Лекция № 3.

Антропоэкосистемы – объект исследований

в экологии человека

 

 Человек одновременно является

продуктом  и творцом своей среды,

которая дает ему физическую основу для жизни

и обеспечивает интеллектуальное, моральное,

общественное и духовное развитие

Стокгольмская декларация 1972 г.

 

План

         1.  Антропоэкосистема и ее структура.

2.   Структура и функционирование современной антропосферы.

3.   Краткая характеристика и основные проблемы развития человечества.

4.   Значение изучения антропоэкосистем для экологии человека.

 

1.   Антропоэкосистема и ее структура. Для того чтобы решать антропоэкологические проблемы, целесообразно определить, существует ли самостоятельный объект экологии человека, какова его структура, чем он отличается от объектов, изучаемых другими науками. Объектом изучения экологии человека служит антропоэкосистема.

Антропоэкосистемаэто пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих частях характеризующееся сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки,  образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и др. Иными словами, антропоэкосистема – это система, в которой формируются основные свойства населяющих ее людей. Каждая антропоэкосистема обладает определенной внутренней однородностью и отличается заметной разнородностью от соседних антропоэкосистем. Достаточно типичный пример соседних антропоэкосистем – город и окружающая его сельская местность.

Антропоэкосистема имеет ключевое значение в экологии человека, поскольку антропоэкологические исследования в практическом смысле сводятся к изучению различных антропоэкосистем – городских, сельских, арктических, тропических, лесных, степных, современных, первобытных, прошедших эпох, а при прогнозировании − даже возможных антропоэкосистем близкого или отдаленного будущего. Появлению термина «антропоэкосистема» предшествовали другие понятия, применявшиеся к пространственной системе, с которой связан человек в процессе своей жизнедеятельности, антропобиогеоценоз (В.П. Казначеев, 1973), антропосистема (Н.Ф. Реймерс, 1974)  и антропогеоценоз (В.П. Алексеев, 1974).

Экология человека изучает антропоэкосистемы различного уровня – от глобального (или мирового) до местного (небольшая деревня или район в городе и даже до отдельного «точечного» (жилой дом, цех завода и т.д.). Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологов, если например, возникнет необходимость сравнивать условия жизни лю­дей на Земле и вероятные условия жизни земного человека на других планетах. Глобальная антропоэкосистема (или антропоэкосфера) охватывает всю поверхность Земли и состоит из био­сферы (в трактовке В.И.Вернадского), всего населения планеты (человеческого общества), которое использует природные ресур­сы планеты с помощью технических средств. Хозяйственная дея­тельность человечества обеспечивает его существование и разви­тие, в то же время наносит биосфере существенный экологиче­ский ущерб, в результате чего страдает не только природа, но и само человечество.

Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может вы­ступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группой людей. Примером такой микролокальной ан­тропоэкосистемы служит кабина космического корабля с экипа­жем. Но наиболее частым объектом антропоэкологических иссле­дований бывают такие территориальные комплексы, как страна, федеральный округ, крупный экономический район, админист­ративный район, город.

Антропоэкосистема состоит из совокупности компонентов и связывающих их процессов, происходящих в определенном про­странстве в конкретное время. В исследовательских целях обычно создаются модели соответствующих антропоэкосистем.

Рассмотрим графическую модель антропоэкосистемы (рис. 2). В центре модели находится общность людей. Она взаимодействует с природой, хозяйством, населением, частью которого является (на­селение города – часть населения региона, население региона – часть населения страны, трудящиеся – часть всего населения и т.д.), с социально-экономическими условиями. Очень сильное влияние на человека оказывает загрязнение окружающей среды. При этом все элементы внешнего для человеческой общности окружения, в свою очередь, взаимодействуют между собой, составляя большую систему. Свойства отдельных элементов и всей совокупности факторов внешней среды и их изменения приводят к тому, что меняются основные характеристики общности людей: демографическое  поведение, экологическое сознание, уровень здоровья, профессиональные предпочтения, уровень культуры и уровень образования. Изменения эти могут быть как положительными, так и отрицательными. Рассмотрим каждый блок антропоэкосистемы более подробно.

 

модель

 

Рис. 2. Модель антропоэкосистемы (по Прохорову, 2003)

 

Общность людей. Основной смысл антропоэкологических исследований сосредоточен на изучении: 1) условий, в которых протекает жизнедеятельность общности людей; 2) процессов, которые происходят внутри самой человеческой общности. Поэтому в представленной модели этот блок помещен в ее центр. Наиболее просто определить это достаточно сложное понятие можно следующим образом: человеческая общность – объединение людей, в котором создана и сохраняется, хотя бы в течение очень короткого периода, определенная социальная связь.

В зависимости от целей исследования можно выделить следующие типы общности людей:

1) территориальная (например, население с. Кубачи, г. Махачкалы,  Рима, России, Норвегии и т.д.)

2) профессиональная (шахтеры среди всего населения Кузбас­са, учителя г. Каспийска, врачи Санкт-Петербурга и.т.д.)

3) этническая (ханты среди всего населения Ханты-Мансийского автономного округа, аварцы среди всего населения Республики Дагестан)

4) возрастная (пожилые жители Нечерноземья, подростки г. Буйнакска и.т.д.).

 

Человеческая общность взаимодействует с остальным насе­лением, участвует в хозяйстве всего региона и зависит от него, а также находится в сложных и противоречивых отношениях со своим природным окружением. Изучение жизнедеятельности населения (его труд, быт, отдых, семейно-брачные отношения, образование, культура, обществен­ная жизнь, национальные отношения) и влияющих на нее фак­торов среды обитания человека связано с проблемами образа жизни. Образ жизни охватывает совокупность типичных видов жизнедея­тельности социальной группы, которая рассматривается в един­стве с условиями жизни, определяющими ее.

