Теория и технологии
воспитания.
Тема 11. Сущность, структура, закономерности и
принципы воспитания.
Воспитание как
общественное явление. Структура воспитательного процесса. Движущие силы
воспитания. Сущность воспитания. Основные функции воспитания в обществе и
педагогическом процессе. Закон воспитания. Закономерности воспитания и их
социальная, психологическая, педагогическая и личностная обусловленность.
Характеристика
основных принципов воспитания: воспитание личности в труде, воспитание в
коллективе (параллельное действие, перспективные линии, самоуправление, переменное
руководство), гуманность взаимоотношений и опора на положительное в человеке,
оптимизм и направленность на свободное развитие ребенка, культу-росообразность, природосообразность,
индивидуально-личностный подход, субъективность управления, сотрудничество и
т.д.
Особенности воспитания в современном обществе
и пути его совершенствования. Национальные особенности воспитания. Заповеди
К.Д. Ушинского. Основные постулаты народной педагогики. Традиционная культура
воспитания.
1.
Вопросы
письменного задания по теме:
1. Назовите основные cпектры мнений ученых в определении понятий воспитания…..
2. Этимологические корни слова «воспитание» открывают изначальный смысл
этого понятия. Воспитание – это вскармливание, взращивание молодого поколения.
3. В педагогической
литературе прочно укоренился метафорический образ воспитателя как садовника,
который заботливо взращивает в своем воспитаннике семена добродетели. «Хотя
человек, как всякое существо, сам
приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков
мудрости, нравственности и благочестия, он не сможет стать существом разумным,
мудрым, нравственным и благочестивым» (Я.А. Коменский).
а) воспитание – организация нравственно- осмысленной, духовно-содержательной, событийной,
творческой жизни студентов ( Е.В. Бондаревская) ; б) Воспитание – социально, педагогически и
личностно обусловленный процесс
овладения детьми жизненным опытом,
ценностями, смыслами и нравственными
способами поведения, осуществляемый на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме ( Е.В.
Бондаревская)
в) г) д)
Движущие силы
воспитания - это
разрешение противоречий в развитии личности ребёнка. Основное противоречие -
между требованиями общества и возможностями конкретной личности.
Общие признаки
воспитания.
Во-первых, воспитание - это процесс, то есть динамическое явление.
Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленностью
воздействий на воспитанника. В-третьих, гуманистическая направленность
воспитания. В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания
большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и
воспитанника. Именно этот признак определяет субъектную позицию
воспитанника.
Воспитание как
педагогический компонент процесса социализации (контролируемая социализация)
личности предполагает сознательные действия,
направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий
осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в
учебе, общении, игре, практической деятельности. В процессе социализации
решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации
личности. Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности
- деятельность, общение, самопознание. Процесс воспитания предполагает
целенаправленное воздействие на все три названные сферы. Воспитатель организует
деятельность и общение воспитанника и стимулирует его самопознание. Именно эти усилия воспитателя способствуют
адекватной интеграции человека в систему социальных отношений, освоению им
комплекса социальных ролей.
Воспитание как
управление развитием личности. Данный аспект воспитания
предполагает, что этот процесс должен быть направлен на развитие человека,
оказание ему максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей,
способствовать тому, чтобы человек достиг собственной вершины. Развитие
личности предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются
движущими силами развития: между потребностями детей и возможностями их
удовлетворения; между потенциалом ребёнка и возможностями его реализации; Между
целями, которые ставит перед собой ребёнок и условиями их достижения. Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:
"уровень актуального развития" - отражает наличные особенности
психических функций ребёнка, которые сложились на сегодняшний день; "зона
ближайшего развития" - отражает возможности достижений ребёнка в условиях
сотрудничества со взрослыми. Педагоги должны видеть
завтрашний день развития ребёнка: то, что он сегодня может делать с помощью
взрослых, завтра он должен делать сам.
Воспитание как
средство трансляции культуры. Формирование многих личностных черт
человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры.
Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на
освоение элементов культуры. При этом акцент делает на особенности того
сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формирование
этнической идентичности. Этническая принадлежность индивида обеспечивается
посредством освоения им элементов "своей" культуры, из которых
главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения.
Процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру обозначается
понятием "инкультурация". В результате инкультурации человек приобретает способность свободно
ориентироваться в окружающей этнической среде, пользоваться большинством
предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться
результатами физического и умственного труда, устанавливать
взаимопонимание с другими народами.
Воспитание и
обучение.
