Современные образовательные технологии
в становлении специалистов
социально-педагогической деятельности
Понятие педагогический процесс было введено П.Ф. Каптеревым. Целостный педагогический процесс в единстве и
взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному
развитию и самореализации личности воспитанника.
Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное
взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих,
образовательных и воспитательных задач, совокупность последовательных действий
учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и
формирования личности. Самовоспитание и самообразование выступают как высший
этап (уровень, ступень) педагогического процесса
Какова цель педагогического процесса – гармоническое
развитие личности, обладающей способностью к творчеству и саморазвитию,
социальной активностью, ответственностью, высокой общей культурой и
нравственностью.
Важнейшей качественной
характеристикой и одновременно условием эффективности педагогического процесса
является его целостность. Обучение, воспитание, развитие, социализация, здоровьесбережение эффективны
только в рамках единого, целостного учебно-воспитательного процесса.
В целостном процессе создаются условия для преодоления
традиционного разрыва между обученностью и воспитанностью
(обучить все же легче, чем воспитать). Рост обученности
способствует развитию культуры, воспитанности, а воспитанность расширяет познавательные горизонты и возможности
совершенствования в разных областях деятельности.
Целостный процесс способствует формированию единого
коллектива педагога и учащихся, их более полному взаимопониманию и
сотрудничеству, создает условия для взаимопроникновения методов обучения и
воспитания, позволяет более полно реализовать программно-целевой подход в проектировании
и планировании работы образовательного учреждения, а также способствует
выработке единых критериев для оценки результатов образования и эффективности
нововведений.
Функции педагогического процесса: образовательная;
развивающая; воспитывающая.
Признаки педагогического процесса: целенаправленность;
двусторонность; целостность.
Общие закономерности педагогического процесса: 1) связь воспитания и социальной
системы (характерными потребностями общества, экономики,
национально-культурными особенностями); 2) взаимосвязь между обучением и
воспитанием, их разностороннее взаимовлияние, единство; 3) связь
воспитания и деятельности: воспитывать – значит включать ребенка в различные
виды деятельности; 4) связь воспитания и активности личности:
воспитание осуществляется успешно, если объект его (ребенок) является одновременно
и субъектом, т. е. обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю,
самостоятельность, потребность в деятельности; 5) связь воспитания и общения:
воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников.
Характеристика
педагогической деятельности. Профессиональная деятельность, направленная на
создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания,
обучения, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей
свободного и творческого самовыражения.
Субъектность позиций
проявляется в сопротивлении, принятии
или непринятии педагогического воздействия.
Целью
современного воспитания является воспитание
свободной и самостоятельной личности, личности со сформированной
субъектностью. Субъектность
– это способность человека быть
стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы,
самостоятельно выстраивать планы жизни. Внутренний психологический фон,
на котором развертываются все акты взаимодействия учителя и детей, – определяется как стиль взаимоотношений.
Строить
общение воспитывающему взрослому с ребенком необходимо на основе его понимания, принятия и признания.
Понимать
ребенка – значит уметь видеть его
«изнутри», видеть мир как с позиции взрослого, так и с
позиции ребенка, определять истинные мотивы детских поступков.
Принятие
ребенка – безусловное положительное
отношение к ребенку, его индивидуальности, независимо от того, высоких или
низких показателей он достиг.
Признание
ребенка – восприятие каждого ребенка
как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и
мнение, отношение к ребенку с уважением.
Под обучением следует понимать:
а) не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое
взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления
педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности,
активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством
учителя, в результате которой обучающиеся приобретают систему научных знаний,
навыки, у них формируется интерес к учению, развиваются познавательные и
творческие способности и потребности, а также нравственные качества. Это
процесс управления (стимулирования) внешней
и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение
человеческого опыта;
б) совместную деятельность учителя и
учащегося, когда первый передает свои знания и руководит процессом обучения, а
второй (ученик) учится, т. е. усваивает и вырабатывает на их основе умения и
навыки. Учитель осуществляет деятельность преподавания, а ученик – деятельность
обучения.
в) целенаправленный
процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями,
навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности и формированию у
обучающихся мотивации получения образования в течении
всей жизни.
Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» 26.12.2012 № 273-ФЗ.
Обучение, обеспечивающее
овладение всеми компонентами культуры, дает подлинное образование, т. е. развивает
и воспитывает. В работах
И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина
убедительно показана четырехкомпонентная структура культуры и адекватное ей
содержание обучения, в которое входят: а) знания о человеке, обществе,
природе, технике; б) установленные и выверенные в опыте способы деятельности, передаваемые
через правила, инструкции, алгоритмы и обучение; в) опыт творчества; г) эмоционально-ценностное
отношение к изучаемым объектам и реальной действительности.