Природа. Наиболее важные параметры хозяйства и условия жиз­ни населения определяет природа, но одновременно она нахо­дится под ощутимым прессингом хозяйственной деятельности людей.

В экологии человека природа рассматривается как совокупность естественных условий существования человеческого общества. На жизнедеятельность населения (в том числе на его здоровье и демографическое поведение) непосредственно и опосредован­но через социально-экономические условия влияют, как отдель­ные компоненты природной среды, так и их совокупность. Среди них наиболее существенны следующие:

1) Приземный слой атмо­сферы со всеми происходящими в нем процессами и явления­ми. Атмосфера (от греч. atmos – пар и сфера – шар) – газовая (воздушная) оболочка Земли, вращающаяся вместе с ней. Жизнь людей невозможна без воздуха, без воды и пищи, но если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, то смерть от удушья наступает через 4-5 мин. Качество атмосферы напрямую влияет на жизнедеятельность человека.

2) Природные воды. Водные запасы на Земле огромны, они образуют гидросферу, одну из мощных сфер нашей планеты. Объем воды на Земле составляет 1,5 х 109 км3. Масштабы загрязнения и истощения водных ресурсов в настоящее время приняли угрожающий характер. Остро встала проблема нехватки пресной воды в густо населенных районах, крупных промышленных центрах, в местах орошаемого земледелия. Отсутствие чистой питьевой воды, загрязнение водоемов являются причиной многих заболеваний человека, губительно сказываются на животном и растительном мире Земли. Во многих местах загрязнение пресных вод переходит из разряда локальных в региональный.

3) Почвенный покров. Самое большое значение почвы в том, что люди берут из нее почти все необходимое для своей жизни. В настоящее время обрабатываемые земли дают 88% энергии, получаемой человечеством с пищей, около 10% - от лугов, пастбищ, лесов и 2% дают ресурсы Мирового океана.

4) Геологическое строе­ние территории, то есть состав, структура, рельеф и строение Земли. Геологическое строение территории во многом определяет экономику, жизненный уклад, медицинские и экологические проблемы населения конкретного региона.  Так, например, важным фактором формирования антропоэкосистемы могут выступать так называемые геохимические провинции – геохимически однородные области земной коры, характеризующиеся определенным набором химических элементов в горных породах и почвах. Фундаментальные исследования по геохимической экологии показывают, что избыток или недостаток биологически активных микроэлементов цепи (геологические породы → почвы→сельскохозяйственные культуры→продукты питания) приводят к тяжелым заболеваниям, нарушению обмена веществ. Так, широко распространенное заболевание эндемический зоб и его крайнее проявление – кретинизм связано с недостатком йода в почве. Малое количество кальция при избытке стронция служит причиной уровской болезни. Недостаток фтора (гипофлюороз) приводит к кариесу зубов. При высоком содержании фтора (свыше 1,2 мг/л) возникает заболевание костной системы – гиперфлюороз. Известно и о возникновении тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний среди населения, употреблявшего для питья ультрапресные воды. 

5) Для регионов, где хозяйство тесно связано с эксплуатацией биологических ресурсов (охотничий промысел, заготовка ценных сортов древесины и т.д.), важную роль в жизни людей играют растительность и дикие животные. Биологические компоненты ландшафта, помимо промыслового значения, могут стать источниками тяжелых отравлений после контакта с ядови­тыми растениями и животными, а также опасных для жизни ин­фекционных заболеваний, возбудители которых сохраняются в природе и переносятся животными.

6) Во многих районах нашей планеты огромную опасность для жизни и здоровья людей представляют стихийные явления: зем­летрясения, сели, паводки, цунами, ураганы, оползни, лавины. Вопрос этот недостаточно исследован, но можно полагать, что у населения, живущего в зонах, подверженных действию стихий­ных бедствий, вырабатывается особый стереотип поведения, влия­ющий на их жизнь. В качестве примера можно привести японцев с их многовековой традицией строительства «бумажных домов» − легких конструкций, наименее травмоопасных во время частых землетрясений. В районах, где в течение длительного периода года держатся очень низкие температуры воздуха, формируется своеобразный ритм и стиль жизни, нарушение которых чревато для людей тяжелыми последствиями.    

Влияние природных условий отражается не только на уровне популяционного здоровья, но и на демографическом поведении населения. Несомненно, наличие тесной взаимосвязи между coстоянием здоровья людей, обусловленным внешними факторами, и их демографическим поведением, а также с происходящими в популяции демографическими процессами.                              

Существуют примеры, показывающие, как природные факторы способствуют возникновению болезней, многие из которых «выводят» заболевших из числа брачных партнеров, приводят их к ранней смерти и т.д. Помимо непосредственного влияния на здоровье, природные факторы воздействуют и на социально-бытовую инфраструктуру, которая должна обеспечивать населению жизненный комфорт.

Население. Жизнедеятельности любой общности людей самым тесным образом связана с остальным населением. Эти связи носят преимущественно положительный характер, но могут иметь и отрицательные последствия. Хозяйственные навыки, культурные традиции, религия, система воспитания, экономические процессы, торговля, осуществление крупнейших строительных проектов, защита от внешнего врага – все это и многое другое объединяет конкретные общности с остальными людьми, живущими с ними в едином хозяйственном, социальном, политическом пространстве, делает возможным их существование.                 