Целостность проявляется в единстве процессов обучения и воспитания: в процессе
обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания - обучение. Воспитательные возможности обучения
заложены как в содержании изучаемых предметов, так и методах и формах обучения,
т.е. охватывают как содержательную, так и процессуальную сторону обучения.
Воспитательные цели более успешно реализуются в процессе обучения при интеграции
учебной и других видов деятельности. Преподнося тот или иной материал, педагог
опирается на информацию, полученную ребёнком из других источников, и
предполагает использовать при решении учебных задач те умения, которые получил
учащийся в других условиях. В учебной деятельности школьников коллективная и
индивидуальная работа находятся в органическом единстве и сочетании. В процессе
учебной деятельности у учащихся формируется опыт взаимодействия с другими
учениками. Большие возможности для этого представляет групповая работа на
уроках или использование различных форм взаимодействия при выполнении учетных
заданий. Учебная деятельность способствует также развитию индивидуальности
ребёнка.
Внеучебная деятельность -
интегративное понятие, которое определяет комплекс различных занятий учащихся,
осуществляемых в свободное от учебных занятий время. Деятельность, организуемая
педагогами во внеучебное время, ориентирована на
интересы детей, предоставляет им возможность выбора, в большей степени
способствует их самореализации и самоопределению. Внеучебная
деятельность позволяет удовлетворять разнообразные интересы детей в
неформальном общении, клубах, любительских объединениях, кружках. Основными педагогическими условиями, позволяющими достичь активной
включенности детей во внеучебную деятельность
являются: личностно-ориентированное информационное обеспечение включения
школьника в разнообразные занятия; планирование учащимися собственной внеучебной деятельности; готовность педагогов к управлению
процессом включения детей во внеучебную деятельность.
2.Почему
актуально и значимо воспитание в современном российском обществе: … … (дефицит
воспитанности личности; разрыв между образованностью и их воспитанностью; система
воспитания взамен разрушенной не построена; измененный образ жизнедеятельности
населения требует воспитательной работы; имеется немало
социально-педагогических факторов, деформирующих воспитанность граждан).
3.Назовите основные недостатки современного
воспитания, которые называют исследователи педагогической науки: ……1) практика
изначального приписывания ребенку каким ему следует быть; 2) невосприятие ребенка родителями и педагогами таковым, каков
он есть на самом деле; 3) ориентацию воспитательной деятельности на борьбу с недостатками
ребенка, на «выкорчевывание пороков» вместо «взращивания добродетелей и
достоинств»;4) приоритет
запретов, ограничений и наказаний;
5) самоутверждение педагогов за счет унижения детей; 6) широкое распостранение по преимуществу вербальных средств
воспитания»; 7) признание множественности воспитаний (трудового, нравственного,
эстетического, физического и др.) при
общеизвестности факта, что ребенок не воспитывается по частям; 8)
иллюзию, что возможно задать универсальную цель и содержание воспитания для
всех и каждого и, вытекающее отсюда программирование воспитания; 9)
преобладание императивной и манипулятивной стратегии
взаимодействия с детьми и др.
1.
Каких три
существенных признака характеризует воспитание как педагогическое понятие: … …
(1) целенаправленность, наличие какого-то образца; 2) соответствие хода
процесса социально-культурным ценностям; 3) присутствие определенной системы
организуемых влияний).
2.
Назовите
основные черты воспитания как общественного явления: … … (воспитание
выступает как целенаправленный процесс усвоения и развития социального опыта;
воспитание обеспечивает жизнь человека в обществе; происходит сознательное
общение взрослых и детей, с целью передачи опыта от поколения к поколению;
основной критерий воспитания – степень соответствия развитию личности, требованиям жизни).
3.
Какие
сегодня сложились подходы в теории воспитания: … … (личностно-деятельностный, деятельностный и отношенческий).
4.
Каковы
особенности воспитательного процесса: … … (1) воспитание - процесс
целенаправленный, основным ориентиром служит общественная направленность; 2)
процесс многофакторный (подвергается воздействию множества влияний; 3) процесс
динамичный, подвижный и изменчивый (отличается длительностью); 4) процесс
комплексный (присуща вариативность (неоднозначность и неопределенность
результатов).
5.
Вспомните
определение воспитания, предложенное в лекции, попытайтесь дать этому процессу
свое собственное определение: … … (….)
6.
