Словарь основных терминов и понятий

 

Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии – самоанализа и самоконтроля педагога.

Адвокат выступает в роли защитника прав людей, нуждающихся в помощи, а также повышает качество социального обслуживания путём внесения предложений и поправок на законодательном уровне.

Администратор берет на себя роль в обеспечении любой юридической, психологической, финансовой и другой помощи учреждениям и сообществу.

Адресная социальная помощь – это система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся людям или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Аксиология досуга – учение о ценности по отношению к свободному времени, предназначенное для удовлетворения потребностей человека в культуре, социальных устремлениях, для регенерации души и тела.

Алкоголизм – это патологическое влечение к спиртному, сопровождающееся социально-нравственной деградацией личности.

Альтруизм – это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека.

Брокер координирует усилия других социальных служб и институтов, направляя людей по назначению.

В современных условиях эффективно действующими оказываются специалисты, адекватно реагирующие на новые социальные ожидания, мобильные, способные к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к постоянному обновлению своих личностных ресурсов, стрессоустойчивые, способные справиться с негативными эмоциями, состояниями и выйти за рамки профессиональных стереотипов (причем вне зависимости от тяжести и напряженности труда);

в) Специфические деформации личности педагога обусловлены спецификой преподаваемого предмета;

Воспитание – 1) деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и государства. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 26.12.2012 № 273-ФЗ). 2) это процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов с целью ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей;

Воспитание служит базисом для более широких категорий, смысл которых выходит за пределы педагогики. Понятие воспитание может рассматриваться:

- в общем философском смысле как приспособление человека к условиям жизни;

- в социальном смысле – как передача опыта жизни и поведения от старших поколений к младшим;

- в широком педагогическом смысле – как процесс и результат всех влияний на человека;

- в узком педагогическом смысле – как специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;

- в практическом смысле – как процесс и результат воспитательной деятельности (воспитателей, наставников и др.), направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Выгорание результат несоответствия между личностью и работой.

Высокий уровень личностной компетентности в структуре профессиональной компетентности специалистов социальной работы выступает гарантом их успешной адаптации к динамично меняющимся условиям жизни социума, составляет основу жизнедеятельности, обеспечивает перспективность эффективной социально-профессиональной реабилитации.

г) Индивидуальные деформации определяются изменениями, происходящими с подструктурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для преподавателя качеств происходит развитие качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии.

Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции.

Глобальные проблемы современности – это комплекс проблем, затрагивающих жизненные интересы народов и человечества, требующих коллективных усилий, конструктивных решений государств и всего мирового сообщества.

Группа социального риска – это разновидность социальной группы, включающая людей, которые в силу своего социального положения и образа жизни подвержены опасным отрицательным воздействиям и вследствие этого представляют угрозу нормальной жизнедеятельности общества.

Групповой уровень социальной работы – это работа с различными социальными группами, члены которых объединены аналогичной или общей проблемой.

Диалоговое взаимодействие предполагает равенство позиций партнёров уважительное, положительное отношение взаимодействующих. Такое взаимодействие помогает чувствовать партнёра, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к соглашению. Принятие партнёра таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяет выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Эффектность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, отсутствие предвзятости.

Дискриминация – это ограничение в правах, лишение равноправия отдельных лиц и определенных категорий населения страны по признакам национальной принадлежности, социального происхождения, политических и религиозных взглядов, пола, возраста и др.

Е.В. Бондаревская и Е.Н. Юрина, рассматривая профессиональную компетентность, выделяют следующие виды:

Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся связь явлений в любой сфере общественной жизни или на этапах какого-либо процесса.

Индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к индивидуальному самосохранению, ??? неподверженность профессиональному старанию, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

Индивидуальный уровень социальной работы – это оказание помощи отдельному индивиду, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, с учетом принципа вторичности, то есть при его активном участии.

Институционализация – образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах.

Инфраструктура досуга – это совокупность социальных учреждений, объектов и сооружений, являющихся материальной базой обеспечения эффективной досуговой деятельности.

Качество жизни – это комплексная интегральная характеристика положения человека в различных социальных системах и структурах, выражающая степень его социальной свободы, возможности всестороннего развития и реализации его способностей и жизненных планов.

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Компетентность – это совокупность сформированных компетенций, составляющих систему профессионализма специалиста в общем или в определенной области деятельности.

Компетенция (от лат. competentia – достигаю, подхожу) – 1) совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любой (в т. ч. нестандартной) ситуации; 2) способность применять знания, умения и личностные качества в определенной области деятельности.

Компетенция педагога – владение учителем необходимыми знаниями, умениями, ценностными ориентациями и профессионально активной позицией.

Консультант помогает специалистам смежных профессий полноценно решать проблемы клиентов.