В то же время отдельные человеческие общности могут постра­дать от ненамеренного или намеренного вмешательства в их жизнедеятельность других людей. Из истории хорошо известно о болезнях и даже гибели коренных жителей островов, не имевших иммунитета от инфекционных болезней, в результате соприкосновения с европейскими мореплавателями, среди которых были носители возбудителей такого рода заболеваний. Знаменитый путешественник и крупный этнограф Тур Хейердал описывает трагедию острова Пасхи, когда туда из Перу вернулись несколько местных жителей: «Они привезли с собой оспу, которая подобно чуме, быстро распространилась по острову, унеся с собой почти все население».

Распространение инфекционных заболеваний из одних регио­нов в другие и в наши дни продолжает оставаться волнующей проблемой. Достаточно вспомнить о трагических последствиях СПИДа на Африканском континенте и его проникновении в стра­ны всего мира или о пандемиях различных форм гриппа, возни­кающих то в одном, то в другом регионе планеты и, подобно степному пожару, проносящихся по всем странам.

Не только случайный занос инфекционных болезней угрожает тем или иным человеческим общностям при взаимодействии с остальным населением. Даже в наш, казалось бы цивилизован­ный, век происходят кровавые межэтнические и межконфессиональные (религиозные) конфликты и войны. Яркий тому пример многолетнее противостояние протестантов и католиков в Север­ной Ирландии.

Таким образом, проблемы взаимоотношений отдельных общностей людей и остального населения – важная часть исследований по экологии человека. Эти исследования тесно со­прикасаются с такими дисциплинами как политология, соци­альная психология, этнография, эпидемиология.

Хозяйство. От уровня развития хозяйственной деятельности в рамках существующей социальной системы зависит качество жизни населения. В наиболее обобщенной форме хозяйствоэто процесс взаимоотношений между человеческим обществом и природой, в результате которого люди посредством своего труда, используя орудия производства, в условиях конкретных произ­водственных отношений добывают себе необходимые средства су­ществования и развития.

Хозяйство всегда связано с характером культуры, носителями которой являются представители той или иной общности. В отече­ственной этнографической литературе сформулировано представ­ление о хозяйственно-культурных типах – определенных ком­плексах хозяйства и культуры, которые складываются у народов в конкретных социально-исторических и естественно-географиче­ских условиях. Эти типы всегда связаны со способом производ­ства, так как именно он определяет в конечном счете характер взаимодействия людей с окружающей природой в разные истори­ческие эпохи.

При антропоэкологических исследованиях современных сооб­ществ людей, так или иначе связанных с индустриальным произ­водством, обычно рассматриваются две стороны единой пробле­мы:

1) хозяйство как источник материальных благ и жизненного комфорта;

2) хозяйство как источник деградации окружающей среды, производственного травматизма, психологической усталости, стрессов и др.        

Очевидно, что любое общество должно стремиться к максимальному усилению производящей функции хозяйства и минимизации его отрицательных свойств.

Социально-экономические условия. Этот блок объединяет большое число показателей. Специалисты по экологии человека используют в своих исследованиях официальные материалы, характеризующие социально-экономические условия жизни населения, которые публикует Госкомстат России. Материалы содержат сведения о размере жилой площади на одного человека, об уровне оплаты труда, денежных доходах населения, среднем размере пенсий, безработице, преступности, составе пищевых рационов и их стоимости и др.                                     

Культура. Универсального определения культуры не существует. Понятие «культура» (cultura – возделывание, обрабатывание) подразумевает способ освоения мира, это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все сущее.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, способы их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передача от поколения к поколению. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.

Культура – это воплощенный разум человечества, функционирующий как смысловое приращение к природному миру. Как не может быть культуры вне или до человека, так не может быть и человека вне или до культуры. Культурными не рождаются, а становятся. Каждый отдельный человек учится быть культурным.

В повседневной жизни культура представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Формируется культура путем обобщения опыта многих поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество. Общности с подлинно высоким уровнем культуры заботятся не только о своем благополучии, но и о судьбах всего человечества, так как они понимают свою со­причастность к мировым проблемам, свою зависимость от их ре­шения.

 

Религия. Религия (от лат. religare - связывать, соединять) одна из форм мировоззрения, связанная с верой в сверхъестественные силы, в их влияние на жизнь людей, на существование человека после смерти; специфическое отражение людьми проявлений природных и общественных сил.

Религия возникла в первобытном обществе как попытка осознания людьми их бытия. На протяжении многих веков религия способствовала консолидации жителей стран в народы, способствовала укреплению государства. В то же время религиозный фанатизм приводил к войнам между странами и к кровавым конфликтам между общинами, принадлежащими к различным конфессиям, внутри стран.

Бесспорно влияние религии на жизнедеятельность лю­дей, на отношение к собственному здоровью и здоровью близ­ких, на отношение к природе, к людям, к культурному наследию и другим конфессиям, к проблемам войны и мира.

Загрязнение окружающей среды. Под загрязнением окружающей среды понимают изменение качества среды, способное вызвать отрицательные последствия. На условия жизни людей весь­ма существенное и постоянно увеличивающееся негативное воз­действие оказывают факторы среды, возникшие в результате технологической деятельности человечества. Хорошо известно, что загрязнение и деградация среды обитания человека приводят к ухудшению состояния здоровья населения, изменениям в демо­графическом поведении.

В результате загрязнения ухудшаются рек­реационные ресурсы (усыхают леса, водоемы становятся непри­годными для водоснабжения и купания, выходят из строя пляжи и т.д.), снижается урожайность и качество пищевых и техниче­ских культур, падает продуктивность лесных насаждений, гибнут святыни национальной и мировой культуры и истории. Существу­ют и другие многочисленные последствия, связанные с разруше­нием жилого фонда, транспортных коммуникаций и т.д.

