенка потребность в правопослушном поведении и волю).
48.                   
Культура труда. Трудовое
воспитание
– … … (это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная
на развитие у последних общетрудовых умений и
способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного
отношения к труду и его продуктам, сознательный выбор профессии).
49.                   
Виды
труда: … … (учебный; труд на уроках труда; общественно полезный труд;
производительный труд; бытовой труд).
50.                   
Назовите
требования к труду: … … (показ значимости, посильность, непрерывность,
усложняющий характер, творческий характер).
51.                   
Какова структура труда: … … (выбор
объекта; определение характера; настрой, мотивировка; подготовка; распределение
сил; организация; корректировка; анализ результатов).
52.                   
Назовите
показатели трудового воспитания: … … (1) высокий уровень работоспособности;
2) стремление к качественному конечному результату; 3) стрессоустойчивость,
способность преодолеть труд; 4) творческое отношение к делу; 5) способность к
принятию ответственности; 6) коммуникабельная способность к кооперации,
сотрудничеству, конкурентоспособность, сотрудничество; 7) способность к
освоению нового дела).
53.                   
Экономическое воспитание - … … (это
целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на
формирование у них знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля
мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального
хозяйствования и организации производства, распределения и потребления).
54.                   
 Какую задачу поставило вхождение России в
рыночные отношения: … … (воспитать не только трудолюбивой, но и
конкурентоспособной личности).
55.                   
 Что включает в себя экономическое сознание: …
… (знания об основных законах рыночной экономики, умение осмысливать новое в
экономической жизни, понимать экономику как целостное явление).
56.                   
 Эстетическое воспитание. Кем впервые употреблено название «эстетический»: … … (название
образовано от греческого слова «эстетиз» - ощущение,
чувство, чувственное восприятие. Впервые
употреблено немецким философом А. Баумгартеном в
1780г. для обозначения науки о чувственном познании, среди объектов которого
оказались и красота и искусство).
    56.  
Какие функции выполняет искусство: … … (а) большую
познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств
личности ее взглядов и убеждений; б) искусство и эстетическое воспитание – в
формировании нравственности; в) искусство, в особенности литература является
могучим средством духовного возвышения человека; г) искусство и детская
художественная деятельность, обогащающие опыт жизненных отношений детей,
являются средством их самовыражения и самоутверждения; д) искусство является важным средством, снимающим у детей
напряжения от учебы, труда, спорта; е) осуществляет своеобразную психотерапию,
выполняет психотерапевтическую функцию).
57.                   
Дайте определение понятия «эстетическое воспитание»: … … (целенаправленный
процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать,
чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, космическое, безобразное в
жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты).
58.                   
Назовите принципы воспитания: … … (1) всеобщность эстетического
воспитания и художественного образования; 2) на принципе комплексного подхода
ко всему дела воспитания; 3) принцип органической связи всей художествено-эстетической деятельности детей с жизнью,
практикой обновления общества с процессом формирования мировоззрения и нравственности
школьника; 4) принцип единства художественного и общего психического развития
детей; 5) принцип эстетики всей детской жизни требует
организации отношений, деятельность общения школьников по законом красоты,
приносящей им радость).
59.                   
Какие критерии
эстетической воспитанности вам известны: … …(а) эстетических идеалов, ясного
представления о совершенной красоте в искусстве и деятельности; б) эстетическая
воспитанность не мыслим без развитого художественного вкуса, способности
чувства и оценки; в) важным признаком эстетической воспитанности является
сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и
жизни; г) эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому
переживанию эстетических чувств).
60.                   
Педагогические условия эффективности детского
труда:
… … (общественная значимость, видимость получаемых результатов
и их реальная востребованность, организация помощи, взаимопомощи и
сотрудничества; охрана жизни и здоровья детей, посильность, творческий
характер, поощрение разумной инициативы и активности при выполнении трудовых
поручений, свобода выбора трудовых заданий, правильная организация).
61.                   
Охарактеризуйте
методику организации детского труда: … … (планирование; инструктирование
участников труда и четкое организационное начало; обеспечение орудиями труда;
контроль над ходом коллективного и индивидуального труда; своевременная помощь,
консультация, обучение трудовым действиям; оценка результатов коллективного и
индивидуального труда).
62.                   
