Тема
10. Современные образовательные технологии.
Понятие
педагогических технологий. Анализ современных школьных технологий в условиях
рынка. Сущность педагогической технологии, как всеобъемлющего многостороннего
явления. Спектр технологий. Базисные технологии. Технологии
организации учебно-воспитательного процесса: предметно-ориентированная
(продуктивная), личностно-ориентированная. продуктивная, партнерская
технология, свободный выбор, западный вариант партнерской технологии, щадящая
технология, индивидуальные маршруты..
1. Вопросы письменного задания по теме:
1.
Какой период
переживает педагогика в современном мире: … … (переосмысления подходов,
отказа от ряда устоявшихся традиций и стереотипов. Освоение технологией становится приоритетным как при
овладении учительской профессией, так и при оценках качества и стоимости
образовательно-воспитательных услуг).
2. Как
определило технологии ЮНЕСКО: … … (педагогическая технология – это системный
метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения
знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий).
3. Как может быть организован процесс
учителем: … … (1) во главе – учебный предмет, и процесс
строится «от предмета»; 2) во главе – ученик, и процесс строится «от
ученика»; 3) равноценными признаются и ученик, и предмет – процесс
осуществляется и «от ученика», и «от предмета»).
4. Какие три видов технологии организации
учебного процесса вам известны: … … (1) предметно-ориентированное обучение,
направленное на усвоение предмета (продуктивная); 2) личностно-ориентированное
обучение, направленное на удовлетворение потребностей ученика (щадящая); 3)
сотрудничество (партнерство), направленное на усвоение предмета и
удовлетворение потребностей ученика (партнерская)).
5. Какая технология подойдет российской школе
на современном этапе: … … (основывается на современных достижениях науки;
согласуется с традициями российской школы, учитывает ее достижения; отвечает
потребностям большинства людей; соответствует их возможностям; допускает
изменения, вариации, наращивание, оптимизацию; соответствует целям и задачам
общества; гарантирует получение педагогического продукта заданного количества и
качества).
6. Назовите
главные цели продуктивной технологии: … … (качественные знания, умения,
навыки, усвоение опыта предыдущих поколений, духовных и нравственных ценностей).
7. Какие 7 этапов включает в себя модель продуктивной технологии: … …
(те, что могут быть определены как пропедевтическая практика, актуализация
(ориентация), изложение материала (презентация), практика на примерах,
управляемая практика, независимая практика в классе, домашняя самостоятельная
практика).
8. Когда школьники учатся продуктивно: … … (1) имеют надлежащую
мотивацию: педагог опирается на их потребности и интересы; укрепляет
мотивацию проекций на личные планы;
правильно и своевременно оценивает достижения и успехи; 2) процесс
развивается в комфортных условиях: организована учебная среда;
оправдываются ожидания обучаемых и педагогов; познание развивается от легкого к
трудному; применяется положительная обратная связь; 3)
применяются продуктивные методы: педагог добивается полного понимания;
«торопится медленно»; закладывает надежный фундамент; 4) используется опыт
обучаемых: применяются методы, требующие актуализации опыта; педагог
опирается на уже известный обучаемый материал; 5) процесс надлежащим образом
контролируется: обучаемые знают правила самоконтроля; имеют наглядные схемы
продвижения в учебе; реализуются их ожидания; 6) обучаемые достигают успехов:
достижения обучаемых не сравниваются; трудности наращиваются постепенно;
7) знания применяются на практике: организованы тренинги; педагог
учитывает требования жизни; учит по девизом «Трудно в учении – легко в жизни»;
8) не ущемляются права обучаемых: педагог
уважает обучаемых; требователен, но не жесток; добросовестно выполняет свою
часть работы; 9) обучаемые имеют достаточно времени:
учатся без перенагрузки, имеют время на возобновление
сил, оптимизируется процесс учения, воспитание сочетается с самовоспитанием;
10) обучаемые уверены в положительном конечном результате: вопрос «для
чего?» не возникает никогда, педагог пользуется высоким авторитетом, полностью
гарантирован качественный продукт. Многие элементы
этой технологии обнаруживаются в лучших американских и европейских моделях
обучения).
9. Что
называется партнерской технологией: … … (технология, которая уделяет
одинаковое внимание, как предмету изучения, так и учащимся).
10. Дайте
характеристику щадящей технологии: … … (более экономная,
энергосберегающая для учителей и учеников, потому и носит такое название).
1. Что составляет
основу щадящей технологии: … … (идея личностного ориентированного обучения).
2. Что властвуют
в данной технологии: … … (собственный интерес, выбор и личная
ответственность ученика).
3. В чем
скрывается сущность личностно-ориентированной педагогики: … … (познавать
ребенка с целью удовлетворения его потребностей).
4. Кем утверждает
воспитанника личностно-ориентированное воспитание: … … (в роли активного,
сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса).
5. Каковы
требования гуманистической личностно ориентированной педагогики: … … (приспособление
школы и учителей к ученикам, обеспечение для них атмосферы комфорта).
16. Назовите формы и методы
личностно-ориентированной педагогики: …
… (1) дифференциация учебно-воспитательной деятельности; 2) индивидуализация
процессов воспитания и обучения; 3) создание благоприятных условий для развития
наклонностей и способностей каждого воспитанника; 4) формирование однородных по
совокупности признаков групп, классов и параллелей; 5) комфортность
учебно-воспитательной деятельности; 6) социальная безопасность, защищенность
учеников; 7) вера в ученика, его силы и возможности; 8) принятие ученика таким, какой он есть; 9) изменение целевой
установки учебного процесса, школы; 10) усиление гуманитарного образования; 11)
переориентация внутренних личностных установок учителя; 12) исключение заочного
обучения (экстерната) как такого, поскольку он не обеспечивает «духовных встреч
с учителями»).
2.
Литература.
1.
Александров
Г.Н., Дзарасов А.А., Науменко А.И. Основы теории
педагогических систем и педагогических технологий: Учеб. Пособие. Владикавказ,
2001.
2.
Боголюбов
В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. – М.,
1991. № 9. 123 –128 с.
3.
Беспалько
В.П. Слагаемы в педагогической технологии. М., 1989.
4.
Егоров
Ю.Л. Современное образование: гуманитаризация,
компьютеризация, духовность. М., 1996.
5.
Кларин М.В.
Педагогическая технология в учебном процессе: / Анализ зарубежного опыта/. –
М., 1989.
6.
Колеченко А.К.
Энциклопедия педагогических технологий. М., 2003.
7.
Питюков В.Ю. Основы педагогической
технологии. Программа экспериментального учебного курса. – Нижний Новгород,
1992.
8.
Подласый И.П.
Продуктивная педагогика. М., 2003.
9.
Посталюк Н.Ю.
Педагогика сотрудничества: Путь к успеху: Учебн.
пособие. Казань, 1992.
10. Теория и
вариативные технологии гуманистического обучения и воспитания. Рязань, 1998.
11. Щуркова Н.Е.
Педагогическая технология: Педагогическое воздействие в процессе воспитания
школьника. – М., 1992.