Прессинг внешних факторов на общность людей приводит к изменениям в самой общности. Эти изменения отражаются на здо­ровье населения, его демографическом поведении, экологическом сознании, профессиональных предпочтениях.

Уровень здоровья населения. Уровень или качество обществен­ного здоровья можно оценить или «измерить» с помощью меди­ко-демографических коэффициентов заболеваемости, инвалидно­сти, смертности и т.д.

Здоровье – объективное состо­яние и субъективное чувство полного физического, психического и социаль­ного благополучия (формулировка Все­мирной организации здравоохране­ния – ВОЗ). Уровень здоровьяпоказатель адаптированности конкретной общности людей к определенным условиям жизни (антропоэкологической ситуации), который зависит от природ­ных, социальных, эколого-гигиенических условий и отражает степень комфортности этих условий для нормальной жизнедея­тельности данной общности людей.

Воздействие факторов природы на здоровье может приводить к метеострессам, обострению сердечно-сосудистых заболеваний, возникновению некоторых форм онкологической патологии (на­пример, рак кожи в районах с интенсивной инсоляцией), разви­тию эндемических заболеваний (кариес зубов, эндемический зоб), заражению природно-очаговыми инфекциями, травматизму при стихийных бедствиях и, т. д.

Влияние техногенных факторов на здоровье населения вызы­вает следующие последствия:

1)  снижение работоспособности и социальной активности у условно здоровых людей;

2)  появление генетических нарушений, приводящих к возникновению наследственных болезней (генотоксический эффект) и уг­рожающих не только ныне живущему, но и будущим поколениям;

3)  возникновение онкологических заболеваний (их число во всем мире постоянно растет);

4)  ухудшение здоровья детей, живущих в загрязненных районах;

5)  увеличение числа острых и хронических заболеваний у трудоспособного населения и повышение, в этой связи, числа случаев невыхода на работу по болезни;

6)  сокращение продолжительности жизни людей на террито­риях с высоким уровнем загрязнения среды обитания.  

  Демографическое поведение – это система взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографического состояния общности людей.  Его результаты проявляются через демографические процессы, которые представляют наибольший интерес при проведении региональных антропоэкологических исследований. К базовым понятиям демографии, имеющим ключевое значение для экологии человека, относятся: рождаемость, смертность, естественное движение населения, продолжительность жизни, жизненный потенциал населения, миграций населения.

  Демографическое поведение населения, как и любые проявления его жизнедеятельности, сильно зависят от внешних факторов. Например, интенсивное загрязнение окружающей среды может существенно повлиять на репродуктивное поведение населения. Так, техногенные воздействия приводят не только к бесплодию и ранней смертности, но и к тому, что в сильно загрязненных районах некоторые люди опасаются иметь детей из-за страха рождения ребенка с врожденными дефектами.   

Экологическое сознание – это высший уровень духовной активности человека, основанный на понимании необходимости гармонии человека и природы. Иногда его называют созологическим, т.е. природоохранным, что означает понимание неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды, способствующего практической деятельности.

Наличие в тех или иных группах людей высокого уровня экологического сознания чаще всего обусловлено пережитыми ими экологическими катаклизмами, которые заставляют людей задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности для окружающей среды. В первую очередь это связано с эрозией сельскохозяйственных земель в результате неправильной агротехники, пастбищной дигрессии от перевыпаса скота, а также сокращением численности или полным исчезновением промысловых животных или промысловых рыб, с резким уменьшением количества дикорастущих пищевых, лекарственных, витаминоносных растений и т.д. Нередко экологическое сознание появляется слишком поздно, когда уже ничего переделать нельзя, а  иногда – в тот момент, когда целенаправленные действия всей общности позволяют изменить ситуацию в благоприятную сторону.

Видимо, именно такие события были причиной сохранения в общественном сознании определенных созологических правил или созологического этикета, запрещавших членам сообщества те или иные действия, которые рассматривались как преступление против общины. Для коренного сибиряка, например, срубить или повредить кедр, чтобы собрать с него орехи, представляется тяжким грехом. Яркий хранитель экологического сознания – Дерсу Узала, трогательно и с любовью запечатлен в одноименном произведении В.К. Арсеньева (1872 – 1930), этнографа и писателя, страстного защитника дальневосточной природы.  

Профессиональные предпочтения. Условия жизни существенно влияют на выбор профессий внутри реальных общностей людей. При этом определяющая роль принадлежит как природным, так и социально-экономическим условиям. Понятно, что житель тун­дры не может стать земледельцем, а житель пустыни – лесорубом. Природные ресурсы в ареале проживания человеческой общно­сти в значительной мере определяют род занятий людей. Исчезно­вение ресурса ведет к перестройке профессиональной структуры общности. Обмеление Аральского моря привело к исчезновению исконных для этой территории занятий: рыболовства, корабле­вождения, ремонта судов, переработки рыбы и т.д. Множество людей вынуждено было переменить профессию или покинуть по­бережье Арала. За сравнительно короткий промежуток времени общность людей резко изменилась.

Возможности выбора профессиональной деятельности всегда были ограничены. В общине скотоводов-кочевников практически любой человек мог стать только скотоводом, а в общине земле­дельцев можно было заниматься только земледелием. Появление городов расширило количество профессий, но цеховой принцип, достаточно жестко ограничивал возможности, например, сын сапожника чаще всего становился сапожником.

Социальная структура общества также резко сокращала вари­анты выбора рода занятий. Феодал мог выбирать, чем ему заниматься, а у крепостного крестьянина такого выбора почти не было. Хотя, конечно, нет правил без исключения.