Профориентация … … (это
оказание помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями,
склонностями и рынком труда).
63.                   
Назовите
основные компоненты профориентации: … … (профессиональное просвещение, профконсультация, профдиагностика,
профадаптация, профкоррекция).
64.                   
Экологическая культура личности … … (целенаправленное
развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в
себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей
национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной
деятельности).
65.                   
Формы экологического
образования …
… (1) экологические праздники (день Птиц, Всемирный день Охраны
Окружающей Среды, Всемирный день Продовольствия); 2) экологические игры
(конкурс – аукцион, конкурс проектов, конкурс кроссвордов, конкурс – марафон,
экологическая викторина; ролевые игры («Космическая экспедиция», «Экологическая
экспертиза», «Судебный процесс»; детские экологические движения).
66.                   
Физическая культура личности. Физическое
воспитание - …
… (система совершенствования человека, направленная на физическое развитие,
укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку
потребности в постоянном физическом самосовершенствовании).
67.                   
Какие средства физического воспитания
вам известны: … … (гимнастика, игры, туризм, спорт, природные силы – солнце,
воздух, вода; гигиенические факторы – режим труда, отдыха, питание, одежда,
санитарные нормы в устройстве помещений).
68.                   
Назовите методы физического
воспитания: … … (физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение),
инструкции, положительный пример, соревнования).
69.                   
Назовите педагогические условия,
способствующие воспитанию физически здоровой личности: … … (1) показ личной
значимости здорового образа жизни; 2) систематическое занятие утренней
гимнастикой, физкультурой; 3) прогулки, подвижные игры на свежем воздухе; 4)
экскурсии на природу; 5) соблюдение гигиенических норм и правил; 6) воздушные,
солнечные и водные процедуры по закаливанию организма; 7) подвижный образ
жизни;
8) полноценное питание; 9) оптимизация учебной нагрузки; 10)
профилактическая работа, направленная на преодоление вредных привычек).
70.                   
Каковы педагогические условия,
способствующие воспитанию духовно здоровой личности: … … (1) систематическое
проявление высокого уровня духовности, нравственности и культуры самого
учителя; 2) высокий уровень духовности, нравственности и культуры в семье, в
школе, в среде друзей и лиц ближайшего окружения; 3) встречи, беседы с духовно
богатыми людьми; 4) внимательное, бережное и уважительное отношение к лицам другой
веры;
5) изучение истории, культуры, особенно национальной; 6)
вовлечение учащихся в различные виды социально – значимой деятельности, где бы
проявились их милосердие, сопричастность с разрешением проблем, которые стоят
перед страной, городом, поселком, школой; 7) совместные путешествия, экскурсии
в музеи, посещение различных выставок с последующим их обсуждением; 8) чтение и
обсуждение классической и современной литературы).
2. Литература.
1. Бугданов О.С., Чилинкова С.В.
Нравственное воспитание  старшеклассников.
– М., 1988.
2.   Буянов В.С. Научное мировоззрение.
Социально-философский аспект. М., 1987.
3.   Борелик Ф.Б.
Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. – М., 1986.
4.    Вернадский В.И. Научное мировоззрение //
Философия и мир / Сост. П.В. Алексеев. М., 1990.
 5. 
Глейзер Мораль и этика в виртуальном мире // Педагогика. 2003. №3. 
6.   Дерябо С.Д., Ясин
В.А. Экологическая педагогика и педагогика. Р-н/Д,
1996.
7.     Лихачев Б.Т. Теория эстетического
воспитания школьников. М., 1985.
8.    Метлик И.В. Изучение религии в системе
образования // Педагогика   2003. № 3.
9.  Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О.    Николаевича. М., 1994.
10.   Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. – М.,
1993.
1.   Неменский Б.М.
Мудрость красоты. – М., 1987.
2.   Производительный труд школьников / Под ред. В.А. Полякова. – М.,   1986.
3.  Пряникова В.Г.
Интернациональное воспитание школьников. –  
М., 1987.
4.  Чистякова С.Н.
Основы профессиональной ориентации школьников. –   М., 1983.
5.  Шилова М.И.
Изучение воспитанности школьников. М., 1982.
6.  Щуркова Н.Е.
Программа воспитания школьников. М., 2002.
7.  Экологическрое и
эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П. Печко. М., 1984.