Лекция № 3.
Антропоэкосистемы
– объект исследований
в экологии человека
Человек одновременно является
продуктом
и творцом своей среды,
которая дает ему физическую основу для жизни
и обеспечивает интеллектуальное,
моральное,
общественное и духовное развитие
Стокгольмская
декларация 1972 г.
План
1.
Антропоэкосистема и ее структура.
2.
Структура и функционирование современной антропосферы.
3.
Краткая характеристика и основные проблемы
развития человечества.
4.
Значение изучения антропоэкосистем
для экологии человека.
1. Антропоэкосистема и ее структура. Для того чтобы решать
антропоэкологические проблемы, целесообразно
определить, существует ли самостоятельный объект экологии человека, какова его структура,
чем он отличается от объектов, изучаемых другими науками. Объектом изучения
экологии человека служит антропоэкосистема.
Антропоэкосистема – это пространственное подразделение среды обитания человека, во всех
своих частях характеризующееся сходством природных, социально-экономических,
производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий
жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое
сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик,
трудовые навыки, образ жизни, обряды и
обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и др. Иными словами, антропоэкосистема – это система, в которой формируются
основные свойства населяющих ее людей. Каждая антропоэкосистема обладает определенной внутренней
однородностью и отличается заметной разнородностью от соседних
антропоэкосистем. Достаточно типичный пример соседних антропоэкосистем – город
и окружающая его сельская местность.
Антропоэкосистема имеет ключевое значение в экологии
человека, поскольку антропоэкологические исследования
в практическом смысле сводятся к изучению различных антропоэкосистем
– городских, сельских, арктических, тропических, лесных, степных, современных,
первобытных, прошедших эпох, а при прогнозировании − даже возможных антропоэкосистем близкого или отдаленного будущего.
Появлению термина «антропоэкосистема» предшествовали
другие понятия, применявшиеся к пространственной системе, с которой связан
человек в процессе своей жизнедеятельности, − антропобиогеоценоз (В.П. Казначеев, 1973), антропосистема
(Н.Ф. Реймерс,
1974) и антропогеоценоз (В.П. Алексеев, 1974).
Экология человека
изучает антропоэкосистемы различного уровня – от
глобального (или мирового) до местного (небольшая деревня или район в городе и
даже до отдельного «точечного» (жилой дом, цех завода и т.д.). Вся планета Земля с ее воздушной
оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологов, если
например, возникнет необходимость сравнивать условия жизни людей на Земле и
вероятные условия жизни земного человека на других планетах. Глобальная антропоэкосистема (или антропоэкосфера)
охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы (в трактовке
В.И.Вернадского), всего населения планеты (человеческого общества), которое
использует природные ресурсы планеты с помощью технических средств.
Хозяйственная деятельность человечества обеспечивает его существование и развитие,
в то же время наносит биосфере существенный экологический ущерб, в результате
чего страдает не только природа, но и само человечество.
Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до
элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с
находящейся в его пределах небольшой группой людей. Примером такой микролокальной антропоэкосистемы
служит кабина космического корабля с экипажем. Но наиболее частым объектом антропоэкологических исследований бывают такие
территориальные комплексы, как страна, федеральный округ, крупный экономический
район, административный район, город.
Антропоэкосистема состоит из совокупности компонентов и
связывающих их процессов, происходящих в определенном пространстве в
конкретное время. В исследовательских целях обычно создаются модели
соответствующих антропоэкосистем.
Рассмотрим графическую модель антропоэкосистемы (рис. 2). В центре модели находится общность людей. Она взаимодействует с природой,
хозяйством, населением, частью которого является (население города –
часть населения региона, население региона – часть населения страны, трудящиеся
– часть всего населения и т.д.), с социально-экономическими условиями.
Очень сильное влияние на человека оказывает загрязнение окружающей среды. При этом все элементы
внешнего для человеческой общности окружения, в свою очередь, взаимодействуют
между собой, составляя большую систему. Свойства отдельных элементов и всей
совокупности факторов внешней среды и их изменения приводят к тому, что
меняются основные характеристики общности людей: демографическое поведение,
экологическое сознание, уровень здоровья, профессиональные предпочтения,
уровень культуры и уровень
образования. Изменения эти могут быть как положительными, так и
отрицательными. Рассмотрим каждый блок антропоэкосистемы
более подробно.
Рис.
2. Модель антропоэкосистемы (по Прохорову, 2003)
Общность людей. Основной смысл антропоэкологических
исследований сосредоточен на изучении: 1) условий, в которых протекает
жизнедеятельность общности людей; 2) процессов, которые происходят внутри самой
человеческой общности. Поэтому в представленной модели этот блок помещен в ее
центр. Наиболее просто определить это достаточно сложное понятие можно
следующим образом: человеческая общность – объединение людей, в котором создана и
сохраняется, хотя бы в течение очень короткого периода, определенная социальная
связь.
В зависимости от целей исследования можно
выделить следующие типы общности людей:
1) территориальная
(например, население с. Кубачи, г. Махачкалы, Рима, России, Норвегии и т.д.)
2) профессиональная
(шахтеры среди всего населения Кузбасса, учителя г. Каспийска, врачи
Санкт-Петербурга и.т.д.)
3) этническая (ханты среди всего населения
Ханты-Мансийского автономного округа, аварцы среди всего населения Республики
Дагестан)
4) возрастная
(пожилые жители Нечерноземья, подростки г. Буйнакска и.т.д.).