Современная жизнь породила десятки тысяч профессий и в демократических странах любому человеку открыт доступ к любо­му занятию. Тем не менее, по-прежнему остаются (правда, в очень сглаженном виде) препятствия для выбора той или иной профес­сиональной карьеры. Существуют национальные, общинные, се­мейные традиции, разделяющие занятия на престижные и непре­стижные. Как и в старину, окружающая природа очень часто дик­тует людям выбор профессии.

Уровень образования. Образование применительно к анализу структуры антропоэкосистемы рассматривается как социальный институт, который выполняет в обществе несколько крайне важ­ных функций – экономическую, социальную и культурную. Эко­номическая функция состоит в создании и поддержании про­фессиональной структуры общества. Образование формирует ра­ботников, владеющих необходимыми знаниями и навыками для выполнения необходимой для общества деятельности. Социальная функция – участие, наряду с семьей и другими общественными институтами, в социализации личности, т. е. в процессе становле­ния каждого человека, усвоения им духовных и культурных цен­ностей, норм, образцов поведения, которые присущи данному обществу или группе людей.

Культурная функция образования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленное культурное наследие в целях просвещения и воспитания людей, формирования их творческих его способностей. Вполне закономерно, что образование влияет на пове­дение людей. Один из важных разделов современного образования – его экологическая составляющая.

Между средним уровнем образования людей и внешним миром существует отчетливая обратная связь. Высокий уровень образования позволяет наиболее эффективно работать, извлекая мак­симум разумно возможного из оборудования и природных ресур­сов, в минимальной степени нарушая при этом окружающую среду. В то же время высокий уровень образования возможен только в обществе с достаточно хорошими социально-экономическими условиями, при которых человек с самых ранних лет не должен думать о куске хлеба. Но помимо возможности получения образования должен быть и стимул для этого. Вероятно, таким стимулом служит отношение близких людей, непосредственного окружения, к получению хорошего образования.

 

2. Структура и функционирование современной антропосферы.

Глобальная антропоэкосистема, то есть все человечество со всей Ойкуменой, может быть обозначена как антропосфера. В 1902 г. основатель российской антропологии и создатель отечественной географической школы Д.Н. Анучин предложил этот термин для обозначения всего человечества как географического явления. Антропосфера сформировалась в результате эволюции и исторического развития человечества. Наиболее важные характеристики антропосферы – это численность и распространенность людей, совокупный экологический потенциал – качество человечества и объем антропогенного взаимодействия с природой планеты. С качеством людей связана оценка экологического потенциала выживания и развития человечества как биологического вида. Выделяют три главные критерии качества людей здоровье, одаренность и воспитанность в самом широком смысле каждого из этих понятий (Хаскин В.В. и др., 2008). Они имеют и биологическую и социальную обусловленность.

Как экологическая система антропосфера состоит из гло­бального биоценоза - вида Homo sapiens – человечества и взаимодействующих с ним биологических форм и глобаль­ного экотопапространства жизни людей и природы Ойку­мены. Экосфера – сочетание современной биосферы и соз­данной людьми техносферы – и есть среда жизни человече­ства или среда антропосферы.

Земля – единственная известная нам обитаемая планета, где возникла и развилась жизнь, сформировалась биосфера, появился носитель разума и создатель цивилизации − чело­век.

Земля обращается вокруг Солнца за время, равное 365,24 суток. Период вращения вокруг оси 23 ч 56 мин 4,1 с. Вращение вокруг оси вызывает смену дня и ночи, а обраще­ние вокруг Солнца – смену времен года. Эти смены высту­пают в качестве главных источников циклической перио­дичности многих биологических процессов.

Большая часть поверхности Земли занята Мировым океаном (361,1 млн км2; 70,8%). Он разделен материками на четыре сообщающихся океана с их морями. Суша имеет площадь 149,1 млн км2 и образует шесть мате­риков и острова. Она примерно на 3/4 занята равнинами, на 1/4 − горами. Около 28% поверхности суши занимают леса, 17% тундры, саванны и редколесья, 16% пустыни, 13% вы­сокие горы и ледники, 25% сельскохозяйственные угодья и другие преобразованные человеком ландшафты.

Атмосфера Земли, общая масса которой 5,15·1015 т, со­стоит из воздуха – смеси N2 (78,1%), О2 (21%), небольших количеств паров воды, СО2, инертных газов и других при­месей. Распределение по широте и над уровнем моря сол­нечной энергии, поступающей на Землю, вызывает в преде­лах географической оболочки закономерную смену клима­та, растительности, почв, животного мира (физико-геогра­фические пояса, природно-климатические зоны, биомы).

Сочетание географического положения какой-либо мест­ности (географическая широта, высота над уровнем моря, удаленность от моря), местного климата, рельефа, наличия водоемов, типа почв, характера и состава растительности и пр. образует множество разнообразных ландшафтов. В пределах одного субконтинента могут встретиться безвод­ные барханные пески под палящим солнцем и сумрачный дождевой тропический лес, разнотравные луга речных до­лин и скалы высоких гор со снежными вершинами, привет­ливые и щедрые на добычу морские лагуны и бескрайние сухие степи. И все это – места обитания человека.

На Земле полностью реализованы главные условия жизни. Слой преобладающего распространения живых ор­ганизмов находится на границе с атмосферой в воде или в среде, пропитанной водой, − иле и почве. Здесь содержатся практически все химические элементы и обеспечена доступ­ность наиболее важных из них – биогенных (С, Н, N, О, Р, S), а также важных для биогенеза металлов (К, Na, Ca, Mg, Fe и др.). Солнце снабжает биосферу лучистой энергией длинноволнового диапазона (300-800 нм), т.е. мягкими ультрафиолетовыми лучами, видимым светом и тепловым излучением. Жесткая часть солнечного спектра (< 300 нм) и космические лучи, опасные для жизни, задерживаются в верхних слоях атмосферы. В климатический диапазон тем­пературы на планете (от -90°С в центре Антарктиды до +58°С в ливийской Сахаре) укладываются все фазовые со­стояния воды и температурные пределы активной жизни (от -3 до + 47°С).

