Словарь основных терминов и
понятий
Авторитарность педагога
проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном
осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно
распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении
рефлексии – самоанализа и самоконтроля педагога.
Адвокат выступает в
роли защитника прав людей, нуждающихся в помощи, а также повышает качество
социального обслуживания путём внесения предложений и поправок на
законодательном уровне.
Администратор берет на себя
роль в обеспечении любой юридической,
психологической, финансовой и другой помощи учреждениям и сообществу.
Адресная социальная помощь – это система мер по
оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся людям или группам населения
для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального
статуса и полноценной жизнедеятельности.
Аксиология
досуга – учение о ценности по
отношению к свободному времени, предназначенное для удовлетворения потребностей
человека в культуре, социальных устремлениях, для регенерации души и тела.
Алкоголизм – это патологическое влечение к спиртному,
сопровождающееся социально-нравственной деградацией личности.
Альтруизм – это нравственный
принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение
интересов другого человека.
Брокер координирует
усилия других социальных служб и институтов, направляя людей по назначению.
В современных условиях эффективно
действующими оказываются специалисты, адекватно реагирующие на новые социальные
ожидания, мобильные, способные к творческому росту и профессиональному
самосовершенствованию, к постоянному обновлению своих личностных ресурсов, стрессоустойчивые, способные справиться с негативными
эмоциями, состояниями и выйти за рамки профессиональных стереотипов (причем вне
зависимости от тяжести и напряженности труда);
в) Специфические деформации личности
педагога обусловлены спецификой преподаваемого предмета;
Воспитание – 1) деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи и государства. Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» 26.12.2012 № 273-ФЗ). 2) это процесс
сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности,
осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов с целью ее
подготовки к выполнению социальных функций и ролей;
Воспитание служит базисом для более
широких категорий, смысл которых выходит за пределы педагогики. Понятие воспитание
может рассматриваться:
-
в общем философском смысле как приспособление человека к условиям жизни;
- в
социальном смысле – как передача опыта жизни и поведения от старших
поколений к младшим;
- в
широком педагогическом смысле – как процесс и результат всех влияний на
человека;
- в узком
педагогическом смысле – как специально организованное, целенаправленное и
управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования
у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
- в практическом смысле – как процесс и результат воспитательной
деятельности (воспитателей, наставников и др.), направленной на решение
конкретных воспитательных задач.
Выгорание – результат несоответствия между личностью и работой.
Высокий уровень
личностной компетентности в структуре
профессиональной компетентности специалистов социальной работы выступает
гарантом их успешной адаптации к динамично меняющимся условиям жизни социума,
составляет основу жизнедеятельности, обеспечивает перспективность эффективной
социально-профессиональной реабилитации.
г) Индивидуальные деформации определяются изменениями,
происходящими с подструктурами личности и внешне не связаны с процессом
педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально
важных для преподавателя качеств происходит развитие
качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии.
Глобализация – это процесс всемирной экономической,
политической и культурной интеграции.
Глобальные проблемы современности – это комплекс
проблем, затрагивающих жизненные интересы народов и человечества, требующих
коллективных усилий, конструктивных решений государств и всего мирового
сообщества.
Группа социального риска – это разновидность социальной группы, включающая людей,
которые в силу своего социального положения и образа жизни подвержены опасным
отрицательным воздействиям и вследствие этого представляют угрозу нормальной
жизнедеятельности общества.
Групповой уровень социальной работы – это работа
с различными социальными группами, члены которых объединены аналогичной или
общей проблемой.
Диалоговое
взаимодействие предполагает
равенство позиций партнёров уважительное, положительное отношение
взаимодействующих. Такое взаимодействие помогает чувствовать партнёра, понять и
мысленно встать на его позицию, прийти к соглашению. Принятие партнёра таким,
каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяет
выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную
ситуацию. Эффектность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, отсутствие
предвзятости.