Человеческая общность взаимодействует с
остальным населением, участвует в хозяйстве всего региона и зависит от него, а
также находится в сложных и противоречивых отношениях со своим природным
окружением. Изучение жизнедеятельности населения (его труд, быт, отдых,
семейно-брачные отношения, образование, культура, общественная жизнь,
национальные отношения) и влияющих на нее факторов среды обитания человека
связано с проблемами образа жизни. Образ жизни охватывает совокупность типичных
видов жизнедеятельности социальной группы, которая рассматривается в единстве
с условиями жизни, определяющими ее.
Природа. Наиболее важные параметры хозяйства и
условия жизни населения определяет природа, но одновременно она находится под
ощутимым прессингом хозяйственной деятельности людей.
В экологии человека природа рассматривается как
совокупность естественных условий существования человеческого общества.
На жизнедеятельность населения (в том числе на его здоровье и демографическое
поведение) непосредственно и опосредованно через социально-экономические
условия влияют, как отдельные компоненты природной среды, так и их
совокупность. Среди них наиболее существенны следующие:
1) Приземный слой атмосферы со всеми
происходящими в нем процессами и явлениями. Атмосфера (от греч. atmos – пар и
сфера – шар) – газовая (воздушная) оболочка Земли, вращающаяся вместе с ней.
Жизнь людей невозможна без воздуха, без воды и пищи, но если без пищи человек
может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, то смерть от удушья
наступает через 4-5 мин. Качество атмосферы напрямую влияет на
жизнедеятельность человека.
2) Природные воды. Водные запасы на
Земле огромны, они образуют гидросферу, одну из мощных сфер нашей планеты.
Объем воды на Земле составляет 1,5 х 109
км3. Масштабы загрязнения и истощения водных ресурсов в настоящее
время приняли угрожающий характер. Остро встала проблема нехватки пресной воды
в густо населенных районах, крупных промышленных
центрах, в местах орошаемого земледелия. Отсутствие чистой питьевой воды,
загрязнение водоемов являются причиной многих заболеваний человека, губительно
сказываются на животном и растительном мире Земли. Во многих местах загрязнение
пресных вод переходит из разряда локальных в региональный.
3) Почвенный покров. Самое большое значение
почвы в том, что люди берут из нее почти все необходимое для своей жизни. В
настоящее время обрабатываемые земли дают 88% энергии, получаемой человечеством
с пищей, около 10% - от лугов, пастбищ, лесов и 2% дают ресурсы Мирового
океана.
4) Геологическое строение территории,
то есть состав, структура, рельеф и строение Земли. Геологическое строение
территории во многом определяет экономику, жизненный уклад, медицинские и
экологические проблемы населения конкретного региона. Так, например, важным фактором формирования антропоэкосистемы могут выступать так называемые геохимические
провинции – геохимически однородные области
земной коры, характеризующиеся определенным набором химических элементов в
горных породах и почвах. Фундаментальные исследования по геохимической экологии
показывают, что избыток или недостаток биологически активных микроэлементов
цепи (геологические породы →
почвы→сельскохозяйственные культуры→продукты питания) приводят
к тяжелым заболеваниям, нарушению обмена веществ. Так, широко распространенное
заболевание эндемический зоб и его крайнее проявление – кретинизм
связано с недостатком йода в почве. Малое количество кальция при избытке
стронция служит причиной уровской болезни. Недостаток
фтора (гипофлюороз) приводит к кариесу зубов. При
высоком содержании фтора (свыше 1,2 мг/л) возникает заболевание костной системы
– гиперфлюороз. Известно и о возникновении тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний
среди населения, употреблявшего для питья ультрапресные воды.
5) Для регионов, где хозяйство тесно
связано с эксплуатацией биологических ресурсов (охотничий промысел, заготовка
ценных сортов древесины и т.д.), важную роль в жизни людей играют растительность
и дикие животные. Биологические компоненты ландшафта, помимо
промыслового значения, могут стать источниками тяжелых отравлений после
контакта с ядовитыми растениями и животными, а также опасных для жизни инфекционных
заболеваний, возбудители которых сохраняются в природе и переносятся животными.
6) Во многих районах нашей планеты огромную
опасность для жизни и здоровья людей представляют стихийные явления: землетрясения,
сели, паводки, цунами, ураганы, оползни, лавины. Вопрос этот недостаточно
исследован, но можно полагать, что у населения, живущего в зонах, подверженных
действию стихийных бедствий, вырабатывается особый стереотип поведения, влияющий
на их жизнь. В качестве примера можно привести японцев с их многовековой
традицией строительства «бумажных домов» − легких конструкций, наименее травмоопасных во время частых землетрясений. В районах, где
в течение длительного периода года держатся очень низкие температуры воздуха,
формируется своеобразный ритм и стиль жизни, нарушение которых чревато для
людей тяжелыми последствиями.
Влияние природных
условий отражается не только на уровне популяционного здоровья, но и на
демографическом поведении населения. Несомненно, наличие тесной взаимосвязи
между coстоянием здоровья людей, обусловленным внешними факторами,
и их демографическим поведением, а также с происходящими в популяции демографическими
процессами.
Существуют
примеры, показывающие, как природные факторы способствуют возникновению
болезней, многие из которых «выводят» заболевших из числа брачных партнеров,
приводят их к ранней смерти и т.д. Помимо непосредственного влияния на
здоровье, природные факторы воздействуют и на социально-бытовую инфраструктуру,
которая должна обеспечивать населению жизненный комфорт.
Население. Жизнедеятельности любой общности людей
самым тесным образом связана с остальным населением.
Эти связи носят преимущественно положительный характер, но могут иметь и
отрицательные последствия. Хозяйственные навыки, культурные традиции, религия,
система воспитания, экономические процессы, торговля,
осуществление крупнейших строительных проектов, защита от внешнего врага – все
это и многое другое объединяет конкретные общности с остальными людьми,
живущими с ними в едином хозяйственном, социальном, политическом пространстве,
делает возможным их существование.
