Основы теории социального
образования
1. Факторы социального
становления и социального
образования личности в
современном обществе
1. Семья
– малая, социально-психологическая группа, основанная
на браке или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и
ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью.
Причины снижения воспитательного потенциала семьи:
резкое расслоение общества;
недостаточная помощь государства; изменение традиционных ролей членов семьи,
особенно женщины; рост количества неполных семей (разводы, внебрачные семьи,
вдовство); повышение коэффициента иждивенчества (инвалиды, безработные, беженцы);
насилие в семье, появление нетрадиционных видов семей.
Функции
семьи: репродуктивная,
хозяйственно-экономическая, воспитательная, социальная, психотерапевтическая,
рекреативная, регулятивная, фелицитологическая.
Воспитательный
потенциал семьи зависит от состава
семьи, материальных условий, социального статуса родителей.
Семейное
воспитание – целенаправленное взаимодействие
старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного
достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую
поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в
соответствии с ценностями семьи и общества.
Особенности
семейного воспитания – интимность, относительная замкнутость и общение людей
разного возраста. Это органическая
связь с жизнедеятельностью ребенка, непрерывность и длительность воздействия.
Негативные
факторы семейного воспитания – безнравственность,
авторитаризм или безграничный либерализм, бездуховность
родителей.
Стиль
семейного воспитания – отношение
родителей к ребенку, характер контроля над его действиями, способ предъявления
требований, формы поощрения и наказания.
Основные
стили семейного воспитания – демократический
и контролирующий.
Исследователи
А.Е. Личко, Г.Г. Эйдемиллер
выделяют аномальные стили воспитания: 1)
гипопротекция: недостаток опеки и контроля; 2) доминирующая
гипопротекция: обостренное внимание и забота о
ребенке сочетаются с мелочным контролем; 3) потворствующая гипопротекция:
воспитание по типу «кумир в семье» (потакание всем желаниям); 4) эмоциональное
отвержение.
Принципы
общения семьи и школы: сотрудничество,
взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка.
В
работе с родителями школа выполняет следующие функции: 1) ознакомление родителей с содержанием и методикой
учебно-воспитательного процесса; 2) психолого-педагогическое образование
родителей.
Ученые
доказали, что дети в неполных семьях растут более агрессивными.
При этом роль семьи в обществе все уменьшается. Человеческая история говорит о
том, семейные связи, по сути, устойчивее дружеских уз, приятельства по работе
или по интересам. Создателем задумано так, что человек рождается и умирает в
своей семье, а не в социальных сетях. Значение семьи настолько велико, что
традиционно в категориях семейственных связей описывались очень многие (если не
все) явления человеческой жизни. Даже богопознание
как в языческие, так и в монотеистические времена оперирует понятиями «отец»,
«сын», «мать», а отношения между членами общины во многих религиях называются
братскими. В наши дни появилось множество форм взаимодействия между людьми, и кажется,
что попытка повсюду использовать семейные понятия, давно устаревшая блажь
дремучей старины. Что же взамен? Родители сегодня, если доводить до абсурда
либеральные стандарты современности, – это случайно оказавшиеся рядом с ребенком
субъекты, которые должны обеспечить ему права и свободы. А если не справятся,
то их всегда можно заменить более свободолюбивыми, например представителями
нетрадиционной сексуальной ориентации.
Образы отца и
матери практически отсутствуют и в информационном пространстве. Например,
выпускается масса СМИ для мужчин, избравших для себя стезю самца, мачо, но
почти нет таких, которые бы видели своим адресатом мужчину-отца. «Глянец» учит,
как соблазнить женщину, но не как сделать счастливой свою семью. Вопрос в том,
приносит ли такая позиция настоящий комфорт современному человеку? В Евангелии
сказано: «Есть ли между вами такой человек, который, когда, сын его попросит у
него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал ему змею? (Мф. 7.
9–10). Отказ от семейных ценностей приводит к тому, что некогда члены одной
семьи и одного общества готовы наделять друг друга горами камней и террариума
змей. Не рановато ли мы отказываемся от семьи, не задумываясь о том, что ждет
нас взамен? Здесь появилось глубокое мировоззренческое расхождение между Россией
и Западом.
2. Характеристика общения. Общение – это сложный и многоплановый
процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку
единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Педагогическое
общение – это профессиональное общение
преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в
двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском
коллективе.
Стороны
структуры общения – коммуникативная, интерактивная,
перцептивная.