Дискриминация – это ограничение в правах, лишение равноправия
отдельных лиц и определенных категорий населения страны по признакам
национальной принадлежности, социального происхождения, политических и
религиозных взглядов, пола, возраста и др.
Е.В. Бондаревская и Е.Н. Юрина, рассматривая профессиональную
компетентность, выделяют следующие виды:
Закономерность
– объективно
существующая, повторяющаяся связь явлений в любой сфере общественной жизни или на
этапах какого-либо процесса.
Индивидуальная
компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в
рамках профессии, готовность к индивидуальному самосохранению,
??? неподверженность профессиональному старанию, умение рационально
организовать свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.
Индивидуальный уровень социальной работы – это оказание
помощи отдельному индивиду, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, с учетом
принципа вторичности, то есть при его активном участии.
Институционализация
–
образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных
правилах, законах, обычаях и ритуалах.
Инфраструктура
досуга
– это совокупность социальных учреждений, объектов и сооружений, являющихся
материальной базой обеспечения эффективной досуговой деятельности.
Качество жизни – это комплексная интегральная
характеристика положения человека в различных социальных системах и структурах,
выражающая степень его социальной свободы, возможности всестороннего развития и
реализации его способностей и жизненных планов.
Качество
образования
– комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки
обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным
образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным
государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического
лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том
числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Компетентность
–
это совокупность сформированных компетенций, составляющих систему
профессионализма специалиста в общем или в определенной области деятельности.
Компетенция (от лат. competentia –
достигаю, подхожу)
– 1) совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности,
порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной
деятельности в любой (в т. ч. нестандартной) ситуации; 2) способность применять
знания, умения и личностные качества в определенной области деятельности.
Компетенция
педагога
– владение учителем необходимыми знаниями, умениями, ценностными ориентациями и
профессионально активной позицией.
Консультант помогает
специалистам смежных профессий полноценно решать проблемы клиентов.
Конфиденциальность – это этический принцип, в соответствии с
которым социальный (или другой) работник не имеет права раскрывать информацию о
клиенте без согласия последнего.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных,
исключающих друг друга тенденций, высшая стадия развития противоречий в системе
отношения людей, социальных групп, общества в целом.
Конфронтация – открытая
неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство,
противопоставление, столкновение. Конфронтация может быть следствием неудачного
диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей.
Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели
совпадают, но личный смысл существенно расходится.
Корректор поведения
вносит изменения в поведенческие стереотипы и навыки восприятия индивидов и
групп.
Круг задач, стоящих
перед социальным работником, показывает диапазон навыков и умений, требующихся
ему для достижения поставленных целей, о чем говорит широкое поле деятельности,
которое он может охватить:
Личностная
компетентность специалиста включает совокупность профессионально
значимых личностных качеств и свойств социального работника, объединенных в следующие
компоненты:
Личностная
компетентность специалиста по социальной работе выражается в устойчивой
профессиональной мотивации; наличии позитивной Я-концепции,
самоценности; переключаемости, универсальности;
творческой установке, сознательном профессиональном творчестве в работе с
клиентом; приспособлении себя к профессии и профессии к себе; преобладании
положительного эмоционального настроя; индивидуальности в профессиональной
работе с клиентом; удовлетворенности трудовым процессом.
1. Личностные факторы: профессиональные кризисы
(Э.Ф. Зеер); профессиональные установки,
нереалистично высокие личностные ожидания (Е.В. Иванова).
Личность – это субъект общественных отношений и сознательной
деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих
индивида как члена общества.
Маргинальность – это промежуточность
положения человека между какими-либо социальными группами и статусами.
Менеджер
информации
занимается сбором, классификацией и анализом поступающей информации о клиенте с
целью её осмысления и принятия решения.
Метод
воспитания –
1) это модель организации деятельности педагога и воспитанников, конструируемой
с целью формирования у него ценностного отношения к миру и к самому себе; 2) способ
взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной, в отличие
от метода воздействия, не на получение сиюминутной реакции воспитанника, а на
формирование у него позитивного отношения к окружающему миру и к себе как части
этого мира, определенных качеств, заданных целями воспитания или самовоспитания.