Назовите движущие силы воспитания: … …
(1) противоречие между имеющимся (наличным, актуальным) уровнем развития и
новыми более высокими потребностями и является главной движущей силой
воспитания - противоречие между «могу» и «хочу»; 2) противоречие между
требованием среды человеку и его возможностями удовлетворить эти требования
«надо» и «могу»).
7.
К
чему должен привести личность процесс воспитания: … … (… необходимости и
потребности самовоспитания … сознательной и целенаправленной деятельности по
формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению
негативных).
8.
Какие
вы знаете методы самовоспитания: … … (определение целей, т.е. самопознание;
определение идеала; самообязательства; само убеждение и самовнушение; самоодобрение и самоприказ,
самоконтроль и самоанализ).
9.
Назовите основные признаки или критерии
эффективности воспитательной работы и всего процесса воспитания: … … (1)
поведение воспитанников; 2) мотивы поведения; 3) знание воспитанниками в
соответствии с их возрастом норм и правил поведения; 4) сформированность
умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника).
10. Какие три
степени положительной моральной направленности личности вы знаете: … … (а)
готовность к положительным проявлениям; б) устремленность к положительным
проявлениям; 3) устойчивость, активность в совершении положительных действий).
11. Назовите провидческие заветы – заповеди – К.Д.
Ушинского, адресованные как бы педагогом всего полиэтнического мира: … … (1)
«У каждого народа своя особенная национальная система воспитания»; 2) «В душе
человека черта национальности коренится глубже прочих»; 3) «Воспитательные идеи
каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое»).
12. Назовите основные
педагогические постулаты: … … (этнопедагогика
расчитана на интеграцию; все народы - великие педагоги, все великие педагоги –
народны; без памяти исторической нет традиции, без традиции нет культуры, без
культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет
личности, без личности нет народа; в народной педагогике воспитатель не есть
только призвание и профессия, но боле всего, признание; народная
педагогика – педагогика любви свободы).
13. Чем же
традиционно-особенным характеризуется народное воспитание: … … (естественность
процесса, ибо это сама жизнь народа; массовость участия народа; перманентность,
завершенность, целостность, цикличность; раннее начало воспитания; дифференцированность воспитания; комплексность; строгость и
бескомпромиссность этических установок народной педагогики; иерархизированность
отношений и выводов).
14. Дайте
определение закону воспитания (как общественному явлению) – закон, который
проявляется в обязательном и необходимом присвоении подрастающим поколением
социального опыта старших поколений, обуславливающих их включение в
общественную жизнь, осуществление преемственности между поколениями,
жизнеобеспечение общества, отдельного индивида и развитие сущностных сил каждой
личности).
Структура воспитания:
1 .приобщение
к нормам воспитанности;
2. воздействие на чувства
3. формирование
отношений
4. вызов
поступков
5. воспитание
поведения
15.
Закономерность
- … … (это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь
явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого – либо процесса).
16.
Определите закон воспитания: … … (объективно
существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями,
отдельными сторонами педагогического процесса, реализация которых способствует
достижению целей формирования и развития
личности.
Есть связи с внешними по отношению к процессу явлениями (социальной средой) и
внутренние связи (между методом и результатом).
17.
Какие группы закономерностей выделено
в научно-педагогической литературе: … … (зависимость воспитания от
господствующих в обществе философских идей, лежащих в основе воспитательной
практики; от типа и уровня развития общественно-экономической формации,
производства и сферы услуг; от уровня развития общей и педагогической науки и
практики; от системы подготовки кадров и степени ее эффективности. Существуют закономерности и собственно-педагогические).
18.
Перечислите специфичные
принципы в системе воспитания: … … (общественно ценностная направленность
воспитания; связь учебно-воспитательной работы с жизнью и трудом; опора на положительное воспитание; гуманизации и демократизация воспитания; личностный подход;
единство воспитательных воздействий; принципы воспитания в коллективе через
коллектив; учет возрастных и индивидуальных особенностей; принцип активности
личности; принцип сочетания уважения и требовательности к личности; принцип учета
согласованности педагогических усилий; принцип обеспечения успеха в
деятельности).
19.
Что такое принцип воспитания -
… … (это требования, с учетом которых осуществляется учебно-воспитательная
работа.
Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания
и служат реализации ведущей идеи самой системы).
20.
Закономерности процесса воспитания: … … (это
устойчивые, повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, которые
позволяют добиваться эффективных результатов в развитии личности).
21.