Функции
общения:
1) «открытие» ребенка в общении призвано
создать комфортные условия на уроке, в классе: а) выбор пластической позы, б) подача
информации с позиции «мы», в) установление личного контакта;
2)
«соучастие» ребенка в процессе
общения: а) демонстрация расположенности; б) проявление интереса; в) оказание
помощи;
3)
«возвышение» ребенка: а) принятие ребенка как данности; б) просьба о помощи;
в) поддержание оптимистического рубежа.
Качества
личности учителя, значимые для продуктивного общения:
1)
глубокое знание психологии другого человека; социальная
установка на человека; безусловное принятие ребенка – принцип предвосхищающего
уважения;
2)
развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, интуиция,
воображение;
3)
воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать
и сочувствовать – готовность к эмпатии;
4)
личностные черты и индивидуально-психологические
особенности; самопознание и самооценка, педагогическая рефлексия;
коммуникативные умения –
умение вступать в общение, владение техникой общения;
5)
речевое развитие; педагогическая интуиция.
Свойства
педагогического общения:
1)
умение
заставить слушать себя с интересом и вниманием;
2)
умение
слушать других внимательно, сочетать в педагогической деятельности рациональное
и эмоциональное (разум, чувства);
3)
умение
создать атмосферу требовательности, доброжелательности и доверия, умело
сочетать воспитательные и учебные задачи.
Барьеры
в общении:
1)
эффект ореола – «Она отличница, такая милая
девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить столь дурной поступок» – ранее
сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека;
2)
эффект первого впечатления – внешность обманчива;
3)
эффект первичности – придание
большого значения первичной информации о воспитаннике или группе: «Это ужасный
класс! Как вы согласились в нем работать?»;
4)
эффект новизны – принятие более поздней
информации при оценивании;
5)
эффект проекции – приписывание своих достоинств приятным воспитанникам, а своих недостатков – неприятным;
6)
эффект стереотипизации –
использование устойчивого образа человека приводит к построению неточного образа:
«Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый».
Стиль общения
– это индивидуально-типологические
особенности взаимодействия педагога с воспитанниками.
Стили
педагогического общения и их характеристики:
а) общение,
основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и
учащихся;
б) общение,
в основе которого лежит дружеское расположение;
в) общение-устрашение,
общение-заигрывание.
Основные
признаки коммуникабельности:
1)
потребность в общении с детьми;
2)
положительная эмоциональная тональность общения;
3)
доминирующее переживание
чувства удовлетворения им;
4)
взаимная личностная аттракция
(учителя и учащихся);
5)
понимание детей, способность устанавливать индивидуальные
и групповые контакты;
6)
конструктивное разрешение межличностных противоречий;
7)
гуманизм и демократизм
общения;
8)
эстетика общения.
Общественное
(профессиональный и непрофессиональный уровни) и семейное воспитание должно
быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей – успешности
социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии
человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Основным
содержанием воспитания становится обеспечение процесса социализации и
саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки.
Базисные
идеи развития воспитания детей:
-
идеи социально-педагогической солидарности, которые означают солидарное
единение общества на основе выстраивания тактики педагогически выверенных
взаимоотношений структур гражданского общества и властных структур в правовом
поле демократического государства. Эта солидарность выступает стратегическим
фактором развития воспитания детей, предусматривает совпадение (взаимопринадлежность) личностных, общественных и
государственных интересов в ориентации личности на социально-полезную деятельность
как образ жизни;
-
идеи социального партнерства как высшей формы взаимодействия гражданского
общества и государства, действующие согласованно в достижении общей цели – создании
и развитии общего пространства государственного, общественного и семейного
воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности,
общества, государства в воспитании подрастающих поколений;
-
идеи межсекторного взаимодействия, направленные на выстраивание
общенациональной системы воспитания в либеральную рыночную модель общественного
реформирования, в значительной степени базирующуюся на инициативе и
самодеятельности граждан. Инициативные общественные объединения могут стать
частью системы социального партнерства в реализации общенациональной программы
развития воспитания при условии значительно большей их поддержки институтами
государства и гражданского общества;
-
идеи проектирования и построения педагогически целесообразных
в отношений в социуме, использования в практике форм и технологий, основанных
на фундаментальных педагогических закономерностях и принципах, способствующих
личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации
человека, сохранению его нравственного и физического здоровья, созданию комфортной
среды обитания в социуме.