Конфиденциальность – это этический принцип, в соответствии с которым социальный (или другой) работник не имеет права раскрывать информацию о клиенте без согласия последнего.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, исключающих друг друга тенденций, высшая стадия развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, общества в целом.

Конфронтация – открытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личный смысл существенно расходится.

Корректор поведения вносит изменения в поведенческие стереотипы и навыки восприятия индивидов и групп.

Круг задач, стоящих перед социальным работником, показывает диапазон навыков и умений, требующихся ему для достижения поставленных целей, о чем говорит широкое поле деятельности, которое он может охватить:

Личностная компетентность специалиста включает совокупность профессионально значимых личностных качеств и свойств социального работника, объединенных в следующие компоненты:

Личностная компетентность специалиста по социальной работе выражается в устойчивой профессиональной мотивации; наличии позитивной Я-концепции, самоценности; переключаемости, универсальности; творческой установке, сознательном профессиональном творчестве в работе с клиентом; приспособлении себя к профессии и профессии к себе; преобладании положительного эмоционального настроя; индивидуальности в профессиональной работе с клиентом; удовлетворенности трудовым процессом.

1.  Личностные факторы: профессиональные кризисы (Э.Ф. Зеер); профессиональные установки, нереалистично высокие личностные ожидания (Е.В. Иванова).

Личность – это субъект общественных отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Маргинальность – это промежуточность положения человека между какими-либо социальными группами и статусами.

Менеджер информации занимается сбором, классификацией и анализом поступающей информации о клиенте с целью её осмысления и принятия решения.

Метод воспитания – 1) это модель организации деятельности педагога и воспитанников, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и к самому себе; 2) способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной, в отличие от метода воздействия, не на получение сиюминутной реакции воспитанника, а на формирование у него позитивного отношения к окружающему миру и к себе как части этого мира, определенных качеств, заданных целями воспитания или самовоспитания.

Мобилизатор координирует и организовывает новые или существующие группы людей с целью решения стоящих перед ними задач.

Мотивационный компонент ПЛК социального работника представлен мотивацией, ценностями и личностными качествами. Включает в себя следующие ценности и качества: стремление к самосовершенствованию, духовному развитию, расширению социальных связей, принятие другого, уважение к конфиденциальности, гуманизм, альтруизм, эмпатия, сочувствие, толерантность, способность вызывать доверие, доброта, тактичность, ответственность, оптимизм (позитивное мышление, позитивное отношение, позитивная активность), открытость.

Наркомания – это болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям, физических и психических функций.

Образование – 1) результат обучения, система накопительных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Именно система, а не объем разрозненных сведений. В настоящее время наличие огромного объема знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь сумеет овладеть ими полностью даже после очень длительного обучения. Получение образования свидетельствует лишь об овладении заданным объемом систематизированных знаний, умений в определенной области и достижении необходимого для выполнения профессиональных действий уровня самостоятельного мышления. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выучено»; 2) единый целенаправленный процесс воспитания, обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 № 273-ФЗ).

Опека – это забота одной стороны о другой (социального работника о клиенте, старших о младших и др.). Одни действуют только по преимуществу как передатчики, а другие – как активные потребители готового опыта, и таким образом взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер. Для участников взаимодействия характерны субъективно-объективные отношения. Опека это одна из социально-правовых форм защиты личных и имущественных интересов недееспособных граждан (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 № 273-ФЗ).

Операционный компонент ПЛК включает в себя следующие ценности и качества: владение способами и приемами профессиональной деятельности, собственные достижения, саморазвитие в профессиональной сфере, собственный престиж, интернальность, целеустремленность, ролевая пластичность, аналитическое мышление, творческий подход в решении профессиональных проблем, профессиональная коммуникабельность, внимательность, последовательность действий, самоконтроль, прогнозирование (предусмотрительность), умение понимать поведение других людей (Е.А. Густова).

Определитель клиента – своеобразная диагностика социальной среды, при которой специалист устанавливает лиц или группы людей, находящихся в трудных ситуациях или создающих социальные проблемы.

Оцениватель помогает клиентам принимать решения путём сбора, обобщения и оценивания информации о проблемах людей, групп и сообществ.

Парадигма – система теоретических, методологических, аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Подавление – достаточно распространённый тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жёстких указаний, требований, предписаний, что и как сделать. Этот тип взаимодействия характерен для разных систем, распространён в различных видах оказания помощи. Подавление приводит к напряжённости во взаимоотношениях, вселяет страх, неприязнь к соучастнику. Если подавление является преобладающим, то оно очень опасно, так как у одних формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других – деспотичность, агрессия по отношению к людям, окружающему миру.