Мобилизатор координирует и организовывает новые
или существующие группы людей с целью решения стоящих перед ними задач.
Мотивационный
компонент ПЛК
социального работника представлен мотивацией, ценностями и личностными
качествами. Включает в себя следующие ценности и качества: стремление
к самосовершенствованию, духовному развитию, расширению социальных связей,
принятие другого, уважение к конфиденциальности, гуманизм, альтруизм, эмпатия, сочувствие, толерантность, способность вызывать доверие,
доброта, тактичность, ответственность, оптимизм (позитивное мышление, позитивное отношение, позитивная активность), открытость.
Наркомания – это болезненное влечение, пристрастие к
систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям,
физических и психических функций.
Образование –
1) результат обучения, система накопительных в процессе обучения знаний,
умений, навыков, способов мышления. Именно система, а не объем разрозненных
сведений. В настоящее время наличие огромного объема знаний, накопленных
человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь сумеет
овладеть ими полностью даже после очень длительного обучения. Получение образования
свидетельствует лишь об овладении заданным объемом систематизированных знаний,
умений в определенной области и достижении необходимого для выполнения профессиональных
действий уровня самостоятельного мышления. Древний афоризм гласит: «Образование
есть то, что остается, когда все выучено»; 2) единый целенаправленный процесс воспитания, обучения,
являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний,
умений, навыков и компетенций определенного объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 № 273-ФЗ).
Опека – это забота одной стороны о другой
(социального работника о клиенте, старших о младших и др.). Одни действуют
только по преимуществу как передатчики, а другие – как активные потребители
готового опыта, и таким образом взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер. Для участников
взаимодействия характерны субъективно-объективные отношения. Опека – это
одна из социально-правовых форм защиты личных и имущественных
интересов недееспособных граждан (Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» от 26.12.2012 № 273-ФЗ).
Операционный компонент ПЛК включает в
себя следующие ценности и качества: владение способами и приемами
профессиональной деятельности, собственные достижения, саморазвитие в
профессиональной сфере, собственный престиж, интернальность,
целеустремленность, ролевая пластичность, аналитическое мышление, творческий
подход в решении профессиональных проблем, профессиональная коммуникабельность,
внимательность, последовательность действий, самоконтроль, прогнозирование
(предусмотрительность), умение понимать поведение других людей (Е.А. Густова).
Определитель клиента – своеобразная
диагностика социальной среды, при которой специалист устанавливает лиц или
группы людей, находящихся в трудных ситуациях или создающих социальные
проблемы.
Оцениватель помогает
клиентам принимать решения путём сбора, обобщения и оценивания информации о проблемах
людей, групп и сообществ.
Парадигма – система теоретических, методологических,
аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и
разделяемых всеми членами научного сообщества.
Подавление – достаточно распространённый тип взаимодействия,
который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое
взаимодействие проявляется в виде открытых, жёстких указаний, требований,
предписаний, что и как сделать. Этот тип взаимодействия характерен для разных
систем, распространён в различных видах оказания помощи. Подавление приводит к
напряжённости во взаимоотношениях, вселяет страх, неприязнь к соучастнику. Если
подавление является преобладающим, то оно очень опасно, так как у одних формируется
пассивность, приспособленчество, инфантильность,
неуверенность и беспомощность; у других – деспотичность, агрессия по отношению
к людям, окружающему миру.
Посредник, медиатор снимает разногласия в конфликтных ситуациях, находясь между
конфликтующими сторонами, помогая им найти правильное решение.
Предмет СП – процесс
педагогического влияния на социальные взаимодействия индивида в течение всех
возрастных периодов жизни и в различных сферах его СП, имеющая
целью предотвращение социальной, личностной, нравственной деградации человека,
способствует решению злободневных социальных проблем индивида, а значит, и
общества в целом.
Принципы
общения семьи и школы – сотрудничество, взаимодействие,
взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка.