Благодаря этим условиям на Земле стала возможной хи­мическая и биологическая эволюция. Возник живой покров  планеты, который оказал решающее влияние на все процес­сы, происходящие на ее поверхности, и одним из порожде­ний которого стал человек.

Биосферу Земли населяет колоссальное множество (1028-1030) отдельных особей четырех царств: микроорга­низмов, грибов, растений и животных, представляющих не­сколько миллионов биологических видов. Их физико-хими­ческое единство проявляется в бесконечно разнообразных формах. Их общая масса равна приблизительно 5-1012 т; око­ло 90% этого количества представлено наземными расте­ниями; 8% составляют бактерии и грибы, 1,5% - животные. Ежегодно обновляется около 11% биомассы биосферы.

Древние организмы участвовали в создании мощных за­пасов ископаемых топлив, толщ известняков, фосфоритов, скоплений серы, некоторых руд и глинистых пород. Биоген­ная миграция веществ во многом определила формирова­ние ландшафтов и природных зон. Фотосинтез обусловил современный состав атмосферы, от которого зависят окис­лительно-восстановительное равновесие среды, радиацион­ный и тепловой режимы на планете, спектральный состав достигающего поверхности Земли солнечного света. Растительный покров существенно определяет водный баланс, распределение влаги и климатические особенности боль­ших пространств. Живые организмы играют ведущую роль в самоочищении воздуха, океана, рек и озер, от них во мно­гом зависят солевой состав природных вод и распределение многих химических веществ между сушей и океаном. Бла­годаря растениям, животным и микроорганизмам, создается почва и поддерживается ее плодородие. Таким образом, со­вокупность живых организмов − биота биосферы обла­дает мощной средообразующей и средорегулирующей функ­цией. Ее работа направлена на обеспечение условий жизни всех ее членов, в том числе и человека. Она слагается из газо­вой, концентрационной, биохимической, окислительно-вос­становительной и информационной функций совокупности живых организмов. Все вместе они осуществляют глобаль­ный биотический круговорот биогенных элементов.

Человеческая цивилизация привела к появлению на планете новой глобальной материальной системы в виде многослойной насыщенной сферы искусственно созданных объектов − техносферы.

Техносфера это планетарное пространство, находя­щееся под воздействием инструментальной и технической производственной деятельности людей и занятое продукта­ми этой деятельности.

Окружающий всю планету ореол модулированных ра­диоволн, орбиты сотен космических аппаратов и трассы авиалайнеров, населенные пункты, гигантские города, по­лигоны, сеть дорог и паутина линий электропередачи и свя­зи, трубопроводы, миллионы машин и механизмов, массы перемещенных грунтов и отходов, рудники, шахты и сква­жины, каналы и оросительные системы – все это элементы техносферы.

Техносфера возникла в процессе нескольких тысячеле­тий техногенеза. К ней в равной мере относятся и первый костер, разожженный человеком, и Чернобыль, дротик пер­вобытного охотника и баллистические ракеты, египетские пирамиды и небоскребы Манхэттена, идолы острова Пасхи и статуя Свободы в Нью-Йорке.

Техногенез – материальное слагаемое истории человече­ства. С экологической точки зрения это последний по времени этап эволюции, обусловленный деятельностью человека и вносящий в природу Земли чуждые ей вещества, силы и про­цессы.

В веществе техносферы можно выделить техническое ве­щество активно функционирующую часть средств произ­водства, т.е. совокупность действующих инструментов, станков, машин, механизмов, аппаратов, топок, реакторов и т.п. А всю остальную, неактивную, массу техносферы – зда­ния, сооружения, коммуникации, скопления извлеченных пород и отходов производства и потребления, техногенные эмиссии и т.д. − можно обозначить как «техногенное веще­ство». Масса техногенного вещества к настоящему времени достигла колоссальной величины – 8,5·1012 т, что почти в полтора раза больше массы биоты биосферы.

Хотя техносфера, несомненно, планетарное явление, техномасса распределена крайне неравномерно. Почти 90% ее сосредоточены в районах селитебного и горно-промыш­ленного освоения, занимающих более 7 млн км2 (5% площа­ди суши). Однако техногенными влияниями – эмиссиями и потоками веществ, энергии и информации – охвачено прак­тически все пространство планеты.

Существенным отличием техногенного массообмена от биотического круговорота является то, что техносферный круговорот веществ существенно разомкнут и в количест­венном, и в качественном отношении. Поскольку техноген­ный массообмен составляет заметную часть глобального круговорота веществ, своей разомкнутостью он нарушает необходимую высокую степень замкнутости биотического круговорота, которая выработана в процессе длительной эволюции и является важнейшим условием стационарного состояния биосферы.

 

 

3. Краткая характеристика и основные проблемы развития человечества.

Современное человечество – единственная в своем роде и неповторимая совокупность индивидуумов, относящихся к одному биологическому виду Homo sapiens и населяющих Землю. Будучи генетически единым и связанным общим происхождением в силу давнего широкого расселения и возникновения расовых, этнических, социальных и куль­турных различий, человечество оказалось в известной мере разобщенным и утратившим инстинкты видовой общности и видового самосохранения.

Всего в мире насчитывается 234 страны и территории, имеющие постоянное население; из них 188 являются суве­ренными государствами. В 10 странах, насчитывающих ка­ждая более 100 млн человек (Китай, Индия, США, Индоне­зия, Бразилия, Российская Федерация, Пакистан, Япония, Бангладеш, Нигерия), в 2005 г. проживало 3,8 млрд человек (59,4% населения мира).