Посредник, медиатор снимает разногласия в конфликтных ситуациях, находясь между конфликтующими сторонами, помогая им найти правильное решение.

Предмет СП – процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия индивида в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его СП, имеющая целью предотвращение социальной, личностной, нравственной деградации человека, способствует решению злободневных социальных проблем индивида, а значит, и общества в целом.

Принципы общения семьи и школы – сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка.

Проектант сообществ участвует в разработке и реализации социальных программ путём планирования развития субъекта и объекта социальной работы.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него: профессионального призвания; глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификаций; духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической расположенности к работе с людьми; профессионального мастерства объективно-критического отношения к своей деятельности; профессиональных знаний и профессиональных умений; способности всю жизнь учиться и добиваться самореализации; профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности.

Профессиональная деформация личности – резкое заострение качеств личности работника, огрубление и перенесение вовне профессиональных стереотипов поведения, мышления, общения, приводящих к осложнениям во взаимодействии человека с другими людьми и делающих его поведение неадекватным обстановке.

Профессиональная компетентность специалиста социальной работы – интегральное личностно-деятельностное новообразование, которое представляет собой сбалансированное сочетание знаний, умений и сформированной профессиональной позиции, позволяющее самостоятельно и качественно выполнять задачи профессиональной деятельности и находящееся в отношениях диалектической зависимости с профессиональной направленностью личности. Способности индивида, необходимые для успешного выполнения профессиональных функций. Профессиональная компетентность социального работника – это специфическая способность индивида, необходимая для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы на основе определенных профессиональных качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессионально-личностная компетентность (ПЛК) социального работника рассматривается в качестве особой структуры профессиональной компетентности специалиста, отражающей специфику деятельности социального работника и являющейся основой его профессионального совершенствования.

Профессионально-педагогическая компетентность предполагает знание педагогической культуры, позволяет получать и передавать знания и опыт; знание педагогической культуры, умение ставить и развивать задачи, владение вариативной методикой работы, умение анализировать личностный опыт.

Профессиональные стандарты в социальной работе – это критерии, которым должны соответствовать профессионалы в данной области.

Психодиагностический метод представлен комплексом методик: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку); диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; тест «Мотивация достижения» А. Мехрабиана в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова; морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК); опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.  

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. Развитие человека – сложнейший процесс объективной действительности. Педагогика преимущественно изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Рекреация – отдых, восстановление сил. Принцип единства рекреации и познания – процесс духовного обогащения личности, приобщения ее к знаниям.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Семейное воспитаниецеленаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. Квалификация педагога – это профессиональная готовность педагога, позволяющая ему выполнять трудовые функции.

Сотруднический тип взаимодействия характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок, гуманным, доброжелательным, доверительным и демократическими взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, характеризующихся равенством позиций, и чаще всего отношения носят субъектно-объектный характер взаимодействия.

Социализация это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных установок, норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, становление личности в результате воспитания, развития и взаимодействия с окружающим миром. Специфика клиентов социальных служб накладывает на социального работника обязательства, которые выражаются в его функциях: диагностической, прогностической, предупредительно-профилактической, правозащитной, социально-педагогической, психологической, социально-медицинской, социально-бытовой, коммуникативной, рекламно-пропагандистской, организационной. Они проявляют не только разносторонний характер деятельности специалиста, но и профессиональные роли, которые ему необходимо уметь исполнять.

Социальная адаптация – это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также приспособление граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.

Социальная активность – это поведение социальных субъектов, классов, групп, личностей, воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную структуру.

Социальная девиация – это социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.

Социальная депривация это лишение или недостаточность социальных условий и социальных благ, необходимых для нормальной жизни.

Социальная диагностика – это изучение социальных мотивов и причин поведения личности, слоя, группы, их материального, психического, духовного состояний для определения форм и методов работы с ними.

Социальная компетентность – владение совместной (групповой кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда.

Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальная проблема – это социальное противоречие, осознаваемое субъектом как значимое несоответствие между существующим и должным

Социальная среда – это совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.

Социальная сфера – это область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ, обеспечения прогресса всех сторон общественной жизни, улучшения положения человека.

Социальное взаимодействие – это взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов, лиц или общностей, осуществляемое посредством социальной деятельности.

Социальное воспитание – это направленное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности.

Социальное государство – это государство, которое провозглашает в качестве одной из важнейших своих целей регулирование социальной и иных сфер жизнедеятельности общества с целью обеспечения социальной справедливости, благополучия своих граждан и их защиты от социальных рисков.

Социальное здоровье человека – это мера социального благополучия человека, реализуемого через его включение в разнообразные социальные структуры и его интегрированность в различные социальные институты, что дает ему возможность получения доли социальных благ, необходимых для достойной жизни.