Проектант сообществ участвует в разработке и реализации
социальных программ путём планирования развития субъекта и объекта социальной
работы.
Профессионализм
социального работника характеризуется наличием у него: профессионального
призвания; глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификаций;
духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми,
социально-генетической расположенности к работе с людьми; профессионального
мастерства объективно-критического отношения к своей деятельности; профессиональных
знаний и профессиональных умений; способности всю жизнь учиться и добиваться
самореализации; профессиональной гордости как
социально-психологического состояния личности.
Профессиональная
деформация личности
– резкое заострение качеств личности работника, огрубление и перенесение вовне
профессиональных стереотипов поведения, мышления, общения, приводящих к
осложнениям во взаимодействии человека с другими людьми и делающих его поведение
неадекватным обстановке.
Профессиональная
компетентность специалиста
социальной работы – интегральное личностно-деятельностное
новообразование, которое представляет собой сбалансированное сочетание знаний,
умений и сформированной профессиональной позиции, позволяющее самостоятельно и
качественно выполнять задачи профессиональной деятельности и находящееся в
отношениях диалектической зависимости с профессиональной направленностью
личности. Способности индивида, необходимые для успешного выполнения профессиональных
функций. Профессиональная компетентность социального работника – это
специфическая способность индивида, необходимая для эффективного выполнения
конкретных видов социальной работы на основе определенных профессиональных
качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций.
Профессиональное
выгорание
– это синдром, развивающийся на фоне хронического
стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов
работающего человека.
Профессионально-личностная компетентность (ПЛК) социального работника
рассматривается в качестве особой структуры профессиональной компетентности
специалиста, отражающей специфику деятельности социального работника и
являющейся основой его профессионального совершенствования.
Профессионально-педагогическая
компетентность предполагает знание педагогической культуры, позволяет получать и
передавать знания и опыт; знание педагогической культуры, умение ставить и
развивать задачи, владение вариативной методикой работы, умение анализировать
личностный
опыт.
Профессиональные стандарты в социальной работе – это критерии, которым
должны соответствовать профессионалы в данной области.
Психодиагностический метод представлен комплексом методик: методика диагностики межличностных
отношений Т. Лири; методика диагностики
самооценки психических состояний (по Г. Айзенку);
диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; тест «Мотивация
достижения» А. Мехрабиана в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова; морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); опросник
«Уровень субъективного контроля» (УСК); опросник самоотношения
В.В. Столина и С.Р. Пантилеева;
тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
Д.А. Леонтьева.
Развитие – это процесс и результат количественных и
качественных изменений человека. Оно связано с постоянными переходами из одного
состояния в другое, восхождением от простого к сложному,
от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие
универсального философского закона взаимоперехода
количественных изменений в качественные и наоборот.
Развитие человека – сложнейший процесс объективной действительности. Педагогика
преимущественно изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со
всеми другими компонентами.
Рекреация – отдых, восстановление сил. Принцип единства
рекреации и познания – процесс духовного обогащения личности, приобщения ее к
знаниям.
Самовоспитание
– сознательная деятельность,
направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Семейное
воспитание
– целенаправленное взаимодействие
старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении достоинства и
чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и
формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с
ценностями семьи и общества. Квалификация педагога – это
профессиональная готовность педагога, позволяющая ему выполнять трудовые
функции.
Сотруднический тип взаимодействия характеризуется объективным знанием, опорой на
лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок, гуманным, доброжелательным,
доверительным и демократическими взаимоотношениями; активностью обеих сторон,
совместно осознанными и принятыми действиями,
положительно взаимным влиянием друг на друга. При сотрудничестве возможны
конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к
достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, характеризующихся
равенством позиций, и чаще всего отношения носят субъектно-объектный характер
взаимодействия.