Основные направления работы социального педагога:
1. социально-педагогическая деятельность
представляет собой работу всех субъектов, оказывающих влияние на социальные
отношения в различных сферах жизнедеятельности людей;
2. семья как приоритетная сфера и субъект
социальных отношений, всей жизнедеятельности людей;
3. трудовая деятельность – производственная, экономическая,
предпринимательская, интеллектуальная, любая другая:
- образование и социальное воспитание в
непрерывном открытом образовательном пространстве;
- оздоровление, социально-педагогическая
реабилитация и адаптация изменяющейся личности в условиях меняющегося социума;
- сфера досуга, социокультурной анимации,
развлечений, любительских занятий;
- социальная работа,
социальная защита, обеспечение безопасности, охраны прав и свобод различных
групп людей (по возрасту, национальной принадлежности, религиозной, сексуальной
и т. п. ориентациям)
Основные черты
общей педагогической ситуации в начале ХХI века,
детерминированные коренными изменениями в российском обществе:
- низкая
эффективность и результативность деятельности института воспитания, в т. ч. и
профессиональная;
- кризис семьи
и семейного воспитания;
- нестабильное
и недостаточное финансирование социального сектора, которое привело к обнищанию
педагогических работников, оттоку кадров, появлению сектора платных услуг;
- актуализация
проблем трудного детства, детской девиантности и
социальной дезадаптации;
-
активные поиски ориентиров в области ценностей, не подвергающихся сомнению и
выдержавших многовековое испытание на прочность: православие (или другие
религии), государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие,
взаимопомощь, благотворительность, а также ценностей нового времени:
инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность;
- кризис педагогической науки, разочарование в ее
возможностях при возрастании интереса к психологии, социологии, физиологии и
другим экспериментальным наукам о человеке.
Парадигма – система теоретических, методологических,
аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и
разделяемых всеми членами научного сообщества
Основные
парадигмы воспитания:
· социальная детерминированность воспитания;
· политическая неангажированность
системы воспитания;
· единство наследственности, социальной среды и
воспитания;
· соответствие технологий обучения и воспитания
условиям и особенностям индивидуального развития личности;
· гармония индивидуального и коллективного воспитания;
· опора на достижения, а не на ошибки;
· историческая преемственность в отборе нравственных
и духовных ценностей;
· общественное воспитание в контексте семейного. патернализм.
В чем же
выражается сила социальной политики как одного из решающих ответвлений общей
политики? Каков научный критерий определения этой силы?
1. Сила государственной социальной политики детерминирована, т. е. обусловлена
и зависима от совокупности предпосылок, условий, факторов. И прежде всего от
того, в какой мере социальная политика опирается на научные основания, научные
принципы, на авторитетные выводы науки, включая социальную педагогику, на
познание особенностей и механизма действия объективных закономерностей и живого
человеческого фактора.
2. Сила социальной политики заключается в том, насколько она опирается на
свою научную компоненту – социальную педагогику. Последняя
интегрирует и инициирует достижения, завоевания психолого-педагогических, философских,
экономических, политологических, ряда других гуманитарных,
естественно-технических наук и тем самым свободно и активно участвует в
методико-организационном сопровождении всего взаимосвязанного процесса определения,
закрепления, претворения в жизнь, в максимальной гуманизации
социальной политики. Лишь благодаря социально-педагогической практике
указанные науки сохраняют свое прикладное значение и возможность влияния на многогранную
практику, включая и процесс совершенствования моделей социальных программ и
услуг населению.
3. Сильная научно обоснованная социальная политика – это последовательно-демократическая,
гуманистическая политика по определению. В центре ее внимания был и будет
человек. Он живет и общается в данной конкретной социальной и культурной среде,
в гуще полиэтнического российского общества, испытывая одновременно стихийное
или организованное влияние научно-педагогических и других процессов.
4. Благоприятные итоги осуществления сильной, энергичной,
динамической социальной политики объективно создают соответствующие
(материально-технические, воодушевляюще-психологические,
кадровые, организационные и др.) предпосылки для своей научной компоненты –
социальной педагогики, ориентирующие ее научные кадры, специалистов в центре и
на местах на опережающий практику ритм развития социальной теории, методологии
и достигнутой (уже существующей) преобразующей социально-педагогической
практики.
5. Социальная политика приобретает огромную дополнительную силу, умножает
свой энергетический ресурс и эффективность, если она выступает в качестве
педагогически ориентированной, научно-познавательной и социально-преобразующей
деятельности больших масс людей, солидарно сплоченных общей идеей.
6. Практический опыт убеждает также, что сила социальной политики
существенно возрастает, если в ее функциональной структуре заранее научно
обоснована и определена система иерархической взаимозависимости всех структур с
непременным выделением того ее подразделения, которое, по общему мнению,
считается ведущим, «впередсмотрящим» и в данном случае приоритетным. В целях
достижения всей политики удостаивается особого внимания, контроля, заботы,
помощи, чтобы оно в опережающие сроки полностью выполнило поставленную перед
ним компетентными, распорядительными органами ответственную задачу. В настоящее время ведущим, приоритетным направлением в федеральной
социальной политике (соответственно и в региональной) является: последовательное
и ускоренное повышение уровня жизни населения, снижение социального
неравенства, обеспечение доступности основных социальных благ для каждого
гражданина. Выражаясь философским языком, речь идет не о сущем, а главным образом о должном.
