Основы теории социального образования

1. Факторы социального становления и социального

образования личности в современном обществе

 

1. Семьямалая, социально-психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Причины снижения воспитательного потенциала семьи: резкое расслоение общества; недостаточная помощь государства; изменение традиционных ролей членов семьи, особенно женщины; рост количества неполных семей (разводы, внебрачные семьи, вдовство); повышение коэффициента иждивенчества (инвалиды, безработные, беженцы); насилие в семье, появление нетрадиционных видов семей.

Функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, социальная, психотерапевтическая, рекреативная, регулятивная, фелицитологическая.

Воспитательный потенциал семьи зависит от состава семьи, материальных условий, социального статуса родителей.

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Особенности семейного воспитания – интимность, относительная замкнутость и общение людей разного возраста. Это органическая связь с жизнедеятельностью ребенка, непрерывность и длительность воздействия.

Негативные факторы семейного воспитания – безнравственность, авторитаризм или безграничный либерализм, бездуховность родителей.

Стиль семейного воспитания – отношение родителей к ребенку, характер контроля над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.

Основные стили семейного воспитания – демократический и контролирующий.

Исследователи А.Е. Личко, Г.Г. Эйдемиллер выделяют аномальные стили воспитания: 1) гипопротекция: недостаток опеки и контроля; 2) доминирующая гипопротекция: обостренное внимание и забота о ребенке сочетаются с мелочным контролем; 3) потворствующая гипопротекция: воспитание по типу «кумир в семье» (потакание всем желаниям); 4) эмоциональное отвержение.

Принципы общения семьи и школы: сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка.

В работе с родителями школа выполняет следующие функции: 1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; 2) психолого-педагогическое образование родителей.

Ученые доказали, что дети в неполных семьях растут более агрессивными. При этом роль семьи в обществе все уменьшается. Человеческая история говорит о том, семейные связи, по сути, устойчивее дружеских уз, приятельства по работе или по интересам. Создателем задумано так, что человек рождается и умирает в своей семье, а не в социальных сетях. Значение семьи настолько велико, что традиционно в категориях семейственных связей описывались очень многие (если не все) явления человеческой жизни. Даже богопознание как в языческие, так и в монотеистические времена оперирует понятиями «отец», «сын», «мать», а отношения между членами общины во многих религиях называются братскими. В наши дни появилось множество форм взаимодействия между людьми, и кажется, что попытка повсюду использовать семейные понятия, давно устаревшая блажь дремучей старины. Что же взамен? Родители сегодня, если доводить до абсурда либеральные стандарты современности, – это случайно оказавшиеся рядом с ребенком субъекты, которые должны обеспечить ему права и свободы. А если не справятся, то их всегда можно заменить более свободолюбивыми, например представителями нетрадиционной сексуальной ориентации.

Образы отца и матери практически отсутствуют и в информационном пространстве. Например, выпускается масса СМИ для мужчин, избравших для себя стезю самца, мачо, но почти нет таких, которые бы видели своим адресатом мужчину-отца. «Глянец» учит, как соблазнить женщину, но не как сделать счастливой свою семью. Вопрос в том, приносит ли такая позиция настоящий комфорт современному человеку? В Евангелии сказано: «Есть ли между вами такой человек, который, когда, сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал ему змею? (Мф. 7. 9–10). Отказ от семейных ценностей приводит к тому, что некогда члены одной семьи и одного общества готовы наделять друг друга горами камней и террариума змей. Не рановато ли мы отказываемся от семьи, не задумываясь о том, что ждет нас взамен? Здесь появилось глубокое мировоззренческое расхождение между Россией и Западом.

2. Характеристика общения. Общение – это сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Стороны структуры общения – коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Функции общения:

1) «открытие» ребенка в общении призвано создать комфортные условия на уроке, в классе: а) выбор пластической позы, б) подача информации с позиции «мы», в) установление личного контакта;

2) «соучастие» ребенка в процессе общения: а) демонстрация расположенности; б) проявление интереса; в) оказание помощи;

3) «возвышение» ребенка: а) принятие ребенка как данности; б) просьба о помощи; в) поддержание оптимистического рубежа.

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения:

1)                глубокое знание психологии другого человека; социальная установка на человека; безусловное принятие ребенка – принцип предвосхищающего уважения;

2)                развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, интуиция, воображение;

3)                воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии;

4)                личностные черты и индивидуально-психологические особенности; самопознание и самооценка, педагогическая рефлексия; коммуникативные умения – умение вступать в общение, владение техникой общения;

5)                речевое развитие; педагогическая интуиция.