В то же время отдельные человеческие
общности могут пострадать от ненамеренного или намеренного вмешательства в их
жизнедеятельность других людей. Из истории хорошо известно о болезнях и даже
гибели коренных жителей островов, не имевших иммунитета от инфекционных
болезней, в результате соприкосновения с европейскими мореплавателями, среди
которых были носители возбудителей такого рода заболеваний. Знаменитый
путешественник и крупный этнограф Тур Хейердал описывает трагедию острова
Пасхи, когда туда из Перу вернулись несколько местных жителей: «Они привезли с собой
оспу, которая подобно чуме, быстро распространилась по острову, унеся с собой
почти все население».
Распространение инфекционных заболеваний
из одних регионов в другие и в наши дни продолжает оставаться волнующей
проблемой. Достаточно вспомнить о трагических последствиях СПИДа
на Африканском континенте и его проникновении в страны всего мира или о
пандемиях различных форм гриппа, возникающих то в одном, то в другом регионе
планеты и, подобно степному пожару, проносящихся по всем странам.
Не только случайный занос инфекционных
болезней угрожает тем или иным человеческим общностям при взаимодействии с
остальным населением. Даже в наш, казалось бы
цивилизованный, век происходят кровавые межэтнические и межконфессиональные
(религиозные) конфликты и войны. Яркий тому пример многолетнее противостояние
протестантов и католиков в Северной Ирландии.
Таким образом, проблемы взаимоотношений
отдельных общностей людей и остального населения – важная часть исследований по
экологии человека.
Эти исследования тесно соприкасаются с такими дисциплинами как политология,
социальная психология, этнография, эпидемиология.
Хозяйство. От уровня развития хозяйственной
деятельности в рамках существующей социальной системы зависит качество жизни
населения. В наиболее обобщенной форме хозяйство – это процесс взаимоотношений между человеческим обществом и природой, в
результате которого люди посредством своего труда, используя орудия
производства, в условиях конкретных производственных отношений добывают себе
необходимые средства существования и развития.
Хозяйство всегда связано с характером
культуры, носителями которой являются представители той или иной общности. В
отечественной этнографической литературе сформулировано представление о
хозяйственно-культурных типах – определенных
комплексах хозяйства и культуры, которые складываются у народов в конкретных
социально-исторических и естественно-географических условиях. Эти типы
всегда связаны со способом производства, так как именно он определяет
в конечном счете характер взаимодействия людей с окружающей природой в разные
исторические эпохи.
При антропоэкологических
исследованиях современных сообществ людей, так или иначе связанных с
индустриальным производством, обычно рассматриваются две стороны единой проблемы:
1) хозяйство как источник материальных
благ и жизненного комфорта;
2) хозяйство как источник деградации
окружающей среды, производственного травматизма, психологической усталости,
стрессов и др.
Очевидно, что
любое общество должно стремиться к максимальному усилению производящей функции
хозяйства и минимизации его отрицательных свойств.
Социально-экономические
условия. Этот блок
объединяет большое число показателей. Специалисты по экологии человека
используют в своих исследованиях официальные материалы, характеризующие
социально-экономические условия жизни населения, которые публикует Госкомстат
России. Материалы содержат сведения о размере жилой площади на одного человека,
об уровне оплаты труда, денежных доходах населения, среднем размере пенсий,
безработице, преступности, составе пищевых рационов и их стоимости и др.
Культура. Универсального определения культуры не
существует. Понятие «культура» (cultura – возделывание, обрабатывание)
подразумевает способ освоения мира, это своего рода призма, сквозь которую
преломляется и высвечивается для нас все сущее.
Культура
– это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством,
способы их создания, умение использовать их для прогресса человечества,
передача от поколения к поколению. Исходной формой и первоисточником развития культуры является
человеческий труд, способы его осуществления и результаты.
Культура – это воплощенный разум
человечества, функционирующий как смысловое приращение к природному миру. Как
не может быть культуры вне или до человека, так не может быть и человека вне или до культуры. Культурными не рождаются, а становятся.
Каждый отдельный человек учится быть культурным.
В повседневной жизни культура представлена
материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями),
духовными ценностями. Формируется культура путем обобщения опыта многих
поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов,
групп и личностей, составляющих общество. Общности с подлинно высоким
уровнем культуры заботятся не только о своем благополучии, но и о судьбах всего
человечества, так как они понимают свою сопричастность к мировым проблемам,
свою зависимость от их решения.
Религия. Религия (от лат. religare
- связывать, соединять) – одна из
форм мировоззрения, связанная с верой в сверхъестественные силы, в их влияние
на жизнь людей, на существование человека после смерти; специфическое отражение
людьми проявлений природных и общественных сил.
Религия возникла в первобытном обществе
как попытка осознания людьми их бытия. На протяжении многих веков религия
способствовала консолидации жителей стран в народы, способствовала укреплению
государства. В то же время религиозный фанатизм приводил к
войнам между странами и к кровавым конфликтам между общинами, принадлежащими к
различным конфессиям, внутри стран.
Бесспорно влияние религии на
жизнедеятельность людей, на отношение к собственному здоровью и здоровью близких,
на отношение к природе, к людям, к культурному наследию и другим конфессиям, к проблемам войны и мира.
Загрязнение окружающей среды. Под
загрязнением окружающей среды понимают изменение качества среды, способное
вызвать отрицательные последствия. На условия жизни людей весьма
существенное и постоянно увеличивающееся негативное воздействие оказывают
факторы среды, возникшие в результате технологической деятельности
человечества. Хорошо известно, что загрязнение и деградация среды обитания
человека приводят к ухудшению состояния здоровья населения, изменениям в демографическом
поведении.