Социальное консультирование – это особая форма оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического воздействия на человека или малую группу с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общении.

Социальное развитие это материальное, социальное, нравственное, интеллектуальное и иное развитие общества в направлении повышения качества жизни людей нынешнего и будущих поколений.

Социальные гарантии – это условия, способы и средства, которые обеспечивают беспрепятственную фактическую реализацию и всестороннюю охрану конституционно гарантированных прав и свобод граждан.

Социальные институты – это взаимосвязанные системы социальных ролей и норм, созданные и действующие для удовлетворения важных общественных потребностей и функций.

Социальные службы – это совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих социальную работу по обслуживанию населения, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющих преодолеть или смягчить сложную ситуацию.

Социальный контроль – это система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом.

Социальный конфликт – это конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение, проявление социальных связей людей.

Социальный работник – это специалист широкого профиля, аккумулирующий в себе знания различных дисциплин. Его возможности позволяют ему осуществлять свою деятельность в таких сферах общества, как здравоохранение, сфера труда и занятости, система образования, правоохранительная система, вооружённые силы и другие, через системы социальных служб и учреждений путём претворения в жизнь социальной политики государства.

Социум – это большая устойчивая общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

Статус и репутация. Статус социального работника является отражением того положения, которое он занимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Чем больше людей общается с ним и убеждается в его глубоких знаниях, высокой компетентности, богатом жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности и открытости, коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация. Если статус социального работника во многом зависит от политики государства, его правового положения, то репутация зависит прежде всего от него самого, от его личностных качеств и отношения к делу.

Стиль семейного воспитания – отношение родителей к ребенку, характер контроля над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.

Супервизия – это наблюдение за работой персонала социальных служб, социальных работников или студентов со стороны преподавателя, руководителя практики или консультанта.

Типичные деформации негативной направленности: нравственно-поведенческая, авторитарно-поведенческая, вульгарно-бесконтрольная, дуалистическая ситуативно-поведенческая, ситуативно-поведенческая, повседневная форма проявления. Негативные качественные изменения самой личности социального работника – это деформация личности специалиста, существенно отражающаяся на его отношении к профессиональной деятельности и жизнедеятельности: разочарование в своей профессии, «карьерный кризис», «выгорание» специалиста, «перегорание» специалиста, «профессиональная усталость», «хроническая усталость», «разрушение» личности.

Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Узаконенные полномочия. Должность социального работника и его легитимные полномочия повышают его авторитет, особое уважение к нему со стороны клиентов.

Универсальные паттерны в социальной работе – стандарты и образцы профессиональной культуры, включающие в себя единые общечеловеческие ценности.

Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Учитель выполняет функцию передачи информации, знаний и опыта клиентам с целью развития умений самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы.

Учитывая функции и профессиональные роли социального работника, можно выделить понятие «профессиональная компетентность», в которую включаются:

1.      Факторы профессиональной деформации личности специалиста. Эти факторы можно объединить в классификацию Р.А. Березовской:

2.                Факторы социально-психологического характера: микроклимат, в котором ведется социальная работа, негативный «обратный трансферт» (перенос эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям) (М.В. Фирсов); низкая социальная оценка деятельности.

3.                Факторы, обусловленные спецификой профессиональной деятельности: «профессиональная усталость» (Н.А. Тюрина); стресс в результате конфликтов, большой ответственности за разрешение жизненно важных проблем клиентов, функциональных перегрузок (А.А. Козлов); профессиональные неудачи, размытость границ профессиональной компетенции (Л.В. Мардахаев); сверхурочная работа (Н.Ф. Талызина)

Формирование – еще не установившаяся педагогическая категория, не смотря на широкое ее использование. Смысл формирования то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет формирование нередко употреблялось для обозначения неуправляемых. Случайных воздействий на личность.

Харизматические данные и личная привлекательность. Некоторые социальные работники привлекательны для окружающих благодаря наличию у них обаяния и даже харизматических особенностей. Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активное участие в работе. В отличие от других характерных черт социального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем она может усиливать потенциальные возможности его положительного влияния на людей. Харизматические особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению на более высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более высокого статуса в обществе.

Цель социальной работы как деятельности достижение благополучия индивида и общества, гуманизация взаимоотношений индивида и общества, сопряжение их интересов, создание условий для их всестороннего развития.

Экстериоризация – это более высокий уровень досуговой деятельности, вынесение вовне результатов деятельности. Переход от уровня творчества к уровню социальной отдачи.

Экстериоризация досуговой деятельности – осуществляется в виде распространения знаний, идей, художественных ценностей, а так же как организация социально-полезной досуговой деятельности других людей.