Свойства педагогического общения:

1)                умение заставить слушать себя с интересом и вниманием;

2)                умение слушать других внимательно, сочетать в педагогической деятельности рациональное и эмоциональное (разум, чувства);

3)                умение создать атмосферу требовательности, доброжелательности и доверия, умело сочетать воспитательные и учебные задачи.

Барьеры в общении:

1)           эффект ореола – «Она отличница, такая милая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить столь дурной поступок» – ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека;

2)           эффект первого впечатления – внешность обманчива;

3)           эффект первичности – придание большого значения первичной информации о воспитаннике или группе: «Это ужасный класс! Как вы согласились в нем работать?»;

4)           эффект новизны – принятие более поздней информации при оценивании;

5)           эффект проекции – приписывание своих достоинств приятным воспитанникам, а своих недостатков – неприятным;

6)           эффект стереотипизации – использование устойчивого образа человека приводит к построению неточного образа: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый».

Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками.

Стили педагогического общения и их характеристики:

а) общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся;

б) общение, в основе которого лежит дружеское расположение;

в) общение-устрашение, общение-заигрывание.

Основные признаки коммуникабельности:

1)           потребность в общении с детьми;

2)           положительная эмоциональная тональность общения;

3)           доминирующее переживание чувства удовлетворения им;

4)           взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся);

5)           понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;

6)           конструктивное разрешение межличностных противоречий;

7)           гуманизм и демократизм общения;

8)           эстетика общения.

Общественное (профессиональный и непрофессиональный уровни) и семейное воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей – успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Основным содержанием воспитания становится обеспечение процесса социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки.

Базисные идеи развития воспитания детей:

- идеи социально-педагогической солидарности, которые означают солидарное единение общества на основе выстраивания тактики педагогически выверенных взаимоотношений структур гражданского общества и властных структур в правовом поле демократического государства. Эта солидарность выступает стратегическим фактором развития воспитания детей, предусматривает совпадение (взаимопринадлежность) личностных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально-полезную деятельность как образ жизни;

- идеи социального партнерства как высшей формы взаимодействия гражданского общества и государства, действующие согласованно в достижении общей цели – создании и развитии общего пространства государственного, общественного и семейного воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающих поколений;

- идеи межсекторного взаимодействия, направленные на выстраивание общенациональной системы воспитания в либеральную рыночную модель общественного реформирования, в значительной степени базирующуюся на инициативе и самодеятельности граждан. Инициативные общественные объединения могут стать частью системы социального партнерства в реализации общенациональной программы развития воспитания при условии значительно большей их поддержки институтами государства и гражданского общества;

- идеи проектирования и построения педагогически целесообразных в отношений в социуме, использования в практике форм и технологий, основанных на фундаментальных педагогических закономерностях и принципах, способствующих личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека, сохранению его нравственного и физического здоровья, созданию комфортной среды обитания в социуме.

 

Основные направления работы социального педагога:

1.  социально-педагогическая деятельность представляет собой работу всех субъектов, оказывающих влияние на социальные отношения в различных сферах жизнедеятельности людей;

2. семья как приоритетная сфера и субъект социальных отношений, всей жизнедеятельности людей;

3. трудовая деятельность – производственная, экономическая, предпринимательская, интеллектуальная, любая другая:

- образование и социальное воспитание в непрерывном открытом образовательном пространстве;

- оздоровление, социально-педагогическая реабилитация и адаптация изменяющейся личности в условиях меняющегося социума;

- сфера досуга, социокультурной анимации, развлечений, любительских занятий;

- социальная работа, социальная защита, обеспечение безопасности, охраны прав и свобод различных групп людей (по возрасту, национальной принадлежности, религиозной, сексуальной и т. п. ориентациям)

Основные черты общей педагогической ситуации в начале ХХI века, детерминированные коренными изменениями в российском обществе:

- низкая эффективность и результативность деятельности института воспитания, в т. ч. и профессиональная;

- кризис семьи и семейного воспитания;

- нестабильное и недостаточное финансирование социального сектора, которое привело к обнищанию педагогических работников, оттоку кадров, появлению сектора платных услуг;

- актуализация проблем трудного детства, детской девиантности и социальной дезадаптации;

- активные поиски ориентиров в области ценностей, не подвергающихся сомнению и выдержавших многовековое испытание на прочность: православие (или другие религии), государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценностей нового времени: инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность;

- кризис педагогической науки, разочарование в ее возможностях при возрастании интереса к психологии, социологии, физиологии и другим экспериментальным наукам о человеке.

Парадигма – система теоретических, методологических, аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества

Основные парадигмы воспитания:

·       социальная детерминированность воспитания;

·       политическая неангажированность системы воспитания;

·       единство наследственности, социальной среды и воспитания;

·       соответствие технологий обучения и воспитания условиям и особенностям индивидуального развития личности;

·       гармония индивидуального и коллективного воспитания;

·       опора на достижения, а не на ошибки;

·       историческая преемственность в отборе нравственных и духовных ценностей;

·       общественное воспитание в контексте семейного. патернализм.