В результате загрязнения ухудшаются рекреационные
ресурсы (усыхают леса, водоемы становятся непригодными для водоснабжения и
купания, выходят из строя пляжи и т.д.), снижается урожайность и качество
пищевых и технических культур, падает продуктивность лесных насаждений, гибнут
святыни национальной и мировой культуры и истории. Существуют и другие
многочисленные последствия, связанные с разрушением жилого фонда, транспортных
коммуникаций и т.д.
Прессинг внешних факторов на общность
людей приводит к изменениям в самой общности. Эти изменения отражаются на здоровье
населения, его демографическом поведении, экологическом сознании,
профессиональных предпочтениях.
Уровень здоровья населения. Уровень или качество общественного
здоровья можно оценить или «измерить» с помощью медико-демографических
коэффициентов заболеваемости, инвалидности, смертности и т.д.
Здоровье – объективное состояние и субъективное чувство полного
физического, психического и социального благополучия (формулировка Всемирной
организации здравоохранения – ВОЗ). Уровень здоровья – показатель адаптированности
конкретной общности людей к определенным условиям жизни (антропоэкологической
ситуации), который зависит от природных, социальных, эколого-гигиенических
условий и отражает степень комфортности этих условий для нормальной жизнедеятельности
данной общности людей.
Воздействие факторов природы на здоровье
может приводить к метеострессам, обострению сердечно-сосудистых заболеваний,
возникновению некоторых форм онкологической патологии (например, рак кожи в
районах с интенсивной инсоляцией), развитию эндемических заболеваний (кариес
зубов, эндемический зоб), заражению природно-очаговыми инфекциями, травматизму
при стихийных бедствиях и, т. д.
Влияние техногенных факторов на здоровье
населения вызывает следующие последствия:
1) снижение работоспособности и социальной
активности у условно здоровых людей;
2) появление генетических нарушений, приводящих к
возникновению наследственных болезней (генотоксический эффект)
и угрожающих не только ныне живущему, но и будущим поколениям;
3) возникновение онкологических заболеваний (их
число во всем мире постоянно растет);
4) ухудшение здоровья детей, живущих в
загрязненных районах;
5) увеличение числа острых и хронических
заболеваний у трудоспособного населения и повышение, в этой связи, числа
случаев невыхода на работу по болезни;
6) сокращение продолжительности жизни людей на
территориях с высоким уровнем загрязнения среды обитания.
Демографическое поведение – это
система взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или
сохранение демографического состояния общности людей. Его результаты проявляются через
демографические процессы, которые представляют наибольший интерес при
проведении региональных антропоэкологических
исследований. К базовым понятиям демографии, имеющим ключевое значение для
экологии человека, относятся: рождаемость,
смертность, естественное движение населения, продолжительность жизни, жизненный
потенциал населения, миграций населения.
Демографическое поведение населения, как и
любые проявления его жизнедеятельности, сильно зависят от внешних факторов.
Например, интенсивное загрязнение окружающей среды может существенно повлиять
на репродуктивное поведение населения. Так, техногенные воздействия приводят не
только к бесплодию и ранней смертности, но и к тому, что в сильно загрязненных
районах некоторые люди опасаются иметь детей из-за страха рождения ребенка с
врожденными дефектами.
Экологическое сознание – это высший уровень духовной активности
человека, основанный на понимании необходимости гармонии человека и природы.
Иногда его называют созологическим, т.е.
природоохранным, что означает понимание
неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимости благополучия
людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды,
способствующего практической деятельности.
Наличие в тех или
иных группах людей высокого уровня экологического сознания чаще всего
обусловлено пережитыми ими экологическими катаклизмами, которые заставляют
людей задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности для окружающей
среды. В первую очередь это связано с эрозией сельскохозяйственных земель в
результате неправильной агротехники, пастбищной дигрессии от перевыпаса скота, а также сокращением численности или
полным исчезновением промысловых животных или промысловых рыб, с резким
уменьшением количества дикорастущих пищевых, лекарственных, витаминоносных
растений и т.д. Нередко экологическое сознание появляется слишком поздно, когда
уже ничего переделать нельзя, а иногда
– в тот момент, когда целенаправленные действия всей общности позволяют
изменить ситуацию в благоприятную сторону.
Видимо, именно такие события были причиной
сохранения в общественном сознании определенных созологических
правил или созологического этикета, запрещавших
членам сообщества те или иные действия, которые рассматривались как
преступление против общины. Для коренного сибиряка, например, срубить или
повредить кедр, чтобы собрать с него орехи, представляется тяжким грехом. Яркий
хранитель экологического сознания – Дерсу Узала, трогательно и с любовью запечатлен в одноименном
произведении В.К. Арсеньева (1872 – 1930), этнографа и писателя, страстного
защитника дальневосточной природы.
Профессиональные предпочтения. Условия жизни существенно влияют на выбор
профессий внутри реальных общностей людей. При этом определяющая роль
принадлежит как природным, так и социально-экономическим условиям. Понятно, что
житель тундры не может стать земледельцем, а житель пустыни – лесорубом.
Природные ресурсы в ареале проживания человеческой общности в значительной
мере определяют род занятий людей. Исчезновение ресурса ведет к перестройке
профессиональной структуры общности. Обмеление Аральского моря привело к
исчезновению исконных для этой территории занятий: рыболовства, кораблевождения,
ремонта судов, переработки рыбы и т.д. Множество людей вынуждено было
переменить профессию или покинуть побережье Арала. За сравнительно короткий
промежуток времени общность людей резко изменилась.
Возможности выбора профессиональной
деятельности всегда были ограничены. В общине скотоводов-кочевников практически
любой человек мог стать только скотоводом, а в общине земледельцев можно было
заниматься только земледелием. Появление городов расширило количество
профессий, но цеховой принцип, достаточно жестко ограничивал возможности,
например, сын сапожника чаще всего становился сапожником.
