Профессиональный портрет
социального работника
и его функции
Необходим некий общий
(применительно к различным профессиям) инвариант
сущностной характеристики специалиста любой сферы, обладающего
социально-педагогической компетентностью, который предполагает:
-
взаимосвязь общепрофессиональных и нравственно-этических ценностей в
профессиональной подготовке;
- овладение
умениями позитивного влияния на гармонизацию отношений в социуме
профессиональной деятельности;
-
превентивно-профилактический характер поддержки человека в сложных жизненных
ситуациях;
-
организацию активной деятельности каждого индивида как субъекта решения
собственных проблем и социального участия в жизнедеятельности общества;
-
создание условий для активизации семьи в развитии социальной практики;
- обеспечение
интеграции при полноценном использовании потенциала социальных институтов
формирующегося гражданского общества.
Специалист социально-педагогическим образованием
подготовленный в любой сфере отличается не только своими общепрофессиональными
знаниями, но и умением компетентно и эффективно осуществлять
социально-педагогическую деятельность в своем профессиональном социуме, строить
отношения с людьми, используя знания, а также владеть определенным набором
социально-педагогических умений. В процессе социализации и профессионализации
будущий специалист, вбирая в себя нормы и ценности социального окружения,
испытывая социальное воздействие и раскрывая свои жизненные силы, формируя
волю, убеждения, свой внутренний мир, оказывает обратное влияние на социальное
пространство, преобразуя его в соответствии с выработанными ценностями.
Спецификой педагогической деятельности является субъект-субъектный
характер взаимодействия педагогов и воспитанников.
Педагогическая деятельность имеет следующую логическую структуру: целеполагание, стимулирование и мотивация,
побуждающие учащихся к сотрудничеству и исполнительности, диагностика
потенциальных возможностей содержания, условий и самих воспитанников,
проектирование предлагаемой формы, методов и содержания работы, организация
процесса, коммуникация и управление, коррекция с учетом возникающих преград и
отклонений, анализ и оценка воспитательного влияния на учащихся.
Успешная реализация этой деятельности зависит от владения педагогом
следующими умениями:
а) познавательными, позволяющими педагогу выявлять
потенциальное влияние содержания, методов и форм работы на воспитание и
развитие учащихся;
б) проектировочными, позволяющими рационально распределять
предлагаемое содержание по этапам работы;
в) конструктивно-технологическими, позволяющими эффективно
реализовать методы, формы и средства педагогической деятельности;
г)
организационно-управленческими, позволяющими создавать благоприятные условия
взаимодействия и взаимопонимания учащихся;
д) аналитическими, позволяющими оценить эффективность работы
или причины возникших неудач.
В зависимости
от уровня мастерства выделяют педагогов – практиков, мастеров, методистов,
новаторов, исследователей.
Стиль деятельности
педагога – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных
условиях осуществления деятельности.
Существуют три
стиля педагогической деятельности:
– демократический (коллегиальный) – ученик и учитель – партнеры;
–
авторитарный (директивный) – ученик – объект педагогического воздействия;
- либеральный
(разрешительный) –
учитель передает инициативу решений ученикам.
Стили общения педагога
с учащимися можно группировать и следующим образом: общение на основе увлеченности;
общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция;
общение-устрашение; общение-заигрывание. Все виды общения можно определить как
две разновидности – монологическое и диалогическое.