Научный анализ
природы социальной педагогики и социальной политики, их логической,
функциональной взаимосвязи и творческого сотрудничества позволяет сделать ряд
выводов:
·
Основным
субъектом социальной политики и педагогики является живой, стремящийся к природосообразному действию человек как родовое понятие со
своими вознагражденными природой и облагороженными культурой способностями,
чувствами, талантом, дарованиями и обитающим в данном, конкретном
социально-политическом и социально-педагогическом пространстве.
·
Каждый
субъект социальной педагогики и социальной политики есть явление неповторимое,
уникальное с присущими ему интересами и потребностями, наследственно
приобретенными и формирующими в процессе жизни и деятельности. Воспитание у
каждого субъекта общества его внутренней потребности в развитии активных,
творческих, деятельно-настроенных гуманистических интересов становится общесоциальной, социально-педагогической и общественно-политической
необходимостью.
·
Способности,
естественные творческие дарования человека, модели, формы их проявления,
стимулирования, поощрения, независимо от их детерминированности внешними
факторами, не являются застывшими, константными, раз и навсегда данными. Они
подвижны, многоцветны
·
Через
социальную среду, в которой человек адаптируется, с малолетства проходя
обязательную школу социализации, он постоянно находится в контакте и с
окружающей природой, испытывая на себе действие законов ее естественной саморегуляции. «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам» (А.И. Герцен).
Цель воспитания – это то, к чему стремится
воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание – от мельчайших актов до
широкомасштабных государственных программ – всегда целенаправленно. Бесцельного,
ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все:
содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания
относится к числу наиболее важных в педагогике.
В Принципе 10
Декларации написано: «Он (ребенок) должен воспитываться в духе взаимопонимания,
терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном
сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу
других людей».
В Принципе 7
определены общие цели образования: «Ему (ребенку) должно даваться образование,
которое способствовало бы его общему культурному развитию и
благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить
свои способности и личное суждение, а также сознания моральной и социальной
ответственности и стать полезным членом общества».
В ст. 29 Конвенции
о правах ребенка эта цель уточняется, и государства-участники согласны с тем,
что образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие
личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом
полном объеме;
б) воспитание
уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам,
провозглашенным в Уставе ООН;
в) воспитание
уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к
национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его
происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
г) подготовку
ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира,
терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами,
этническими, национальными и религиозными группами;
д) воспитание
уважения к окружающей природе.
В законе РФ
закреплена цель – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
В
педагогической литературе сейчас ведутся активные дискуссии о цели, нередко
критикуется традиционная в педагогике и закрепленная в законе РФ, предлагаются
новые формулировки, но определения, одобренного всеми, еще не сложилось.
1. Воспитание
жизнеспособной, гуманистически и творчески ориентированной индивидуальности.
2. Личность, способная
строить жизнь достойного человека.
3. Подготовка
личности к жизни и функционированию в обществе на благо самой личности и
общества.
4. Инновационный
человек – гражданин, адаптивный к постоянным изменениям, активный инициатор и
производитель этих изменений.
В самом общем
виде цель образования – это образ человека, отвечающего требованиям
определенного уровня общественной культуры. Под целью должно пониматься
какое-нибудь заранее проектируемое изменение. По своим масштабам и содержанию
педагогические цели могут быть различными. В них могут планироваться различные
новообразования: от привития учащемуся какого-либо знания или навыка до изменения
его ценностных ориентаций.
Главное
структурное звено педагогической цели – это проектируемое новообразование в
мотивационно-смысловой и поведенческой сфере воспитанников, причем непременно в
их единстве и адекватности.
Борьба вокруг
целей воспитания разгорелась уже в античном мире. История педагогики – это
длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания и осуществляющих
их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз
и навсегда заданными, не существует формально-абстрактных целей, одинаково
пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют
конкретно-исторический характер. Она выражает исторически назревшую потребность
в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных
функций.
При
первобытнообщинном строе воспитание было призвано обеспечивать существование
людей, его цель – вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями,
необходимыми в суровой повседневной жизни.