Социальная структура общества также резко
сокращала варианты выбора рода занятий. Феодал мог выбирать, чем ему заниматься,
а у крепостного крестьянина такого выбора почти не было. Хотя, конечно, нет
правил без исключения.
Современная жизнь породила десятки тысяч
профессий и в демократических странах любому человеку открыт доступ к любому
занятию. Тем не менее, по-прежнему остаются (правда, в очень сглаженном виде)
препятствия для выбора той или иной профессиональной карьеры. Существуют
национальные, общинные, семейные традиции, разделяющие занятия на престижные и непрестижные. Как
и в старину, окружающая природа очень часто диктует людям выбор профессии.
Уровень
образования. Образование
применительно к анализу структуры антропоэкосистемы
рассматривается как социальный институт, который выполняет в обществе несколько
крайне важных функций – экономическую, социальную и культурную. Экономическая функция состоит в
создании и поддержании профессиональной структуры общества. Образование
формирует работников, владеющих необходимыми знаниями и навыками для
выполнения необходимой для общества деятельности. Социальная функция –
участие, наряду с семьей и другими общественными институтами, в социализации
личности, т. е. в процессе становления каждого человека, усвоения им духовных
и культурных ценностей, норм, образцов поведения, которые присущи данному
обществу или группе людей.
Культурная функция образования заключается в том, чтобы
использовать ранее накопленное культурное наследие в целях просвещения и
воспитания людей, формирования их творческих его способностей. Вполне
закономерно, что образование влияет на поведение людей. Один из важных
разделов современного образования – его экологическая составляющая.
Между средним
уровнем образования людей и внешним миром существует отчетливая обратная связь.
Высокий уровень образования позволяет наиболее эффективно работать, извлекая
максимум разумно возможного из оборудования и природных ресурсов, в
минимальной степени нарушая при этом окружающую среду. В то же время высокий
уровень образования возможен только в обществе с достаточно хорошими
социально-экономическими условиями, при которых человек с самых ранних лет не
должен думать о куске хлеба. Но помимо возможности получения образования должен
быть и стимул для этого. Вероятно, таким стимулом служит отношение близких
людей, непосредственного окружения, к получению хорошего образования.
2. Структура и функционирование современной антропосферы.
Глобальная антропоэкосистема,
то есть все человечество со всей Ойкуменой, может быть обозначена как антропосфера. В 1902 г. основатель российской
антропологии и создатель отечественной географической школы Д.Н. Анучин
предложил этот термин для обозначения всего человечества как географического
явления. Антропосфера сформировалась в результате
эволюции и исторического развития человечества. Наиболее важные характеристики антропосферы – это численность и распространенность
людей, совокупный экологический потенциал – качество человечества и объем
антропогенного взаимодействия с природой планеты. С качеством людей связана
оценка экологического потенциала выживания и развития человечества как
биологического вида. Выделяют три главные критерии качества людей – здоровье,
одаренность и воспитанность в самом широком смысле каждого из этих
понятий (Хаскин В.В. и др., 2008). Они имеют и
биологическую и социальную обусловленность.
Как экологическая система антропосфера состоит из глобального
биоценоза - вида Homo sapiens – человечества и взаимодействующих с ним биологических
форм и глобального экотопа
– пространства жизни людей и природы Ойкумены. Экосфера
– сочетание современной биосферы и созданной людьми техносферы
– и есть среда жизни человечества или среда антропосферы.
Земля – единственная известная нам обитаемая
планета, где возникла и развилась жизнь, сформировалась биосфера, появился
носитель разума и создатель цивилизации − человек.
Земля обращается вокруг Солнца за время,
равное 365,24 суток. Период вращения вокруг оси 23 ч 56 мин 4,1 с. Вращение
вокруг оси вызывает смену дня и ночи, а обращение вокруг Солнца – смену времен
года. Эти смены выступают в качестве главных источников циклической периодичности
многих биологических процессов.
Большая часть поверхности Земли занята
Мировым океаном (361,1 млн
км2; 70,8%). Он разделен материками на четыре сообщающихся океана с
их морями. Суша имеет площадь 149,1 млн
км2 и образует шесть материков и острова. Она примерно на 3/4
занята равнинами, на 1/4 − горами. Около 28% поверхности суши занимают
леса, 17% тундры, саванны и редколесья, 16% пустыни, 13% высокие горы и ледники,
25% сельскохозяйственные угодья и другие преобразованные человеком ландшафты.
Атмосфера Земли, общая масса которой
5,15·1015 т, состоит из воздуха – смеси N2 (78,1%), О2 (21%), небольших
количеств паров воды, СО2, инертных газов и других примесей. Распределение
по широте и над уровнем моря солнечной энергии, поступающей на Землю, вызывает
в пределах географической оболочки закономерную смену климата,
растительности, почв, животного мира (физико-географические пояса,
природно-климатические зоны, биомы).
Сочетание географического положения
какой-либо местности (географическая широта, высота над уровнем моря,
удаленность от моря), местного климата, рельефа, наличия водоемов, типа почв,
характера и состава растительности и пр. образует множество разнообразных
ландшафтов. В пределах одного субконтинента могут встретиться безводные
барханные пески под палящим солнцем и сумрачный дождевой тропический лес,
разнотравные луга речных долин и скалы высоких гор со снежными вершинами,
приветливые и щедрые на добычу морские лагуны и бескрайние сухие степи. И все
это – места обитания человека.