Расовую структуру человечества представляют четыре расы – негроидная, близкая к ней австралоидная (их иногда объединяют под названием «экваториальные расы»), европеоидная и монголоидная. В мире насчитывается около 5 тыс. народов и примерно столько же языков. На 12 наиболее распростра­ненных языках говорит почти 2/3 населения мира. 20 наи­более крупных народов составляют 55% человечества; но пока еще сохранились народы, состоящие всего из несколь­ких сотен или даже десятков человек: андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, ботокуды в Бразилии, алакалуфы и ямана в Аргентине и Чили и др.

По числу приверженцев различных религий (в млн. че­ловек) на первом месте находятся христиане (1800), затем следуют мусульмане (900), индуисты (750), буддисты (300), конфуцианцы (180), синтоисты (90).

Как уже было указано, нынешняя (2006 г.) численность человечества составляет 6,5 млрд человек. В современном мировом народонаселении доля женщин равна 49,7% с ко­лебаниями в разных странах от 48 до 53%. В возрастной структуре населения мира 32% занимают дети (0-14 лет), 61% люди в возрасте от 15 до 64 лет и 6% люди старше 65 лет. Усредненная по полу и возрасту масса тела современ­ного человека составляет 51,8 кг. Следовательно, суммар­ная живая масса всех людей планеты близка к 340 млн т (это около 1% биомассы всех наземных животных планеты и около 10% биомассы всех 4 тыс. видов млекопитающих). Средняя продолжительность жизни людей 63,8 года; в том числе мужчин – 61,8 (от 41 до 79 лет в разных странах), женщин – 65,9 (от 42 до 83 лет). Продолжительность жиз­ни людей в среднем в 2 раза превышает естественную продолжительность жизни млекопитающих животных с такой же массой тела.

Человек проник во все точки поверхности Земли и в око­лоземное пространство, но постоянное обитание ограниче­но сушей планеты. По данным ООН общая площадь обитае­мой суши составляет 136,3 млн км2 (91,6% всей суши). Од­нако реальное географическое пространство постоянного обитания людей несколько меньше: около 115 млн км2. Все равно это во много раз больше любого другого видового ареала наземных животных. Не заселены только поляр­ные районы (к северу от 78 с.ш. и к югу от 54 ю.ш.), высоко­горье выше 4500-5000 м, значительные площади самых крупных пустынь Азии и Африки и отдельные участки тай­ги и сельвы. Более 90% людей живут в долинах рек и их притоков на высотах менее 1000 м. В 200-километровой по­лосе вдоль морских побережий (16% площади суши) живет 50% людей.

Если из всего обитаемого пространства исключить тер­ритории с экстремальными условиями жизни (часть Субарктики, территории со среднегодовой температурой ниже 0°С, высокогорье выше 2500 м, маловодные, лишенные рас­тительности и другие мало пригодные для жизни районы), то эффективная территория обитания людей по стандарту ВОЗ-ООН сокращается до 88 млн км2.

Будучи по происхождению населением тропиков 3/4 часть современного человечества осталась в этой зоне, остальные обитают в умеренном поясе, не менее 12 млн человек постоянно живут в Субарктике. Так что климатические условия, к ко­торым приспособились люди, варьируют очень широко. Есть обитаемые места в тропиках, где суточный и сезонный ход температуры не превышает 10°С, и большое пространст­во в Азии с резко континентальным климатом и годовым ходом температуры до 100°С; многие люди живут на уровне и даже ниже уровня моря и выше 4500 м в Гималаях и Ан­дах; в местах, где почти непрерывно идет дождь (Бангла­деш) и где его никогда не бывает (Намиб, Атакама); в мес­тах, где пища всегда «под рукой» и где ее добыча связана с риском для жизни.

Средняя плотность населения Ойкумены Земли около 56,5 человек на 1 км2; она очень сильно варьирует по раз­личным регионам и континентам - от 3,2 в Австралии до 103 в зарубежной Европе. В европейской части России сред­няя плотность равна 29, а в азиатской – менее 2,3 чел/км2. В целом в наиболее густонаселенных районах мира, занимаю­щих 7% территории Ойкумены, сосредоточено 75% населения Земли. Здесь средняя плотность составляет уже 480 чел./км2. Разумеется, в некоторых странах и регионах распределен­ная плотность еще больше.

Главным  фактором  нарастания  плотности  популяций людей является урбанизация – концентрация людей в го­родах. Город – это преобладающая экологическая ниша со­временного человечества. Она наиболее далека от естест­венной среды и по многим параметрам экстремальна. В го­роде достигается наибольшая плотность техногенной энер­гетики и техногенных воздействий на организм человека. В 2000 г. доля людей всего мира, живущих или работающих, т.е. проводящих большую часть активного времени суток в городах с численностью более 100 тыс., достигла 50%. С 1950 по 2000 г. число жителей в городах увеличилось в 4 раза. При этом сельское население увеличилось всего на 80%, а во многих странах даже уменьшилось. Число горо­дов мира с населением более 1 млн перевалило за 320; из них в 50 городах проживает более 5 млн человек. Распре­деленная плотность населения в крупных городах достига­ет многих тысяч человек на км2 (Москва – 5980, Нью-Йорк – 9400, Шанхай – 11100, Гонконг – 14000). При локальных временных скоплениях людей (произ­водственные помещения, общественный транспорт, зрели­ща и т.п.) плотность доходит до прямого физического кон­такта многих индивидов.