При
рабовладельческом строе воспитание стало особой функцией государства. Наличие
двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Целью воспитания
детей рабовладельцев была подготовка их роли господ, наслаждающихся искусствами,
приобщающихся к наукам. Разделение труда, возникновение имущественного
расслоения общества привело к тому, что аристократическая прослойка общества,
обладающая политической властью и экономическим могуществом, отчуждалась от физической
работы и целиком посвящала себя духовной жизни. Представители аристократической
верхушки общества получали преимущественно интеллектуальное,
военно-гимнастическое и эстетическое воспитание, оторванное от физического
труда.
Воспитание же
низких сословий и классов ограничивалось главным образом подготовкой к
физическому труду, выполнению приказаний господ, их приучали к смирению и
покорности.
Именно рабство
явилось основой для расцвета античной науки и культуры. Вот почему не случайным
является то, что многие научные идеи, различные виды и жанры литературы и
искусства, а также физическая культура ведут свое происхождение из Древней
Греции. В период Средневековья античная идея о всестороннем развитии личности
была предана забвенью.
В эпоху
феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в
духовной жизни общества господствующее положение занимали религия и церковь, в
силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Проблемы
воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых
имели религиозную окраску и были пронизаны религиозной догматикой. Однако
воспитание отдельных сословий в зависимости от их положения в феодальной
иерархии различалось по своему содержанию и характеру.
Дети светских
феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась к
овладению семью рыцарскими добродетелями: 1) езда верхом на лошади; 2) плавание;
3) метание копья; 4) фехтование; 5) охота; 6) игра в шашки; 7) слагание и чтение стихов в честь его сюзерена и дамы сердца.
Как видим, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром
на некоторых средневековых документах можно прочесть: «За неграмотного в силу
его рыцарского происхождения расписался монах... В Средние века даже многие
короли были неграмотны. Однако жизнь потребовала давать и светским феодалам
определенную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные
и церковные должности. Духовные феодалы получали церковное воспитание, которое
сводилось к изучению богословия и Священного писания.
А поскольку
считалось, что Священное писание нельзя ни понять, ни толковать, то его
попросту заучивали наизусть. Так, в обучении возникла методика схоластической
зубрежки изучаемого материала, и опять-таки даже для духовенства овладение
грамотой не считалось обязательным.
В Уставе
Французского ордена говорилось: «Монах, не умевший читать до пострижения, не
должен учиться этому искусству в стенах монастыря. Что же касается феодальных
крестьян, то они вообще были лишены специального школьного образования и
готовились к трудовой деятельности в своих семьях, оставаясь в тесноте и
забитости.
В эпоху
возрождения (XV–XVI вв.) идея о
всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь.
Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и
политических оков феодализма. Древние мыслители соглашались, что цель
воспитания это воспитание добродетелей. Но по вопросу о том, что считать
добродетелью, их мнения расходились.
Платон отдает
предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорит о воспитании
мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой
интеллектуальности и моральной чистоты. Я.А. Коменский безгранично верил в силу
воспитания эпиграфом сочинения «материнская школа». Он взял слова Цицерона:
«Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества». По мнению
Я.А. Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: 1.
познание себя и окружающего мира (умственное воспитание); 2. управление
собой (нравственное воспитание); 3. стремление к Богу (религиозное воспитание).
Английский
философ и педагог Дж. Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать
джентльмена – человека «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Этот
джентльмен должен быть, кроме того, человеком деятельным и инициативным,
обладать острым умом и практическими знаниями.
К. Гельвеций,
французский материалист, утверждал, что в основу воспитания должна быть
положена «единая цель».
Задача
воспитателя – раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, а их ум для истины и
сделать, наконец, из них граждан здравомыслящих и чувствующих людей, сформировать
патриотов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага
национального.
Ж.-Ж. Руссо твердо
стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих
ценностей. Воспитание необходимо человеку потому, замечает он, что тот
появляется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания – создать человека. Жить
– вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он
будет не солдатом, не священником, он будет прежде
всего человеком. Всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае
необходимости так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба ни перемещала
его с места на место, он всегда будет на своем месте.
И. Песталоцци,
швейцарский педагог-демократ, говорит, что цель воспитания – развить
способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать
и таким образом обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей человека».
Немецкий
педагог И. Гербарт целью воспитания считал
всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование
человека. Идеал воспитания – добродетельный человек. Рассматривал эту цель как
вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитывать
людей, умеющих приспосабливаться к существующим отношениям, уважающих
установленный правопорядок.
«Мы смело
высказываем убеждение, – писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, – что
влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную,
чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и
остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично
развитой. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и
самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели
воспитания.
Цели воспитания
аккумулируют в себе гуманистическое мировоззрение позиции общества по отношению
к личности и своему будущему.