На Земле полностью реализованы главные
условия жизни. Слой
преобладающего распространения живых организмов находится на границе с
атмосферой в воде или в среде, пропитанной водой, − иле и почве. Здесь
содержатся практически все химические элементы и обеспечена доступность
наиболее важных из них – биогенных (С, Н, N, О, Р, S), а также важных для биогенеза металлов
(К, Na, Ca, Mg, Fe и др.). Солнце снабжает биосферу лучистой энергией
длинноволнового диапазона (300-800 нм), т.е. мягкими ультрафиолетовыми лучами,
видимым светом и тепловым излучением. Жесткая часть солнечного спектра (<
300 нм) и космические лучи, опасные для жизни, задерживаются в верхних слоях
атмосферы. В климатический диапазон температуры на планете (от -90°С в центре Антарктиды до +58°С в ливийской Сахаре)
укладываются все фазовые состояния воды и температурные пределы активной жизни
(от -3 до + 47°С).
Благодаря этим условиям на Земле стала
возможной химическая и биологическая эволюция. Возник живой покров планеты, который оказал решающее влияние на
все процессы, происходящие на ее поверхности, и одним из порождений которого
стал человек.
Биосферу Земли населяет колоссальное множество (1028-1030)
отдельных особей четырех царств: микроорганизмов, грибов, растений и животных,
представляющих несколько миллионов биологических видов. Их физико-химическое
единство проявляется в бесконечно разнообразных формах. Их общая масса равна
приблизительно 5-1012 т;
около 90% этого количества представлено наземными растениями; 8% составляют
бактерии и грибы, 1,5% - животные. Ежегодно обновляется около 11% биомассы биосферы.
Древние организмы участвовали в создании
мощных запасов ископаемых топлив, толщ известняков, фосфоритов, скоплений
серы, некоторых руд и глинистых пород. Биогенная миграция веществ во многом
определила формирование ландшафтов и природных зон. Фотосинтез обусловил
современный состав атмосферы, от которого зависят окислительно-восстановительное
равновесие среды, радиационный и тепловой режимы на планете, спектральный
состав достигающего поверхности Земли солнечного света. Растительный покров
существенно определяет водный баланс, распределение влаги и климатические
особенности больших пространств. Живые организмы играют ведущую роль в
самоочищении воздуха, океана, рек и озер, от них во многом зависят солевой
состав природных вод и распределение многих химических веществ между сушей и
океаном. Благодаря растениям, животным и микроорганизмам, создается почва и
поддерживается ее плодородие. Таким образом, совокупность живых организмов −
биота биосферы − обладает мощной средообразующей
и средорегулирующей функцией. Ее работа
направлена на обеспечение условий жизни всех ее членов, в том числе и человека.
Она слагается из газовой, концентрационной, биохимической,
окислительно-восстановительной и информационной функций совокупности живых
организмов. Все вместе они осуществляют глобальный биотический круговорот
биогенных элементов.
Человеческая цивилизация привела к появлению на планете новой
глобальной материальной системы в виде многослойной насыщенной сферы
искусственно созданных объектов − техносферы.
Техносфера − это планетарное пространство, находящееся
под воздействием инструментальной и технической производственной деятельности
людей и занятое продуктами этой деятельности.
Окружающий всю планету ореол
модулированных радиоволн, орбиты сотен космических аппаратов и трассы
авиалайнеров, населенные пункты, гигантские города, полигоны, сеть дорог и
паутина линий электропередачи и связи, трубопроводы, миллионы машин и
механизмов, массы перемещенных грунтов и отходов, рудники, шахты и скважины,
каналы и оросительные системы – все это элементы техносферы.
Техносфера возникла в процессе нескольких тысячелетий
техногенеза. К ней в равной мере относятся и первый
костер, разожженный человеком, и Чернобыль, дротик первобытного охотника и
баллистические ракеты, египетские пирамиды и небоскребы Манхэттена, идолы
острова Пасхи и статуя Свободы в Нью-Йорке.
Техногенез – материальное слагаемое истории человечества.
С экологической точки зрения это последний по времени этап эволюции,
обусловленный деятельностью человека и вносящий в природу Земли чуждые ей
вещества, силы и процессы.
В веществе техносферы можно выделить техническое вещество –
активно функционирующую часть средств производства, т.е. совокупность
действующих инструментов, станков, машин, механизмов, аппаратов, топок,
реакторов и т.п. А всю
остальную, неактивную, массу техносферы – здания,
сооружения, коммуникации, скопления извлеченных пород и отходов производства и
потребления, техногенные эмиссии и т.д. − можно обозначить как «техногенное
вещество». Масса техногенного вещества к настоящему времени достигла
колоссальной величины – 8,5·1012 т, что почти в полтора раза больше
массы биоты биосферы.
Хотя техносфера,
несомненно, планетарное явление, техномасса
распределена крайне неравномерно. Почти 90% ее
сосредоточены в районах селитебного и горно-промышленного
освоения, занимающих более 7 млн
км2 (5% площади суши). Однако техногенными влияниями – эмиссиями и
потоками веществ, энергии и информации – охвачено практически все пространство
планеты.
Существенным отличием
техногенного массообмена от биотического круговорота
является то, что техносферный круговорот
веществ существенно разомкнут и в количественном, и в качественном отношении. Поскольку техногенный массообмен
составляет заметную часть глобального круговорота веществ, своей разомкнутостью он нарушает необходимую высокую степень
замкнутости биотического круговорота, которая выработана в процессе длительной
эволюции и является важнейшим условием стационарного состояния биосферы.
3. Краткая характеристика и основные проблемы развития человечества.
Современное человечество – единственная в своем роде и
неповторимая совокупность индивидуумов, относящихся к одному биологическому
виду Homo
sapiens и
населяющих Землю. Будучи генетически единым и связанным общим происхождением в
силу давнего широкого расселения и возникновения расовых, этнических,
социальных и культурных различий, человечество оказалось в известной мере
разобщенным и утратившим инстинкты видовой общности и видового самосохранения.