В чем же выражается сила социальной политики как одного из решающих ответвлений общей политики? Каков научный критерий определения этой силы?

1. Сила государственной социальной политики детерминирована, т. е. обусловлена и зависима от совокупности предпосылок, условий, факторов. И прежде всего от того, в какой мере социальная политика опирается на научные основания, научные принципы, на авторитетные выводы науки, включая социальную педагогику, на познание особенностей и механизма действия объективных закономерностей и живого человеческого фактора.

2. Сила социальной политики заключается в том, насколько она опирается на свою научную компоненту – социальную педагогику. Последняя интегрирует и инициирует достижения, завоевания психолого-педагогических, философских, экономических, политологических, ряда других гуманитарных, естественно-технических наук и тем самым свободно и активно участвует в методико-организационном сопровождении всего взаимосвязанного процесса определения, закрепления, претворения в жизнь, в максимальной гуманизации социальной политики. Лишь благодаря социально-педагогической практике указанные науки сохраняют свое прикладное значение и возможность влияния на многогранную практику, включая и процесс совершенствования моделей социальных программ и услуг населению.

3. Сильная научно обоснованная социальная политика – это последовательно-демократическая, гуманистическая политика по определению. В центре ее внимания был и будет человек. Он живет и общается в данной конкретной социальной и культурной среде, в гуще полиэтнического российского общества, испытывая одновременно стихийное или организованное влияние научно-педагогических и других процессов.

4. Благоприятные итоги осуществления сильной, энергичной, динамической социальной политики объективно создают соответствующие (материально-технические, воодушевляюще-психологические, кадровые, организационные и др.) предпосылки для своей научной компоненты – социальной педагогики, ориентирующие ее научные кадры, специалистов в центре и на местах на опережающий практику ритм развития социальной теории, методологии и достигнутой (уже существующей) преобразующей социально-педагогической практики.

5. Социальная политика приобретает огромную дополнительную силу, умножает свой энергетический ресурс и эффективность, если она выступает в качестве педагогически ориентированной, научно-познавательной и социально-преобразующей деятельности больших масс людей, солидарно сплоченных общей идеей.

6. Практический опыт убеждает также, что сила социальной политики существенно возрастает, если в ее функциональной структуре заранее научно обоснована и определена система иерархической взаимозависимости всех структур с непременным выделением того ее подразделения, которое, по общему мнению, считается ведущим, «впередсмотрящим» и в данном случае приоритетным. В целях достижения всей политики удостаивается особого внимания, контроля, заботы, помощи, чтобы оно в опережающие сроки полностью выполнило поставленную перед ним компетентными, распорядительными органами ответственную задачу. В настоящее время ведущим, приоритетным направлением в федеральной социальной политике (соответственно и в региональной) является: последовательное и ускоренное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение доступности основных социальных благ для каждого гражданина. Выражаясь философским языком, речь идет не о сущем, а главным образом о должном.

Научный анализ природы социальной педагогики и социальной политики, их логической, функциональной взаимосвязи и творческого сотрудничества позволяет сделать ряд выводов:

·              Основным субъектом социальной политики и педагогики является живой, стремящийся к природосообразному действию человек как родовое понятие со своими вознагражденными природой и облагороженными культурой способностями, чувствами, талантом, дарованиями и обитающим в данном, конкретном социально-политическом и социально-педагогическом пространстве.

·              Каждый субъект социальной педагогики и социальной политики есть явление неповторимое, уникальное с присущими ему интересами и потребностями, наследственно приобретенными и формирующими в процессе жизни и деятельности. Воспитание у каждого субъекта общества его внутренней потребности в развитии активных, творческих, деятельно-настроенных гуманистических интересов становится общесоциальной, социально-педагогической и общественно-политической необходимостью.

·              Способности, естественные творческие дарования человека, модели, формы их проявления, стимулирования, поощрения, независимо от их детерминированности внешними факторами, не являются застывшими, константными, раз и навсегда данными. Они подвижны, многоцветны

·              Через социальную среду, в которой человек адаптируется, с малолетства проходя обязательную школу социализации, он постоянно находится в контакте и с окружающей природой, испытывая на себе действие законов ее естественной саморегуляции. «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам» (А.И. Герцен).

Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание – от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ – всегда целенаправленно. Бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.

В Принципе 10 Декларации написано: «Он (ребенок) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

В Принципе 7 определены общие цели образования: «Ему (ребенку) должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознания моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

В ст. 29 Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется, и государства-участники согласны с тем, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами;

д) воспитание уважения к окружающей природе.