Какие зависимости переплетаются в воспитательном
процессе: … … (социальные – когда речь
идет о подготовке подрастающего поколения к жизни; труду, что связано с
присвоением социального опыт; психические – когда речь
идет о том, что воспитание служит развитию личности (индивида); педагогические – когда
рассматривается вопрос организации процесса воспитания и обусловленности его
рядом факторов).
Назовите наиболее общие закономерности
воспитании…а)цели, характер и содержание воспитания
определяются объективными потребностями общества, интересами государства и
правящих классов, социокультурными этническими нормами и традициями.б)результаты
воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влиянием
объективных и субъективных факторов. в)позитивная реакция личности на
педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей интересов и
возможностей уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное
созданием оптимистических перспектив личности. г)эффективность
воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, содержанием и
способом организации деятельности, в которую она включена мотивами участия
деятельности характера педагогического руководства деятельностью детей.д)эффективность воспитания в подростковом и юношеском
возрасте обусловлено способностью воспитателей понять стремление растущего
человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых
императивных способов педагогического воздействия.е)эффективность
воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей
организации системы воспитательных воздействий и взаимодействий.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по
педагогике: М. ИКЦТ., Ростов н/ Д: Издательский центр., 2005
- 448 с.
22.
При соблюдении
каких принципов возможна гуманизация воспитательного
процесса?...
а)беззоговорочное принятие
ребенка, устойчиво положительное отношение
к нему б)проявление уважения к личности и поддержание чувства
собственного достоинства в каждом.в)осознание
и признание права личности быть не похожей на других.г)предоставление
права на свободный выбор..д)оценка не
личности ребенка а его деятельности, поступков.е)владение
способностью «чувствовать»эмпатия(каждого конкретного
ребенка)умение смотреть на проблему его глазами,с его позиций ж) учет индивидуально
психологических и личностных особенностей ребенка(тип нервной системы,
темперамент, особенности восприятия памяти и мышления способности интересы
потребности мотивы, направленность,статус в
коллективе, самооценка, сформированность
положительной Я-концепции, активность и тд)
23.
какие выявлены подходы к определению
понятия воспитания?... можно выявить четко два направления…в
основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е важнейшими факторами развития
человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Такой взгляд на
управление влияния воздействие, формирующие личность характерен для
традиционной педагогики основанной на социоцентрическом подходе в рамках которого цель развития
личности, ее социализация с позиций
максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания гармоничное и всестороннее развития личности в соответствии с внешним заданными
нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс
игнорирует фактор саморазвития личности. Другой подход основан на
гуманистической позиции, в основе которого лежит взгляд на ребенка как на субъект-субъектное взаимодействие. Признания его способности
и права на саморазвитие приоритетности субъект-субъектных
отношений в педагогическом процессе. В этом случае ребенок – активный субъект
не только жизни но и воспитания. Его роль в
собственном развитии становится определяющей. Он выступает как объект и субъект
культуры. Важнейшим условием для
воспитания является способность человека к саморазвитию.
Примерная
тематика творческих работ
1)Воспитание
как социальный институт
2)Воспитание
как взращивание духовного опыта человека
3)Педагогическая
поддержка учащихся в учебно-воспитательном процессе школы
4)Ценностные
ориентации учащейся молодежи российских
школ.
5)Свободное
образование: зарубежный опыт
Задания к курсу «Педагогика»
1. Составить конспект по одной современных
форм
воспитания;
2. Проанализировать
одно из направлений воспитательной работы с приведением примеров из практики;
к теме
«Содержание воспитания»:
3. Подготовить
конспект на одну из форм (на выбор)
воспитательной работы (диспут, конференция, круглый стол, этическая беседа, доклад
и др.);
к теме формы
организации воспитания:
4. на примере
схемы характеристики (педагогической) дать характеристику на одного из
сокурсников;
5. Подготовить
модель КТД 9 по направлению «Трудовой
десант», «Социально-ориентированное воспитательное дело»,
«Нравственно-ориентированное дело».
2. Литература.
1. Волков Г.Н. Чувашская
этнопедагогика. Чебоксары, 2004.
2. Газман О.С.
Неклассическое воспитание от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.,
2002.
3. Крылова Н.Б., Александрова В.А. Очерки
понимающей педагогики. – М., 2003.
4. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.
Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика
школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л.
Селивановой. – М., 2000.
5. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М.,
1986.
6. Педагогическая
поддержка в образовании. Учеб. пос.
под ред. В.А. Свастенина, А. Колесниковой. – М.,
2006.
7. Селиванов
В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М., 2004.
8. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1995.
9. Щуркова Н.Е.
Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1999.