Психологическая
структура обучения заключается в следующем:
а) узнать (восприятие информации органами чувств); б) познать (размышление,
осмысление полученной информации); в) знать (результат осмысления); г) осознать
(зачем надо, где нужно применять).
Традиционная
структура обучения: а) постановка цели; б) формирование потребностей и
мотивов учащихся; в) подбор материала, подлежащего изучению; г) выбор функций,
методов и средств учебно-познавательной деятельности; д) придание учебной
деятельности эмоционального характера; е) регулирование и контроль учебной
деятельности; ж) оценка.
Процесс
обучения выполняет следующие функции:
а) образовательную. Главное назначение
процесса обучения заключается в том, чтобы вооружить учащихся системой научных
знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования;
научить творчески использовать эти знания, умения и
навыки в практической деятельности; научить самостоятельно приобретать знания;
б) развивающую. В процессе овладения системой знаний, умений
и навыков происходит развитие логического мышления (абстрагирование,
конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление) и качеств ума
(пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность):
в) воспитывающую. Проявляется в осознании учеником своей учебной деятельности
как социально значимой, воспитании нравственных качеств личности, формировании
положительных мотивов учения, формировании опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе.
Движущими
силами процесса обучения являются противоречия:
а) между
новыми познавательными задачами, выдвигаемыми в процессе обучения
как учителем, так и самим учеником (в самообразовании) и достигнутым уровнем
знаний, умений и навыков;
б) между
требованиями общества к уровню обученности и
образованности учащихся и их познавательными возможностями;
в) между
известным и неизвестным (является основой проблемного обучения);
г) между
фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием;
д) между
знаниями и умением применять полученные знания в практической деятельности
(разрешается через обеспечение осознанности понимания теории).
Признаки,
характерные для процесса обучения: а) целенаправленность; б) целостность; в) двусторонность;
г) совместная деятельность учителя и учащихся; д) управление развитием и
воспитанием учащихся.
Закономерности
обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями,
компонентами процесса обучения.
Принципы
обучения – это основные (общие руководящие) положения, определяющие содержание
организационной формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и
закономерностями.
К общим
законам диалектики относятся Закон единства и борьбы противоположностей, закон
перехода количественных накоплений в
качественные изменения, закон отрицания отрицания.
А.В. Хуторской
выделяет следующие законы обучения: а) социальной обусловленности целей,
содержания, форм и методов; б) взаимосвязи творческой самореализации ученика и
образовательной среды; в) взаимосвязи обучения, воспитания и развития; г) обусловленности
результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; д) целостности
и единства образовательного процесса.
Общие
закономерности охватывают своим действием всю систему обучения.
Цель обучения
зависит от уровня и темпов развития общества, потребностей и возможностей
общества, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;
Содержание
обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов
социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся,
уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и
экономических возможностей учебных заведений;
Эффективность
каждого нового этапа обучения зависит: от продуктивности предыдущего этапа и
достигнутых результатов, от характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического
воздействия обучающих, обучаемости учащихся, времени обучения;
Эффективность
дидактических методов зависит от: знаний и навыков в применении методов, цели
обучения, содержания обучения, возраста учащихся, учебных возможностей
(обучаемости), материально-технического обеспечения, организации учебного
процесса; д) управления обучением.
Продуктивность
обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, от обоснованности
корректирующих воздействий; стимулирования обучения, внутренних стимулов (мотивов)
обучения, внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
В классической
дидактике признанными считаются дидактические принципы: а) научности, б) доступности,
в) сознательности и активности, г) наглядности, д) систематичности и последовательности,
е) прочности, ж) воспитывающего обучения, з) связи теории с практикой.
Содержание
образования – часть культуры, отобранная, дидактически отработанная и
включенная в учебные стандарты, программы, учебники. Содержание образования
имеет особое значение, поскольку через него социальные цели трансформируются в педагогические.
Содержание
образования и воспитания – это система научных знаний, умений и навыков,
отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает
разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников,
формирование их мировоззрения, подготовку к общественной жизни и труду.
Содержание
профессионального образования – это система теоретических и эмпирических норм,
ценностей, знаний основ наук о сущности и закономерностях развития природы и
общества, организации, техники и технологии производства, практических умений и
навыков, в целом обеспечивающих подготовку специалистов высокого уровня образованности,
воспитанности, квалификации, профессиональной мобильности, обуславливающих
процессы социализации и профессионализации личности.
В последнее
время в свете идеи гуманизации образования в
педагогической науке все больше утверждается личностно-ориентированный подход. Он
нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина. Под содержанием образования они понимают
педагогически адаптированную систему знаний,
навыков и умений, опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого
отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой
личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной
и духовной культуры общества. Личностно ориентированное образование направлено на развитие
целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей
мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином,
семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности,
духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и
культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего
общечеловеческую, национальную и региональную ценность.