Всего в мире насчитывается 234 страны и
территории, имеющие постоянное население; из них 188 являются суверенными
государствами. В 10 странах, насчитывающих каждая более 100 млн человек (Китай, Индия, США,
Индонезия, Бразилия, Российская Федерация, Пакистан, Япония, Бангладеш,
Нигерия), в 2005 г. проживало 3,8 млрд человек (59,4%
населения мира).
Расовую структуру человечества
представляют четыре расы – негроидная, близкая к ней австралоидная
(их иногда объединяют под названием «экваториальные расы»), европеоидная
и монголоидная.
В мире насчитывается около 5 тыс. народов и примерно столько же языков. На 12
наиболее распространенных языках говорит почти 2/3 населения мира. 20 наиболее
крупных народов составляют 55% человечества; но пока еще сохранились народы,
состоящие всего из нескольких сотен или даже десятков человек: андаманцы в Индии, тоала в
Индонезии, ботокуды в Бразилии, алакалуфы
и ямана в Аргентине и Чили и др.
По числу приверженцев различных религий (в
млн. человек) на первом месте находятся христиане (1800), затем следуют
мусульмане (900), индуисты (750), буддисты (300), конфуцианцы
(180), синтоисты (90).
Как уже было указано, нынешняя (2006 г.)
численность человечества составляет 6,5 млрд
человек. В современном мировом народонаселении доля женщин равна 49,7% с колебаниями
в разных странах от 48 до 53%. В возрастной структуре населения мира 32%
занимают дети (0-14 лет), 61% люди в возрасте от 15 до 64 лет и 6% люди старше
65 лет. Усредненная по полу и возрасту масса тела
современного человека составляет 51,8 кг. Следовательно, суммарная живая
масса всех людей планеты близка к 340 млн
т (это около 1% биомассы всех наземных животных планеты и около 10% биомассы
всех 4 тыс. видов млекопитающих). Средняя продолжительность жизни людей 63,8
года; в том числе мужчин – 61,8 (от 41 до 79 лет в разных странах), женщин –
65,9 (от 42 до 83 лет). Продолжительность жизни людей в среднем в 2 раза
превышает естественную продолжительность жизни млекопитающих животных с такой
же массой тела.
Человек проник во все точки поверхности
Земли и в околоземное пространство, но постоянное обитание ограничено сушей
планеты. По данным ООН общая площадь обитаемой суши составляет 136,3 млн км2 (91,6% всей
суши). Однако реальное географическое пространство постоянного обитания людей
несколько меньше: около 115 млн
км2. Все равно это во много раз больше любого другого видового
ареала наземных животных. Не заселены только полярные районы (к северу от 78 с.ш. и к югу от 54 ю.ш.), высокогорье
выше 4500-5000 м, значительные площади самых крупных пустынь Азии и Африки и
отдельные участки тайги и сельвы. Более 90% людей живут в долинах рек и их
притоков на высотах менее 1000 м. В 200-километровой полосе вдоль морских
побережий (16% площади суши) живет 50% людей.
Если из всего обитаемого пространства
исключить территории с экстремальными условиями жизни (часть Субарктики,
территории со среднегодовой температурой ниже 0°С, высокогорье выше 2500 м,
маловодные, лишенные растительности и другие мало пригодные для жизни районы),
то эффективная территория обитания людей по стандарту ВОЗ-ООН
сокращается до 88 млн км2.
Будучи по происхождению населением
тропиков 3/4 часть современного человечества осталась в этой зоне, остальные
обитают в умеренном поясе, не менее 12 млн
человек постоянно живут в Субарктике. Так что климатические условия, к которым
приспособились люди, варьируют очень широко. Есть обитаемые места в тропиках,
где суточный и сезонный ход температуры не превышает 10°С,
и большое пространство в Азии с резко континентальным климатом и годовым ходом
температуры до 100°С; многие люди живут на уровне и даже ниже уровня моря и
выше 4500 м в Гималаях и Андах; в местах, где почти непрерывно идет дождь
(Бангладеш) и где его никогда не бывает (Намиб, Атакама); в местах, где пища всегда «под рукой» и где ее
добыча связана с риском для жизни.
Средняя плотность населения Ойкумены Земли
около 56,5 человек на 1 км2; она очень
сильно варьирует по различным регионам и континентам - от 3,2 в Австралии до
103 в зарубежной Европе. В европейской части России средняя плотность равна
29, а в азиатской – менее 2,3 чел/км2. В
целом в наиболее густонаселенных районах мира, занимающих 7% территории
Ойкумены, сосредоточено 75% населения Земли. Здесь средняя плотность составляет
уже 480 чел./км2. Разумеется, в некоторых
странах и регионах распределенная плотность еще больше.
Главным
фактором нарастания плотности
популяций людей является урбанизация – концентрация людей
в городах. Город – это преобладающая экологическая ниша современного
человечества. Она наиболее далека от естественной среды и по многим параметрам
экстремальна. В городе достигается наибольшая плотность техногенной энергетики
и техногенных воздействий на организм человека. В 2000 г. доля людей всего
мира, живущих или работающих, т.е. проводящих большую часть активного времени
суток в городах с численностью более 100 тыс., достигла 50%. С 1950 по 2000 г.
число жителей в городах увеличилось в 4 раза. При этом сельское население
увеличилось всего на 80%, а во многих странах даже уменьшилось. Число городов
мира с населением более 1 млн
перевалило за 320; из них в 50 городах проживает более 5 млн
человек. Распределенная плотность населения в крупных городах достигает
многих тысяч человек на км2 (Москва – 5980,
Нью-Йорк – 9400, Шанхай – 11100, Гонконг – 14000). При локальных временных
скоплениях людей (производственные помещения, общественный транспорт,
зрелища и т.п.) плотность доходит до прямого физического контакта многих
индивидов.