Социализация
– это процесс
усвоения индивидом образцов поведения, социальных установок, норм и ценностей,
знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, становление
личности в результате воспитания, развития и взаимодействия с окружающим миром. Специфика клиентов социальных служб накладывает на социального
работника обязательства, которые выражаются в его функциях: диагностической,
прогностической, предупредительно-профилактической, правозащитной,
социально-педагогической, психологической, социально-медицинской,
социально-бытовой, коммуникативной, рекламно-пропагандистской, организационной. Они проявляют не только разносторонний характер
деятельности специалиста, но и профессиональные роли, которые ему необходимо
уметь исполнять.
Социальная
адаптация – это процесс активного приспособления индивида к условиям
социальной среды, а также приспособление граждан, попавших в трудную жизненную
ситуацию, к среде жизнедеятельности.
Социальная активность – это поведение социальных
субъектов, классов, групп, личностей, воспроизводящее или изменяющее условия их
жизнедеятельности и развивающее их собственную структуру.
Социальная девиация – это социальное поведение, отклоняющееся
от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.
Социальная депривация – это лишение или недостаточность
социальных условий и социальных благ, необходимых для нормальной жизни.
Социальная диагностика – это изучение
социальных мотивов и причин поведения личности, слоя, группы, их материального,
психического, духовного состояний для определения форм и методов работы с ними.
Социальная
компетентность – владение совместной (групповой кооперативной) профессиональной
деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная
ответственность за результаты своего профессионального труда.
Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг,
оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления
или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и
полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальная проблема – это социальное
противоречие, осознаваемое субъектом как значимое несоответствие между существующим и должным
Социальная среда – это совокупность
социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его
сознание и поведение.
Социальная сфера – это область
жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика
государства путем распределения материальных и духовных благ, обеспечения
прогресса всех сторон общественной жизни, улучшения положения человека.
Социальное взаимодействие – это взаимное
влияние различных сфер, явлений и процессов, лиц или общностей, осуществляемое
посредством социальной деятельности.
Социальное воспитание – это направленное
воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии
с социальными потребностями среды его жизнедеятельности.
Социальное государство – это государство,
которое провозглашает в качестве одной из важнейших своих целей регулирование
социальной и иных сфер жизнедеятельности общества с целью обеспечения
социальной справедливости, благополучия своих граждан и их защиты от социальных
рисков.
Социальное здоровье человека – это мера социального благополучия
человека, реализуемого через его включение в разнообразные социальные структуры
и его интегрированность в различные социальные институты, что дает ему возможность
получения доли социальных благ, необходимых для достойной жизни.
Социальное консультирование – это особая
форма оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического
воздействия на человека или малую группу с целью их социализации,
восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров,
выработки социальных норм общении.
Социальное развитие – это материальное, социальное,
нравственное, интеллектуальное и иное развитие общества в направлении повышения
качества жизни людей нынешнего и будущих поколений.
Социальные
гарантии – это условия,
способы и средства, которые обеспечивают беспрепятственную фактическую
реализацию и всестороннюю охрану конституционно гарантированных прав и свобод
граждан.
Социальные институты – это взаимосвязанные системы
социальных ролей и норм, созданные и действующие для удовлетворения важных
общественных потребностей и функций.
Социальные службы – это совокупность
государственных и негосударственных органов управления, структур и
специализированных учреждений, осуществляющих социальную работу по обслуживанию
населения, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющих преодолеть
или смягчить сложную ситуацию.
Социальный контроль – это система процессов и механизмов,
обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и
функционирования социальной системы в целом.
Социальный конфликт – это конфликт,
причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при
различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение,
проявление социальных связей людей.
Социальный
работник
– это специалист широкого профиля, аккумулирующий в себе знания различных
дисциплин. Его возможности позволяют ему осуществлять свою деятельность в таких
сферах общества, как здравоохранение, сфера труда и занятости, система
образования, правоохранительная система, вооружённые силы и другие, через
системы социальных служб и учреждений путём претворения в жизнь социальной
политики государства.
Социум – это большая устойчивая общность, характеризуемая
единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием
вследствие этого общей культуры.
Статус и
репутация.