Для экологии человека в городе характерна изоляция от необходимой массы растений, живой почвы и воды, участ­вующих в очищении среды. Городское жилище экранирует человека от природы и незаметно для себя он оказывается в обстановке благоустроенного карцера. Значительные контингенты населения крупных городов постоянно находятся в состоянии стресса, сходного с дегенеративным стрессом перенаселенных популяций мелких животных. Н.Н. Моисе­ев (1990) назвал такое состояние «феноменом леммингов». Но у леммингов перенаселенность разряжается массовой миграцией и гибелью значительной части популяции, а у людей миграция не доходит до «исхода», а высокая смерт­ность замещается хронической патологией.

Социальные последствия большой численности людей можно отнести к своего рода проявлениям закона «на всех не хватит». Они тесно сопряжены с экономикой. Сложив­шееся различие условий и качества жизни разных популя­ций, становление этносов, религий и классовых обществ, возникновение «цивилизационных разломов» привели, в конечном счете, к очень глубокой экономической и социаль­ной дифференциации разных частей человечества (Моисе­ев, 1994). Пройдя через всю историю людей, это неравенст­во не смягчилось, а стало даже более контрастным, так как цивилизация все время наращивала разрыв между макси­мальными возможностями получения благ и их реальной доступностью для людей. Степень неравенства жизненных шансов у людей такова, какой никогда не бывает в природе у животных, сохраненных естественным отбором.

Исторически очень быстрое увеличение народонаселе­ния серьезно обострило социальную и социально-психоло­гическую ситуации в мире. Потому что прирост происходит в основном за счет людей, которым недоступны высокие стандарты благополучия, но которые уже знают о них бла­годаря средствам массовой информации. Недоступность высокого качества жизни обусловлена низким уровнем со­циально-экономического развития многих стран и постоян­ным относительным сокращением и качественным искаже­нием мирового рынка труда. В настоящее время численность экономически активного населения, т.е. людей, которые непо­средственно участвуют в производстве и распределении ма­териальных благ, составляет не более 50% трудоспособного населения планеты или чуть больше 20% общей численно­сти людей. Другими словами, каждый работающий обеспе­чивает себя и еще четверых. Но это при относительно низ­кой средней производительности труда. По мере ее повыше­ния часть трудовых ресурсов перемещается в сферу обслу­живания, но общий уровень занятости все же заметно снижается. Все чаще приходится сталкиваться с аномаль­ным – от нечего делать – поведением масс молодых людей. И все чаще именно бизнес высказывается против роста на­селения и готов стимулировать депопуляцию.

Все необходимое для более чем 6-миллиардного населе­ния планеты могут сделать несколько государств или несколько транснациональных корпораций. Это касается и промышленного, и сельскохозяйственного производства. Есть колоссальные ресурсы, которые просто невыгодно ос­ваивать. Поэтому сейчас в мире идет жесточайшая конку­ренция не за рынки сбыта, а за право производства того или иного товара. Но при этом остаются миллионы проиграв­ших.

Проблемы «лишних людей», безработицы, дефицита ра­бочих мест вызывают целую цепь деформаций экономики и негативных социальных явлений – от нищеты, иждивенче­ства, привычки жить на пособия до незаконной миграции и роста преступности. Миллионы людей вынуждены или счи­тают нужным заниматься деятельностью, которая с точки зрения социальной экологии в сущности не нужна или вооб­ще противоречит нормальному устойчивому существова­нию человечества не только как биологического вида, но и как социума существ, считающих себя разумными. С этой точки зрения за пределами здравого смысла оказывается производство танков и авианосцев, взрывчатки, отравляю­щих веществ и наркотиков.

Экономическое неравенство государств, усугубляемое ростом народонаселения, добавляет к этому геополитиче­ские противоречия «Восток – Запад», «Север – Юг», воз­растающий напор иммиграции в экономически благополуч­ные страны, этнический сепаратизм, терроризм, межнацио­нальные и межрелигиозные конфликты. Миллионы людей участвуют в постоянно вспыхивающих локальных войнах, будто подтверждая наследование древней склонности к ге­ноциду и каннибализму. Социальное неблагополучие мно­гих людей, причем даже в экономически благополучных странах, подтверждается ростом числа самоубийств. Разу­меется, избыточная численность людей – не единственная причина социального неблагополучия, но она занимает ключевое положение в совокупности ряда причин.

Касаясь этих проблем, А.А. Нейфах в статье «Почему мы такие?» (1995) пишет: «Складывается впечатление, что ме­жду высоким интеллектуальным и техническим потенциа­лом человечества, с одной стороны, и природой человека, его наследственными биологическими свойствами с другой, су­ществует глубокое и, может быть, неразрешимое противо­речие».

 

4. Значение изучения антропоэкосистем для экологии человека.

 Изучение антропоэкосистем преследует определенные цели, которые, на основе теории систем можно сформулировать следу­ющим образом:

1)   выделение конкретной системы из множества других объектов;     

2)   изучение структуры системы;

3)   изучение поведения системы;

4)   прогнозирование поведения системы;

5)   управление системой.

При этом необходимо принимать во внимание, что антропо­экосистемы обладают определенной устойчивостью, которая мо­жет быть нарушена неадекватными действиями руководителей, самого населения, внешних сил.

Знания, получаемые об антропоэкосистеме путем анализа и оценки процессов, происходящих во всей антропоэкосистеме и в отдельных ее блоках, позволяют достичь большинства поставлен­ных целей. По крайней мере, они делают реальным прогноз пове­дения системы. Прогноз, в свою очередь, намечает пути управле­ния если не всей системой, то отдельными ее блоками, что при­водит к частичной (а иногда и к тотальной) оптимизации всей системы.