Для экологии человека в городе характерна
изоляция от необходимой массы растений, живой почвы и воды, участвующих в
очищении среды. Городское жилище экранирует человека от природы и незаметно для
себя он оказывается в обстановке благоустроенного карцера. Значительные
контингенты населения крупных городов постоянно находятся в состоянии стресса,
сходного с дегенеративным стрессом перенаселенных популяций мелких животных.
Н.Н. Моисеев (1990) назвал такое состояние «феноменом леммингов». Но у
леммингов перенаселенность разряжается массовой миграцией и гибелью
значительной части популяции, а у людей миграция не доходит до «исхода», а
высокая смертность замещается хронической патологией.
Социальные последствия большой численности
людей можно отнести к своего рода проявлениям закона
«на всех не хватит». Они тесно сопряжены с экономикой. Сложившееся различие
условий и качества жизни разных популяций, становление этносов, религий и
классовых обществ, возникновение «цивилизационных
разломов» привели, в конечном счете, к очень глубокой экономической и социальной
дифференциации разных частей человечества (Моисеев, 1994). Пройдя через всю
историю людей, это неравенство не смягчилось, а стало даже более контрастным,
так как цивилизация все время наращивала разрыв между максимальными возможностями
получения благ и их реальной доступностью для людей. Степень неравенства
жизненных шансов у людей такова, какой никогда не бывает в природе у животных,
сохраненных естественным отбором.
Исторически очень быстрое увеличение
народонаселения серьезно обострило социальную и социально-психологическую
ситуации в мире. Потому что прирост происходит в основном за счет людей,
которым недоступны высокие стандарты благополучия, но которые уже знают о них
благодаря средствам массовой информации. Недоступность высокого качества жизни обусловлена
низким уровнем социально-экономического развития многих стран и постоянным
относительным сокращением и качественным искажением мирового рынка труда. В
настоящее время численность экономически активного населения, т.е.
людей, которые непосредственно участвуют в производстве и распределении материальных
благ, составляет не более 50% трудоспособного населения планеты или чуть больше
20% общей численности людей. Другими словами, каждый работающий обеспечивает
себя и еще четверых. Но это при относительно низкой средней производительности
труда. По мере ее повышения часть трудовых ресурсов перемещается в сферу обслуживания,
но общий уровень занятости все же заметно снижается. Все чаще приходится
сталкиваться с аномальным – от нечего делать – поведением масс молодых людей.
И все чаще именно бизнес высказывается против роста населения и готов
стимулировать депопуляцию.
Все необходимое для
более чем 6-миллиардного населения планеты могут
сделать несколько государств или несколько транснациональных корпораций. Это
касается и промышленного, и сельскохозяйственного производства. Есть
колоссальные ресурсы, которые просто невыгодно осваивать. Поэтому сейчас в
мире идет жесточайшая конкуренция не за рынки сбыта, а за право производства
того или иного товара. Но при этом остаются миллионы проигравших.
Проблемы «лишних людей», безработицы,
дефицита рабочих мест вызывают целую цепь деформаций экономики и негативных
социальных явлений – от нищеты, иждивенчества, привычки жить на пособия до
незаконной миграции и роста преступности. Миллионы людей вынуждены или считают
нужным заниматься деятельностью, которая с
точки зрения социальной экологии в
сущности не нужна или вообще противоречит нормальному устойчивому существованию
человечества не только как биологического вида, но и как социума существ,
считающих себя разумными. С этой точки зрения за пределами здравого смысла
оказывается производство танков и авианосцев, взрывчатки, отравляющих веществ
и наркотиков.
Экономическое неравенство государств,
усугубляемое ростом народонаселения, добавляет к этому геополитические
противоречия «Восток – Запад», «Север – Юг», возрастающий напор иммиграции в
экономически благополучные страны, этнический сепаратизм, терроризм, межнациональные
и межрелигиозные конфликты. Миллионы людей участвуют в постоянно вспыхивающих
локальных войнах, будто подтверждая наследование древней склонности к геноциду
и каннибализму. Социальное неблагополучие многих людей, причем даже в
экономически благополучных странах, подтверждается ростом числа самоубийств.
Разумеется, избыточная численность людей – не единственная причина социального
неблагополучия, но она занимает ключевое положение в совокупности ряда причин.
Касаясь этих проблем, А.А. Нейфах в статье «Почему мы такие?» (1995) пишет: «Складывается
впечатление, что между высоким интеллектуальным и техническим потенциалом
человечества, с одной стороны, и природой человека, его наследственными
биологическими свойствами − с другой, существует глубокое и, может
быть, неразрешимое противоречие».
4.
Значение изучения антропоэкосистем для экологии
человека.
Изучение антропоэкосистем преследует
определенные цели, которые, на основе теории систем можно сформулировать следующим
образом:
1) выделение конкретной системы из множества
других объектов;
2) изучение структуры системы;
3) изучение поведения системы;
4) прогнозирование поведения системы;
5) управление системой.
При этом необходимо принимать во внимание,
что антропоэкосистемы обладают определенной устойчивостью,
которая может быть нарушена неадекватными действиями руководителей, самого
населения, внешних сил.
Знания, получаемые об антропоэкосистеме
путем анализа и оценки процессов, происходящих во всей антропоэкосистеме
и в отдельных ее блоках, позволяют достичь большинства поставленных целей. По
крайней мере, они делают реальным прогноз поведения системы. Прогноз, в свою
очередь, намечает пути управления если не всей системой, то отдельными ее
блоками, что приводит к частичной (а иногда и к тотальной) оптимизации всей
системы.