Статус социального работника является отражением того положения, которое он
занимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессе
взаимодействия его с окружающей средой. Чем больше людей общается с ним и
убеждается в его глубоких знаниях, высокой компетентности, богатом жизненном опыте,
в его благожелательности, внимательности к людям, честности и открытости,
коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация. Если статус
социального работника во многом зависит от политики государства, его правового
положения, то репутация зависит прежде всего от него
самого, от его личностных качеств и отношения к делу.
Стиль семейного
воспитания
– отношение родителей к ребенку,
характер контроля над его действиями, способ предъявления требований, формы
поощрения и наказания.
Супервизия
– это наблюдение
за работой персонала социальных служб, социальных работников или студентов со
стороны преподавателя, руководителя практики или консультанта.
Типичные
деформации
негативной направленности: нравственно-поведенческая,
авторитарно-поведенческая, вульгарно-бесконтрольная, дуалистическая
ситуативно-поведенческая, ситуативно-поведенческая, повседневная форма
проявления. Негативные качественные изменения самой личности социального
работника – это деформация личности специалиста, существенно отражающаяся на
его отношении к профессиональной деятельности и жизнедеятельности:
разочарование в своей профессии, «карьерный кризис», «выгорание» специалиста,
«перегорание» специалиста, «профессиональная усталость», «хроническая
усталость», «разрушение» личности.
Толерантность – это терпимость к
чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Узаконенные
полномочия. Должность
социального работника и его легитимные полномочия повышают его авторитет,
особое уважение к нему со стороны клиентов.
Универсальные
паттерны в социальной работе – стандарты и образцы профессиональной
культуры, включающие в себя единые общечеловеческие ценности.
Уровень
образования
– завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой
совокупностью требований.
Учитель выполняет
функцию передачи информации, знаний и опыта клиентам с целью развития умений
самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы.
Учитывая функции и профессиональные
роли социального работника, можно выделить понятие
«профессиональная компетентность», в которую включаются:
1.
Факторы
профессиональной деформации личности специалиста. Эти факторы можно объединить
в классификацию Р.А. Березовской:
2.
Факторы социально-психологического характера: микроклимат, в
котором ведется социальная работа, негативный
«обратный трансферт» (перенос эмоционального отношения клиента к значимым для
него ценностям, людям, явлениям) (М.В. Фирсов); низкая социальная оценка
деятельности.
3.
Факторы, обусловленные спецификой
профессиональной деятельности: «профессиональная усталость» (Н.А. Тюрина);
стресс в результате конфликтов, большой ответственности за разрешение жизненно
важных проблем клиентов, функциональных перегрузок (А.А. Козлов);
профессиональные неудачи, размытость границ профессиональной компетенции (Л.В. Мардахаев); сверхурочная работа (Н.Ф. Талызина)
Формирование – еще не установившаяся
педагогическая категория, не
смотря на широкое ее использование. Смысл формирования то чрезмерно сужается,
то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних
лет формирование нередко употреблялось для обозначения неуправляемых. Случайных
воздействий на личность.
Харизматические данные и личная привлекательность. Некоторые социальные работники привлекательны
для окружающих благодаря наличию у них обаяния и даже харизматических
особенностей. Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их,
настраивают на активное участие в работе. В отличие от других характерных черт
социального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого
положения. Вместе с тем она может усиливать потенциальные возможности его
положительного влияния на людей. Харизматические особенности как признаки
исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют
выдвижению на более высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более
высокого статуса в обществе.
Цель социальной работы как деятельности – достижение благополучия индивида и общества, гуманизация
взаимоотношений индивида и общества, сопряжение их интересов, создание условий
для их всестороннего развития.
Экстериоризация – это более высокий уровень досуговой
деятельности, вынесение вовне результатов деятельности. Переход от уровня
творчества к уровню социальной отдачи.
Экстериоризация досуговой деятельности – осуществляется в виде распространения знаний, идей, художественных
ценностей, а так же как организация социально-полезной досуговой деятельности
других людей.