В законе РФ закреплена цель – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

В педагогической литературе сейчас ведутся активные дискуссии о цели, нередко критикуется традиционная в педагогике и закрепленная в законе РФ, предлагаются новые формулировки, но определения, одобренного всеми, еще не сложилось.

1.  Воспитание жизнеспособной, гуманистически и творчески ориентированной индивидуальности.

2.  Личность, способная строить жизнь достойного человека.

3.  Подготовка личности к жизни и функционированию в обществе на благо самой личности и общества.

4.  Инновационный человек – гражданин, адаптивный к постоянным изменениям, активный инициатор и производитель этих изменений.

В самом общем виде цель образования – это образ человека, отвечающего требованиям определенного уровня общественной культуры. Под целью должно пониматься какое-нибудь заранее проектируемое изменение. По своим масштабам и содержанию педагогические цели могут быть различными. В них могут планироваться различные новообразования: от привития учащемуся какого-либо знания или навыка до изменения его ценностных ориентаций.

Главное структурное звено педагогической цели – это проектируемое новообразование в мотивационно-смысловой и поведенческой сфере воспитанников, причем непременно в их единстве и адекватности.

Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в античном мире. История педагогики – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания и осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Она выражает исторически назревшую потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций.

При первобытнообщинном строе воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель – вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни.

При рабовладельческом строе воспитание стало особой функцией государства. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Разделение труда, возникновение имущественного расслоения общества привело к тому, что аристократическая прослойка общества, обладающая политической властью и экономическим могуществом, отчуждалась от физической работы и целиком посвящала себя духовной жизни. Представители аристократической верхушки общества получали преимущественно интеллектуальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспитание, оторванное от физического труда.

Воспитание же низких сословий и классов ограничивалось главным образом подготовкой к физическому труду, выполнению приказаний господ, их приучали к смирению и покорности.

Именно рабство явилось основой для расцвета античной науки и культуры. Вот почему не случайным является то, что многие научные идеи, различные виды и жанры литературы и искусства, а также физическая культура ведут свое происхождение из Древней Греции. В период Средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвенью.

В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия и церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны религиозной догматикой. Однако воспитание отдельных сословий в зависимости от их положения в феодальной иерархии различалось по своему содержанию и характеру.

Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась к овладению семью рыцарскими добродетелями: 1) езда верхом на лошади; 2) плавание; 3) метание копья; 4) фехтование; 5) охота; 6) игра в шашки; 7) слагание и чтение стихов в честь его сюзерена и дамы сердца. Как видим, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром на некоторых средневековых документах можно прочесть: «За неграмотного в силу его рыцарского происхождения расписался монах... В Средние века даже многие короли были неграмотны. Однако жизнь потребовала давать и светским феодалам определенную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и церковные должности. Духовные феодалы получали церковное воспитание, которое сводилось к изучению богословия и Священного писания.

А поскольку считалось, что Священное писание нельзя ни понять, ни толковать, то его попросту заучивали наизусть. Так, в обучении возникла методика схоластической зубрежки изучаемого материала, и опять-таки даже для духовенства овладение грамотой не считалось обязательным.

В Уставе Французского ордена говорилось: «Монах, не умевший читать до пострижения, не должен учиться этому искусству в стенах монастыря. Что же касается феодальных крестьян, то они вообще были лишены специального школьного образования и готовились к трудовой деятельности в своих семьях, оставаясь в тесноте и забитости.

В эпоху возрождения (XVXVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Древние мыслители соглашались, что цель воспитания это воспитание добродетелей. Но по вопросу о том, что считать добродетелью, их мнения расходились.

Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. Я.А. Коменский безгранично верил в силу воспитания эпиграфом сочинения «материнская школа». Он взял слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества». По мнению Я.А. Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: 1. познание себя и окружающего мира (умственное воспитание); 2. управление собой (нравственное воспитание); 3. стремление к Богу (религиозное воспитание).

Английский философ и педагог Дж. Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена – человека «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Этот джентльмен должен быть, кроме того, человеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.

К. Гельвеций, французский материалист, утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель».

Задача воспитателя – раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них граждан здравомыслящих и чувствующих людей, сформировать патриотов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального.

Ж.-Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо человеку потому, замечает он, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания – создать человека. Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет не солдатом, не священником, он будет прежде всего человеком. Всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте.

И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, говорит, что цель воспитания – развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей человека».

Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. Идеал воспитания – добродетельный человек. Рассматривал эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитывать людей, умеющих приспосабливаться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок.

«Мы смело высказываем убеждение, – писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, – что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели воспитания.

Цели воспитания аккумулируют в себе гуманистическое мировоззрение позиции общества по отношению к личности и своему будущему.